Статья Влияние дирижерского жеста на решение художественных задач

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние дирижерского жеста

на решение художественных задач


С.П.Сафронова,

педагог дополнительного образования

МБОУ НШ № 30, г.Сургут

Для правильного понимания целей и задач дирижирования необходимо хотя бы краткое знакомство с историей его возникновения и развития. Дирижирование в том виде, в каком оно предстает сегодня перед нами, возникло далеко не сразу. Это результат его долгого исторического развития. Прообразы дирижерского жеста зародились в глубокой древности. Сначала был ритм, чередование сильных и слабых долей в такте - это чувство было присуще первобытному человеку. Музыка сопровождалась различными телодвижениями, пляской, тот, кто стоял во главе первобытного ансамбля и производил ритмические акценты, был дирижером его.

С усилением роли мелодического начала изменились и формы управления исполнением. Роль дирижера стал исполнять певец, который помнил мелодию исполняемого напева: певец - дирижер, становясь во главе ансамбля, задавал тон, исполняя напев, отсчитывая такт ударами в ладоши или постукиванием ноги. В дальнейшем развитие «дирижерского жеста» и усложнение мелодического начала, отсутствие нотной записи породили новые виды телодвижений, носившие характер условных знаков и показывающих высоту, длительность и силу звуков.

В средневековые времена дирижерское искусство было связано с церковью. Лицо, руководившее исполнением музыки (дирижер), называлось

примицериусом, кантором, магистром. Это лицо пользовалось большим уважением и имело знак своего превосходства - большой тяжелый жезл из

золота.

С появлением в начале XVII века различных оркестров задачи дирижера усложнились. Надо было показывать вступления, штрихи, нюансы не только группам, но и отдельным исполнителям. Эти функции стали исполнять наиболее квалифицированные и опытные музыканты, которые совмещали эти обязанности с игрой на своем инструменте. Современное дирижерское искусство базируется на ударно-шумовом способе и современное тактирование есть не что иное, как «отбивание такта» руками,

Дирижирование никогда не было целью, а было лишь средством воплощения музыки.

Дирижер - одна из самых интереснейших и сложных творческих профессий. Специфика и сложность этой профессии заключаются прежде всего в том, что искусство дирижера проявляется в результате творческой деятельности целого коллектива, который состоит из взрослых людей. Залогом возникновения необходимого творческого контакта в творческом коллективе являются глубокие разносторонние знания, широкая эрудиция дирижера. Важнейшими качествами дирижера являются воля, умение убедить и повести коллектив за собой. Не менее важны артистизм и эмоциональность, что особенно важно в работе с детьми.

Дирижер - это не только исполнитель, но и педагог. В требованиях к работе дирижера и педагога много общего: требовательность, доброжелательность, тактичность, умение «зажечь» людей и повести их за собой. Главным в работе дирижера является глубокое постижение сущности

творчества композитора, его стиля и понимание исполняемого произведения.

Дирижер должен уметь показать исполнение не только голосом, объясняя при этом еще и словесно, но и добиваться, чтобы жесты, которые он использует сам понимали исполнители.

Дирижирование можно разделить на два уровня. Первый - чисто технологический: тактирование, метрономирование. На этом этапе превалируют чисто технические задачи. Второй, более высокий - дирижирование.

Здесь главным является решение художественных задач. Движения дирижера и его жесты должны быть точны и экономичны, характерны и действенны. Точность и экономичность движений - это метрономирование. Характерные и действенные движения относятся к дирижированию. Точные и экономичные движения дирижер должен сочетать с тем внутренним артистическим началом, которое оживило бы движения, сделало бы их характерными, отражающими художественное чувство дирижера. Только тогда метрономирование перерастает в дирижирование. Для дирижера, учителя пения важно уметь выразительно пропевать все голоса, партии этого произведения.

Так же основными элементами дирижерского жеста являются руки, лицо, глаза и корпус. Главный из них - руки. Они передают исполнителям замысел дирижера.

Очень важную роль в эмоциональном раскрытии содержания произведения играет лицо дирижера, особенно его глаза. Существенным является постановка корпуса, который, прежде всего, должен быть устойчивым.

Важное свойство дирижерского жеста - это естественность, графическая ясность, точность, отчетливость. Дирижирование - язык и как любой язык представляет собой знаковую систему, должен выполнять основную функцию - передавать информацию. Исполнителям должно быть абсолютно понятно, что хочет от них дирижер, делая то или иное движение. Отсюда возникает требование ясности и точности жеста. Так же жест должен быть подготовленным, любое изменение в динамике, в характере произведения, вступления, снятия и т.д.

Будет правильно сказать, что искусство дирижирования, с точки зрения выполнения его технических задач, есть искусство ауфтакта. Техника ауфтакта - опережение, дыхание, предвосхищения звучания - есть первооснова дирижерской исполнительской техники. Вся работа по дирижерской технике должна, прежде всего, иметь в виду развитие подвижности и выразительности кисти, ее гибкости и эластичности. От профессионализма дирижера, его эмоциональности зависит успех хора или оркестра.


© 2010-2022