Программа клубного объединения Учимся общаться

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа клубного объединения

«Учимся общаться»



  1. Пояснительная записка.

Этическая беседа - беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности - занимает большое место в учебно - воспитательном процессе. Во время беседы учащиеся не только получают информацию о сущности и содержании тех или иных норм и принципов морали, но в ее процессе между участниками происходит обмен собственными мнениями и суждениями.

У детей существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний, необходимых для доступных им обобщений.

Разрозненные, подчас противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических, заранее запланированных этических бесед.

Очень важно, чтобы беседа происходила не только между учителем и «сильными» учениками, но и со всем коллективом класса. В беседе создаются условия для проявления активности и самостоятельности учащихся, для высказывания своих взглядов и суждений.

Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое - то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким - то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются продолжением знаний, чувств другого.

В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель - узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых, или его нет. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умение вычленять из всех жизненных факторов нравственную сторону, умение их оценивать по нравственному критерию.

Беседы в 1 - 3 классах по таким направлениям: «Моя малая Родина», «О товариществе и дружбе», «О честности и умении держать слово», «О сознательной дисциплине и культуре поведения», «О непримиримости к равнодушию и злу». Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 3 классу. Усвоенные этические беседы (понятия) позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляется обобщенные формы предписания сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на четыре года обучения. Объем программы 432 часа - 108 часов в год, занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа со всей группой и по 1 часу 30 минут с подгруппой.

Материалы ко всем беседам располагаются по единому плану:

  1. Вопросы для обсуждения с детьми.

  2. Цель занятия.

  3. Проведение беседы.

  4. Иллюстративный материал для использования в работе с детьми.

Обучение основывается на следующих принципах:

  • Личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребенка);

  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности);

  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • Сотрудничества и ответственности;

  • Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • Систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы.

  • Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия. Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий

  • Методы стимулирования и мотивации деятельности: соревнование, ситуация переживания успеха, поощрение.

  • Методы организации деятельности: упражнение, иллюстрация и демонстрация, игра, драматизация (разыгрывание различных ситуаций), педагогическое требование, воспитывающие ситуации.

  • Методы контроля педагогического процесса: наблюдение, методы специальной диагностики, письменный контроль, опрос.

Программа предусматривает использование следующих форм работы обучающихся: фронтальная, работа в малых группах, работа в парах, индивидуальная работа.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), экскурсия, игровое занятие, самостоятельная работа.

Виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • Текущий, проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

  • Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого модуля;

  • Итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.

Возраст обучающихся - 7- 11 лет, время обучения в начальной школе.

Место проведения: детский сад, ДДТ, школа.

Состав группы постоянный, набор детей свободный. Количество обучающихся в группе от 15 до 25, в подгруппе от 8 до 12человек.

Цель: Узнать и понять какие нравственные нормы и требования существуют в обществе.

Задачи:

  • Обучение собранности, умению принимать решения в критических ситуациях;

  • Привитие любви к работе с книгами и другими источниками знаний;

  • Формирование нравственного сознания.





  1. Учебно - тематический план.


1 год обучения.

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

сам - ая работа

практика

1

Вводное занятие

3

1

1

1

2

Моя малая Родина

6

3,5

1

1,5

3

О добросовестном отношении к учению и труду

6

3,5

1

1,5

4

Что такое справедливость

6

3,5

1

1,5

5

О заботливом отношении к людям

6

3,5

1

1,5

6

О правдивости и честности человека

6

3,5

1

1,5

7

Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным

6

3,5

1

1,5

8

Будь непримиримым к грубости и черствости

6

3,5

1

1,5

9

О коллективизме

6

3,5

1

1,5

10

Взаимопомощь взаимоподдержка ребят

6

3,5

1

1,5

11

Игровая форма

60

30

10

20



2 год обучения.


п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

сам - ая работа

практика

1

Вводное занятие

3

1

1

1

2

Любить Родину значит быть ей полезным

6

3,5

1

1,5

3

Старайся быть справедливым в словах и поступках

6

3,5

1

1,5

4

Скромный не хвастает добрыми делами и поступками

6

3,5

1

1,5

5

О бескорыстии в дружбе

6

3,5

1

1,5

6

Бережно относись к школьному имуществу

6

3,5

1

1,5

7

Верность слову и обещаниям

6

3,5

1

1,5

8

Слова вежливости

6

3,5

1

1,5

9

Не будь равнодушным

6

3,5

1

1,5

10

Каждый за всех, все за одного - основное правило коллективизма

6

3,5

1

1,5

11

Игровая форма

60

30

10

20



3 год обучения.


п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

сам - ая работа

практика

1

Вводное занятие

3

1

1

1

2

Братская дружба народов

6

3,5

1

1,5

3

Умей трудиться в коллективе

6

3,5

1

1,5

4

Соблюдай нормы справедливости в коллективе

6

3,5

1

1,5

5

Об отзывчивости человека

6

3,5

1

1,5

6

Сопереживание в радости и горе товарищам

6

3,5

1

1,5

7

Честен тот, кто работает на совесть

6

3,5

1

1,5

8

Правила, обязательные для всех

6

3,5

1

1,5

9

Твоя готовность выступать против лжи, нечестности

6

3,5

1

1,5

10

Личная ответственность за общие дела коллектива

6

3,5

1

1,5

11

Игровая форма

60

30

10

20



3. Содержание деятельности.


1 год обучения.


Тема: «Моя малая Родина».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам, зеленым насаждениям, животным, птицам.

  2. Участие в благоустройстве, озеленении своего двора, улицы.

Цель занятия: учить детей определять, какую посильную помощь каждый из них может принести школе, селу.

Д/з: нарисовать рисунок «Село мое родное».

Тема: «О добросовестном отношении к учению и труду».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Добросовестное, прилежное отношение каждого школьника к учению, общественно - полезному, обслуживающему труду.

  2. Умение преодолевать трудности в учении и труде.

Цель: дети должны уяснить общественное значение труда, понять какую пользу приносит труд людей разных профессий.

Тема: «Что такое справедливость».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Справедливое распределение общественных поручений, заданий между всеми ребятами, поровну, по силам каждому.

  2. Выполнение интересных и неинтересных, легких и трудных, приятных и неприятных дел по очереди.

  3. Исправление допущенной несправедливости.

Цель: раскрыть смысл справедливости как распределение «поровну» и «по силам».

Тема: «О заботливом отношении к людям».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Уважительное и заботливое отношение к младшим, старшим и сверстникам, родителям и родным.

  2. Проявление особого внимания и проявления чуткости к ветеранам войны и инвалидам труда.

  3. Недопустимость черствости, бездушия к людям, жадности.

Цель: дать понять детям, что на все хорошее, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям.

Тема: «Взаимопомощь и взаимная поддержка ребят».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Взаимная помощь в учении и труде.

  2. Стремление передать товарищу свои знания, умения.

  3. недопустимость ябедничества.

Цель: показать детям, что при неумении следует научить товарища тому, что сам умеешь делать.

Тема: «О правдивости и честности человека».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Честный человек не обманывает товарищей, родных и взрослых.

  2. Не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признается в них.

  3. Не берет чужого, не присваивает найденную вещь.

Цель: помочь детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.

Тема: «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида.

  2. Обязательное выполнение правил для учащихся.

  3. Стремление к аккуратности и организованности, дисциплинированности.

  4. Непримиримость к нарушениям правил чистоты, порядка, организованности и дисциплины.

Цель: необходимо связывать конкретные правила культурного поведения с воспитанием у детей гуманного отношения к людям, уважение к личности человека.

Тема: «Будь непримиримым к грубости и черствости».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Осуждение неуважительного отношения к младшим, сверстникам и взрослым.

  2. Недопустимость кличек и прозвищ.

  3. Осуждение бездушного и жестокого отношения к животным.

Цель: подвести детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить.

Тема: «Будьте взаимно вежливы»


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Знание правил вежливости и деликатности.

  2. Проявление вежливости и приветливости к людям.

  3. Умение пользоваться вежливыми словами.

Цель: подвести детей к мысли, что вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ним.

Тема: «Не будь равнодушным».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Умение заметить, где нужна твоя помощь.

  2. Непримиримость к лени, безделию.

Цель: обсудить с детьми, могут ли они самостоятельно прийти на помощь человеку, есть ли у них стремление проявить инициативу в организации полезных и добрых дел для своего коллектива и окружающих людей.

2 год обучения.


Тема: «Любить Родину значит быть ей полезным».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Представления о трудовых достижениях людей, чувство гордости за самоотверженный труд.

  2. Посильное участие ребят в труде взрослых.

  3. Защита Родины - священный долг каждого гражданина.

Цель: уметь привести примеры добросовестного самоотверженного отношения людей к труду, бережное отношение к собственности.

Д/з: узнать о труде своих родителей, бабушек, дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие этот труд.

Тема: «Бережное отношение к школьному и общественному имуществу»


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Бережное отношение к результатам труда человека, к школьному имуществу, одежде своей и товарищей.

  2. Участие каждого ребенка в работе по сохранности школьного имущества, учебников, книг.

Цель: дети должны сами определить, где и когда нужно проявлять бережливость.


Тема: «Старайтесь быть справедливым в словах и поступках».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Проявление объективности и беспристрастности в оценках поступков товарищей и своих собственных.

  2. Недопустимость оговоров товарищей.

  3. Умение защитить товарища от несправедливой оценки его поступков, выполнение трудовых и общественных поручений.

Цель: научить детей выступить в защиту того, кто в какой - то момент недостаточно правильно понять или другими людьми, или коллективом.

Тема: «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Скромный не хвастает своими успехами в учении, и труде, не считает, что он все знает.

  2. Добрые дела и поступки совершает не напоказ.

  3. Стремиться преодолеть проявления хвастливости, самоуверенности.

Цель: на конкретных примерах показать детям, что некоторые люди в общении с товарищами стараются подчеркнуть свое превосходство над другими.

Тема: «О бескорыстии в дружбе».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Бескорыстная забота о товарищах.

  2. Радость от совместной работы с товарищами, общение с ними, обсуждение прочитанных книг, от взаимного обогащения знаниями и умениями.

  3. Преодоление отрицательных явлений в дружбе - корысти, эгоизме.

Цель: учить умению общаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.

Тема: «Верность слову обещаниям».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Честный человек умеет сдержать свое слово, выполнить обещание.

  2. Не обещай не обдумав, может ли выполнить обещанное товарищу, родным, коллективу.

  3. Выполняет данное обещание, общественное поручение точно в срок и доводит дело до конца.

Цель: побуждать детей к стремлению обязательно выполнять данное слово, научиться осуществлять свои обещания и порученные коллективом обязанности.


3 год обучения.


Тема: «Братская дружба народов»


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Наша Родина - многонациональное государство.

  2. Представление о жизни и делах ребят разной национальности.

  3. Бескорыстная помощь народам и детям других стран.

Цель: рассказать о том, что существует 15 республик. В каждой национальной республике живут люди одной национальности. Например, в Белорусской - белорусы, в Казахской - казахи. У каждого народа свой язык, свои обычаи, свои танцы, песни, национальные костюмы.

Тема: «Умей трудиться в коллективе».

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Умение работать сообща, коллективно распределяя работу так, чтобы каждый знал, что он будет делать.

  2. Выполнение своей доли общей работы старательно и в срок.

  3. Проявление в труде организованности и умения помочь товарищу.

Цель: в основу такой беседы должны быть положены факты из жизни самих детей их общественно полезной деятельности. Материал для беседы получается, в результате целенаправленных наблюдений за характером возникающих взаимоотношений между детьми во время работы на уроках труда.

Тема: Соблюдай нормы справедливости в коллективе».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Уважительное отношение к мнению товарища, коллектива, справедливая его оценка.

  2. Умение открыто выступить против несправедливого мнения, поступка товарища, коллектива.

  3. Настойчивость в защите своего мнения, если уверен в его справедливости, правильности.

  4. Недопустимость упрямства в отношении своего несправедливого мнения, оценки.

Цель: подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если окажешься в меньшинстве.

Тема: «Об отзывчивости человека».


Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Стремление легко отзываться на чужие нужды.

  2. Умение замечать, кому нужна помощь, без подсказки взрослых.

  3. Осуждение безучастного отношения к человеку, равнодушие.

Цель: акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим. Отзывчивость нужно проявлять не только к родным и близким, к взрослым, но и сверстникам, соученикам, друзьям и товарищам.

4 год обучения.


Сезонные праздники.


№ п/п

Название.

Часы.

1

Праздник «Золотая осень»

6

2

Праздник «С днем рождения!»

6

3

Праздник «Народного костюма»

6

4

Праздник «Эти удивительные животные»

6

5

Праздник «Обучение грамоте»

6

6

Праздник «Зимние посиделки»

6

7

Праздник «Новый год»

6

8

Праздник «Мы за чаем не скучаем»

6

9

Тематическое занятие «Откуда мы родом»

6

10

Праздник к 23 февраля

3

11

Тематическое занятие «Без книги жить нельзя на свете»

6

12

Праздник «Мои увлечения и достижения»

6

13

Да здравствуют каникулы.

6

14

Праздник «Как обидно, что день рождения только раз в году»

6

15

Чудаки всех стран, объединяйтесь.

6

16

Праздник к 8 Марта «Коса - девичья краса!»

6

17

«В гостях у сказки»

6

18

Прощание с начальной школой.

6

19

Итоговая аттестация.

3

20

Итоговое представление клуба.

6



В процессе занятий используются различные методы обучения и воспитания.

Методы организации деятельности.


  • Упражнение;

  • Создание воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования.

  • Соревнование;

  • Поощрение.

Методы формирования сознания личности.

  • Беседы;

  • Мини - доклады;

  • Пример.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности.

  • Педагогической наблюдение;

  • Выполнение поручений.

В программе учтены следующие принципы отбора содержания.

  • Целенаправленность;

  • Связь с жизнью;

  • Доступность, учет возрастных особенностей детей.


  1. Ожидаемые результаты и механизмы их достижения.



Ожидаемые результаты.

Механизм достижения.

Первый год обучения

Знать:

Правила культурного поведения, воспитание гуманного отношения к людям, уважение к личности человека.

Уметь:

Делать самостоятельные выводы, которые нужно запомнить.

Беседы, сочинения, игры, работа с книгой.

Второй год обучения.

Знать:

Правила вежливости и деликатности. Труд своих родителей, бабушек, дедушек и т.д.

Уметь:

Осуществлять свои обещания и порученные коллективом обязанности. Умение общаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг. Умение приводить примеры.

Беседы, выполнение творческих упражнений, работа с книгой, игры.

Третий год обучения.

Знать:

Повседневное соблюдение «Правил для учащихся». Выполнять творческие задания, требующие творческого применения знаний. Работать с книгой, как и источником знаний. Освоение детьми технологий коллективного обсуждения и принятия общего решения.

Беседы, выполнение творческих упражнений, работа с книгой, игры.




  1. Условия реализации программы.

По данной программе занимаются 17 детей. Формы занятий групповые, по подгруппам и индивидуальные. Для реализации данной программы есть специальная литература, ни каких специальных технических средств не нужно.


© 2010-2022