Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик. Бандан»»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра технологического образования и искусства













Курсовой проект

«Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»





Выполнил Наумова Ирина Гавриловна

Педагог дополнительного образования

МБОУДОД «Дом детского творчества»

г. Чебоксары Чувашской Республики






Чебоксары-2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....

3

Глава I Теоретическая часть…………………………………………………………

5

1.1 История развития художественной росписи ткани…………………………….

5

1.2 Технология и методика выполнения батика……………………………………

10

1.2.1 Основные виды художественной росписи ткани…………………………….

10

1.2.2 Основы композиции в батике…………………………………………............

14

1.2.3Колорирование ………………………………………………………………….

20

Глава II Практическая часть

21

2.1 Применяемые инструменты и материалы в батике……………………………

21

2.2 Творческие проекты учащихся

23

2.2.1Методические рекомендации в проведении занятий в учебном объединении…..…………………………………………………………………….

24

2.2.2. Технология изготовления изделия.………………………………………..

26

Заключение……………………………………………………………………………

30

Литература…………………………………………………………………………….

32

Приложения…………………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно нам приходится видеть яркий мир красок природы, окружающего нас мира, предметов. Мир красок притягивает, детям хочется попробовать свои силы в творчестве. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом случае на помощь приходит педагог.

Декоративно-прикладное искусство необходимо для расширения творческих возможностей детей. Художественные приемы росписи ткани очень разнообразны, яркий мир красок и материалов завораживает и увлекает, что хочется творить. Эта интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков, становится сегодня все более популярной.

Декоративные композиции украшают большую часть окружающих человека вещей: мебель, посуду, одежду, стекло и , конечно, же разнообразные ткани.

Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь человека радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет истинное удовольствие. Человек имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ним широкое поле для реализации идей по дизайну одежды. Особый интерес в последнее время приобрели работы в технике батика, выполненные для интерьера. Это могут быть шторы, покрывала, ширмы, абажуры, скатерти, салфетки и многое другое, что будет удивлять ваших друзей и радовать вас ежедневно.

В современном технологичном мире множество различных видов росписи на ткани, на одежде и окружающих нас вещах. Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появлялись новые материалы и оборудования. Процессы украшения тканей механизировались. Современный уровень развития ткацкого производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разнообразной фактуры и расцветки. Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. Ручная вязка, вышивка, изделия домашнего ткачества всегда притягательны. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованиями времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Этим и определяется актуальность темы исследования.

Актуальность и целесообразность исследования не вызывают сомнений, так как предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности, занятия декоративно - прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.

Целью данной работы является исследование художественно-творческого развития детей в работе с техникой «Батика» и изучение методических особенностей преподавания батика на занятиях в учебном объединении «Батик. Бандан». Знакомство с особенностями техники и технологии холодного батика и их применения в образовательном процессе.

Объектом исследования определены технологические особенности художественной росписи ткани. Предметом исследования является процесс преподавания батика на занятиях в учебном объединении «Батик. Бандан».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • ознакомиться с историей развития художественной росписи ткани в мире и в России;

  • изучить способы выполнения ручной росписи ткани;

  • дать понятие о материалах и их свойствах, инструментах, приспособлениях и безопасной работе с ними;

  • развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I Теоретическая часть

1.1 История развития художественной росписи ткани

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов - для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции - для жилищ и храмов. Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неприкрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, возвращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в основном утилитарный характер.

Батик в России

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».

С другой стороны, в работах мастерской Н.Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив следов в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.

Благодаря исследованиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна» Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Так, для примера, в Тамбовском Худфонде всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику «холодного» батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло «русским духом».

Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.

В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани: Художественно-производственный Фонд, в котором художники - профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству. Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников - батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки

Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д. Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденции. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря се творчеству появилась в России первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием в этого вида искусства, открытием новых направлений и технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова - монументальный батик; Станковое направление: Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик; Виктория Кравченко - «офортный» батик; Юрий Булычев - «традиционный» батик: Виктор Парийский - «живописный» батик: Евгений Архиреев. Юрий Ярин - «обратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев - «экспериментальный» батик. Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие. Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани. Востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

1.2 Технология и методика выполнения батика

1.2.1 Основные виды художественной росписи ткани

Существует несколько видов батика:

  1. «Горячий» батик.

  2. «Холодный» батик.

  3. «Узелковый» батик (шибори).

  4. «Свободная» роспись.

  5. Роспись по сырому

а) Техника узелкового батика (Приложение 1)

С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Главный секрет - это узел. Множество вариантов узлов и их комбинаций гарантирует бесконечное разнообразие получаемых рисунков.

Так называемая узелковая техника росписи является простейшей разновидностью батика, не требующей никаких труднодоступных специальных приспособлений. В качестве материала можно использовать хлопчатобумажные, шелковые, льняные ткани, даже бархат. Типы изделий: расписаны в технике узелкового батика - платки, шарфы, блузы, сарафаны, занавески и т. д., а характерные узоры - «дрожащие» круги, полосы, крапинки их комбинации.

Используемый в узелковом батике метод можно охарактеризовать как «сырой по сырому», хотя можно работать и по сухому: при окраске сухой ткани границы окрашенных участков будут резкими, при окраске влажной ткани - более плавными. Предварительный эскиз в этой технике не требуется, так как работа строится на импровизации. Для работы хорошо взять крепдешин или шифон, но и вещь из тонкого батиста, окрашенная узелковым способом, будет смотреться наиболее удачно.

Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру (окончательная отделка тканей, придающая им гладкость и лоск), которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой.

После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Для завязывания узлов и перевязывания сложенной ткани используется хлопчатобумажная или бумажная веревка, которая не красит материал.

Основные приемы батика:

. Следует набрать определенное количество мелких предметов, способных выдержать кипячение. Это могут быть камушки, бусинки, пуговицы. Их надо разложить на высушенном материале в художественном беспорядке, либо в соответствии с задуманным орнаментом (если даже просто класть предметы на одинаковом расстоянии, то при окрашивании появится подобие орнамента).

Когда мелкие аксессуары размещены на выбранном фрагменте, следует взять прочную нитку и туго завязать предметы, предварительно обернув их материалом. В один узелок можно класть не один предмет, а стразу несколько.

Если опустить в раствор красителя всю ткань, то в результате получится окрашенная ткань со светлыми кругами на месте обвязки. А, если опустить только узлы с мелкими предметами - на ткани появятся цветные пятна, форма которых будет задана содержимым узлов.

Все полотно складывается определенным образом и обматывается нитью. Обмотку можно делать равномерной или то плотнее, то реже - от этого зависит степень проницаемости красителя в ткань.

Полотно складывается определенным образом, и перетягивается или зажимается отдельные его участки.

Перетягиваются отдельные участки произвольно сложенного полотна.

Все полотно или отдельные его участки скручиваются и перетягиваются или зажимаются (например, бельевыми зажимами).

Приемы, описанные выше, можно сочетать с так называемым шитым батиком: полотно прошивается плотным стежками толстой пряжей, затем нить стягивается, ткань присобирается (степень натягивания влияет на создаваемый рисунок). После окрашивания нить удаляют, и открывается рисунок, напоминающий зерна риса.

Роспись на шелке в технике «Шибори - шпагатная» на трубе включает в себя технические приемы, при которых ткань обматывается вокруг труб, закрепляется тонким шпагатом, а затем сильно спрессовывается. Для всех приемов используется канализационная пластиковая труба с утолщением в нижней части, чтоб ткань не съезжала при стягивании.

Техника «Шибори - комбинированная» создается методом соединения двух различных техник: росписи расплавленным воском при помощи штампа и «Шибори - шпагатная» на трубе. При создании композиций в этой технике вначале наносится рисунок при помощи штампов с расплавленным воском, а потом расписанная ткань обрабатывается в технике «Шибори - шпагатная».

Пользуясь основными приемами узелкового батика и умело их сочетая, можно создавать уникальные, удивительные по красоте вещи.

б) Техника горячего батика (Приложение 2)

С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. Этот метод традиционно использовался на островах Индонезии и был достаточно трудоемким.

Перед началом работы, следует обмотать раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.

Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

Для традиционного горячего батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке и позволяет наносить сложнейший узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в разные цвета.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска на батик. Резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая его на ткань.

В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике батика можно выполнять декоративные подушки, скатерти, шторы, а также ткань для платья, юбки или блузки. Рисунки горячего батика менее графичны, более живописны.

в) Техника холодного батика (Приложение 3)

Холодный батик отличается от горячего методом резервирования областей. Области, которые резервируют от окраски, покрывают специальным прозрачным резервным составом, растворимом в бензине (резиновый клей, парафин, бензин, канифоль).

Этот метод был придуман в начале 20-ого века в России. Этот метод более прост для начинающих, т.к. нет необходимости плавить воск и применять специальные инструменты. Также это очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.

При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.

Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.

Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме так же, как и в горячем батике.

г) Свободная роспись (Приложение 4)

Третий способ ручной росписи тканей - свободная роспись. Она предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок.

Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге.

1.2.2 Основы композиции в батике

Работа учащихся над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое художник стремится передать с помощью различных художественных средств.

На занятиях учебного объединения «Батик. Бандан» учащиеся могут выбрать уже готовую тему для оформления или же проявить творческую инициативу и выбрать самостоятельную тему. В случае выбора самостоятельной темы следует начать с композиции - основы росписи, и от того, насколько она будет продумана, зависит конечный результат. Батик и роспись на шелке относятся к декоративным видам искусства и имеют свою текстильную стилистику. Независимо от того, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. Очень важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и монументальных композиций и т.д.

Работа над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных себе художником задач, от всего его творческого отношения к миру.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства.

Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. С ритмическим началом человек постоянно сталкивается, наблюдая природные явления: в естественном распределении листьев на стеблях растений, в чередовании набегающих волн, кругах, расходящихся по воде от брошенного камня. Велика роль ритма в музыке. Существуют свои системы в простой ритмике народной песни, состоящей из повторяющихся куплетов, и в сложной композиции симфонического произведения, порой построенного на основе той же народной песни, но обогащенной более сложными ритмическими вариациями и разнообразной оркестровкой, дающими возможность придать той же мелодии новое звучание, более монументальное и значительное.

Последовательное распределение элементов композиции художественного произведения - увеличение или уменьшение расстояний между ними, изменение заполненности узором к краям или середине изделия - также варьирование движения в определенном ритме.

Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами:

а) раппортным повторением узора, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости изделия на основе различного типа сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов или прямоугольников, расположенных в определенном порядке. Такое расположение чаще всего встречается в метровых декоративных и плательных тканях. В штучных изделиях этот прием применяют тогда, когда по принципу раппортного построения решается середина, заканчивающаяся гладкой каймой. В отличие от метровых тканей здесь размер и расположение раппорта должны быть рассчитаны таким образом, чтобы по краям изделия он укладывался целиком. Даже при очень четкой и простой сетке отказываются от многократного повторения одних и тех же элементов на всем поле декорируемого изделия, часто разряжают или, наоборот, нагружают центр;

б) расположением элементов рисунка по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием можно проследить в старинных образцах народного искусства: в тканых и вышитых фартуках, полотенцах, рукавах, подолах женских и мужских рубах-с характерным для них необычайным богатством ритмических сочетаний орнаментальных полос. В простейших композициях из полос создается впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим;

в) симметричным построением рисунка. Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Она может иметь и диагональное направление или произвольный наклон. Зачастую ритмическую организацию рисунка упрощенно понимают только как симметричное двух- или четырехкратное повторение какого-либо мотива. Как правило, при таком композиционном построении получаются механические стыки в местах соединения повторяющихся орнаментальных групп. Из всех возможных симметричных построений наиболее интересна обратная симметрия, когда орнаментальная группа повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении. Рисунок должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением;

г) свободным распределением орнамента по всей плоскости украшаемой вещи.

В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия, уравновешены - они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона расписного платка, тканой скатерти, вышитой салфетки. Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением, Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент - основу композиции. Не следует думать, что орнамент только многократное повторение сходных элементов рисунка. На головном платке или в небольшом ковре, например, может быть изображена одна ветка, свободно вписанная в квадрат или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения воспринимаются как орнамент, так как они образуют ритмический повтор сходных между собою форм. Важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок.

Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность.

Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканных и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральная часть или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

По схемам построения и характеру трактовки орнамента композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки (полосы и клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. Орнамент располагается в основном, по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия, изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы, и место их в композиционной схеме четко определено.

В динамичных по решениям композициях элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно распределяются на плоскости. В них ярче выражено движение, схемы более разнообразны, здесь возможно смелое нарушение симметрии. Контур рисунка зачастую бывает смещен относительно цветового пятна, цветы и листья изображаются на энергично и упруго согнутых ветках. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.

В композициях, построенных на ритмическом сочетании полос и клеток, основой служат цветовой и линейный ритм, соотношение ширины полос и расстояний между ними. Эти работы можно отнести к статичным композициям. При таком решении платков, косынок, вышитых и тканых полотенец, дорожек, ковровых изделий тщательно соизмеряются ширина полос и расстояния между ними. Промежутки между полосами не должны быть равны ширине близлежащей полосы, ибо это создаст монотонность. Рисунок может быть построен в затухающем ритме к центру изделия или к его краю. Суживающиеся полосы и постепенно увеличивающиеся между ними расстояния создают постепенное облегчение рисунка, и мягкий переход от яркой каймы к нейтральному цвету середины или, наоборот, от легкой по цвету каймы к яркой, насыщенной середине. На том же принципе ритмического членения строятся и рисунки в клетку типа шотландок.

Надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок, плотная или легкая, гладкая прозрачная ткань с росписью, рельефная хлопчатобумажная, шерстяная ткань или ворсистый мягкий ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет меняться. Следует учитывать особенности восприятия цвета: в фактурной ткани или ковре он будет восприниматься плотным, а на прозрачной ткани в расписных изделиях - облегченным.

Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. При большом увеличении рисунок становится огрубленным, не текстильным. Более приемлемы в крупном масштабе так называемые цветочные рисунки. Естественно, огромное значение приобретают хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов, даже если изделие выполняется от руки приемами кистевого мазка. Ведь неряшливо прорисованные формы цветов и листьев не передают очарования и красоты растения. Поэтому на занятиях с учащимися следует придавать большое значение декоративным зарисовкам с натуры.

При создании произведений с растительным орнаментом необходимо уделять большое внимание степени художественного обобщения образа. Для этого следует изучать старинные образцы народного искусства, как народные мастера находят переход от природной формы растения к его декоративному выражению, не утрачивая при этом реальный образ цветка.

Современные приемы росписи с применением солевого раствора, роспись жидко разведенными масляными красками, применение сухого мазка дают, например, в росписи тканей большие возможности в изображении растений, достаточно выразительные, но не нарушающие в то же время плоскость изделия. Объем может быть передан условно, можно разрабатывать цветок в двух-трех планах, используя эту разработку не для передачи собственно объема, как это делается в станковой живописи, а для более интересного цветового решения данной формы. Но эти приемы требуют от мастеров и художников высокого исполнительского мастерства. Ведь ручная работа тем и должна отличаться от механического воспроизведения узоров, что в каждой новой вещи сохраняется прелесть индивидуального творчества.

Когда создается декоративное произведение; пространство и объем, переданные живописными приемами и средствами перспективы, нарушают плоскость декорируемого изделия. Так как в декоративном искусстве важна не информация, а образные ассоциации, то изобразительные элементы могут трактоваться с разной степенью условности, но всегда декоративно, а не иллюзорно.

Батик и роспись на шелке относятся к декоративным видам искусства и имеют свою текстильную стилистику. Независимо от того, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. Очень важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и монументальных композиций и т.д.

Батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой, - до орнамента, где она становится тканью. Каждый художник, работающий в этих техниках, определяет себе эту грань сам. Независимо от того, что вы хотите изобразить, будь то цветочный мотив для шали, абстрактная композиция для вечернего платья или многофигурная, с элементами архитектуры и пейзажа станковая композиция, все строится по законам текстильной графики:

·Плоскостное решение;

·Отсутствие планов;

·Сочетание орнамента и декоративной живописи;

·Сочетание графического пятна и линии.

При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе композиции действуют законы: целостности восприятия, контрастов форм и цветов, выразительности линий и объемов. Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное настроение - движение, покой, динамику, статичность, свежесть, радость, свет, тепло.

Если необходимо, то композицию можно изобразить на бумаге в предварительном эскизе. Затем карандашом на бумаге необходимо нарисовать шаблон задуманной композиции. Шаблон делается с учетом всех требований текстильной специфики. Все возможные промахи лучше исправить на бумаге, чем на шелке, где это сделать гораздо сложнее.

1.2.3 Колорирование

Колорит в батике - неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Для того чтобы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цветов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное состояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски или пряжа. Колорит - одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Только обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные ощущения, сказать, почему - то или иное произведение, его колорит хороши или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения, и передать эти знания ученикам.

Глава II. Практическая часть

2.1 Применяемые инструменты и материалы в батике

Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещённым. Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждому рабочему месту хорошо бы стол-тумбочку, где хранились бы ткань и необходимые для росписи приспособления. Перед руководителем всегда стоит вопросы о материале и инструментах, с которыми работаю дети. Перейдём к рассмотрению этих вопросов. Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав. На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани. Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура - специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности. Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состоянии. Для росписи подойдут кисти с мягким ворсом, также необходимы кисти из щетины различных номеров. Для росписи холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек с носиками различного диаметра. Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани. В росписи используется красители, предназначенные специально для росписи по ткани.

Перед тем как приступить к работе, вам необходимо приобрести или изготовить следующий набор инструментов: раздвижная рама. Баллончик для распыления красителя; стеклянные трубочки; кисти; формочки для краски; шаблон. Из материалов вам понадобятся: шелковая ткань, резерв, краски, соль, мочевина, спирт. Раздвижная рама - применяется для качественного натяжения расписываемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими закаленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что позволяет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разработанной автором, предусмотрены специальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают соприкосновение шелка и плоскости стола в процессе росписи. Баллончики для распыления красителя - применяются в свободной росписи для нанесения красителя на шелк. Стеклянные трубочки - применяются для качественной паводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее: угол наклона носика должен быть в пределах 110-115°; диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм: трубочка должна иметь гнездо для спринцовки. Кисти - для росписи применяются круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: колонок, ушной волос, синтетика. Формочки для краски - применяются для составления колера для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики. Шелковая ткань - предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100%-му шелку различной плотности: крепдешин, атлас, вуаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем составе синтетических примесей и пригоден для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На такой ткани вы никогда не получите качественную роспись. Шаблон - перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно повлияют на качество вашей работы. По контурам шаблона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкнутых плоскостей, подобно витражу, чтобы цвета в процессе росписи не смешивались между собой. Резерв - состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону. Рецепт резерва: резиновый клей 100 мл; парафин 20 г; бензин 100 мл; канифоль 2 г.

2.2Творческие проекты учащихся

Основные задачи по росписи ткани (батик) в учебном объединении «Батик. Бандан» направлены на развитие творческого потенциала учащихся, способность импровизировать, развивать воображение и фантазию.

На занятиях учащиеся приобретают навыки работы с разнообразной фактурой ткани, красителями, резервирующим составом. Учатся работать с палитрой, получать сложные, составные цвета, осваивают законы текстильной графики.

На основе навыков рисования с натуры, используя гармоничные сочетания форм и объемов, цветов и фактуры, которые встречаются в природе - учащиеся изучают принципы стилизации, обобщение и подчеркивание особенностей форм предметов и их декорирование.

На занятиях учащиеся работают с эскизом, как подготовка перед росписью по ткани, учатся исправлять ошибки и продумывать цветовые решения.

Художественно-творческая деятельность обеспечивает положительное эмоциональное состояние, углубляет знания об окружающем мире, способствует разностороннему развитию личности.

Желательно, чтобы к концу учебного года:

  • учащиеся познакомились в достаточном объеме с техниками росписи по ткани;

  • сознательно получали сложные цветовые тона, использовали знания основ композиции, работали в различных цветовых гаммах;

  • стремились верно, и выразительно передавать сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (наброски, зарисовки, эскизы);

  • соблюдали последовательность росписи по ткани (перевод рисунка на ткань, работа с резервирующим составом, заливка фона, выполнение рисунка в цвете).

Творческие проекты учащихся в учебном объединении «Батик. Бандан» Дома детского творчества г. Чебоксары готовятся непосредственно под руководством научных руководителей. В качестве примера представлена работа учащейся объединения на тему: Танцевальное платье в технике «холодного» батика«Волшебство маковых цветов».

2.2.1Методические рекомендации в проведении занятий в учебном объединении «Батик. Бандан»

Основной целью современного дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.

Решаются следующие задачи:

  • формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

  • развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

  • овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;

  • формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.

Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели дополнительного образования - развитие личности ребенка.

Любой вид искусства оперирует образами, а образ по своей художественной природе - целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.

На дополнительных занятиях важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе занятий в учебном объединении учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.

Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края.

Прежде чем начинать работу в технике «батик», необходимо познакомить учащихся с историей возникновения росписи по ткани. Для этого следует подобрать необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий. Учащимся будет интересно узнать о разных видах росписи: холодный батик, горячий батик, свободная роспись, узелковый батик. Лучше остановитесь на каждом из видов. Не нужно торопиться и стремиться объять все за одно занятие. Сфера дополнительного образования, которой в рамках современной концепции художественного образования уделяется большое внимание в средней общеобразовательной школе, дает возможности для детского творчества.

На нескольких занятиях можно попробовать все способы и приемы росписи ткани, выбрать любую ткань, от шелка до хлопка, даже резервирующий состав можно сделать своими руками и добиться колористического разнообразия. В технике узелкового батика можно выполнять крупномасштабные вещи, расписать занавески для любого кабинета школы или выполнить наволочки для подушек на диван в приемной директора, тем самым обновив и придав изысканность интерьеру школы.

Кроме того, в технике батик девочки могут расписать юбки, сшитые на занятиях технологии (труда), а школьницы постарше способны украсить сшитые блузки орнаментом или узором, могут расшить орнамент и узор бисером, стеклярусом и стразами. Причудливых узоров на ткани можно добиться при использовании крупной или мелкой поваренной соли (и даже соли для ванн), которая, впитывая влагу, притягивает вместе с водой краситель. Краска светлеет, образуются контуры, абстрактные узоры, всегда необычные, не похожие друг на друга. Интересные эффекты получаются при использовании мочевины - минерального удобрения. Мочевина, в отличие от соли, не притягивает влагу, а растворяется в ней, разъедая краску и образуя фигурные пятнышки белого цвета.


2.2.2 Технология изготовления изделия (практическая часть)

В качестве практического примера рассмотрим танцевальное платье в технике «холодного» батика «Волшебство маковых цветов», автором которого является Дроздова Наталья, учащаяся учебного объединения «Батик. Бандан» Дома детского творчества.

Изделия, выполненные в технике батика, экологичны, просты по форме, нарядны, неповторимы. В каждое изделие вложено тепло рук и душа.

Экологическое обоснование изделия:

Краски, кисти, ткань, используемые мною не животного происхождения, а значит, никакого ущерба и вреда окружающей среде при изготовлении изделия нанесено не было. От сочного рисунка на платье поднимается настроение, окружающий мир становится ярче и хочется делать всем приятное.

1). Выбор рисунка и разработка эскиза.

Я все думала, какой же цветок мне взять за основу для росписи? Мне очень нравятся маки. Что же они символизируют? Этот вопрос возник, поэтому решила добыть информацию об этом в интернете. Оказалось, что мак способен притягивать в жизнь человека настоящую и чистую любовь. Но больше всего мне понравилось, что цветок налаживает контакт между детьми и родителями в сложные периоды. С помощью мака мирятся братья и сестры, отцы и дети, бабушки и внуки. Одним словом, все могут обращаться за помощью в примирении к маку.

2). Рисование эскиза.

Мы с руководителем начали с наброска композиции, потом был сделан рисунок в натуральную величину на ватмане. Изготовление эскиза нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань.

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

3). Выбор ткани.

Я сравнила стоимость шелка, хлопка и шифона, а также их характеристики и пришла к выводу, что для росписи больше всего мне подходит шифон, так как качество ткани и цена меня больше всего устроили. (Приложение 6)

4). Выбор модели платья и раскрой изделия.

Так как платье для танца, оно должно быть свободным и не стеснять движений, но в тоже время расписанный рисунок должен быть виден полностью. Я пересмотрела много моделей и выбрала такой фасон, который, как мне показалось, лучше всего подходит для танца и расписывания.

5). Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

После того, как платье было выкроено на бумаге, мы перевели его на цельный кусок ткани и простым карандашом обозначили контуры будущего изделия.

Готовый эскиз при помощи иголочек с «ушками» подколола с изнаночной стороны, перевела рисунок на ткань, натянула ткань на раму и нанесла резерв по контуру.

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

6). Выбор красок и роспись ткани.

Здесь я решила провести эксперимент: нанести на ткань гуашь и акриловые краски, сравнить результат после стирки. Гуашь дешевле, стоит ли рисковать и экономить на краске? Вот что из этого получилось: гуашь с ткани стирается, акрил утюгом запаривается и стирать можно неоднократно, не выцветает. Я в этом убедилась после проведенного исследования.

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Гуашь

Акриловыекраски

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»» Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Акриловые краски Гуашь

Работая в технике «батик», художник прислушивается не только к себе, но и к ткани, так как она - непосредственный участник творческого процесса. Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые, удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким самобытным.

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Главное при работе с красками по ткани быть осторожной, не торопиться. Очень важно уметь смешивать краски по цвету правильно, чтобы переходы получались плавными и рисунок был ровным. А еще необходимо соблюдать технику безопасности при выполнении работ.

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

При выполнении работ нельзя:

  1. ставить краски на край стола;

  2. долго держать кисти в воде;

  3. держать трубочку с резервом носиком вниз;

  4. ставить краски и банку с водой близко к работе;

  5. втягивать резерв ртом, только с помощью специальной груши;

  6. оставлять трубочку с резервом по окончании работы, нужно обязательно выдуть резерв и промыть бензином.

Не верилось, что такую красоту мы создали своими руками. Осталось передать расписанную ткань маме, чтобы она сшила платье.

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

7) Пошив платья

Материалы, необходимые для росписи ткани и пошива платья для танцев (с учетом стоимости работы) (Приложение 7)

Материалы, необходимые для росписи ткани и пошива платья для танцев (без учета стоимости работы) (Приложение 7)

Основная цель учебного объединения: формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение учащихся к творческой деятельности.

В результате занятий в объединении учащийся должен: знать историю художественной росписи ткани; владеть терминологией, встречающейся при изучении темы; уметь анализировать результаты своей творческой работы.


Заключение

Роспись по ткани - очень популярна в наше время. Каждый человек хочет быть не похожим на других. Батик делает наряд стильным и оригинальным. Фантазия в сочетании с индивидуальностью помогут создать оригинальную работу. Рисунки на ткани могут быть в подарок, для настроения, для обновления надоевшей или спасения запятнанной вещи. Думаю, каждому будет приятно носить одежду с изображением, сделанным собственноручно или специально для него. Неважно - одежда, обувь, сумка или головной убор. Такие работы - если грамотно сделать и закрепить, а потом правильно стирать, не выкрашиваются кусками, не линяют, а выцветают очень медленно!

В процессе выполнения курсового проекта коснулись основных вопросов эстетического и духовного воспитания школьников. Это очень важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Приобщение к обычаям своего народа, развитие художественного вкуса, творческих способностей развитие эстетической личности- все это можно достичь через изучение истории и технологии батика. Народное декоративно - прикладное искусство отличается красочностью, жизнерадостностью, а самое главное, показывает сочетание цвета и формы, различных материалов.

Собранные материалы и полученные знания помогли наиболее полно раскрыть тему, глубже понять ее, решить цели и задачи поставленные перед нами:

-обучение технологии росписи по ткани учащихся,

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства,

-овладение умениями и навыками художественной деятельности,

-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

-ознакомление с различными материалами, способами росписи ткани; дать знания по цветоведению;

-сформированы представление об историческом развитии художественной росписи ткани;

-представлены творческая работа в технике холодного батика.

-обучить техническим приемам для создания композиции.

В соответствии с этими задачами произошло знакомство с историческим развитием художественной росписи ткани, отмечены основные виды росписи ткани, были приобретены знания по цветоведению, изучены способы приобретения учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан» Дома детского творчества» .

Практическая часть курсовой работы состоит из работы учащегося учебного объединения, а именно платья, расписанного в технике холодного батика, поэтому внимание уделялось изучению традиций, без которых невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Современный художник не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, и то, что сегодня является достоянием культуры.

С помощью методических находок преподаватели центров дополнительного образования научат детей создавать неповторимые, поистине уникальные вещи, которые не потребуют больших материальных затрат.

Список использованных источников

  1. .Алфёров, Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. - Ростов Н/Д.: Феникс,2000.

  2. .Аранова, С.В. «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического». - Санкт-Петербург.: Каро, 2004.

  3. .Галкина, М.В. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие.- М.: МГОУ, 2006.

  4. .Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей. - М.: Владос, 2008.

  5. .Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. -

  6. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. - М.: Фонд «Мир»,2007.

  7. Казанская Н.Р. Материаловедение и технология производства /художественная роспись тканей/. Программа курса для средних специальных учебных заведений. Специальности 0515. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы, М., 2000.

  8. Крут, С.Ю. Роспись по ткани, батик. - Спб.: Корона принт,2000.

  9. Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. Начальная школа.- М.2005.

  10. Синеглазова, М.О. Распишем ткань сами. - М.: Профиздат, 2001.

  11. .Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вуз. - М.: Академия, 2008. - 365 с.

  12. Хансен, Б, Роспись по шелку, М., 1997

  13. Аверьянова, А.П. «Детский батик».- М.: Карапуз, 2007. - 16с.

  14. Аллахвердова Е.Э. Батик, Глина. Дерево./Е.А. Аллахвердова.- Издательство «Астрель», 2001.

  15. Батик: Методические рекомендации для преподавателей. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2009.

  16. Брита Хансен «Роспись по шелку для начинающих». Издание на русском языке.OFAsprl, 1997. -72с.

  17. Давыдов А.С. Батик. Энциклопедия. Техника. Изделие. Батик. С. Давыдов. -М.: «АстПресс», 2006.

  18. Давыдов М. А. Поурочные разработки по изобразительному искусству.-М,:Вако,2012.-234

  19. Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с.

  20. Давыдов, С. «Батик».- М.: АСТ-пресс, 2005. - 183с.

  21. Дворкина И Батик. Горячий. Холодный. Узелковый /И. Дворкина. -М.:Изд. «Радуга», 2000. -159с.

  22. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.-М.: Просвещение, 2011

  23. Искусство батика» - энциклопедия художника учебное пособие для Вузов.«Внешсигма» 2000 г.

  24. Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005.

  25. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ Под ред.А. Г.Асмолова - Москва: Просвещение,2011. -151 с.

  26. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М. «Владос» 2005 г. учебное пособие для Вузов.

  27. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса начальной школы / под ред. Б.М. Неменского. -9-е изд., -М.: Просвещение, 2011. -144 с.: ил.

  28. Начальная школа.- М.: Дрофа, 2001. - 222 с.

  29. Сердюкова Н. СЛинник -Ботова С. И., Приставкина Т. И и др. Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству/ //Методические рекомендации. -Белгород-2012

  30. Синеглазова, М.В. Батик. - М.: Издательский дом МСП, 2002.

  31. Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 78 с.

  32. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

  33. Фокина Л.В. «Орнамент» учебное пособие для Вузов. Ростов на Дону «Феникс» 2005 г.

stroki.net/content/view/1407/9/

slideshare.net/cnho/ss-33992797

artbatik.ru/demo-4.html

batik4art.com/2010/04/06/

ahdi.ru/batik

google.ru/ur

batik-center.ru/aboutus.html

ru.wikipedia.org/wiki/

ru.wikipedia.org/wiki/

handmade72.ru/pages/История-происхождения-батика-в-разных-странах-мира..html

nhkt.narod.ru/batik.htm

anysite.ru/publication/batik

referatwork.ru/refs/source/ref-17003.html

Приложение 1

«Горячий» батик

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»


«Холодный» батик


Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»


«Узелковый» батик


Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»


«Свободная» роспись


Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»


Роспись по сырому


Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»


Приложение 2

Я ПОСЕТИЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»


Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Приложение3

ПОСЕТИЛА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ ПО БАТИКУ

«ДПИ в современном мире» (Декоративно-прикладное искусство)

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Приложение 4

МАКИКурсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»» Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»» Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Приложение 5

шифон

Шелк (иск.)

хлопок

Цена (руб.)

110

300

80

свойство

Общими свойствами материи являются: тонкость, прозрачность, легкость, хорошая драпируемость. Все эти свойства позволяют создавать легкую многослойную одежду сложного кроя с большим количеством декоративных элементов: оборок, воланов, рюшей и т.п. Но при этом даже простой фасон благодаря мягкости материала будет смотреться выигрышно.

Шёлк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китаяи был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шёлковой нити (шелковины[1]) из одного кокона достигает 800-1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

Хло́пок - волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника, важнейшее наиболее дешёвое и распространённое растительное волокно[1].

Приложение 6

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Акриловые краски



Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Гуашь

Приложение 7

Материалы, необходимые для росписи ткани и пошива платья для танцев

(с учетом стоимости работы)

№ пп

Необходимые материалы

Условная цена за единицу предмета

Стоимость

1

Ткань основная (шифон)

2 м. по 130 руб.

2x130=260 руб.

2

Ткань подкладочная (атлас)

1м. по 180 руб.

1х180=180 руб.

3

Состав резервирующий «Батик»

15 руб. (что использована лишь часть резерва)

15 руб.

4

Краски акриловые «DECJLA»

5 руб. (5 цветов с учетом , что использована лишь часть краски)

5х5=25 руб.

5

Затраты на электроэнергию (пошив, глажка и пр.)

10квт/час по 2руб. 33 коп

2руб.33 коп.х10=20руб. 33 коп

6

Раскрой и пошив платья

По договоренности: раскрой - 100руб., пошив 800 руб.

900 руб.

7

Ручная работа

1 кв. м. = 3000 руб.

1,5х3000=4500 руб.

Итого:

5900руб. 33 коп.

Материалы, необходимые для росписи ткани и пошива платья для танцев

(безучета стоимости работы)

№ пп

Необходимые материалы

Условная цена за единицу предмета

Стоимость

1

Ткань основная (шифон)

2 м. по 130 руб.

2x130=260 руб.

2

Ткань подкладочная (атлас)

1м. по 180 руб.

1х180=180 руб.

3

Состав резервирующий «Батик»

15 руб. (что использована лишь часть резерва)

15 руб.

4

Краски акриловые «DECJLA»

5 руб. (5 цветов с учетом , что использована лишь часть краски)

5х5=25 руб.

5

Затраты на электроэнергию (пошив, глажка и пр.)

10квт/час по 2руб. 33 коп

2руб.33 коп.х10=20руб. 33 коп


Раскрой и пошив платья

По договоренности: раскрой - 100руб.

100 руб.


Итого:

600 руб. 33 коп.


Приложение8

В РЕЗУЛЬТАТЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:

60% опрошенных сказали, что у не слышали ни разу слово «батик»

35% знают, что такое «батик»

25% имеют представление о том, что такое «батик»



  1. Для многих учащихся «батик» - понятие малознакомое.

  2. Радует, что некоторые учащиеся знают, что такое «батик» и даже знакомы с его видами.

  3. Некоторым даже известно, какие краски используются при росписи ткани.

Приложение9

Следующий метод исследования - сравнение.

Я сравнила ручной и производственный способы росписи ткани.

Результаты мы можем увидеть в представленной таблице.

Характеристика

Производственный способ (роспись)Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

Ручной способ (роспись)

Курсовой проект «Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках на занятиях декоративно-прикладного искусства в учебном объединении «Батик.Бандан»»

форма

Массовое производство, похожи друг на друга

Индивидуальная нестандартная

цвет

Неестественные тона

Мягкие природные тона

материалы

Вредные красители

Натуральные, экологически чистые

функциональность

Стандартна, притупляет вкус к разнообразию и фантазии

Позволяет мечтать и фантазировать, приучает к труду и рукоделию

цена

Дорогая

Менее затратна, так как сделана своими руками

Приложение10

АНКЕТА

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в опросе, посвященном изучению батика . Просим Вас ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней вопросы.

Вопросы анкеты

  1. Знаете ли Вы, что такое батик?

  • Да

  • Нет

  1. Какие виды батика Вы знаете?

  • Да

  • Нет

  1. Какие материалы используются в батике?

_________________________________________________

  1. Для чего нужен батик?

________________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы откуда в России появился батик?

  • Да

  • Нет

  1. Хотели бы Вы иметь дома картины или одежду, расписанную в технике батик?

  • Да

  • Нет

Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Ваш пол: мужской

женский

Ваш возраст:

Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!


44


© 2010-2022