Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»»







ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПРИБАЙКАЛЬЯ

Методическая разработка занятия












Педагог ДО:

Карасова Т.О.














Киренск

2016

Краткая аннотация

Занятие «Лесные животные Прибайкалья» составлено педагогом ДО Карасовой Т. О. для детей 4 - 7 классов и направлено на изучение животных Прибайкалья.

Овладение материалом темы является необходимым для познания родного края. В дальнейшем может быть использовано как для личного опыта, так и в профессиональной деятельности.

Конспект содержит подробное изложение хода занятия, которое содержит этапы занятия, взаимосвязанные между собой. Материал, используемый в ходе занятия, способствует запоминанию детьми получаемых знаний. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Данное занятие может быть использовано педагогами ДО и учителями биологии.








Пояснительная записка

Выбранная тема «Лесные животные Прибайкалья», является не первой в изучении животных родного края. С ребятам изучались следы животных на снегу, а также проводились беседы о животном мире, его разнообразии и работа с литературой. Поэтому целью занятия является не только изучение животных, но и закрепление полученных ранее знаний. Занятие будет проходить по типу комбинированного, с изучением нового материала и обобщения полученных ранее знаний о животных.

Цель занятия: Изучить животных Прибайкалья и обобщить полученные ранее знания.

Задачи:

  1. Дать учащимся знания о животных родного края, обобщить и закрепить ранее полученный материал;

  2. Сформировать способность у учащихся работать в группах, расширить кругозор об окружающем нас мире;

  3. Воспитать любовь к животным; привить бережное отношение к природе.

Группа состоит из учащихся 4-7 классов, по этой причине ребята имеют разные знания, умения, интересы. Рекомендуемое количество детей от 8 до 16. На своих занятиях я использую преимущества такого состава. Маленькие тянутся к более взрослым ребятам и пытаются не отставать, при этом задают интересующие их вопросы, старшие им охотно помогают. Плюсы в том, что качество полученных знаний повышается. Дисциплина также лучше.

Учащихся делятся на четыре подгруппы, соответствующие количеству изучаемых животных.

Для закрепления и обобщения полученных знаний использован метод практической работы - проект, конечный продукт которого, является сводная таблица. Учащиеся по ходу занятия получают необходимые знания для ее заполнения. Так как тема объемная, то количество изучаемых животных ограничено и взято пять: кабарга, волк , лисица, медведь, заяц. Примером заполнения таблицы является животное кабарга, его заполняет сам преподаватель. Так же использован метод игры и соревнований.

В ходе данного занятия учебный материал усваивается хорошо, это достигается путем коллективной работы в группах. Соревнования раскрепощают учащихся и мотивируют на плодотворную работу. Проверка знаний подтверждает качество полученных знаний. Ребята без затруднений отвечают на вопросы и легко определяют изученных животных.

В данной форме можно проводить изучение любых животных, птиц, насекомых и другое.

В ходе данного занятия проводится работа ребят с различной научной и учебной литературой (учебники, справочники).

Фотоотчет занятия - Приложение Г.

Содержание занятия «Лесные животные Прибайкалья»

Ход занятия:


  1. Организационный этап.

На данном этапе педагог приветствует учащихся и сообщает тему занятия, цель и план занятия.

После этого дети делятся на 4 подгруппы, при условии, что в каждой группе будет ребята старшего и младшего возраста.

II. Теоретический этап.


  1. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

Для проверки полученных знаний проводится мини - викторина. Детям раздают карточки зеленого и красного цветов, где красные значит не верно, зеленый - верно. Преподавателем вслух зачитываются 8 кратких несложных вопросов, на которые нужно ответить да или нет.

Мини- викторина:

  1. Кролик отличается от зайца только окраской (не верно)

  2. Ворон и ворона это муж и жена (не верно)

  3. Рыбы и змеи спят с открытыми глазами (верно)

  4. Марал и изюбр- это 2 вида благородного оленя (верно)

  5. Самец кабарги использует клыки для защиты от врагов (не верно)

  6. Мышь- малютка самая маленькая мышь нашей страны (верно)

  7. Из-за прикосновения к коже жаб у людей на руках появляются бородавки (не верно)

  8. В лесах около Байкала можно встретить ежей (не верно)


  1. Изучение нового материала..

Для изучения нового материала каждой из четырех подгрупп выдается задание с названием животного. Необходимо найти подходящую информацию о животном и ответить на заданные вопросы. Для выполнения задания дается раздаточный материал, в каждом из котором есть необходимая информация. Для изучения берем характерных животных для нашего края (медведь, волк, лиса, заяц) (Приложение А).

Вопросы для самостоятельного изучения:

  • Название животного (полное)

  • Общее описание

  • Особенности анатомии

  • Кормовая база

  • Образ жизни

  • След животного

  • Интересный факт

Проработав учебный материал, ребятам выдается задание под названием «Следопыт». Суть заключается в том, чтобы из предложенного многообразия следов животных учащиеся нашли необходимые (волк, заяц, медведь, лиса) (Приложение Б).


  1. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Для закрепления полученных знаний и обобщения с ранее полученным материалом ребята заполняют таблицу. Таблица выполнена на листе формата А 1, для ее заполнения ребятам выдаются заранее приготовленные карточки с ответами. Учащиеся выходят по очереди и рассказывают про животных, после чего вклеивают карточки в таблицу. Для облегчения работы, верхнюю строку заранее заполняет учитель, на примере животного кабарга (Приложение В).


  1. Окончание занятия.

После заполнения таблицы, проводится подведение итогов. Педагог с учащимися обсуждает пройденное занятие. Какие трудности вызвало выполнение предложенных заданий.

До окончания занятия проводится игра «Назови сказку». Команды по очереди называют сказку или мультфильм, в которых есть изученное ими животное. Та команда, которая не может назвать сказку выбывает. Выигрывает оставшаяся команда.

После этого педагог благодарит учащихся за проведенное занятие и прощается с ними.





Библиографический список


  1. Брем А. Жизнь животных. - М.: Изд - во Эксмо, 2003. 960 с.

  2. Буянов И.Ю., Шишикин А.С. Биология зверей и птиц. Курс лекций для студентов специальностей 260400 (250201), 260500 (250203), 554200 (250100) очная, очная сокращенная, заочная, заочная сокращенная форма обучения. - Красноярск: СибГТУ, 2006.

  3. Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учереждений. - 7 - е изд. - М.: Просвещение, 2000. 256 с.

  4. Электронный ресурс: baikalfund.ru - Животный мир / Природа Байкала и Прибайкалья...

  5. Электронный ресурс: irkipedia.ru - Наиболее ценные животные Прибайкалья
















Приложение А

Лесные животные Прибайкалья

Бурый медведь - семейство млекопитающих отряда хищных. Медведи всеядны (питается растительной и животной пищей (плодами, орехами, ягодами, муравьями, животными (охотится даже за лосями)), хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

За лето медведь накапливает толстый слой жира, зиму проводит в берлоге, находясь в спячке, облизывая шпоры на ногах, наросшие за лето. Поэтому и говорят, что зимой медведь лапу сосет. Численность медведя в Иркутской области составляет 9,9 тыс. особей. Мех с развитым подшёрстком, довольно грубый. У всех медведей коренастое, мощное тело. Лапы сильные, пятипалые, с большими невтяжными когтями. Когти управляются мощными мышцами, что позволяет медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу. Хвост очень короткий, не заметный в меху. Голова крупная, глаза небольшие. Шея толстая, относительно короткая. Обоняние сильно развито, слух и зрение слабее. Большинство медведей ведёт оседлый образ жизни. Бурый медведь проводят большую часть зимы в берлоге, в состоянии спячки. В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов.

Продолжительность жизни большая, до 25-40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе свыше 45 лет.

1-1,25 м в высоту в холке, в длину 2-2,2 м. Вес 150-250 кг. Шерсть густая, цвет от черно-бурого до темно-рыжего.

Морда бывает вытянутая, лоб иногда сплющен. Туловище коренастое. Медведи всеядны (питается растительной и животной пищей (плодами, орехами, ягодами, муравьями, животными (охотится даже за лосями)).

Зиму проводит в берлоге, находясь в спячке.

При ускоренном беге пускается в очень быстрый галоп , легко догоняет человека. С горы он может спускаться только медленно , так как иначе легко перекувырнулся бы через голову.

Волк - один из наиболее опасных хищников и самых известных животных на планете. Он наносит ощутимый ущерб популяции копытных, особенно косуль, оленей и домашних животных. Распространен волк практически по всей территории области. Наибольшее количество волков ежегодно концентрируется в местах отстоя парнокопытных: в Усть-Удинском, Катангском, Киренском, Бодайбинском, Жигаловском и Иркутском районах. Общая численность волков области составляет 3,5 тыс. особей. В области ежегодно добывается 370-400 волков. Оптимально допустимая численность волков - 1-1,5 тыс. голов. Это необходимо для поедания падали, предотвращения бешенства и других инфекционных заболеваний.

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг. Длина следа порядка 9 - 12 см, ширина 7 см, средние два пальца более вынесены вперёд, пальцы не растопырены и отпечаток рельефнее, чем у собаки. Дорожка следов у волка ровнее, и образует почти ровную строчку.

Длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг.

Напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные. Голова широколобая, морда относительно широкая, сильно вытянута и по бокам обрамлена «бакенбардами».

Хвост довольно длинный, толстый и всегда опущен вниз.

Типичный хищник, основу питания составляют копытные животные. Нападают и на домашних животных (овец, коров, лошадей), в том числе на собак. Ловят и более мелкую добычу: зайцев, сусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают случая съесть кладку яиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле тетеревиных, водоплавающих и иных птиц.

Размножающиеся пары, а нередко и стаи, живут оседло на определённых участках, границы которых обозначаются пахучими метками. Диаметр участка, занятого стаей зимой, обычно 30-60 километров. Логова устраиваются в расщелинах в скалах, зарослях кустарника.

Вблизи своего логовища волк никогда не охотится, именно поэтому молодые косули и волчата часто играют вместе на одной прогалине.

Лисица обыкновенная

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Длина тела 1,4 м, высота в холке 35 см, вес 6,5-8 кг. Цвет шерсти рыжий. Быстро бегают - 10 км/ч, при необходимости до 70 км/ч.

Длинное туловище, острая морда, ноги короткие, хвост длинный.

Питается всевозможными животными от молодой косули и заканчивая майским жуком.

Живет в норах, охотится преимущественно ночью.

Если лиса находит оставленную нору барсука, она поселяется в ней и даже живет с ним иногда в одной норе. Почти все большие лисьи норы выкопаны барсуком.

Лиса очень красивое животное, оно стройное, грациозное, с красивым мехом и длинным пышным хвостом и длинной, заостренной мордочкой.

Заяц-русак - извечный обитатель лесов и перелесков. Его численность 208.6 тыс. особей.

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Длина тела 75 см, высота 30 см. вес 5-6 кг. Цвет меха изменяется летом и зимой. Самка рыжее самца. Способен развить скорость бега до 50 км/ч.

Лучше всего развит слух, хорошо обоняние, зрение довольно слабо. Уши у них длинные (не менее 50% длины головы), заостренные на конце, у основания они образуют трубку. Задние ноги у большинства видов значительно длиннее передних (по скелету на 20-35%). Хвост зайцев очень короткий, но, за исключением одного вида, заметный снаружи. Тело зайцев в большинстве случаев стройное, несколько сжатое с боков.

Питается заяц русак грубой растительной пищей, а когда лакомство скрыто под снегом, не прочь подкрепиться корой ивы, яблонь или груш, из-за чего так нелюбим садоводами.

Предпочитают зайцы места с зарослями кустарников. Бодрствует заяц обычно ночью. Днём же он спит, спрятавшись под пенёк или в траву.

Заяц умеет запутывать следы, это благодаря способности далеко прыгать. Заяц периодически возвращается на несколько метров назад чётко по своим следам и отпрыгивает в сторону. Таким образом, хищник, идущий по следу зайца, приходит в своеобразный тупик.

Кабарга сибирская - маленький безрогий олень, или, как его часто называют, «сибирский кенгуру. Водится она в горных районах Восточного Саяна, Хамар-Дабана. в прибайкальских горах, на Северо-Байкальском и Патомском нагорьях. Вес кабарги 10-15 кг. У самцов кабарги имеются острые клыки, которые заменяют отсутствующие у него рога. В брюшной части самцов кабарги есть небольшой мешочек, наполненный мускусом, который широко используется в парфюмерной промышленности для придания стойкости духам и в медицине. Численность 29,4 тыс. особей. В водоемах области водятся ондатра, норка, водяная крыса, выдра.

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Длина её тела - до 1 м, хвоста - 4- 6 см, высота в холке - до 70 см; масса - 11- 18 кг.

Общий тон окраски кабарги бурый или коричневый различных оттенков.

Задние ноги непропорционально длинные, поэтому у стоящей кабарги крестец на 5-10 см выше холки. Хвост короткий. Коренастое телосложение, стройные конечности, длинная шея, тупо закругленная морда. Зимой- древесные лишайники.

Летом- альпийские травы, коренья, болотные травы, листья ягодных кустарников.

Живет в скалистых местах, редко в долинах. На этих участках звери живут осёдло, поодиночке (реже группами), занимая индивидуальные участки в среднем от 30 га летом и до 10-20 га зимой.

Спасаясь от преследователя, кабарга, подобно зайцу, запутывает следы, разобраться в которых очень трудно. Вернувшись метров на пятьдесят, кабарга делает прыжок в сторону, всегда так, чтобы след был не виден с того места, откуда она прыгнула. Так повторяется много раз, пока она не остановится, спрятавшись в укромном месте.












Приложение Б


Таблица - Следы животных


Название

животного

Изображение следа

Кабарга

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Волк

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Лисица

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Заяц

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья

Медведь

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


Приложение В

Таблица - Лесные животные Прибайкалья


Название

животного

Общее

описание

Особенности

анатомии

Кормовая

база

Образ жизни

След

животного

Интересный

факт

Кабарга сибирская

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


Длина её тела - до 1 м, хвоста - 4- 6 см, высота в холке - до 70 см; масса - 11- 18 кг.

Общий тон окраски кабарги бурый или коричневый различных оттенков.

Задние ноги непропорционально длинные, поэтому у стоящей кабарги крестец на 5-10 см выше холки. Хвост короткий. Коренастое телосложение, стройные конечности, длинная шея, тупо закругленная морда.

Зимой- древесные лишайники.

Летом- альпийские травы, коренья, болотные травы, листья ягодных кустарников.

Живет в скалистых местах, редко в долинах. На этих участках звери живут осёдло, поодиночке (реже группами), занимая индивидуальные участки в среднем от 30 га летом и до 10-20 га зимой.

Спасаясь от преследователя, кабарга, подобно зайцу, запутывает следы. Вернувшись метров на пятьдесят, кабарга делает прыжок в сторону, всегда так, чтобы след был не виден с того места, откуда она прыгнула. Так повторяется много раз, пока она не остановится, спрятавшись в укромном месте.

Медведь бурый обыкновенный

(Ursus arctos)

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


1-1,25 м в высоту в холке, в длину 2-2,2 м. Вес 150-250 кг. Шерсть густая, цвет от черно-бурого до темно-рыжего.

Морда бывает вытянутая, лоб иногда сплющен. Туловище коренастое.

Медведи всеядны (питается растительной и животной пищей (плодами, орехами, ягодами, муравьями, животными (охотится даже за лосями))

Зиму проводит в берлоге, находясь в спячке

При ускоренном беге пускается в очень быстрый галоп , легко догоняет человека. С горы он может спускаться только медленно , так как иначе легко перекувырнулся бы через голову.

Волк

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


Длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг.

Напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные. Голова широколобая, морда относительно широкая, сильно вытянута и по бокам обрамлена «бакенбардами».

Хвост довольно длинный, толстый и всегда опущен вниз.

Типичный хищник, основу питания составляют копытные животные. Нападают и на домашних животных (овец, коров, лошадей), в том числе на собак. Ловят и более мелкую добычу: зайцев, сусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают случая съесть кладку яиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле тетеревиных, водоплавающих и иных птиц.

Размножающиеся пары, а нередко и стаи, живут оседло на определённых участках, границы которых обозначаются пахучими метками. Диаметр участка, занятого стаей зимой, обычно 30-60 километров. Логова устраиваются в расщелинах в скалах, зарослях кустарника.

Вблизи своего логовища волк никогда не охотится, именно поэтому молодые косули и волчата часто играют вместе на одной прогалине.

Лисица обыкновенная

Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


Длина тела 1,4 м, высота в холке 35 см, вес 6,5-8 кг. Цвет шерсти рыжий. Быстро бегают - 10 км/ч, при необходимости до 70 км/ч

Лиса очень красивое животное, оно стройное, грациозное, с красивым мехом и длинным пышным хвостом и длинной, заостренной мордочкой.

Питается всевозможными животными от молодой косули и заканчивая майским жуком.

Живет в норах, охотится преимущественно ночью

Если лиса находит оставленную нору барсука, она поселяется в ней и даже живет с ним иногда в одной норе. Почти все большие лисьи норы выкопаны барсуком.

Заяц- русак (Lepus europaeus)



Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


Длина тела 75 см, высота 30 см. вес 5-6 кг. Цвет меха изменяется летом и зимой. Самка рыжее самца. Способен развить скорость бега до 50 км/ч.

Лучше всего развит слух, хорошо обоняние, зрение довольно слабо. Уши у них длинные (не менее 50% длины головы), заостренные на конце, у основания они образуют трубку. Задние ноги у большинства видов значительно длиннее передних (по скелету на 20-35%). Хвост зайцев очень короткий, но, за исключением одного вида, заметный снаружи. Тело зайцев в большинстве случаев стройное, несколько сжатое с боков.

Питается заяц русак грубой растительной пищей, а когда лакомство скрыто под снегом, не прочь подкрепиться корой ивы, яблонь или груш, из-за чего так нелюбим садоводами.

Предпочитают зайцы места с зарослями кустарников. Бодрствует заяц обычно ночью. Днём же он спит, спрятавшись под пенёк или в траву.

Заяц умеет запутывать следы, это благодаря способности далеко прыгать. Заяц периодически возвращается на несколько метров назад чётко по своим следам и отпрыгивает в сторону. Таким образом, хищник, идущий по следу зайца, приходит в своеобразный тупик.

Приложение Г


Фотоотчет занятия «Лесные животные Прибайкалья»


Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья


Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья



Методическая разработка урока Лесные животные Прибайкалья



© 2010-2022