Программа по ритмике 1 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО Зав. учебной частью Приказом по МБОУ «ООШ №1»

учителей начальных классов _______________ № 317 от 31.08.2015 г.

Протокол №1 от 31.08. 2015 г. Кучеренко Г.В.

Руководитель МО________Иосипенко Л.Д. «31» августа 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Ритмика»

Классы: 1а,б,в

Составители: Вялов Д.В., учитель физкультуры









г.Губкинский, 2015 год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса МБОУ «ООШ №1» г.Губкинский. Программа рассчитана на 1 год обучения - 33 часа.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Актуальность программы сегодня осознаётся всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда ― «дух» и ― «тело», находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, эффективно дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять и выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретается способность к сценическому действию под музыку.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса, укрепление здоровья, гармоничное развитие физического и творческого начала.

Основные задачи:

Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

Формы и методы работы:

Формы занятий классифицируются по признакам:

  1. По педагогическим задачам:

  • Теоретическое занятие;

  • Обучающее занятие;

  • Тренировочные занятия.

  1. По организации проведения:

  • Индивидуальное занятие;

  • Фронтальное занятие;

  • Групповое занятие;

  • Самостоятельное занятие.

  • Контрольное занятие

Занятия подразделяются на теоретические, практические и комбинированные занятия.

В 1-х классах особое внимание на уроках ритмики уделяется правильной постановке корпуса, рук, ног, головы. Следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног пока представляет для детей определенную трудность. Для создания правильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движений. Для поддержания интереса движение выполняют в различных вариантах, изменяя исходные положения и направления движения, вводя всевозможные дополнения, замедляя и ускоряя движения, технически изменяя амплитуду. Значительно повысить интерес к занятиям ритмической гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения.

Учебно-тематический план

1 класс

Содержание курса

Количество часов

Общее количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Теория

Практика

Раздел 1 «Ритмика»


1 Вводное занятие.

1

-

1

Умение правильно входить в зал.

Умение соблюдать правила поведения на уроке, технику безопасности.

2 Подготовительные упражнения.

1

3

4

Умение правильно выполнять движения в соответствии со звучанием музыки.

3 Построения и перестроения.

1

2

3

Знание видов шагов в сочетании с темпом

и ритмом музыки.

4 Музыкальные игры.

1

3

4

Умение создавать различные образы.

5 Музыкально-ритмические движения.

1

3

4

Умение передвигаться и перестраиваться

на площадке.

Умение правильно выполнять движения в соответствии со звучанием музыки.

6 Положение рук и ног

1

2

3

Знание основных положений рук, ног, головы

Знание основных положений и позиций.

7 Активизация и развитие творческих способностей

1

2

3

Умение создавать различные образы.

Раздел 2 «Балетная гимнастика»


Par terre (партерная гимнастика).

1

6

7

Умение напрягать и расслаблять мышцы тела.

Развитие гибкости тела и эластичности мышц.

Раздел 3 «Основы русского танца»


Экзерсис на середине зала.

1

1

2

Способность перевоплощения. Знание элементов русского танца.

Умение «читать» движения.

Раздел 4 «Основы танца модерн»


Экзерсис на середине

1

1

2

Знание танцевальных ходов, развитие памяти, внимания и координации.

Умение «читать» движения.

Итого:

10

23

33


Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

План

Факт

1.

Техника безопасности на уроке, правила поведения. Построение в колонну. Выход в зал.

1

Что такое «ритмика?» Техника безопасности на уроках.

Построение в колонну.

Шаги (легкий, тяжелый, большой, маленький, семенящий).

Основные положения корпуса. Рук, ног. Упражнения на координацию движений.

Бег и подскоки (быстрые и медленные). Развивающие упражнения для кистей рук, плечевого отдела, дыхательные упражнения, маховые упражнения.

Выполнение ритмических упражнений под музыку.

Построения «Шахматы», «Круг», «Линии». Повороты вправо, влево, спиной, лицом. Игры на ориентацию.

Приседания.

Наклоны.

Упражнения партерной гимнастики.

Танцевальные ходы: хороводный шаг, приставной шаг.

Развивающие игры «Светофор», «Пружинки», «Гусеницы».

Образная игра «В мире животных», игра «Слабый - сильный дождь».

Элементы русского танца.

Ролевая игра «Растет огород».

Музыкально -пространственная композиция «Строим круг». Музыкальная игра «Усни трава».

1а - 07.09

1б - 02.09

1в - 03.09

2.

Закрепление построения. Шаги (легкий, тяжелый, большой, маленький, семенящий).

1

1а - 14.09

1б - 09.09

1в - 10.09

3.

Закрепление построения. Шаги (легкий, тяжелый, большой, маленький, семенящий).

1

1а - 21.09

1б - 16.09

1в - 17.09

4.

Понятие «ритмика». Основные положения рук, ног, головы, корпуса.

1

1а - 28.09

1б - 23.09

1в - 24.09

5.

Понятие «ритмика». Основные положения рук, ног, головы, корпуса.

1

1а - 05.10

1б - 30.09

1в - 01.10

6.

Разучивание подготовительных упражнений, упражнений на координацию движений. Бег и подскоки (быстрые и медленные).

1

1а - 12.10

1б - 07.10

1в - 08.10

7.

Разучивание подготовительных упражнений, упражнений на координацию движений. Бег и подскоки (быстрые и медленные).

1

1а - 19.10

1б - 14.10

1в - 15.10

8.

Развивающие упражнения для кистей рук (упражнение «Кошка»). Упражнения для плечевого отдела «Паровозик». Дыхательные упражнения. Маховые упражнения «Мельница». Образное движение «Ветер - ветерок».

1

1а - 26.10

1б - 21.10

1в - 22.10

9.

Развивающие упражнения для кистей рук (упражнение «Кошка»). Упражнения для плечевого отдела «Паровозик». Дыхательные упражнения. Маховые упражнения «Мельница». Образное движение «Ветер - ветерок».

1

1а - 09.11

1б - 28.10

1в - 29.10

10.

Ритмические упражнения под музыку. Выпады. Упражнения для развития стопы.

1

1а - 16.11

1б - 11.11

1в - 12.11

11.

Ритмические упражнения под музыку. Выпады. Упражнения для развития стопы.

1

1а - 23.11

1б - 18.11

1в - 19.11

12.

Разучивание новых ритмических упражнений.

1

1а - 30.11

1б - 25.11

1в - 26.11

13.

Новые построения «шахматы», «круг», «линии».

1

1а - 07.12

1б - 02.12

1в - 03.12

14.

Новые построения «шахматы», «круг», «линии».

1

1а - 14.12

1б - 09.12

1в - 10.12

15.

Совершенствование ритмических упражнений. Проверка ориентации на танцевальной площадке. Повороты вправо, влево, спиной, лицом (анфас). Игры на ориентацию «Машинки», «Цапля и лягушата».

1

1а - 21.12

1б - 16.12

1в - 17.12

16.

Совершенствование ритмических упражнений. Проверка ориентации на танцевальной площадке. Повороты вправо, влево, спиной, лицом (анфас). Игры на ориентацию «Машинки», «Цапля и лягушата».

1

1а - 11.01

1б - 23.12

1в - 24.12

17.

Совершенствование ритмических упражнений. Упражнения на развитие отдельных групп мышц, приседания и наклоны.

1

1а - 18.01

1б - 13.01

1в - 14.01

18.

Совершенствование ритмических упражнений. Упражнения партерной гимнастики для стоп, ног: «ножницы», «велосипед», «лягушка», «кошка».

1

1а - 25.01

1б - 20.01

1в - 21.01

19.

Совершенствование ритмических упражнений. Упражнения партерной гимнастики для стоп, ног: «ножницы», «велосипед», «лягушка», «кошка».

1

1а - 01.02

1б - 27.01

1в - 28.01

20.

Совершенствование ритмических упражнений и основных подготовительных упражнений.

1

1а - 15.02

1б - 03.02

1в - 04.02

21.

Изучение новых танцевальных ходов: «хороводный шаг», «приставной шаг». Развивающие игры «Светофор», «Пружинки и гусеницы».

1

1а - 22.02

1б - 17.02

1в - 18.02

22

Основные положения рук в русском танце. Образная игра « В мире животных». Игра «Слабый - сильный дождь».

1

1а - 29.02

1б - 24.02

1в - 25.02

23

Изучение элементов русского танца: «ковырялочка», «лесенка», «гармошка». Игра - имитация под музыку «Любимый персонаж сказки».

1

1а - 07.03

1б - 02.03

1в - 03.03

24

Повторение и закрепление пройденного материала. Ролевая игра «Растет огород»

1

1а - 14.03

1б - 09.03

1в - 10.03

25

Совершенствование ритмических упражнений. Упражнения партерной гимнастики: лежа на спине, на животе.

1

1а - 21.03

1б - 16.03

1в - 17.03

26

Совершенствование ритмических упражнений. Упражнения партерной гимнастики: лежа на спине, на животе.

1

1а - 04.04

1б - 23.03

1в - 24.03

27

Совершенствование ритмических упражнений. Закрепление движений партерной гимнастики.

1

1а - 11.04

1б - 06.04

1в - 07.04

28

Совершенствование ритмических упражнений. Закрепление движений партерной гимнастики.

1

1а - 18.04

1б - 13.04

1в - 14.04

29

Музыкально - пространственная композиция «Строим круг».

1

1а - 25.04

1б - 20.04

1в - 21.04

30

Музыкально - пространственная композиция «Строим круг».

1

1а - 02.05

1б - 27.04

1в - 28.04

31

Повторение и закрепление пройденного материала. Музыкальная игра «Усни, трава».

1

1а - 09.05

1б - 04.05

1в - 05.05

32

Повторение и закрепление пройденного материала. Музыкальная игра «Усни, трава».

1

1а - 16.05

1б - 11.05

1в - 12.05

33

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

1а - 23.05

1б - 18.05

1в - 19.05


Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

1.М. А. Михайлова, Н.В. Воронина, «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»,Ярославль, Академия развития, 2010 г.

2. Т.В. Пуртова, А.н. Беликова, О.В. Кветная, «Учите детей танцевать», Москва, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г.

3. Учебное пособие по предмету ритмика. Хабаровский Институт Искусств и Культуры, 2011 г.

4. Франио Г., Методическое пособие по ритмике Издательство «Музыка», 2010 г.

5. С. Руднева, Э. Фиш. «Музыкальное движение». Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2010 г.

Цифровые ресурсы:

1.клуб классных руководителей;

2. сайт «Методическая копилка»;

3. сайт «Инновационная педагогическая деятельность»;

4. сайт «Педфорум»;

5. сайт журнала «Педагогический мир»

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Магнитофон.


Ценностные ориентиры учебного предмета

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства танца - как способа познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

В программу включен танцевальный материал наиболее значимых жанров хореографии: элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку,

прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Результаты изучения курса

1 класс.

Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции учащегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к

образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям.

Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям.

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты

1. Регулятивные

1.1. Способность учащегося понимать и принимать учебную цель и задачи.

1. 2. Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

1.3. Накопление представлений о ритме, синхронном движении.

1.4. Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

2. Познавательные

2.1. Формирование навыка умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.

Учащиеся должны уметь:

1. Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно.

2. Под музыку приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне.

3. Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу.

4. Ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии.

5. Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами.

6. Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.

7. Выполнять игровые и плясовые движения.

8. Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

9. Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

3. Коммуникативные

3.1. Умение координировать свои усилия с усилиями других.

3.2. Умение задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Труль О. В.Учебная программа пластического танца «Классика-Модерн».

2. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать».- М.: Владос,2003г.

3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» - М. Лань, 2007г.

4. Никитин В. Ю. «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца».- М.: Один из лучших, 2006г.

5. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка».- М.: Владос, 2003г.

6. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала».- М.: Владос, 2003г.

7. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» - М.: Линка - Пресс.

8. Пинаева Е. А. «Ритмика. Часть 1» - Пермь, 1997.

9. Пинаева Е. А. «Ритмика. Часть 2» - Пермь, 1997.

10. Александрова Н. А, Голубева В. А. «Танец модерн. Пособие для начинающих» - М. Лань.

11. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис пресс, 2000

12. Секрет танца /Сост. Т.К. Васильева. -С-Пб.: Диамант, Золотой век, 1997г.

13. Александрова Н. Танец модерн.- М.: Лань,

14. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». М.: Владос. 2004г.

15. Горшкова Е. В. «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце». М.: «Гном».

16. Горшкова Е. В. «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений». М.: «Гном».



© 2010-2022