- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа клубного объединения Учимся общаться
Программа клубного объединения Учимся общаться
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горбунова Н.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа клубного объединения
«Учимся общаться»
-
Пояснительная записка.
Этическая беседа - беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности - занимает большое место в учебно - воспитательном процессе. Во время беседы учащиеся не только получают информацию о сущности и содержании тех или иных норм и принципов морали, но в ее процессе между участниками происходит обмен собственными мнениями и суждениями.
У детей существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний, необходимых для доступных им обобщений.
Разрозненные, подчас противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических, заранее запланированных этических бесед.
Очень важно, чтобы беседа происходила не только между учителем и «сильными» учениками, но и со всем коллективом класса. В беседе создаются условия для проявления активности и самостоятельности учащихся, для высказывания своих взглядов и суждений.
Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое - то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким - то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются продолжением знаний, чувств другого.
В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель - узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых, или его нет. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умение вычленять из всех жизненных факторов нравственную сторону, умение их оценивать по нравственному критерию.
Беседы в 1 - 3 классах по таким направлениям: «Моя малая Родина», «О товариществе и дружбе», «О честности и умении держать слово», «О сознательной дисциплине и культуре поведения», «О непримиримости к равнодушию и злу». Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 3 классу. Усвоенные этические беседы (понятия) позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляется обобщенные формы предписания сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на четыре года обучения. Объем программы 432 часа - 108 часов в год, занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа со всей группой и по 1 часу 30 минут с подгруппой.
Материалы ко всем беседам располагаются по единому плану:
-
Вопросы для обсуждения с детьми.
-
Цель занятия.
-
Проведение беседы.
-
Иллюстративный материал для использования в работе с детьми.
Обучение основывается на следующих принципах:
-
Личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребенка);
-
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности);
-
Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
-
Сотрудничества и ответственности;
-
Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
-
Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются следующие методы.
-
Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия. Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий
-
Методы стимулирования и мотивации деятельности: соревнование, ситуация переживания успеха, поощрение.
-
Методы организации деятельности: упражнение, иллюстрация и демонстрация, игра, драматизация (разыгрывание различных ситуаций), педагогическое требование, воспитывающие ситуации.
-
Методы контроля педагогического процесса: наблюдение, методы специальной диагностики, письменный контроль, опрос.
Программа предусматривает использование следующих форм работы обучающихся: фронтальная, работа в малых группах, работа в парах, индивидуальная работа.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), экскурсия, игровое занятие, самостоятельная работа.
Виды контроля:
-
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
-
Текущий, проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
-
Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого модуля;
-
Итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.
Возраст обучающихся - 7- 11 лет, время обучения в начальной школе.
Место проведения: детский сад, ДДТ, школа.
Состав группы постоянный, набор детей свободный. Количество обучающихся в группе от 15 до 25, в подгруппе от 8 до 12человек.
Цель: Узнать и понять какие нравственные нормы и требования существуют в обществе.
Задачи:
-
Обучение собранности, умению принимать решения в критических ситуациях;
-
Привитие любви к работе с книгами и другими источниками знаний;
-
Формирование нравственного сознания.
-
Учебно - тематический план.
1 год обучения.
№
п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
сам - ая работа
практика
1
Вводное занятие
3
1
1
1
2
Моя малая Родина
6
3,5
1
1,5
3
О добросовестном отношении к учению и труду
6
3,5
1
1,5
4
Что такое справедливость
6
3,5
1
1,5
5
О заботливом отношении к людям
6
3,5
1
1,5
6
О правдивости и честности человека
6
3,5
1
1,5
7
Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным
6
3,5
1
1,5
8
Будь непримиримым к грубости и черствости
6
3,5
1
1,5
9
О коллективизме
6
3,5
1
1,5
10
Взаимопомощь взаимоподдержка ребят
6
3,5
1
1,5
11
Игровая форма
60
30
10
20
2 год обучения.
№
п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
сам - ая работа
практика
1
Вводное занятие
3
1
1
1
2
Любить Родину значит быть ей полезным
6
3,5
1
1,5
3
Старайся быть справедливым в словах и поступках
6
3,5
1
1,5
4
Скромный не хвастает добрыми делами и поступками
6
3,5
1
1,5
5
О бескорыстии в дружбе
6
3,5
1
1,5
6
Бережно относись к школьному имуществу
6
3,5
1
1,5
7
Верность слову и обещаниям
6
3,5
1
1,5
8
Слова вежливости
6
3,5
1
1,5
9
Не будь равнодушным
6
3,5
1
1,5
10
Каждый за всех, все за одного - основное правило коллективизма
6
3,5
1
1,5
11
Игровая форма
60
30
10
20
3 год обучения.
№
п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
сам - ая работа
практика
1
Вводное занятие
3
1
1
1
2
Братская дружба народов
6
3,5
1
1,5
3
Умей трудиться в коллективе
6
3,5
1
1,5
4
Соблюдай нормы справедливости в коллективе
6
3,5
1
1,5
5
Об отзывчивости человека
6
3,5
1
1,5
6
Сопереживание в радости и горе товарищам
6
3,5
1
1,5
7
Честен тот, кто работает на совесть
6
3,5
1
1,5
8
Правила, обязательные для всех
6
3,5
1
1,5
9
Твоя готовность выступать против лжи, нечестности
6
3,5
1
1,5
10
Личная ответственность за общие дела коллектива
6
3,5
1
1,5
11
Игровая форма
60
30
10
20
3. Содержание деятельности.
1 год обучения.
Тема: «Моя малая Родина».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам, зеленым насаждениям, животным, птицам.
-
Участие в благоустройстве, озеленении своего двора, улицы.
Цель занятия: учить детей определять, какую посильную помощь каждый из них может принести школе, селу.
Д/з: нарисовать рисунок «Село мое родное».
Тема: «О добросовестном отношении к учению и труду».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Добросовестное, прилежное отношение каждого школьника к учению, общественно - полезному, обслуживающему труду.
-
Умение преодолевать трудности в учении и труде.
Цель: дети должны уяснить общественное значение труда, понять какую пользу приносит труд людей разных профессий.
Тема: «Что такое справедливость».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Справедливое распределение общественных поручений, заданий между всеми ребятами, поровну, по силам каждому.
-
Выполнение интересных и неинтересных, легких и трудных, приятных и неприятных дел по очереди.
-
Исправление допущенной несправедливости.
Цель: раскрыть смысл справедливости как распределение «поровну» и «по силам».
Тема: «О заботливом отношении к людям».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Уважительное и заботливое отношение к младшим, старшим и сверстникам, родителям и родным.
-
Проявление особого внимания и проявления чуткости к ветеранам войны и инвалидам труда.
-
Недопустимость черствости, бездушия к людям, жадности.
Цель: дать понять детям, что на все хорошее, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям.
Тема: «Взаимопомощь и взаимная поддержка ребят».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Взаимная помощь в учении и труде.
-
Стремление передать товарищу свои знания, умения.
-
недопустимость ябедничества.
Цель: показать детям, что при неумении следует научить товарища тому, что сам умеешь делать.
Тема: «О правдивости и честности человека».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Честный человек не обманывает товарищей, родных и взрослых.
-
Не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признается в них.
-
Не берет чужого, не присваивает найденную вещь.
Цель: помочь детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Тема: «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида.
-
Обязательное выполнение правил для учащихся.
-
Стремление к аккуратности и организованности, дисциплинированности.
-
Непримиримость к нарушениям правил чистоты, порядка, организованности и дисциплины.
Цель: необходимо связывать конкретные правила культурного поведения с воспитанием у детей гуманного отношения к людям, уважение к личности человека.
Тема: «Будь непримиримым к грубости и черствости».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Осуждение неуважительного отношения к младшим, сверстникам и взрослым.
-
Недопустимость кличек и прозвищ.
-
Осуждение бездушного и жестокого отношения к животным.
Цель: подвести детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить.
Тема: «Будьте взаимно вежливы»
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Знание правил вежливости и деликатности.
-
Проявление вежливости и приветливости к людям.
-
Умение пользоваться вежливыми словами.
Цель: подвести детей к мысли, что вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ним.
Тема: «Не будь равнодушным».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Умение заметить, где нужна твоя помощь.
-
Непримиримость к лени, безделию.
Цель: обсудить с детьми, могут ли они самостоятельно прийти на помощь человеку, есть ли у них стремление проявить инициативу в организации полезных и добрых дел для своего коллектива и окружающих людей.
2 год обучения.
Тема: «Любить Родину значит быть ей полезным».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Представления о трудовых достижениях людей, чувство гордости за самоотверженный труд.
-
Посильное участие ребят в труде взрослых.
-
Защита Родины - священный долг каждого гражданина.
Цель: уметь привести примеры добросовестного самоотверженного отношения людей к труду, бережное отношение к собственности.
Д/з: узнать о труде своих родителей, бабушек, дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие этот труд.
Тема: «Бережное отношение к школьному и общественному имуществу»
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Бережное отношение к результатам труда человека, к школьному имуществу, одежде своей и товарищей.
-
Участие каждого ребенка в работе по сохранности школьного имущества, учебников, книг.
Цель: дети должны сами определить, где и когда нужно проявлять бережливость.
Тема: «Старайтесь быть справедливым в словах и поступках».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Проявление объективности и беспристрастности в оценках поступков товарищей и своих собственных.
-
Недопустимость оговоров товарищей.
-
Умение защитить товарища от несправедливой оценки его поступков, выполнение трудовых и общественных поручений.
Цель: научить детей выступить в защиту того, кто в какой - то момент недостаточно правильно понять или другими людьми, или коллективом.
Тема: «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Скромный не хвастает своими успехами в учении, и труде, не считает, что он все знает.
-
Добрые дела и поступки совершает не напоказ.
-
Стремиться преодолеть проявления хвастливости, самоуверенности.
Цель: на конкретных примерах показать детям, что некоторые люди в общении с товарищами стараются подчеркнуть свое превосходство над другими.
Тема: «О бескорыстии в дружбе».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Бескорыстная забота о товарищах.
-
Радость от совместной работы с товарищами, общение с ними, обсуждение прочитанных книг, от взаимного обогащения знаниями и умениями.
-
Преодоление отрицательных явлений в дружбе - корысти, эгоизме.
Цель: учить умению общаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
Тема: «Верность слову обещаниям».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Честный человек умеет сдержать свое слово, выполнить обещание.
-
Не обещай не обдумав, может ли выполнить обещанное товарищу, родным, коллективу.
-
Выполняет данное обещание, общественное поручение точно в срок и доводит дело до конца.
Цель: побуждать детей к стремлению обязательно выполнять данное слово, научиться осуществлять свои обещания и порученные коллективом обязанности.
3 год обучения.
Тема: «Братская дружба народов»
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Наша Родина - многонациональное государство.
-
Представление о жизни и делах ребят разной национальности.
-
Бескорыстная помощь народам и детям других стран.
Цель: рассказать о том, что существует 15 республик. В каждой национальной республике живут люди одной национальности. Например, в Белорусской - белорусы, в Казахской - казахи. У каждого народа свой язык, свои обычаи, свои танцы, песни, национальные костюмы.
Тема: «Умей трудиться в коллективе».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Умение работать сообща, коллективно распределяя работу так, чтобы каждый знал, что он будет делать.
-
Выполнение своей доли общей работы старательно и в срок.
-
Проявление в труде организованности и умения помочь товарищу.
Цель: в основу такой беседы должны быть положены факты из жизни самих детей их общественно полезной деятельности. Материал для беседы получается, в результате целенаправленных наблюдений за характером возникающих взаимоотношений между детьми во время работы на уроках труда.
Тема: Соблюдай нормы справедливости в коллективе».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Уважительное отношение к мнению товарища, коллектива, справедливая его оценка.
-
Умение открыто выступить против несправедливого мнения, поступка товарища, коллектива.
-
Настойчивость в защите своего мнения, если уверен в его справедливости, правильности.
-
Недопустимость упрямства в отношении своего несправедливого мнения, оценки.
Цель: подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если окажешься в меньшинстве.
Тема: «Об отзывчивости человека».
Вопросы для обсуждения с детьми:
-
Стремление легко отзываться на чужие нужды.
-
Умение замечать, кому нужна помощь, без подсказки взрослых.
-
Осуждение безучастного отношения к человеку, равнодушие.
Цель: акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим. Отзывчивость нужно проявлять не только к родным и близким, к взрослым, но и сверстникам, соученикам, друзьям и товарищам.
4 год обучения.
Сезонные праздники.
-
№ п/п
Название.
Часы.
1
Праздник «Золотая осень»
6
2
Праздник «С днем рождения!»
6
3
Праздник «Народного костюма»
6
4
Праздник «Эти удивительные животные»
6
5
Праздник «Обучение грамоте»
6
6
Праздник «Зимние посиделки»
6
7
Праздник «Новый год»
6
8
Праздник «Мы за чаем не скучаем»
6
9
Тематическое занятие «Откуда мы родом»
6
10
Праздник к 23 февраля
3
11
Тематическое занятие «Без книги жить нельзя на свете»
6
12
Праздник «Мои увлечения и достижения»
6
13
Да здравствуют каникулы.
6
14
Праздник «Как обидно, что день рождения только раз в году»
6
15
Чудаки всех стран, объединяйтесь.
6
16
Праздник к 8 Марта «Коса - девичья краса!»
6
17
«В гостях у сказки»
6
18
Прощание с начальной школой.
6
19
Итоговая аттестация.
3
20
Итоговое представление клуба.
6
В процессе занятий используются различные методы обучения и воспитания.
Методы организации деятельности.
-
Упражнение;
-
Создание воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования.
-
Соревнование;
-
Поощрение.
Методы формирования сознания личности.
-
Беседы;
-
Мини - доклады;
-
Пример.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности.
-
Педагогической наблюдение;
-
Выполнение поручений.
В программе учтены следующие принципы отбора содержания.
-
Целенаправленность;
-
Связь с жизнью;
-
Доступность, учет возрастных особенностей детей.
-
Ожидаемые результаты и механизмы их достижения.
Ожидаемые результаты.
Механизм достижения.
Первый год обучения
Знать:
Правила культурного поведения, воспитание гуманного отношения к людям, уважение к личности человека.
Уметь:
Делать самостоятельные выводы, которые нужно запомнить.
Беседы, сочинения, игры, работа с книгой.
Второй год обучения.
Знать:
Правила вежливости и деликатности. Труд своих родителей, бабушек, дедушек и т.д.
Уметь:
Осуществлять свои обещания и порученные коллективом обязанности. Умение общаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг. Умение приводить примеры.
Беседы, выполнение творческих упражнений, работа с книгой, игры.
Третий год обучения.
Знать:
Повседневное соблюдение «Правил для учащихся». Выполнять творческие задания, требующие творческого применения знаний. Работать с книгой, как и источником знаний. Освоение детьми технологий коллективного обсуждения и принятия общего решения.
Беседы, выполнение творческих упражнений, работа с книгой, игры.
-
Условия реализации программы.
По данной программе занимаются 17 детей. Формы занятий групповые, по подгруппам и индивидуальные. Для реализации данной программы есть специальная литература, ни каких специальных технических средств не нужно.