- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа ОДО Общая физическая подготовка для 5 класса
Рабочая программа ОДО Общая физическая подготовка для 5 класса
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козин С.П. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 1 г.Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________________________
Протокол ____
«_____»____________2013г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
__________________
«______»_______________2013г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Гимназия № 1
___________________________
Приказ №____
от «___» ___________2013г.
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
физкультурно-оздоровительного направления
«Общая физическая подготовка»
для учащихся 5 класса
учителя физкультуры Козина Сергея Петровича
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» разработана с помощью комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа рассчитана для обучающихся 5классов на один учебный год (2013/2014), 1 час в неделю. Рабочая программа включает 6 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, материально- техническое оснащение, список литературы.
Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Занятия по ОФП способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена.
Увеличивается жизненная ёмкость легких, сеть капиллярных сосудов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются её сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы.
Цель занятий ОФП - воспитание у обучающихся интереса к спортивно-оздоровительной деятельности; формирование культуры ведения здорового образа жизни; повышение двигательной активности обучающихся.
Задачи:
- воспитание у учащихся высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия, активности;
- подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных преодолевать любые трудности в жизни;
- формирование жизненно важных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, плавание, подъем и спуск с высоты, умение обращаться с туристским снаряжением и приспособлениями);
- формирование у школьников знаний по теории и методике физической культуры и спорту, гигиене, анатомии и физиологии физических упражнений;
ознакомление с историей Олимпийских игр.
Структура занятия.
Занятия по общей физической подготовке состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Содержание подготовительной и заключительной частей зависит преимущественно от основной.
Подготовительная часть. Главное на этом этапе - разминка, т.е. функциональная настройка организма на физическую нагрузку. В разминку входит спокойная ходьба, медленный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения (преимущественно на растягивание мышц и связок), упражнения с предметами и вспомогательным оборудованием. Цель разминки - обеспечить постепенное «вхождение» организма в работу. При этом важно активизировать все мышечные группы и системы организма, вывести их на более высокий уровень функционирования. Обычно подготовительная часть занимает 10-20% общего времени.
Основная часть. Как правило, посвящена решению конкретных оздоровительных задач. Начинают ее с упражнений, требующих точности движений, ловкости, повышенной скорости, и лишь затем приступают к упражнениям, при выполнении которых нужны максимальная сила и выносливость. Состав всех упражнений в основной части занятия должен быть таким, чтобы они оказывали всестороннее влияние.
В основной части может быть запланировано только одно упражнение, например оздоровительный бег оптимальной продолжительности и интенсивности, что обеспечивает необходимый тренировочный эффект: усиление кислородного обмена, повышение уровня выносливости и работоспособности.
Заключительная часть. Необходимо постепенно снизить функциональную активность организма и привести его в нормальное (спокойное) состояние. Для этого используются: дыхательные упражнения; медленный бег и ходьба в чередовании с дыхательными упражнениями.
При составлении комплексов упражнений прежде всего следует учитывать их назначение, а также возраст, пол, физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся.
Определяя очередность упражнений в комплексе, необходимо соблюдать следующие методические правила:
-
Первыми в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.
-
Далее должны следовать упражнения для различных групп мышц - в таком порядке: рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины и ног.
-
Следующими в комплексе должны быть 2-3 упражнения для всего тела.
-
Силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на растягивание.
-
Заключительные упражнения: ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание и расслабление мышц.
Комплекс содержит 8-12 упражнений, каждое из которых должно выполнятся от 4 до 8 раз.
Основные требования к уровню подготовленности
учащихся по ОФП за учебный год
Тестирование физической подготовленности. Позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) - стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий - определить уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся.
Перечисленные ниже контрольные упражнения (тесты) очень показательны, на их основе делают соответствующие выводы и при необходимости вносятся коррективы в тренировочный процесс. Например, если уровень физической подготовленности занимающихся не повышается или становится ниже, то необходимо пересмотреть содержание, методику занятий, физические нагрузки.
Контрольные упражнения (тесты)
№
Название
Месяц
сентябрь
май
1.
Бег 30 м
2.
Челночный бег 4х10 м
3.
Прыжок в длину с места
4.
Метание набивного мяча из-за головы
5.
Бег 60 м
6.
Прыжок вверх с места (с разбега), отталкиваясь 2-мя ногами
7.
Прыжки через скакалку за 1 мин.
8.
Подтягивание из виса (мальч.) и из виса лёжа (девоч.)
9.
Наклон вперед из положения сидя на полу
10.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются:
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка являются:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками;
- занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.
Предметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются:
- организация отдыха и досуга средствами физической культуры;
- бережное обращение с оборудованием и инвентарем.
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоенияобязательного минимума содержания курса «ОФП» учащиесяVклассадолжны:
знать и иметь представление:
- о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
- о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
- о физической нагрузке и способах ее регулирования;
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
- вести дневник самонаблюдения;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
- оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах; легких ушибах и потертостях;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл.).
Контрольные нормативы
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз
6
4
3
Подтягивание в висе лёжа согнувшись, кол-во раз
18
15
10
Бег 60 м, с
10,1
10,6
11,1
10,3
11,0
11,5
Бег 1500 м, мин. с
8.30
9.00
9.20
9.30
9.50
10.10
Ходьба на лыжах 2 км, мин. с
13.00
13.30
14.00
13.30
14.00
14.30
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «ОФП»
МЕСЯЦ
НАИМЕНОВАНИЕРАЗДЕЛА
КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРАКТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ
ТЕОРИТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ
Сентябрь-Май
Гигиена, предупреждениетравм, самоконтроль, ЗОЖ-его составные, упрощенные правила судейства, основысудейской терминологии,умение самостоятельно заниматься физкультурой
Теоретическиезнания школьникиполучают назанятиях в течение10-15 минут в вводной части
Футбол
7
Баскетбол
22
Лыжи
5
ВСЕГО ЧАСОВ 34
Сентябрь
Футбол
4
Октябрь
Баскетбол
4
Ноябрь
Баскетбол
4
Декабрь
Баскетбол
Лыжи
2
2
Январь
Лыжи
4
Февраль
Баскетбол
4
Март
Баскетбол
4
Апрель
Баскетбол
4
Май
Футбол
3
ВСЕГО ЧАСОВ 34 часа
Календарно-тематическое планирование спортивной секции «ОФП»
№
занятия
Содержание занятия
Количество часов
СЕНТЯБРЬ
1.
Гигиенические требования к занятиям физкультурой. Удар по неподвижному мячу.
0,5
2.
Предупреждение травм. Удар по мячу с подачи.
0,5
3.
ЗОЖ - закаливание,его значение. Удар по мячу на точность.
0,5
4.
Самоконтроль при физических занятиях. Ведение мяча -обводка стоек.
0,5
5.
Режим дня, его значение. Жонглирование мячом.
0,5
6.
Моральная и психологическая подготовка спортсмена. Удар неподвижного мяча с 11 метров.
0,5
7.
ЗОЖ -виды закаливания. Удар мяча головой.
0,5
8.
Передача мяча в парах по всему полю в движении. Бросок мяча рукой на дальность.
0,5
ОКТЯБРЬ 4
9.
Предупреждение спорт, травм на занятиях. Техника передвижения(стойка баскетболиста). Бросок мяча с места.
0,5
10.
Техника передвижения. Ведения мяча с заданием. Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий.
0,5
11.
Техника передвижения (ходьба, бег). Передача мяча в движении.
0,5
12.
Техника передвижения(остановки). Бросок со штрафной линии,
13.
Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками на уровне груди). Ведение мяча с броском.
0,5
14.
Предупреждение спорт, травм на занятиях. Техника владения мячом(ловля мяча двумя руками). Передача мяча с последующим броском.
0,5
15.
Техника владения мячом(ловля мяча двумя руками высокого мяча). Бросок со штрафной линии.
0,5
16.
Техника передвижения. Техника владения с мячом. Игра 2 на 2 на одно кольцо.
0,5
НОЯБРЬ 4
17.
Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Техника владения мячом(ловля мяча двумя руками низкого мяча). Ведение мяча с броском.
0,5
18.
Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками на уровне груди мяча). Бросок с двух шагов.
0,5
19.
Техника владения мячом (передача мяча двумя руками на уровне груди мяча). Передача мяч? в тройках.
0,5
20.
Применение различных стоек и передвижение в зависимости
0,5
от действий противника. Техника владения мячом (передача мяча двумя руками на уровне головы). Ведение передача в парах.
0,5
21.
Техника владения мячом(передача мяча одной рукой из-за головы). Бросок после подачи. Игра два на два.
0,5
22.
Предупреждение спорт, травм на занятиях. Техниказащиты(техника передвижений). Ведение -передачи в тройках. Игра три на три.
0,5
23.
Техника защиты(техника передвижений). Передача в парах в движениях. Игра три натри.
0,5
24.
Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Техника защиты (техника передвижений). Ведение мяча в парах и передача одной рукой. Игра два на два.
0,5
ДЕКАБРЬ 4,5
25.
Предупреждение спорт, травм на занятиях. Тактика нападения (индивидуальные действия; выход на свободное место с целью атаки противника и получение мяча). Бросок со штрафной линии.
0,5
26.
Тактика нападения (индивидуальные действия: выход на свободное место с целью атаки противника и получение мяча). Игра три на три. Бросок со штрафной линии.
0,5
27.
Тактика нападения (индивидуальные действия: выход на свободное место с целью атаки противника и получение мяча). Игра три на три. Ведение в парах.
0,5
28.
Предупреждение спорт, травм на занятиях. Тактиканападения (индивидуальные действия: выход на свободное место с целью атаки противника и получение мяча). Игра три натри.
0,5
29.
Гигиена лыжника 2-х шажный переменный ход.
0,5
30.
Характеристика лыжного инвентаря 2-х шажный переменный ход без палок.
0,5
31.
Лыжные мази 2-х шажный переменный ход с палками, спуск с высокой стойке.
0,5
ЯНВАРЬ 3,5
32.
Смазка лыж 2-х шажный одновременный ход. Спуск в низкой стойке.
1
33.
Выбор палок и лыж. Одновременный одношажныйход. Подъем(лесенкой).
0,5
34.
Подготовка пластиковых лыж. Одновременный одношажный ход. Подъем (полуелочкой).
0,5
35.
Растирание мази. 2-х шажный ход. Спуск в низкой стойке.
0,5
36.
Охлаждение лыж. 2-х шажный одновременный ход.
0,5
37.
Внесение корректив. 2-х шажный одновременный ход.
0,5
38.
Правила соревнований. Игры на снегу. Эстафеты.
0,5
ФЕВРАЛЬ 4
39.
Личная система защиты. Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Передача и ловля мяча в парах.
0,5
40.
Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Передача мяча в движении. Правила соревнований.
0,5
41.
Тактика нападения (индивидуальные действия: выход на свободное место с целью атаки противника и получение мяча). Передача мяча в тройках.
0,5
42.
Права и обязанности игроков. Групповые действия в тактике нападения: взаимодействие игроков-передачи мяч- выходи. Стойка со ступнями на одной линии. Бросок с места в прыжке.
0,5
43.
Упрощенные правила игры. Групповые действия в тактике нападения: взаимодействие игроков-передача мяча- выход. Стойка со ступнями на одной линии. Ведение мяча с заданием.
0,5
44.
Основы судейской технологии. Групповые действия в тактике нападения: взаимодействие игроков-передача мяча- выход. Стойка со ступнями на одной линии. Бросок мяча соштрафной линии.
0,5
45.
Ведение мяча с заданием.
0,5
46.
Групповые действия в тактике нападения: взаимодействие игроков-передача мяча-выход. Стойка со ступнями на одной линии. Бросок мяча с 2-х шагов.
0,5
МАРТ 4
47.
Основы судейской технологии. Групповые действия в тактике нападения: взаимодействие игроков-передача мяча-выход. Стойка со ступнями на одной линии. Ведение мяча с заданием.
0,5
48.
Упрощенные правила игры. Групповые действия в тактике нападения: взаимодействие игроков-передача мяча- выход. Стойка со ступнями на одной линии. Ведение мяча в парах. Игра 3 на 3.
0,5
49.
Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Бросок мяча из-под кольца.
0,5
50.
Действие одного защитника против двух нападающих. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Передача мяча в тройках в движении.
0,5
51.
Основы судейской технологии. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Бросок мяча из-под кольца в прыжке.
0,5
52.
Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Действие одного защитника против двух нападающих. Передача мяча в тройках в движении с заданием.
0,5
53.
Упрощенные правила игры. Тактика защиты(индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Передача мяча с последующим броском.
0,5
АПРЕЛЬ 3,5
54.
Основы судейской технологии. Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Ведение мяча с индивидуальным заданием. Броски.
0,5
55.
Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Противодействие выходу на свободное место для получение мяча. Бросок мяча из-под кольца.
0,5
56.
Тактика защиты (индивидуальные действия-выбор места по отношению к нападающему с мячом). Действие одного защитника против двух нападающих. Ведение мяча в парах синдивидуальным заданием.
0,5
57.
Взаимодействие трех игроков (треугольник). Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка). Игра 3 на 3 без ведения.
0,5
58.
Противодействие выходу на свободное место для получение мяча. Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка).
0,5
59.
Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка). Действие одного защитника против двух нападающих.
0,5
60.
Упрощенные правила игры. Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка).
0,5
61.
Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка). Взаимодействие трех игроков (треугольник).
0,5
МАЙ 4
62.
Основы судейской технологии. Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двухигроков(подстраховка).
0,5
63.
Групповые действия в тактике защиты: взаимодействия двух игроков(подстраховка). Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.
0,5
64.
Упрощенные правила игры. Командные действия;переключение от действий в нападении к действиям защиты.
0,5
'65.
Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям защиты. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.
0,5
66.
Противодействие выходу на свободное место для получение мяча. Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям защиты.
0,5
67.
Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям защиты.
0,5
68.
Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям защиты. Взаимодействие 3-х игроков(треугольник).
0,5
ВСЕГО: 34 часа.
Список литературы.
-
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2003.
-
В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2006. С. - 331
-
В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе. - М: Издательство НЦ ЭНАС,2006. С. - 271.
-
Рабочая программа «Физическая культура 5 - 9 классы» Автор:Матвеев А.П.М. "Просвещение",2012;
-
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010);
8