- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования
Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воронина Е.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр дополнительного образования»
Рекомендации
по организации методической работы
педагога дополнительного образования
Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования.
Ревда, 2016, с. 17.
Составитель: Е.В.Воронина, методист МКУ ДО «Центр дополнительного образования», 2016. - 17 с.
Рекомендовано экспертно-методическим советом МКУ ДО «Центр дополнительного образования»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное развитие педагога - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы, которая играет ведущую роль в повышении психолого-педагогической компетенции.
Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта. Она является источником непрерывного повышения профессионального роста педагога.
Целью методической работы является повышение результативности образовательного процесса в детских объединениях и в целом в масштабе учреждения дополнительного образования.
Самостоятельная методическая работа - это вся деятельность по подготовке к учебному году, к проведению учебных занятий, которая включает создание педагогических проектов и всего сопровождения к этим проектам, носящим дидактический и методический характер.
Самостоятельная методическая работа играет большую роль в обеспечении качества учебного процесса и его результативности (эффективности). Эффективность обеспечивается созданием индивидуального стиля профессионального поведения. Это означает, что каждый педагог создает свою индивидуальную методическую систему, максимально адаптированную (приспособленную) к обучаемым различных групп и категорий, а также к личности самого преподавателя. Индивидуальность методики позволяет достичь хороших результатов обучения и добиться эффективного учебного процесса.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Функции методической деятельности:
-аналитическая;
-проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
- нормативная, способствующая выполнению образователь-ных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;
- исследовательская.
Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на занятиях.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Составной частью совершенствования педагогического мастерства педагога является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопление опыта.
Методическая работа - это одна из обязанностей педагога и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания образовательного курса. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на занятиях.
Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках.
Важным моментом организации методической работы является выбор содержания, направленного на последовательное создание методики преподавания конкретного образовательного курса, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность.
Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал. Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела.
Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий.
Методическая работа с элементами исследования - это следующий, более сложный этап в творческой работе преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения литературы по исследованию педагогической деятельности.
Для того, чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты-преподаватели той же организации дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и в каком направлении следует вести дальнейший анализ и обобщение опыта преподавателей по данной проблеме.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагог осуществляет методическую работу с целью систематического:
-
обобщение, рефлексия, осмысление собственного профессионального педагогического опыта;
-
повышения общекультурного и интеллектуального уровня;
-
развития потенциальных возможностей;
-
развития творческих способностей;
-
углубления научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки;
-
формирования исследовательского подхода к проблемам воспитания и обучения;
-
непрерывного роста профессионального мастерства.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая работа должна отвечать принципам целесообразности, научности и социальной обусловленности в работе; все положения и выводы должны быть научно обоснованы, направлены на развитие современных технологий, форм и методов воспитания и обучения, иметь практическую направленность, возможность использования в образовательных учреждениях.
Методическая работа оформляется в соответствии с общепринятыми нормами, предъявляемыми к научной работе (содержание - титульный лист; рецензия - указание на теоретическую или практическую ценность, пояснительная записка, введение, основной текст, заключение, приложение, литература).
Возможны следующие этапы работы:
1. Определение методической идеи: проблема, цель. Разработка сценария.
2. Наполнение материала.
3. Итоговый: обработка результатов, обобщение, раскрытие смысла, объяснение данной методической идеи.
Примерный план работы над проблемой:
август
определение проблемы
сентябрь
составление необходимой библиографии, поиск форм повышения квалификации по этой проблеме
октябрь, ноябрь, декабрь
проработка отобранной литературы, посещение курсов, семинаров и др., отбор необходимого материала
февраль
анализ и обобщение результатов
апрель-май
оформление работы
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
-
Разработка дополнительной общеразвивающей программы.
-
Корректировка готовой ДОП.
-
Разработка планов практикумов, мастер-классов, практических и лабораторных занятий.
-
Разработка и проведение открытого занятия.
-
Составление контрольных вопросов, заданий, в том числе тестовых.
-
Написание учебных пособий, справочников, задачников, каталогов, альбомов.
-
Написание: методических рекомендаций, в которых освещаются актуальные общеметодические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания, изучают порядок, последовательность и технологию работы педагогов по подготовке к занятиям.
-
Написание: методических разработок, которые подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов занятий с применением современных технологий обучения.
-
Написание: методических и (или) инструктивно-методических указаний, которые чаще разрабатываются по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.
-
Создание учебно-методических комплексов (УМК).
-
Презентация методической продукции на заседаниях педсовета, экспертно-методического совета, на научно-практических, научно-методических конференциях и семинарах, на Лаборатории педагогического мастерства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая работа - это конкретный материальный результат деятельности преподавателя, излагающий общие подходы, содержание, способы и методы обучения, воспитания (программы рекомендации, методические комплексы, доклады и т.д.), направленные на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства и тем самым способствующий более высокому уровню подготовки молодых специалистов.
Методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач организации и индивидуальных потребностей преподавателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
-
Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-сост. М.В. Кайгородцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 377 с.
-
Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 256 с.
-
Организация социально-значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 153 с.
Электронные ресурсы
-
Методическая деятельность в профессиональной школе: 2vg.ru/pedagogika/metodicheskaya_deyatelnost_v.html. (дата обращения 10.02.2016)
-
Организация методической работы: refdb.ru/look/2616391.html. (дата обращения 10.02.2016)
-
Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера: osvarke.info/299-samostoyatelnaya-metodicheskaya-rabota.html (дата обращения 18.03.2016).
Приложение 1
Форма журнала учета методических часов
ЖУРНАЛ
учета отработки методических часов педагога дополнительного образования
_______________________________________________________
(Ф.И.О.)
на 20_ - 20_ учебный год при нагрузке ___ часов в неделю
Месяц ___________
Дата
Время
Кол-во часов
Содержание работы
Результат
1.09
1
Итого
(за месяц)
Итого
(за год)
Рекомендации: в разделе «содержание работы» педагог может планировать:
-
Изучение литературы в рамках работы над методической темой;
-
Разработка, корректировка программ дополнительного образования;
-
Разработка конспектов, подготовка и проведение открытых, стажерских занятий, мастер-классов;
-
Разработка учебных, наглядных пособий;
-
Подготовка доклада для методического объединения, педагогического совета, творческой учебы;
-
Взаимопосещения;
-
Разработка диагностических материалов для выявления уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы;
-
Разработка методических рекомендаций по своему направлению работы;
-
Издательская деятельность;
-
Участие в методических выставках на уровне учреждения, города, области;
-
Наставничество.
Приложение 2
Форма титульного листа
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Разработал:
И.О.Фамилия
Должность
категория
Ревда
2016
Методическая разработка рассмотрена на заседании экспертно методического совета. Рекомендована к использованию в (область использования)
Протокол от «____»__________20___г. №______
Председатель комиссии И.О.Фамилия
Приложение 3
Примерный макет содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..5
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………..7
2………………………………………………………………9
2.1 ………………………………………………………….15
2.2
и т.д.
Заключение ………………………………………………36
Список использованных источников……………………38
Приложение 1 Название приложения………………….39
Приложение 2 Название приложения…………………..40
и т.д.