Планирование по ДПИ на тему Рукодельница

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «Рукодельница»






Пояснительная записка

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

 Изготовить поделки и сувениры

 Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

 Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, пряжей, соленое тесто, вышивка) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. При обучении используется режим групповых занятий - по два часа два раза в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы «Рукодельница» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию "Я хочу это сделать сам". Педагог оказывает помощь ребенку в осознании или изготовлении, а также создает условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу " делай как я", исполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий.

Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума с работой рук". Это дает учителю больше возможности для оказания помощи менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

 анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

 правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

 экономно размечать материалы с помощью шаблонов, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали.


Календарно - тематическое планирование

Группа «Рукодельница»


Тема

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1

1 час.

2

Изготовление вязаной сумочки из пластиковой бутылки

Техника безопасности. Приемы работы.

2

Подбор бутылок, вырезание квадратов.

2

Обвязывание квадратов пряжей

2

Соединение деталей

2

Художественное оформление сумочки

2

10 час.

3

Вышивка

История возникновения вышивки. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами, режущими инструментами

2

Вышивка крестом, приемы вышивание крестиком

5

Вышивка полукрест

4

Работа пяльцами

4

Вышивка крестом

10

Вышивка гладью, приемы вышивание, работа с пяльцами

10

35 час.

4

Соленое тесто

История возникновения соленого теста. Техника безопасности при работе с соленым тестом, замешивание теста

2

Творческая работа - изготовление сувенира «Розы»

2

Художественное оформление

2

Коллективная работа по изготовлению сувенира «Кот»

2

Художественное оформление

2

10 час.

5

Пэчворк

Технология изготовления

2

Творческая работа «Колодец»

2

Изготовление диванной подушки методом колодец

4

Декоративные буфы

4

Изготовление подушек буфы

8

20 час.

6

Изготовление цветов

Цветы из пряжи

4

Цветы из ткани

4

Изготовление цветов из замочков

3

Изготовление цветов в технике ганутель

4

15 час.

7

Папье-маше

История возникновения папье-маше. Техника безопасности. Технология изготовления

2

Изготовление игрушки «Слоник» методом наклеивания (слоевого)

8

Сушка изделия, художественное оформление

5

Изготовление поделок методом сплошного наклеивания

5

Сушка изделия, художественное оформление

5

25 час.

8

Амигуруми

История возникновения вязаных игрушек. Техника безопасности при работе крючком и спицами. Технология изготовления

1

Изготовление игрушки «Сова». Приемы вязания, сборка, оформление.

5

«Цыпленок»

5

«Лошадка»

5

«Улитка»

4

20 час.

Всего:

136 час.

© 2010-2022