Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс исследовательских работ «Никто не забыт, никто не забыто»





Тема:

«Нужна ли память о войне»

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг


Автор:

Митенкова Екатерина Александровна,

обучающаяся 9 класса

Научный руководитель:

Худякова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение:

филиал МБОУ Уваровщинкая сош в селе Калаис

Кирсановский района

2014 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 6

Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы. Кто говорит не страшно на войне, тот ничего о ней не знает 6

1.1. Теоретическое содержание исследования. 6

1.2. Уходят ветераны, но память остается. 7

1.3. Всегда молодой ветеран - Иван Федорович Ручко. 8

1.4. . Командир партизанского отряда «Сашка Великий» - Александр Алексеевич Тернвский. 9

1.5 Учитель, летавший на «ПЕ-2» 11

Раздел 2. Практическое содержания исследования. 15

2.1 Из воспоминаний о ветеране Великой Отечественной войны А.А. Терновском. 15

2.2 Из воспоминаний взятых А.И Гридневой, бывшей учительницы, лично знавшей семью Дегтяревых. 16

2.3 Анализ анкетирования школьников 5-9 классов филиала МБОУ Уваровщинская сош в селе Калаис. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

Список использованных источников: 23

Приложение 1 24



ВВЕДЕНИЕ.

В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941 - 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. 1

Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Но уходят от нас воины Великой Победы. С каждым годом все реже и реже мы встречаем мужчин и женщин, убелённых сединой, с наградами той близкой и уже далёкой Великой Отечественной войны. Близкой, потому что болью в сердце ветерана нередко откликается она. Далёкой, потому что дети-внуки-правнуки участников войны, доживших до наших дней, не видели всех ужасов той беды, что обрушилась на плечи людей в далёкие сороковые.

С каждым годом всё больше становится временной разрыв, отделяющий новые поколения от героических и трагических событий Великой Отечественной войны. Да и объем человеческой памяти имеет свои пределы и, казалось бы, более свежая информация, наслаиваясь на старую, должна уничтожать ее. Но, нет. Есть то, что, наверное, нельзя замазать, закрасить, забыть…

Память! Это то, что лежит в основе нравственности, то, что делает человека человеком, это сказочная живая вода, воскрешающая погибших, умерших, забытых… Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

В ходе подготовки над проектом среди различных актуальных проблем мною была выделена проблема сохранения памяти о том, кто мужественно и отважно вынес на своих плечах тяготы беспощадной войны. Мой проект «Нужна ли память о войне » о жизненных испытаниях учителей-ветеранов: Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтяреве, Алексее Семеновиче Гридневе, Александре Алексеевиче Терновском. Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой Войне.

Это породило цель моей работы - изучить жизненные испытания учителей - фронтовиков Великой Отечественной войны и доказать актуальность выбранной темы.

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

  1. Провести исследование по теме проекта /систематизировать биографические сведения об учителях-фронтовиках, работавших в нашей школе в разные годы/.

  2. Изучить, собрать и довести до сведения общественности исторический материал и воспоминания жителей селе об учителях - ветеранах Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтяреве, Алексее Семеновиче Гридневе, Александре Алексеевиче Терновском и выявить в ходе исследования общие черты личности учителей - фронтовиков.

Методы исследования: Анкетирование школьников, учителей, родителей.

Объектом исследования являются собранные материалы об учителях - ветеранах Великой Отечественной войны

Предмет исследования - архивные документы военных путей, пройденные нашими учителями - ветеранами.

Гипотеза: Если судьба любого человека неразрывно связана с судьбой страны, ему необходимы такие качества как мужество, героизм, отвага…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы. Кто говорит не страшно на войне, тот ничего о ней не знает

1.1. Теоретическое содержание исследования.

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.

Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков и штурмовых орудий, 4980 боевых самолетов, 47 200 орудий и минометов. Под ударами наступавшего агрессора воины Красной Армии попадали в окружение, терпели тяжелые поражения и неудачи. За три недели войны противнику удалось полностью разгромить 28 советских дивизий. Кроме того, более 72 дивизий понесли потери в людях и боевой технике (от 50 % и выше). Общие наши потери только в дивизиях без учета частей усиления и боевого обеспечения за это время составили около 850 тыс. человек, до 6 тыс. танков, не менее 6,5 тыс. орудий калибра 76 мм и выше, более 3 тыс. противотанковых орудий, около 12 тыс. минометов, а также около 3,5 тыс. самолетов.2

По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многотомные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Я же остановлюсь на жизненных испытаниях учителей-ветеранов: Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтяреве, Алексее Семеновиче Гридневе, Александре Алексеевиче Терновском.

1.2. Уходят ветераны, но память остается.

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 ггЯ не видела войны, но знаю о ней, потому что должна знать, какой ценой завоёвано счастье. В моем сердце живёт память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у меня и моего поколения была счастливая жизнь. Я расскажу о военных годах Алексея Семеновича Гриднева - учителя математики и физики Калаисской школы.

Алексей Семенович родился 20 марта 1921 года. Образование получил семилетнее. Сначала учился в Сурковской школе, затем в Кобяковской. В 1939 году Алексей Семеновича окончил Кирсановское педагогическом училище и стал работать учителем начальных классов в Красиевской однокомплектной школе. В 1940 году его перевели в Осиновскую семилетную школу, где он проработал до 14 декабря 1940 года. В этот год он был призван на военную службу в Карелию город Выборг, где и встретил первый день войны. Именно в этот день была у него «первая победа». Когда немецкий самолет - разведчик, прострочив из пулемета, убил часового, то Алексей Семенович вместе с другими солдатами обстреливая его из винтовок, сбили его. После окончания полковой школы стал командиром вычислительного отделения дальности стрельбы в тяжелой артиллерии запасного фронта. До 1943 года его полк стоял на охране дороге, ведущей из Мурманска в центральные части страны, по которой осуществлялись перевозки орудия и продовольствия. В запасном полку ему стало неинтересно. Написал заявление с просьбой отправить на фронт.

К концу 1943 года его перевели на Орловско-курскую дугу, его отделение принадлежало к резерву главного командования, с которым он был на разных фронтах. За его плечами остались дороги Польши, Венгрии, Румынии, Австрии, Германии. «Последний бой» был на марше. Часть переезжала, определили боевые позиции, вышли на высоту, кругом немцы. Поляки, заметив передвижения, стали бить с разных позиций, много погибло солдат, Алексей Семенович чудом остался жив. В эти минуты у него было твердое чувство, что останется жив. Налаженная связь спасла немногих, а вот товарищ его погиб. К вечеру все улеглись спать. День был «жаркий». Ближе к ночи пришел политрук с новостью об окончании войны. Все как по команде стали стрелять из оружия, кричать, радоваться, обниматься. Но вокруг были немцы. Война закончилась только на бумаге.

По приказу Сталина бывших учителей демобилизовали. Приехал поездом в Ртищево, на товарном поезде добрался до Кирсанова, зарегистрировался в военкомате, вернулся на свою родину. В село Калаис вернулся в 1947 году. С 1955 года и до 1982 года работал учителем нашей школы. За профессионализм в образовании был награжден Грамотами, которые на память передал школе.

1.3. Всегда молодой ветеран - Иван Федорович Ручко.

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 ггЧерез всю войну в должности полкового радиста прошел Иван Федорович Ручко (на фото в центре) , который родился в 1915 году. После окончания школы второй ступени и Кирсановского рабфака районный комитет ВЛКСМ направил Ивана Ручко на учебу в Воронежский педагогический институт. Но учеба была прервана с в связи с призывом на действительную службу в Ленинград, затем в Заполярье. Прошел обучение в полковой школе радистов. На начало Великой Отечественной войны Иван Федорович был сержантом и по приказу командования был направлен с радиостанцией в 4-й отдельный аэросанный батальон, который входил в состав 9-й Армии.

Медалью «За Отвагу» Иван Федорович был награжден за проявленную отвагу и находчивость за участие в рейдах в тылу противника. Дорога войны для Ивана Федоровича была длинной и тяжелой. Иван Федорович Ручко в составе танковой армии воевал в Карелии и под Москвой, освобождал Львов и Киев, вместе с однополчанами брал Берлин. День Победа Иван Федорович Ручко встретил в Праге. На гимнастерке радиста светились медали « За оборону Заполярья», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

Демобилизовался старший сержант Ручко 1945 года. Продолжил обучение в Тамбовском педагогическом институте на историческом факультете. После успешного окончания в 1948 году начал работать в Овсяновской школе. С 1950 по 1975 год был завучем в Калаисской школе.3

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг1.4. . Командир партизанского отряда «Сашка Великий» - Александр Алексеевич Тернвский.

Мой рассказ о партизане «Сашке Великом» - Александре Алексеевиче Терновском, (24.03.1918 - 1991 г.г.) первом командире, организаторе 28-го партизанского отряда 8-й партизанской бригады во время войны, а потом и директоре Калаисской школы, о кавалере Ордена Красной Звезды. Александр Алексеевич Терновский родился в 1918 году на Украине. Окончил семилетнюю школу, рабфак, а затем курсы по подготовке учителей в Воронеже и был направлен в Калаисскую школу учителем математики. Учитель Терновский встретил войну рядовым первой стрелковой роты возле Барановичей. До войны был призван в армию, служил в Белоруссии во время отступления Красной армии в лесах Смоленщины возглавил партизанский отряд. За высокий рост местные жители прозвали начальника партизанской разведки Сашкой Великим. Партизаны не давали покоя фашистам ни днем, ни ночью. Отряд Александра Терновского участвовал в обстреле воинского эшелона в районе деревни Красновка, совершал налеты на немецкие гарнизоны. За одну только августовскую неделю 1942 года провел три засадных боя и четыре диверсии на железной дороге на участке Бобр - Славное, Славное - Трацилово.

2Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг0 июня 1943 года между деревнями Березовка и Белавка шел бой. Немцы стали отходить. Александр Алексеевич Терновский ринулся вперед, ведя за собой отряд. Но выронил автомат и схватился за голову. На трофейной лошади везли героя в партизанский госпиталь, который находился в полусотни километров от места боя. Лечиться пришлось в тяжелых условиях. Из-за блокирования немцами партизанской зоны самолет долго не мог сесть на подготовленную площадку. Лежа на кровати Терновский руководил отрядом. Осколок от мины повредил оба глаза. Командир Александр Алексеевич Терновский навсегда потерял зрение. 31 июля 1943 года самолет доставил Александрам Алексеевича Терновского в Москву на лечение.4

В августе 1943 года он прибыл в Калаисскую школу и возглавлял ее до 1951 году, а потом стал работать в средней школе №2 города Кирсанова учителем истории. В 1968 году бывший партизан ушел на заслуженный отдых. Награжден орденом Отечественной войны первой степени, Красного Знамени, многими боевыми медалями, а также награжден медалью «За трудовое отличие» и значком « Отличник народного просвещения РСФСР»5

1.5 Учитель, летавший на «ПЕ-2»

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 ггВасилию Акимовичу Дегтяреву (на фото слева) довелось защищать Родину от немецко-фашистких оккупантов с первого дня войны. Сначала на Юго-Западном фронте, а с августа 1941 года по март 1943 - на Северо-Западном фронте. Василий Акимович был летчиком-штурманом на самолете ПЕ-2 и совершил 232 боевых вылета. Василий Акимович был награжден орденом Красной звезды, награжден 3-мя Орденами Боевого Красного знамени, медалями за Победу, орденом Отечественной войны 1 степени, удостоен звания «Ветеран 6 Воздушной Армии». Был в плену.

В.А. Дегтяреву пришлось испытывать, а затем и воевать на особенных самолетах ПЕ -2. Эффективность боевой работы самолета «Пе-2» в начале войны оценивалась высоко. Но машина была слишком сложна в технике пилотирования, особенно на взлете и посадке. Эксплуатация самолета требовала летчиков выше средней квалификации, рядовой пилот овладевал ею с трудом, наиболее поражаемыми членами экипажа были штурман и стрелок-радист. Если штурмана несколько прикрывала небольшая задняя бронеплита, оставлявшая, впрочем, без защиты его голову и ноги при атаке сзади, то место стрелка-радиста было бронировано чисто символически. Несбалансированность бронезащиты в конечном счете приводила к потере всего самолета и его экипажа. Стрелки «Пе-2» в среднем в 10 раз чаще получали ранения в туловище по сравнению с пилотами, а погибали в 2-3 раза чаще. Для отражения вражеского наступления на Москву, начавшегося в октябре 1941 г., от Красной Армии, а особенно от авиации, требовалось величайшее мужество и героизм»

24 марта 1943 года при выполнении боевого задания разведать вражеский объект в глубоком тылу его самолет был замечен и сбит четырьмя вражескими истребителями всего в километре от линии фронта. Машина рухнула на землю. Тяжелораненый штурман Дегтярев вместе со стрелком Шиловым вели оборонительный огонь из пистолета, надеялись уйти в лес. Как электрическим током пронзило руку штурмана. Ранение! Затем - удары прикладом в лицо и голову, Дегтярев потерял сознание. Он пришел в себя на следующий день среди раненых советских военнопленных. Начались мытарства, допросы, переброски из лагеря в лагерь. К лету 1943 года оказался в Прибалтике. С незажившими ранами бежал из Рижского госпиталя с земляком Назаровым. Побег был неудачным.

Вот как описал побег сам Василий Акимович. Безоружным вступил в схватку с эсэсовцем. После выстрела в живот упал. Потерял сознание. Последние слова, сказанные им: «Мы русские, советские - нас много, мы победим, обязательно победим фашистов». По приказанию немецкого офицер его привезли в госпиталь для показа последствия побега. Внесли в помещение для свалки трупов умерших советских военнопленных, где и провели операцию в научно-практических целях с тяжелоранеными в брюшную полость, с людьми, потерявшими сознание. Технически обработали тело, положили на операционный стол. При электрическом освещении в 9 вечера врачи приступили к операции. Когда врачи влили часть раствора и стали проверять пульс, пришел в сознание и услышал голос экспертврача, который сказал: «Пульс работает редко, но хорошо прощупываются удары, резать можно без всякой опасности, но придерживать его надо». После операции врачи рассказывали: «Проснулся на третьи сутки после операции. Хотел подняться с топчана, но упал и проспал ещё сутки».

На утро немцы пришли осматривать и допрашивать, но Ольга Титовна (русский врач) тихо сказала: «Если дня через два придут немцы, и будут спрашивать, делай отмах головой, что говорить трудно».

Через несколько дней я стал ходить, пришли офицеры из комендатуры, на вопросы переводчицы ответил: «Я сержант Березин Виктор. С кем бежал, не помню. Какого он звания, не знаю. Мы прошли проходную, свернули за угол, зашли во двор к латышам, хотели попросить кушать, но латыши закричали и бросились бежать. Мы тоже побежали. Больше ничего не помню». Немец выругался и приказал посадить меня в карцер. Я просидел в нем 10 суток. Передвигался очень плохо. Но самое главное, меня больше не беспокоили допросами, видели во мне доходягу. В лагере находился до 8 марта 1945 года. Это была изнурительная работа, жестокое обращение, голод.

Однажды в камеру стали доноситься крики людей, очереди автоматного и пулеметного огня. Все решили, что фашисты выводят на расстрел заключённых. Оказалось, что чешские патриоты подняли в Праге восстание против немецких оккупантов и открыли двери тюрем. Всем, кто мог держаться на ногах, раздали оружие, и они тут же влились в ряды восставших. Я, к сожалению, этого сделать не мог от страшного истощения. При моем обычном весе в 78 кг и росте 175 см я весил всего 42 кг.

Именно о них в 1944 году писал Алексей Толстой в своем рассказе «Русский характер»: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом. И поднимется в нем великая сила…..».

Иногда мне в голову идут мысли, о том, что в начале 20-ых веков родились самые сильные, смелые, мужественные люди. Именно на этот отрезок времени выпало много страданий: революции, войны, репрессии. Именно этим людям пришлось отстаивать независимость Родины в период Великой Отечественной войны. Именно эти люди освободили от фашизма страны Европы. На их долю выпало восстановление разрушенного хозяйства страны и спецпроверки, которую прошел Василий Акимович Дегтярев после госпиталя при 359 3 СП города Волочив.

Послевоенный трудовой стаж Василия Акимовича составил 28 лет. Его трудно было застать дома, он был то на соревнованиях, то на курсах повышения, то на встречах с ветеранами.

Василий Акимович был широк в плечах, высок ростом, но он был обыкновенным человеком. Не «качком» из сегодняшних боевиков. Раны, полученные на войне, подточили здоровье ветерана: гнила рука, большие проблемы с внутренними органами. Дегтярев В.А ушел из жизни в 1989 году. Все жители собрались проводить его в последний путь. Учителю, ветерану войны были отданы все воинские почести.

Василий Акимович воспитал трех мастеров спорта, семь кандидатов в мастера спорта , двадцать шесть человек окончили физкультурные институты и техникумы, стали преподавателями и тренерами по физкультуре и спорту.

Было чему поучиться и тем, кто работал вместе с ним: его неутомимому стремлению отдать детям свои знания и огромный опыт. Он учил стойкости, оптимизму. Героическому подвигу односельчанина В.А.Дегтярева я посвящаю эти слова: «Вам - сильные и гордые духом, мужественно пронесшие знамя Свободы по тылам врага… Вам - непокоренные, не ставшие на колени перед фашизмом, - от благодарных потомков!»6

Раздел 2. Практическое содержания исследования.

2.1 Из воспоминаний о ветеране Великой Отечественной войны А.А. Терновском.

Бывший ученик школы С. Некрылов, ветеран профессионального училища № 25 города Котовска вспоминает: « В 1943 году в школу возвратился учитель математики А.А. Терновский, командир партизанского отряда, он был назначен директором нашего учебного заведения. Мы знали, что он в лесах Смоленщины возглавил партизанский отряд. Он выполнял задания по уничтожению немецкого эшелона с солдатами и вооружением. Эшелон партизаны пустили под откос, завязался бой, в котором А.А. Терновский потерял зрение, и восстановить его, к сожалению, не удалось… Для всех нас А. А. Терновский - герой войны. Я был назначен его помощником: оформлял журналы, выставлял оценки, вёл учёт посещаемости.

Фронтовые новости мы узнавали из сводок Информбюро. В Кирсанове на телефонных столбах были установлены громкоговорители, и мы за 8 километров периодически ходили слушать радио.

Вскоре после разгрома фашистов под Сталинградом на нашей территории появились немецкие пленные. Они строили за Кирсановом компрессорную станцию и ежедневно в сопровождении конвоя ходили на водокачку железнодорожной станции за водой. Каждый пленный имел двухколесную тележку с бочкой, в которую наливали воду. У меня появилась мысль мстить немцам. В выходные дни я набирал в карманы камни и отправлялся в Кирсанов. Когда немцы везли тележки с водой, бросал в них камни, стараясь попасть в голову, и это нередко удавалось. Меня пытались поймать конвоиры, но я понимал, что им от пленных далеко отходить нельзя, и всегда убегал. Потом немцев стали сопровождать и милиционеры. Однажды меня из школы забрал оперуполномоченный, и я оказался в милиции. Грозили посадить в тюрьму. Тогда меня выручил директор А.А. Терновский, убедив работников милиции, что я нападал на пленных не из хулиганских побуждений. Меня убеждали, что пленные - не враги, они помогают строить различные объекты, отремонтировали рентгеновский аппарат, который был сломан, восстанавливают здания. Так закончилась моя «война» с немцами.

После Сталинграда враг, хотя и оказывал жесточайшее сопротивление, но был уже сломлен. Наша армия наступала, уничтожая противника, освобождая захваченные территории. Весь народ находился в напряжении, ожидая Победы.

9 мая 1945 года в школу пришло сообщение о капитуляции гитлеровской Германии. Всех учеников вывели на линейку. Директор школы А.А. Терновский, едва сдерживая слезы, объявил об окончании войны. Плакали и рыдали педагоги, а с ними и мы. Из каждой семьи Великая Отечественная унесла отцов, братьев, родственников.

До 1951 года был директором Калаисской школы, а потом стал работать в средней школе №2 города Кирсанова учителем истории. В 1968 году бывший партизан ушел на заслуженный отдых.7

2.2 Из воспоминаний взятых А.И Гридневой, бывшей учительницы, лично знавшей семью Дегтяревых.

Мне захотелось узнать о бывшем солдате у людей, знавших его военный и жизненный путь. И каково же было мое удивление, но Василия Акимовича знали и помнят лишь с хорошей стороны. О его мытарствах в плену, знавшие его лично люди, только сожалеют.

Василий Акимович с женой Марией Федоровной воспитали четырех детей. Всем дали высшее образование. Сын Валерий Васильевич с детства готовил себя по отцовским правилам: закалялся купанием в холодной воде, занимался усердно спортом. Теперь он летчик в звании подполковник. Дочь Наталья проживает в городе Саратове, учитель. Сын Владимир переводчик немецкого языка. Дочь Полина проживает вместе с матерью.

Анна Ивановна знала В.А.Дегтярева как человека порядочного, верного долгу, на «трудовом фронте» он был неутомим. Всегда Василий Акимович был энергичным, быстрым в движениях, по-солдатски подтянутым. Часто отправлялся с ребятами в походы, успевал побывать летом и в пионерском лагере, и организовать военизированные игры, выполнять общественные поручения. Он учил стойкости, оптимизму. «Добрая память об Учителе осталась в селе Калаис навсегда», - говорит.

Я показываю нашедшую в архивных документах школы заявление от 14, 11. 61 года написанного собственноручно В.А. Дегтяревым, в которой он просит изъять уроки военного дела в 10 классе по причине неэффективности использования урочного времени, предлагает заниматься с детьми во внеурочное время. (Заявление прилагается). Анна Ивановна узнав об этом документе, недоумевает: « И это при такой семье! Такое мог сделать только по - настоящему любящий свою страну человек. Экономил на своей семье».

Трудовой стаж Василия Акимовича составил 28 лет. Его трудно было застать дома, он был то на соревнованиях, то на курсах повышения, то на встречах с ветеранами.

Но раны, полученные на войне, подточили здоровье ветерана: гнила рука, большие проблемы с внутренними органами. Но он неутомимо работал, ему было о чём рассказать, о поколении солдат, что защищали Родину.

Дегтярев В.А ушел из жизни в 1989 году. Все жители собрались проводить его в последний путь. Учителю, ветерану войны были отданы все воинские почести.

Василий Акимович воспитал трех мастеров спорта, семь кандидатов в мастера спорта , двадцать шесть человек окончили физкультурные институты и техникумы, стали преподавателями и тренерами по физкультуре и спорту.

Было чему поучиться и тем, кто работал вместе с ним: его неутомимому стремлению отдать детям свои знания и огромный опыт. Он учил стойкости, оптимизму. Из разговора с учителем физкультуры нашей школы Владиславом Дмитриевичем Щегловым я узнал, Василий Акимович был его учителем, который разработал «оригинальную» систему тренировки, обладал даром внушения на достижение успешного результата, всегда нацеливал только на победу.

2.3 Анализ анкетирования школьников 5-9 классов филиала МБОУ Уваровщинская сош в селе Калаис.

Результаты анкетирования учащихся 5-9 классов ( всего 45 школьников) :

- Знаешь ли ты о событиях ВОВ?

«Да» -45,

«нет» 0

- Кто из твоих родственников участвовал в ВОВ?

Прадедушка - 17 чел.

Прабабушка --- 9 чел.

Другие родственники - 54 чел.

- Хочешь ли ты знать подробности этого времени?

Да - 21 чел.

Не очень- 3 чел.

Нет - 0 чел.

- Судьба человека связана с судьбой страны ?

«Да» -45,

«нет» 0

Патриоту своей Родины нужны такие качества как мужество, героизм, отвага?

«Да» -45,

«нет» 0

Проанализировав результаты анкет, я пришла к выводу, что большинство школьников знают о войне, считает период ВОв самым трагичным событием ХХ века; интерес к Великой Отечественной войне не ослабевает, а усиливается. Большая часть детей заинтересовались этим событием в истории России и судьбами не только родственников, участвовавших в ВОв, но и судьбами своих земляков. Считают , что судьба любого человека неразрывно связана с судьбой стран И гражданину своего Отечества необходимы такие качества как мужество, героизм, отвага…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

С момента окончания ВОв прошло много лет, что-то стерто из памяти людской. Навеки утеряны ордены, добытые болью и кровью. Уходят из жизни Ветераны ВОв, свидетели былых сражений, и «дети войны» сегодня уже глубокие старики. Программы и постановления по патриотическому воспитанию не дадут полной информации о воспитании подрастающего поколения.

Лишь старые фотографии, письма с фронта, скромные воспоминания, да потайные записи архивных материалов помогут в кропотливой работе по восстановлению сведений о людях некогда живших среди нас и ушедших порой тихо и незаметно. И те сведению, которые вчера были так понятны и просты, сегодня приходится искать «по крупицам» и порой годами.

Как итог исследовательского проекта стали статьи в Кирсановской газете 26 декабря 2012 года «Радист, учитель Ручко», «Участник Курской битвы», «Партизан Сашка Великий» и от 6 февраля 2013 года «Слово о солдате».

На школьном сайте патриотического клуба «Поиск» продолжается поисковая работа о летчике-испытателе СССР Гридневе Якове Антоновиче, нашем односельчанине, погибшем при испытательном полете на самолете ЛА - 7 в 1994 году.

У времени есть своя память - история. История нашей Родины полна яркими и значимыми событиями, повлиявшими на ход развития многих стран и народов. Ветераны Великой Отечественной войны заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Работая над исследовательским проектом «Нужна ли память о войне? », мне удалось поведать об учителях-ветеранах: Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтяреве, Алексее Семеновиче Гридневе, Александре Алексеевиче Терновском. Память о них нам нужна. Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой Войне.

Они обладали настоящим «русским » характером. Жизненные испытания учителей-ветеранов оказались неразрывно связаны с судьбой страны и такие качества как мужество, героизм, отвага стали для нас примером.

Хочется вспомнить слова писателя В.П.Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».

Неотвратимо будет!

На сцену выйдет в орденах старик-

Последний на планете фронтовик.

И перед ним в порыве станут люди.

Не кто-нибудь пред ними учитель - фронтовик.

И голосом спокойным и усталым

Солдат бывалый поведет рассказ.

Как землю эту вырвал у металла,

Как наше Солнце сохранил для нас.

И все, конечно, очень удивятся,

Девчонки будут горестно вздыхать:

Как это можно - умереть в 17?

Как можно в годик маму потерять,

И он уйдет участник битвы грозной,

С букетом роз и маков полевых…

Запомните,

Пока не поздно!

Пока еще они среди живых.

В заключение я хочу сказать, что провести юность в погонах - это тяжелое и серьезное испытание для молодого человека. Чтобы его выдержать, нужно быть сильным и духом, и телом. А слабого это испытание может сломать.

Список использованных источников:

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

3. Книга Памяти по Тамбовской области.8 том. Ред.коллегия: Председатель - В.А.Бирюков. Правление Тамбовского областного отделения Российского фонда мира;

4. Материалы из газет « Трудовая слава», 2009-2011 гг.

6.Официальный сайт Министерства Обороны России "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

7. История СССР. 1992. № 2. С.4

Приложение 1

«Вам - сильные и гордые духом, мужественно пронесшие знамя Свободы по тылам врага…Вам - непокоренные, не ставшие на колени перед фашизмом, - от благодарных потомков!»

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

Исследовательская работа Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг

1 История СССР. 1992. № 2. С 44

2 История СССР. 1992. № 2. С.4

3 По материалам статьи газеты «Ленинец», автор статьи А. Шамов.

4 Разведчик-подрывник отдельного 28-ого отряда 8-ой партизанской бригады, действовавшей в годы Великой Отечественной войны … Почётный гражданин Круглянщины. ТЕРНОВСКИЙ Александр Алексеевич (24.03.1918- 1991 г.г.) Первый командир, организатор 28-го...

krugloe.mogilev-region.by›ru/region/imena копия



5 Источником информации порслужила статья газеты «Вечерний Минск» 6 декабря 1976, архивные документы Краеведческого музея г. Кирсанова, архив школьного клуба «Поик».

6 Работа выполнена на основе архивных материалов Краеведческого музея г. Кирсанова, личного архива семьи Дегтяревых, школьного архива и исследовательского проекта «Жизненные испытания в годы ВОВ в судьбе земляка - участника войны Василия Акимовича Дегтярева»

7 Интернет информация. С. Некрылов, выпускник школы.

© 2010-2022