Миниторинг в дополнительном образовании детей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества городского округа город Михайловка Волгоградской области»







Методическая разработка

МОНИТОРИНГ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ



Составила:

педагог дополнительного

образования МКОУ ДО ЦДТ

Овчинникова О.А.








Михайловка

2016

Введение

Для организации образовательного процесса необходимо изучать особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. В связи с этим появилась необходимость проведения педагогического совета по теме «Мониторинг в дополнительном образовании детей». Эта тема является на мой взгляд очень актуальной и востребованной.

  • Выступление на педагогическом совете по плану стоит в октябре. В начале учебного года педагоги получают целевую установку на сбор информации, на прогнозирование развития педагогических систем, на сбор, хранение, обработку информации; получают разработанные нами критерии и показатели уровня воспитанности и обученности обучающихся кружков, карточки для заполнения данных о ребёнке.

  • Функция данного педагогического совета: информационно-аналитическая, методическая.

  • Цель педагогического совета - познакомить педагогов с понятием «педагогический мониторинг», с его принципами, целесообразностью его ведения в каждом объединении, внедрить работу по мониторинговой деятельности.

  • Основные вопросы, выносимые на обсуждение педагогического коллектива: понятие «педагогический мониторинг», актуальность данной темы, принципы педагогического мониторинга, этапы педагогического мониторинга, система результатов деятельности УДО, особенности технологий мониторинга результатов обучения и воспитания детей в УДО.

  • Форма проведения педагогического совета - традиционная.

Основная часть

1. Актуальность мониторинговых исследований

Совершенствовать деятельность педагогического коллектива, изучить результаты образовательной деятельности поможет педагогический мониторинг. Эта тема является актуальной и перспективной, так как непосредственно связана с миссией образовательного учреждения, с основными задачами плана работы на текущий учебный год (одна из задач методической работы - совершенствование системы мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса, диагностика личностного развития обучающихся в ОУДОД). Педагогический мониторинг необходим для каждого образовательного учреждения так как:

Во-первых, системный сбор и фиксация информации времени позволит дать конкретный и объективный анализ деятельности учреждения или детского объединения дополнительного образования, образовательной направленности или конкретного педагога.

Во-вторых, данные мониторинговых исследований за определённый период могут стать основой для выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот, проблемы в работе учреждения в целом какой-либо образовательной направленности и отдельного детского объединения.

В-третьих, на основе анализа информации, полученной в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз направления развития деятельности детского объединения, учреждения или системы дополнительного образования города.

К тому же, системная фиксация различных показателей имеет и прикладную полезность: у педагога будет всегда «под рукой» полная и объективная информация, что избавит от необходимости каждый раз собирать и обрабатывать статистические или аналитические данные.

2. Понятие мониторинга

Понятие «мониторинг» пришло в практическую деятельность из экологии, биологии, социологии и других сфер научного иссле­дования. Сегодня это понятие прочно входит в сферу управления.

Мониторинг - это:

  • система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изме­нения состояния какого-либо природного, социального и т. п. объекта (Большой словарь иностранных слов);

  • наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей сре­ды в связи с хозяйственной деятельностью человека;

  • контроль состояния управляемого объекта и (или) внешней среды в режиме реального времени, обеспечивающий свое­временность принятия управленческих решений и за счет этого значительно снижающий риск производственно-хозяйственной, финансовой или инновационной деятельно­сти.

В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности и управлении образовательным учре­ждением. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования.

Педагогический мониторинг - это:

  • процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педа­гогического процесса в целях оптимального выбора образо­вательных целей, задач и средств их решения;

  • п


    остоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных резуль­татов, факторов, влияющих на них, а также принятия и реа­лизации управленческих решений по регулированию и кор­рекции образовательного процесса;

Каждое из приведенных выше определений раскрывает один из аспектов этого сложного механизма. Проведя сравнительный анализ определений, можно раскрыть сущность мониторинга в следующих характеристиках. А именно, мониторинг - это:

- системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества образования;

- система сбора, анализа, обработки, хранения, представле­ния

информации; информационная база управления, систе­ма построения

информационных потоков в образовательном учреждении:

- независимая экспертиза состояния образовательного про­цесса;

- система выявления и оценивания промежуточных результа­тов и факторов, влияющих на них;

- система критериев, показателей и технологии отслежива­ния состояния и развития образовательного процесса;

- функция управления, обеспечивающая получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулирова­нию и коррекции образовательного процесса.

3. Понятия субъекта, объекта, предмета мониторинга

Современные подходы к построению взаимодействий в обра­зовательном процессе позволяют субъектом мониторинга считать не только того, кто собственно выполняет оценочную деятель­ность, но и того, результат чьей деятельности оценивается.

Объектом мониторинга в соответствии с современными тре­бованиями к образованию детей может быть, например: требование государственного стандарта, цель деятельности, результаты обуче­ния (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социальности, нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущно­стных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защи­ты, адаптации, коррекции детей и т.д.).

Предметом мониторинга тогда может быть соответствие ре­зультатов стандартам или целям деятельности; соответствие дости­жений обучающихся нормативным результатам; качество кадрового состава учреждения, удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и другие.

Понятие результата связано не только с понятием «цель», «стандарт», но и уровнями результата. Тогда мы можем развести уровни предметов мониторинга.

Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать из­менения в личности ребенка - изменения в уровне его знаний, уме­ний, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других.

Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать из­менения в профессиональной позиции педагога - изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процес­се, достижения профессиональных целей, личностного роста и дру­гих

Рассматривая уровень результатов деятельности учрежде­ния в целом, можно определить особенности объекта и предмета мониторинга. Они будут определяться целью деятельности учреж­дения и содержанием основных путей достижения этой цели. По­этому при организации мониторинговой деятельности в образова­тельном учреждении важно помнить, что реализация целей, выра­женных в результатах деятельности, является главным объектом мониторинга. Задача управленца - отслеживать реализацию целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата со­стояния всех компонентов системы деятельности.

Таким образом, можно назвать следующие общие особенности мониторинговой деятельности:

  • объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелатель­ные изменения в функционировании объекта и представлять опасность;

  • реализация мониторинга предполагает организацию посто­янного слежения за объектом, изучение и оценку его состоя­ния;

  • организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым 'ведется измерение и описание параметров объекта;

  • каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть орган управ­ления разного уровня (от уровня учреждения до уровня об­щества в целом).


4. Принципы педагогического мониторинга

(Каждый принцип педагогического мониторинга обсуждается творческими группами)

- актуальность, подчинение целям, задачам, стоящим перед педагогическим коллективом в конкретный период его деятельности;

- уважение прав и обязанностей участников мониторинга;

- доброжелательность;

- взаимообогащение;

- методическая направленность;

- сравнительно-аналитический подход.

5. Этапы педагогического мониторинга

- организационный (подготовительный): определение цели, предмета, объекта, установка сроков;

- диагностический (разработка инструментария);

- аналитический - систематизация информации: анализ, выводы, прогнозы, рекомендации.

6. Система результатов деятельности УДО

Результат чаще всего рассматривается как конечный итог, ра­ди которого осуществляется деятельность, или итог деятельности, соотнесенный с целями.

Результат характеризуется такой категорией, как цели дея­тельности. Другими словами, результат можно рассматривать как воплощение цели. Поскольку УДО - многофункциональное учреж­дение, то можно предположить, что система результатов его дея­тельности будет складываться из результатов реализации целей всех групп функций: образовательных, социально-педагогических, обес­печивающих, управленческих.

В системе общего образования результат образования опреде­ляется стандартом. Стандарт образования - это обязательные тре­бования к образованию, закрепленные в особых нормативных доку­ментах. В системе дополнительного образования детей нет стандар­тов. Нормативным документом здесь может выступать сама допол­нительная образовательная программа, стандартом которой можно считать требования к результату, заявленному в каждой программе.

Рассматривая образовательные цели УДО, можно выделить такие уровни результата, как уровень обучения, воспитания или раз­вития личности. В реализации социально-педагогических функций тогда можно говорить об уровне оздоровления, социальной защиты, адаптации, информированности, ориентированности, коррекции ребенка и других результатах, многообразие которых предполагает социально-педагогическая деятельность УДО.

Современный анализ деятельности УДО позволяет выявить следующие результаты реализации разных его функций.

Результатом обучения можно считать разный уровень знаний, умений и навыков, которые дети приобрели в процессе освоения той или иной предметной области. Другими словами, этот результат можно признать как уровень освоения детьми дополнительной обра­зовательной программы по профилю деятельности. Кроме того, в понимании результата обучения для нас важны и такие его уровни, как способность применять эти знания на практике, сформирован­ность у детей устойчивого интереса к профилю деятельности, ста­бильность достижений учащихся и уровень качества детского продукта, степень ориентированности детей на выбор конкретной про­фессии и другие результаты. Для нас важно то, что обучение в сис­теме дополнительного образования рассматривалось как возмож­ность через знания помочь ребенку изменить себя и подготовить к будущему жизненному выбору.

Результатом воспитания можно считать разный уровень формирования у ребенка личностного отношения к тому, что он осваивает в процессе обучения. Здесь речь может идти, например, об овладении ребенком общечеловеческими ценностями и принятии их, определенном уровне его нравственной деятельности и поведе­ния, степени гуманного отношения к людям, уровне участия в пре­образовании действительности, реализации личностно-значимых целей, степени устойчивости к вредным привычкам и других ре­зультатах.

Результатом развития можно считать разный уровень разви­тия сущностных сфер личности ребенка в процессе освоения допол­нительной образовательной программы. В характеристику этого уровня результата может войти уровень развития качества ума (по­знавательных процессов, мыслительных навыков, умения учиться и т.п.), мотивов труда и учения, чувств, эмоций и самооценки, воле­вых устремлений ребенка, а также разный уровень развития его спе­циальных, профессиональных, творческих способностей.

В образовательной функции деятельности УДО особое место занимает процесс допрофессионалъной и начальной профессиональ­ной подготовки детей, который в контексте социализации и соци­ального становления ребенка может иметь разный уровень результа­та. На уровне допрофессиональной подготовки результатом можно считать появление у ребенка профессионального интереса и его профессиональное самоопределение. На уровне начальной профес­сиональной подготовки можно увидеть, например, такой результат, как адаптация ребенка к избранной профессии, знания, умения и навыки по профессии, а также степень решения социальных и фи­нансовых проблем ребенка через участие в детской производствен­ной деятельности.

7. Особенности технологий мониторинга результатов обучения детей в УДО

Под мониторин­гом качества обучения понимают совокупность непрерывных кон­тролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. При этом можно отслеживать темп, глубину, полноту освоения учебного материала, что рассматривается как результат обучения или обученность.

В системе дополнительного образования результатом обуче­ния мы считаем освоение детьми системы знаний, умений и навы­ков, предусмотренных дополнительными образовательными про­граммами в различных направленностях деятельности, развитие интересов детей, их общих и специальных способностей, формиро­вание мотивов к познавательной деятельности, достижения детей.

Анализируя результаты исследования проблемы мониторинга образовательных результатов в УДО, проведенного авторским кол­лективом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества г.Михайловки», мы выделили сле­дующие предметы мониторинга результатов обучения детей в уч­реждении дополнительного образования:

- уровень освоения системы знаний по предмету(теоретическая подготовка- теоретические знания, владение терминологией; практическая подготовка- практические умения и навыки, владение специальным оборудованием);

- уровень творческих достижений(в рамках кружка, Центра, города, области и тд.) (Приложение №1).

Нами были разработаны критерии и показатели результатов обучения по дополнительным образовательным программам (теоретическая подготовка ребёнка, практическая подготовка ребёнка) (Приложение 2)

Для отслеживания результатов обучения детей в УДО могут использоваться технологии на основе общенаучных методов иссле­дования и специфических методов педагогической диагностики.

Мы условно можем выделить следующие методы: тестирование, выставка, конкурс, творческая книжка учащегося и др.

8. Особенности технологий мониторинга результатов воспитания детей в УДО

Воспитание рассматривается как создание условий для ус­воения ценностей, которые ведут к формированию личностного смысла того, что усваивается в процессе образования. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различ­ные виды деятельности, сферы социальных отношений.

Воспитание - это целенаправленные действия по соз­данию условий для социального развития человека, т.е. его готовно­сти к участию в сложной системе социальных отношений в эконо­мической, политической и духовной сферах. При этом в политиче­ской области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, осознать свою роль избирателя, сформировать у себя готовность к неуклонному исполнению государственных законов. В духовной области предполагается формирование нравственной позиции чело­века во взаимоотношениях с людьми, в отношении к религии, опре­делении своих возможностей в эстетической деятельности и др. В экономической области дети апробируют свои профессиональные возможности, усваивают различные роли в системе рыночных от­ношений.

Можно выделить несколько направлений воспитательной дея­тельности, которая осуществляется в УДО. Это - патриотическое, нравственное, эстетическое, социальное и другие виды воспитания.

Нами были разработаны критерии и показатели уровня воспитанности обучающихся в кружке (любознательность, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, трудолюбие, культурный уровень, дисциплинированность) (Приложение 4)

Для отслеживания уровня воспитанности детей в УДО разработана карта, которая должна вестись в каждой группе кружка. (Приложение 3)

9. Особенности технологий мониторинга результатов развития детей в У ДО

Развитие детей становится в последнее время ведущей функ­цией деятельности учреждений дополнительного образования. Под развитием понимается процесс качественного изменения лично­сти, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллекту­альной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциаль­ной, предметно-практической и сферы саморегуляции. Особенности мониторинга уровня развития обусловлены особенностями сущно­стных сфер личности.

Интеллектуальная сфера характеризуется видами мышления (познавательное, творческое и др.), стилем мышления (аналитиче­ский склад ума, образное или наглядно-образное мышление и др.), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность действовать в уме и др.), познава­тельными процессами (внимание, воображение, память, воспри­ятие), мыслительными процессами (анализ, синтез, систематизация и др.), предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общих и специальных знаний и другими характеристика­ми. Развитие интеллектуальной сферы занимает большое место в системе дополнительного образования детей: в процессе организа­ции научно-исследовательской деятельности, при работе с одарен­ными детьми и других видах деятельности.

Для отслеживания развития интеллектуальной сферы детей можно использовать такие технологии мониторинга, как наблюде­ние, тестирование, педагогические ситуации, анализ выполнения заданий и другие. Например, в процессе наблюдения может соби­раться информация о том, как рассуждает ребенок, какие задает во­просы, как на них отвечает, как выполняет те или иные задания и т.д. Кроме того можно привлекать психологов, которые работают с профессиональными методиками определения уровня интеллекта детей, например, тестом Векслера.

Мотивационная сфера включает всю совокупность потребно­стей, мотивов и целей человека. Существенную часть мотивацион­ной сферы составляет мотивация учения. Значимость развития мо­тивационной сферы обусловлена предназначением учреждения дополнительного образования детей, которое состоит в развитии мо­тивации личности к познанию и творчеству. Под мотивацией к по­знанию и творчеству понимается система целей, потребностей и мотивов, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой деятельности.

Технологии мониторинга мотивационной сферы (наблюдения, тесты, анкеты и другие) разрабатываются на основе следующих по­казателей: какие цели ставит перед собой ребенок, что его интересу­ет, по каким мотивам он учится, что ему в учении нравится, чем он увлекается, к чему стремится, нравственная сторона отношения к учебе и труду, эмоциональные переживания детей. Моти­вация доступна наблюдению. Дневник наблюдения за развитием мотивационной сферы может иметь форму, приведенную в Приложении 5.

Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но и тревожностью и самооценкой. Эмоциональную сферу можно развивать через формирование эмоционального отно­шения ребенка к предмету творчества, умение понимать эмоцио­нальные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами.

При отслеживании результатов развития эмоциональной сфе­ры детей чаще всего используют технологии наблюдения, тестиро­вания, шкалирования. Например, при наблюдении могут отслежи­ваться эмоциональные реакции ребенка в мимике; проявления ско­ванности, тремора (дрожания) рук, ног, губ и т.д.; покраснение (осо­бенно пятнами) кожи на лице или побледнение; непроизвольные движения глазами; изменения в артикуляции речи и другие прояв­ления. При выборе технологий мониторинга развития эмоциональ­ной сферы педагог может обратиться к методам психологической диагностики, адаптировать их к особенностям деятельности своего образовательного объединения.

Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой чело­веком цели, сверхзадач. Развитие волевой сферы означает развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, вла­деть собой, действовать самостоятельно и других качеств личности. В условиях свободы выбора, присущей для системы дополнительного образования, формирование волевой сферы приобретает особое значение.

Воля выполняет функции выбора мотивов и целей, урегули­рования побуждений при недостаточной и избыточной их мотива­ции, структуризации психических процессов и мобилизации внут­ренних ресурсов. Волевая регуляция является проявлением актив­ности личности.

Мониторинг развития волевых качеств - это непрерывное на­блюдение за умением управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки, способность управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

В процессе мониторинга можно отслеживать следующие предполагаемые результаты развития волевой сферы детей:

  1. Преодоление препятствий - проявление упорства в дея­тельности, уверенность в себе, уверенное поведение в лю­бой ситуации, мобилизация внутренних ресурсов.

  2. Решительность - целенаправленные действия, способ­ность переходить от слов к действиям, смелость, склон­ность к риску, сила воли.

  3. Настойчивость - способность добиваться своих целей,отстаи-вать свою точку зрения, доводить начатое дело до конца.

  4. Выдержка - способность отказаться от интересной дея­тельности, пока ребенок не выполнил определенное зада­ние, умение контролировать эмоции, то, насколько ребе­
    нок терпелив к окружающим, концентрация и устойчи­вость внимания.

  5. Коммуникабельность - умение находить друзей, то, со сколькими детьми общается, контролирует ли ребенок себя, общаясь, находит ли контакт с людьми.

  6. Усидчивость - сколько времени он может удерживать
    внимание, умеет ли слушать, подвижность нервных про­цессов, количество времени, затраченное на задание.

7. Самостоятельность - активность ребенка, действия на ос­новании своих взглядов, инициативность, самооценка.

фера саморегуляции характеризуется свободой и осознанно­стью выбора целей и средств их достижения. В дополнительном образовании детей эта грань индивидуальности рассматривается как важнейшее целостное свойство человека через предоставление сво­боды в выборе вида деятельности, дополнительной образовательной программы, поведения, творчества. Кроме того, саморегуляция - это способность управлять собственным психическим состоянием и поведением. По причине слабо развитой саморегуляции у детей воз­никают затруднения в принятии и удержании новой и нужной ин­формации, которую дает педагог.

В процессе мониторинга можно отслеживать следующие ре­зультаты развития сферы саморегуляции: умение стимулировать внимание, развитие активного внимания, умение концентрировать­ся, развитие моторно-слуховой памяти, развитие наблюдательности, преодоление двигательного автоматизма, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознан­ного поведения, самокритичности, рефлексии и др. Технологиями мониторинга могут быть методы наблюдения, анкетирования, сочи­нений и др.

Предметно-практическая сфера включает в себя способно­сти, поступки, умения детей в различных видах деятельности: музы­кальной, художественной, театральной, лидерской, спортивной и др. Развитие этой сферы означает развитие специальных способно­стей детей и умения применять их в жизни.

Например, развитие художественных способностей детей в УДО предполагает такие результаты, как наличие знаний, умений и навыков в изобразительном искусстве, развитие мелкой моторики, образного мышления, памяти, внимания и т. д.

Для отслеживания результатов развития художественных спо­собностей детей в УДО можно применить предложенную в Приложении 6 систему количественных и качественных показателей.

Педагоги дополнительного образования как специалисты в разных предметно-практических сферах деятельности могут сами определить результаты освоения своей сферы и показатели их отслеживания.

Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением держать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела и другими умениями.

Для мониторинга результатов развития детей в УДО может применяться педагогическая и психологическая диагностика, к ко­торым относятся технологии анкетирования, наблюдения, тестиро­вание, анализ педагогических ситуаций, хронометраж (фотография) учебного дня, самоотчет, сочинение и др.

Нужно отметить, что личность ребенка развивается не по час­тям, а целостно. Поэтому для отслеживания результатов развития лучше применять комплексные технологии, которые позволят уви­деть развитие разных сущностных сфер личности.



БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Белкин А.С. и др. Основы педагогической технологии (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением правительства РФ от 29.12.01 №1756-Р. М., АПКиПРО, 2002, 24 с.

  3. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М., АПКиПРО, 2003, 132 с.

  4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., Педагогическое сообщество России, 1999, 96 с.

  5. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов. Около 5 тыс. слов. М., Русский язык, 1995.

  6. Талых А. Предмет мониторинга - качество образования. Директор школы. М., 1999, №3. С.13-17.

  7. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие/под ред. М.М.Поташника. М., Педагогическое общество России, 2000, 448 с.

  8. Управление организацией. Энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М, 2001, 822 с.

  9. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. Учебное пособие/Под ред. Т.И.Шамовой. М., ВЛАДОС, 2002, 320 с.

  10. Шишов С.Е., Кальней В.А.. Школа: мониторинг качества образования. М., Педагогическое общество России, 2000, 320 с.







СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение.

  2. Основная часть.

1. Актуальность мониторинговых исследований

2. Понятие мониторинга

3. Понятия субъекта, объекта, предмета мониторинга

4. Принципы педагогического мониторинга

5. Этапы педагогического мониторинга

6. Система результатов деятельности УДО

7. Особенности технологий мониторинга результатов обучения детей в УДО

8. Особенности технологий мониторинга результатов воспитания детей в УДО

9. Особенности технологий мониторинга результатов развития детей в У ДО

  1. Библиография

  2. Приложения









Приложение 5

Форма дневника наблюдения за развитием мотивационной сферы детей в У ДО

Признак мотива­ционной сферы

Характеристики при­знака

Отметки о проявле­нии характеристик


Наблю­дение 1

Наблю-дсние 2

Наблю-дение 3

1. Характер дея­тельности в про­цессе выполнения практической ра­боты

• пассивная - актив­ная ;

• недобросовестное -добросовестное:

• быстрое - длительное;

• легкое - напряжен­ное;

• внимательное -невнимательное;

• другие проявления.

2. Стремление к выполнению за-

даний необяза­тельных, неоце-ниваемых

• ведение записей;

• чтение учебной

литературы;

• выдвижение гипо­тез;

• обращение с во­просами;

• стремление узнать допол-нительные способы выполне­ния задания;

• другие проявления.

3. Характер умст­венной деятельно­сти, наиболее привлекающий учащегося

• самостоятельное решение проблем;

• копирование дей­ствий педагога;

• склонность к ре­продуктив-ным или продуктивным спо­собам деятельно­сти;

• другие проявления.

4. Предпочти­тельная избира­тельность отдель­ных этапов дея­тельности

• привлекают теоре­тические обосно­вания работы или практическая часть;

• стремление участ­вовать в планиро­вании работы;

• участие в коллек­тивном об-сужде­нии итогов,формулиро-вании выводов и обобщений; • оказание помощи товарищам;

• другие проявления.

5. Отношение к выполнению за­дания

• выполняет требо­вания полностью или частично;

• старательно или небрежно; • внимательно или с ошибками;

• участвует или не участвует в груп­повых формах ра­боты; • стремится помогать товарищам;

• другие проявления.

6. Увлеченность, эмоциональный подъем на занятии

• стремление к само­стоятельному по­иску решений;

• хорошее - плохое настроение;

• стремление делить­ся результатами своей работы;

• другие проявления.

7. Отношение к окончанию заня­тий

• рад - не рад окон­чанию;

• продолжает вы­полнять задание, не хочет уходить;

• другие проявления.


8. Отношение к помощи педагога или товарищей

• принимает - не принимает; • благодарен - не благодарен;

• другие проявления.

9. Темп вхожде­ния в деятель-

• быстро - долго;

• принимает - не принимает;

  • ставит - не ставит цели;

  • другие проявления;


10. Качество знаний

  • объем, полнота, фактическая точность;

  • прочность знаний;

  • успешность выполнения заданий;

  • быстрота актуализации нужных знаний;

  • другие проявления.











Приложение 6

Показатели отслеживания результатов развития художест­венных способностей детей

Результаты

Количественные пока-

Качественные по-

затели

казатели

1. Развитие мел-

кой моторики

-кол-во затраченного

времени;

-кол-во нарисованных

предметов;

- дифференциация

нажима

2. Развитие об-

разного мышле-

ния

-кол-во сюжетов;

-кол-во нарисованных

предметов;

-кол-во рисунков;

-наличие компози-

ций;

-создание сложных

сюжетов;

-наличие яркости

красок;

3. Развитие ЗУН

в изобразитель-

ном искусстве

-кол-во приобретенных ЗУН;

-кол-во затраченного

времени на приобре-

тение ЗУН;

-умение обращать-

ся с кистью;

-умение обращать-

ся с красками,

мелками и т.п.;

4.Развитие вни-

мания

-произвольность

внимания;

-устойчивость

внимания;

-переключение

внимания;

- скорость внима-

ния;

5.Развитие памя-

ти

-кол-во воспроизве-

денных предметов;

- кол-во времени на

воспроизведение

предметов;

- умение точно

рисовать;

6. Формирование

самосознания

художника

- сколько раз участво-

вал на выставках;

- умение самостоя-

тельно рисовать

(живопись, карти-

на, портреты, на-

тюрморт и т.д.)





















© 2010-2022