Статья Занятия вокалом как способ помощи в развитии русской речи у детей-инофонов

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятия вокалом как способ помощи в развитии русской речи у детей-инофонов.


На протяжении последнего времени общеобразовательные школы и отделения дополнительного образования детей столкнулись с большим количеством в классах детей-мигрантов, для которых русский язык не является родным. Так называемые дети-инофоны. Помимо того, что у данных детей возникают проблемы в обучении по основным школьным предметам, таким как русский язык и литература, появляются сложности и в дополнительном образовании. Как и любые дети, дети-инофоны очень творческие личности. Особенно младший школьный возраст. Они раскованы и непосредственны. И естественно стремятся проявить свой творческий потенциал. И тут как раз приходят на помощь занятия в Отделении Дополнительного Образования. В ГБОУ СОШ № 443 уже больше 10 лет работает ОДОД. Здесь учащиеся могут проявить себя в различных направлениях. Это и спорт, и социальное направление, и художественно-прикладные кружки. И конечно творческие объединения - это и хореография, и театр, и вокал.

На занятия по вокалу дети-инофоны приходят с большим удовольствием, хотя во время обучения они сталкиваются с определенными трудностями. Так как на занятиях по вокалу они занимаются в одной группе с детьми, для которых русский язык родной. Большой упор на занятиях делается на развитие правильной артикуляции. Конечной целью таких занятий является не просто освоение программы по вокалу, но и скорейшее овладение детьми-инофонами русской разговорной речи. И занятия вокалом в этом играют далеко не последнюю роль.

Как известно, все основные технические упражнения на вокале делаются непосредственно перед пением, на дыхательной разминке и распевании.

Дыхательная разминка проводится стоя. Группа распределяется по залу в шахматном порядке. На занятиях используются дыхательные упражнения из системы А. Н. Стрельниковой, которая была преподавателем пения, занималась постановкой голоса. Правильное дыхание необходимо для умения экономно и равномерно расходовать взятый воздух, а также для навыка незаметного пополнения дыхания. Дети учатся дышать глубоко, свободно и бесшумно. Впоследствии дети учатся не перебирать много воздуха, так как это не способствует хорошему пению, а также не расходовать весь воздух сразу, т.е. учатся экономно его расходовать на всю музыкальную фразу.

В начале обучения детям рассказывается история «бельканто» - как раньше учились петь правильно и красиво, ребятам очень нравится эта история - о том, как перед певцами ставили зажженную свечу, и необходимо было очень равномерно и аккуратно дуть на эту свечу, да так, чтобы пламя не потухло. Обязательно используем игровой момент - путешествуем в Италию в далекие века, превращаемся в певцов, которые учатся вокалу и дуем на воображаемую свечу, чтобы наше пламя тоже не потухло. Отрабатываем это упражнение несколько раз. Это одно из самых любимых детьми упражнений на дыхание.

Любому ребенку всегда хочется побыть в роли учителя. И очень часто именно тем детям, которые не очень успешны в учебе по основным предметам. Я предоставляю такую возможность на следующем упражнении - задача учащихся произнести шепотом слово, при этом задача всех остальных - отгадать произнесенное слово по четкой артикуляции ведущего. Данное упражнение очень хорошо активизирует артикуляционный аппарат, который зачастую у детей-инофонов слабо развит. При этом педагог всегда контролирует отсутствие придыхания при произношении детьми-инофонами глухих согласных. Это очень важный этап в формировании правильной речи, и нередко на это уходит не один год работы.

Известно, что в пении очень важно максимальное пропевание гласных звуков. Но помимо этого, есть еще и сонорные согласные, которые также можно протягивать. На них на вокальных занятиях также делается акцент. Распевки проводятся и на различные гласные звуки -

А - О - У - Ы - И - Э,

также сочетания гласных -

АУ - АО - АЭ - АИ - АЫ, ИЭ - ИО - ИА - ИЫ - что способствует правильному звукообразованию, объемному звуку, препятствует возникновению плоского звучания,

различные сочетания гласных с согласными -

МА - МО - МУ - МЫ, ДРИ - ДРЭ - ДРА - ДРО - ДРУ, ЗИ - НА - ГРИ - НА, МИ - Я, ГРИБЛИ - ГРАБЛИ,

сонорные согласные - М - Н - Л.

Как отдельное упражнение на развитие и артикуляции и дыхания используются такие как -

1. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают строчки согласных. Количество согласных разное. В зависимости от возможностей учеников, целью является произнесение строчки из 15 согласных звуков.

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х


Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л


М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З


В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н


П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч


Ф Ш М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С


К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М


Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш


Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З


М Ф Т Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р


Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж


Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П


Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В

Еще одним излюбленным упражнением, соединяющим работу над дыханием и артикуляцией является скороговорка про Егорку.

Как на горке на пригорке жили 33 Егорки - ГЛУБОКИЙ ВДОХ - раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, и так далее…

При работе над скороговорками, которая позволяет отработать технику речи у детей-инофонов, есть одно важное условие - это не быстрый темп. Здесь скорость произнесения не важна, а на первый план выходят четкость и ясность звуков. Впоследствии, когда дети освоят правильное произношение всех звуков. Можно работать над скоростью скороговорки, но при этом постоянно контролируя качество произнесения звуков.

Если учащиеся затрудняются работать со скороговорками, можно начать работу с логопедических чистоговорок -

Ба, ба, ба, ба, ба, ба ,ба !
А в лесу стоит изба!
Бе, бе, бе, бе, бе, бе, бе !
Сидят кошки на трубе!
Би, би, би, би, би, би, би!
Ворон, громко не труби!

Да, да, да, да, да, да, да!
В речке тёплая вода!
Де, де, де, де, де, де, де-
Утки плещутся в воде!
Ди, ди, ди, ди, ди, ди, ди-
По водице не ходи!
До, до, до, до, до, до, до-
Вот утиное гнездо!

Жа, жа, жа, жа, жа, жа, жа!
Мы увидели ежа.
Же, же, же, же, же, же, же!
Сидит муха на еже.
Жи, жи, жи, жи, жи, жи, жи!
Муха, муха, не жужжи!
Жо, жо, жо, жо, жо, жо, жо!
Стало к вечеру свежо

Детям очень нравится работать в командах, поэтому иногда артикуляционные упражнения проводятся в виде соревнований. Группа делится на две части, каждая из которых получает шепотом несложную скороговорку. Задача учащихся - четко артикулируя шепотом произнести соседу и далее передавать по цепочке до последнего участника. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок произнесет скороговорку.

Например -

1. У бабульки батоны, бублики и булки

2. Волки pыщут - пищу ищут.

3. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила

4. Под диваном ванночка, в этой ванне Ванечка.

5. Около кола висят колокола.

6. Саша шубку мне сшил из шкурок шиншилл.

7. Медведь жил - не тужил, да мёд пил.

8. Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.
Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тщетно тщится щука утащить леща.

И конечно на вокальных занятиях скороговорки приобретают вид вокального упражнения. После проработки в речи, дети поют скороговорки. Здесь перед учащимися встает не только задача правильного произнесения звуков, но и соединение с вокальной интонацией и правильным дыханием. В начале скороговорки пропеваются в медленном темпе, чтобы дети-инофоны успели скоординировать свои действия по правильному произношению звуков с интонированием мелодии. Данная работа, при условии ее регулярности, приносит положительные плоды. У детей-инофонов формируется правильное звукоизвлечение, глубокое вокальное дыхание, исправляются дефекты речи. Помимо этих аспектов, дети взаимодействуют друг с другом, приобретая не только вокальные навыки, но и учатся уважать друг друга в коллективе, прислушиваться к себе и окружающим.

Список использованной литературы

1. Фонетические игры и упражнения. Русский язык как иностранный. Начальный этап обучения. И.С.Милованова. - 2000

2. Логопедическая азбука. Развитие речи Лагздынь Г. Р.

3. Стрельникова А. Н. «Дыхательные упражнения»



© 2010-2022