Программа дополнительного образования по музыке

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Дополнительная образовательная программа

«ЗВЁЗДОЧКИ»

(«Музыкальные картинки»)















Направленность:

Художественно-эстетическая

Срок реализации:1 год

Для обучающихся: 7 лет

Составитель: Алёшечкина Елена Валерьевна



















г. Сосногорск

Пояснительная записка

Музыкальное образование во все времена было актуально и находило своё отражение в трудах философов, педагогов, которые видели необходимость в разностороннем развитии детей и считали музыку приоритетным средством воспитания.

В настоящее время, в решении проблемы гармонического развития личности, большое место принадлежит процессу формирования музыкальной культуры детей, воспитанию их музыкальных интересов и повышению эстетического вкуса. Занятия в объединении пробуждают у ребят интерес к музыке, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Новизна программы заключается в использовании различных видов музыкально-творческой деятельности - пение, слушание, музыкальная грамота, рисование, музыкальные компьютерные игры, музыкальные обучающие программы, инсценировка, драматизация.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции музыкального педагога Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на досуге для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкаль­ных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной по­зиции относительно прослушанной или исполненной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музы­ке, слушания музыки в (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкаль­ных радио- и телепередач и др.);

  • выражения своих личных музы­кальных впечатлений определения своего отношения к музыкальным явлениям действи­тельности.

Цель: развитие музыкальной, вокально-хоровой культуры и творческой активности учащихся.

Основное средство достижения этой цели - постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие художественного творчества, вокально-хоровая работа. Занятия должны быть регулярными (дни и часы занятий коллектива по расписанию).

Задачи:

  • Развивающие: развить музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память, способность к сопереживанию, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • Обучающие: дать знания о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • Воспитательные: воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкальный вкус; потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры воспитанников.

Основной формой музыкальной работы является занятие-репетиция, проводимое три раза в неделю по 35 минут.

Структура занятий по данной программе предполагает использование различных видов музыкально-творческой деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкальные обучающие программы, компьютерные игры, работа в программах Movie Maker и Power Point, сосоздание небольших видеоклипов, обработка и оформление видеозаписей с музыкального спектакля, постановки, сказки, концерта. Такой принцип музыкально-творческой деятельности дает широкие возможности приобщить к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих ребят, не имеющих никакой музыкальной подготовки и способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников.

Важной и постоянно актуальной задачей вокально-хорового воспитания на начальном этапе обучения является работа с плохо интонирующими детьми (так называемыми «гудошниками»). Как показывает опыт, прежде всего, необ­ходимо выяснить причину подобного явления у конкретного учащегося: сла­бый слух, недостаточная координация голоса и слуха вследствие отсутствия практического опыта пения или болезнь голосовых связок.

Предлагаются различные приемы работы, в том числе определение особенностей зоны примарного звучания у данного ребенка с последующим постепенным расширением диапазона «рабочего голоса» на ос­нове исполнения интересных для него и простых мелодий с поступенным движением. Рекомендуется также применять приемы атаки звуков верхнего регистра (спеть «как колокольчик», «как маленький воробушек») для того, чтобы исключить перенос низкого разговорного голоса в пение. Во всех случа­ях желательно, чтобы слабо интонирующие дети сидели рядом с хорошо по­ющими и прислушивались к их пению.
Основными методическими принципами программы являются:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения воспитанника к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора -исполнителя - слушателя ориентирует педагога на развитие музыкального мышления воспитанников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании воспитанников восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами воспитанники ее исполнили.

Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры воспитанников, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры воспитанников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

Используются особая группа методов, определяемых спецификой музыкального искусства:

  • художественного, нравственно-эстетического познания музыки, сопереживания;

  • интонационно-стилевого постижения музыки;

  • эмоциональной драматургии;

  • концентричности организации музыкального материала;

  • «запобегания вперёд и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении);

  • создания «композиций» (диалоги, музыкальные ансамбли);

  • игры, импровизации;

  • наглядности;

  • наблюдения за музыкой, сравнения, анализа, сопоставления, размышления о музыке.

  • взаимосвязи видов искусств, диалогичности, художественного контекста (выхода за пределы музыки);

Все методы (как общепедагогические, так и специфические) способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, творческой фантазии, воображения, исполнительской выразительности.

Для решения поставленных задач педагогу необходимо быть компетентным в области методики организации певческой деятельности детей и работы с детским коллективом. При этом компетентность предполагает не только знание раз­личных методических подходов, но и способность их грамотного применения в собственном певческом опыте.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности, тематикой занятий и тематикой школьных мероприятий (имеет место варьирование).

Год обучения

Часов в неделю

Количество недель в году

Всего часов в год

1

1

1

33

33

Режим занятий


Год обучения

Периодичность в неделю

Продолжительность занятия

Количество часов в неделю

1

1

1

35 мин

1

По окончании обучения обучающийся знает/ понимает

  • основные правила сольного пения и двухголосного пения в хоре, охраны певческого голоса;

  • дирижерские указания (взятие и задержка дыхания, начало и окончание пения, обозначения предлагаемого темпа и динамики исполнения произведе­ния, фразировки, акцентов и др.);

умеет:

  • бережно относиться к своему голосу как к уникальному по выразительным возможностям «музыкальному инструменту»;

  • петь по руке педагога, в унисон с коллективом;

  • соблюдать певческую установку;

  • правильно артикулировать;

  • исполнять песни красивым, округленным, напевным звуком;

  • чувствовать, понимать и выразительно передавать в процессе пения на­строение музыки и его изменения;

  • выразительно исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровожде­ния, одноголосные и с элементами двухголосия, проявляя при этом стремле­ние к творческому самовыражению;

  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении;

  • осуществлять слуховой контроль и самоконтроль за процессом создания музыкального образа, качеством звучания в пении с сопровождением и без сопровождения (певческая установка, звукообразование, певческое дыхание, артикуляция), следования дирижерским указаниям педагога;


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Содержание занятий

часы

всего

Т

П

1

Домисолька приветствует.

Вводное занятие. Знакомство с членами кружка, с голосовыми и муз.данными учащихя.

Индивидуальная работа.

Рабочий диапазон, тембр, тип голоса.

1

1

2

Повсюду музыка живёт! Чтобы выучиться петь…

Разучивание песен о музыке. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. (Посвящение в музыканты).

2

2

3

Здравствуй, школа!

Разучивание песен о школе, учителе, дружбе. Ритмические упражнения. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

1

1

4

Музыкальное путешествие в осенний лес

Разучивание песен об осени, овощах и грибах, животных и птицах, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к Осеннему балу.

3

3

5

С песенкой по сказкам

Разучивание песен о сказочных героях. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

1

1

6

Музыкальный театр

(Постановка музыкальной сказки).

Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

7

Милый мой Север

Разучивание песен о крае, животных и птицах, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

8

Здравствуй, гостья Зима!

Разучивание песен о зиме, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к новогоднему утреннику.

2

2

9

Родной обычай старины.

Разучивание рождественских песен, колядок. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

10

Физкультура, ура!

Разучивание песен о спорте. Ритмические упражнения и танцевальные движения, зарядки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

11

Славься Отечество

Разучивание песен о Защитниках Отечества. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

12

Мамин праздник

Разучивание песен о маме. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к концерту 8 Марта.

2

2

13

Все мы любим книжки

Разучивание песен о сказочных героях, книгах, животных и птицах. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. (Подготовка к неделе книги).

2

2

14

Давайте сохраним

Разучивание песен о природе, животных и птицах. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

15

Здравствуй, милая весна

Разучивание песен о весне, животных и птицах, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к выступлению на празднике Русской Зимы.

2

2

16

Великое воскресение

Разучивание пасхальных песен. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

2

2

17

Праздник Букваря

Повторение песен о школе, книгах, буквах. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к празднику Букваря.

1

1

18

Здравствуй, лето красное.

Разучивание песен о лете, солнце, дружбе, животных и птицах. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

1

1

19

Шире круг, музыка зовёт

Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.

Подготовка к заключительному годовому концерту. Заключительное занятие (анализ приобретённых навыков, умений, приёмов в вокально-хоровой технике, посещения и участия в мероприятиях школы, посёлка, района; видеоклипы с музыкальных спектаклей, постановок, сказок, концертов, выступлений ).

1

1

Содержание программы

С целью развития певческих голосов учащихся, овладения ими необходимыми вокально-хоровыми умениями и навыками в содержание занятий включаются комплексы вокально-хоровых упражнений и распеваний, предусматривается разучивание и исполнение песен своего народа и народов мира, простых, доступных образцов профессиональной музыки: песен отечественных и зарубежных композиторов, хоровых и сольных фрагментов детских опер, сказок, постановок, мюзиклов,

Опыт музыкально-творческой и вокально-хоровой деятель­ности учащиеся приобретают в процессе хорового и сольного пения с со­провождением и без сопровождения, в пении с ориентацией на нотную за­пись, в поисках средств выразительности для воплощения музыкального обра­за разучиваемого произведения, в его исполнении, в инсценировке песен, вокальной импровизации, а также занятиях в музыкальные компьютерные игры и музыкальных обучающих программах.

1. Пение произведений: Показ-исполнение. Рассказ или беседа о жанре, стиле, содержании произведения, авторах, о роли произведе­ния в жизни.

Определение характера, формы, структуры, трудностей исполнения, голосоведения и звуковедения, темповых и динамических изменений, дыхания.

Разучивание по фразам, с сопровождением и без, по слуху и по графическим обозначениям, индивидуально и коллективно.

Пение, сидя, стоя на одном месте, в движении (шаг, та­нец), на сцене, с микрофоном с фонограммой (+, -). Использование элементов хорового театра. Взаимосвязанная работа над техникой, художествен­ным образом и выразительностью.

2. Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие цели и выполнение задач. Определённое на­значение каждого упражнения. Овладение всем ком­плексом певческих навыков, способствующих пра­вильному воспитанию певческого голоса.

Упражнения-распевания: - для улучшения чистоты интонирования на одном зву­ке, выработки протяжности, полётности;

- для выработки широкого дыхания, развития гармони­ческого слуха;

- для развития мягкого напевного лёгкого звучания в протяжных песнях;

- для выработки напевности в подвижном темпе, на ос­вобождение скованной челюсти, на правильное форми­рование гласных и, е, о, а;

-для развития звонкости, мягкого звучания, чёткой дикции, развитие артикуляционного аппарата, пение скороговорок;

- для развития чувства лада;

- для приобретения элементарных навыков двухголосия;

- на разное звуковедение;

- на расширение диапазона;

- на темповое и динамическое изменение;

- на укрепление единой манеры звукообразования, тем­брового ансамбля.

Практические занятия:

Пение в диапазоне ля малой октавы - ми второй окта­вы (в соответствии возрастных групп), соблюдение певческой установки, использование мяг­кой и внезапной атаки, пофразного и цепного дыхания, развитие ритмического, мелодического звуковысотного и динамического слуха, тембровых окрасок, формирование чистоты интонирования, расширение диапазона, пение без музыкальной поддержки, в унисон, двухго­лосно, каноном.

3. Музыкальная грамота: Расширение слухового опыта в разных тональностях с учётом абсолютной звуковысотности, но без названия конкретных знаков.

Ознакомление с основными ладами (мажором и мино­ром), длительностью нот, синкопированным и пунк­тирным ритмом, размером.

Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчиво­сти и неустойчивости звуков.

Практические занятия: Овладение выше означенного материала в теории и на практике, пение соответствующих упражнений и попевок. Определение лада, ритма, размера в исполняемых про­изведениях. Музыкальные компьютерные игры, обучающие программы.

4. Слушание музыки: Использование вокально-хорового материала на заня­тиях.

Ознакомление с творческими коллективами района, ок­руга, страны. Расширение кругозора участников, формирование слу­шательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явле­ния в окружающей жизни с позиции личности ребёнка. Стремление к развитию и творческому росту.

Практические занятия: Вводные беседы к прослушиваемым произведениям, использование иллюстраций, из области изобразитель­ного искусства и отрывков из литературы, фотографий, аудио-, видеозаписей. Организация собеседования по разучиваемым произве­дениям, посещений музыкальных вечеров, концертов, праздников, просмотр к/м/фильмов и т.д.

5. Ритмопластика и сценическое движение: Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей участников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Жесты как важное средство выразительности. Элементы хорового театра. Простейшие танцевальные движения в разных размерах, стилях и характерах музыки.

Задачи: - развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений, равномерность размещения и движения по сценической площадке);

- развитие воображения (способность к пластической импровизации, умение в соответствии с музыкой создавать образы живых и неживых существ выразительными пластическими движениями и мимикой).

6. Культура и техника речи (сценической): Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять рассказы, сказки, подбирать рифмы. Виды упражнений по речи (дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом).

7. Работа над музыкально-театральными постановками: Музыкальные постановки, сказки, программы, использование элементов хорового театра и подтанцовок в вокальных произведениях. Основы театральной культуры. Овладение элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Подготовка видеоклипов в программе Movie Maker, презентаций в Power Point, обработка и оформление видеозаписей с музыкальных спектаклей, постановок, сказок, концертов.

8. Изготовление элементов костюмов, реквизита для музыкальных постановок, сказок.

Условия реализации программы

Нотные издания:

  1. Алунц Л.А., Свет добра. Сборник песен и стихов для детей. Ханты-Мансийск,2001г.

  2. Безымянова О., Фролов Е., Весёлый квартет. Музыкальная сказка. Сценарий, ноты. Айрис Пресс,М.,2002г.

  3. Бекина С.И., Соболева Э.В., Играем и танцуем. Игры, танцы и упражнения для детей. М., «Сов.композитор»,1984г.

  4. Блохина Л.А., Горбина Е.В., Начинаем наш концерт. Муз.сценарии праздников. Ярославль, «Академия развития»,2001г.

  5. Вихарева Г.Ф., Муз. сценарии для детских зимних праздников. Стихи, песни, ноты. С.-Петербург,2001г.

  6. Горбина Е.В., Михайлова. М.А., В театре нашем для вас поём и пляшем. Муз.сказки-спектакли. Ярославль, «Академия развития»,2000г.

  7. Давыдова М., Агапова И., Муз.вечера в школе. Композиции, сценки, викторины. Рольф, М.,2001г.

  8. Дальникова Р.А. Песенка и я - верные друзья. Вып.2 М.,1987г.

  9. Девочкина О. Пой вместе со мной. М., 2003г.

  10. Марченко Л., Детские песни о разном. Вып.3. Ростов-на Дону,2002г.

  11. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю., Фольклорные праздники «Гусли звончатые» (нар.песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошк. и мл.школ. возраста.) М.,«Владос»,2001г.

  12. Михалёва И.В. От улыбки станет всем светлей. С.-Петербург. Диамант.Золотой век.,1996г

  13. Орехова Е., Всё, что сердцу дорого. Песни для детей на стихи М.Пляцковского. М., «Музыка»,1986г.

  14. Поплянова Е.М., А мы на уроке играем. Музыкальные игровые песни. М., «Новая школа»,1994г.

  15. Портнов Г., Лес встречает Новый год. Маленькие песенки для маленьких ребят. С.-Петербург, «Композитор»,1996г.

  16. Протасов М., Степанов В., Песни и музыкальные сказки. М., 2002г.

  17. Струве Г., Музыка всегда с тобой. Песни для детей. Санкт-Петебург,1998г.

  18. Чудова Т., Гусельки. Песни и стихи для детей. Вып.59. Москва,1979г.

  19. Якушенко И., Разноцветные песенки на стихи З.Петровой. М.,«Музыка»,1986г


дидактическое и материально-техническое оснащение:

  • Музыкальный центр «SAMSUNG»

  • Фортепиано

  • СД, аудиокассеты.

  • Музыкальное лото «Три кита»

  • Музыкальные пазлы.

  • Музыкальные раскраски.

  • Музыкально-дидактические игры.

  • Набор музыкальных (шумовых) инструментов.

  • Театральный реквизит, элементы костюмов.


















Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гдовская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор Е.Е.Грибкова

«___»______2011г





Программа внеурочной деятельности (художественно - эстетическое направление)

Кружок «Весёлые нотки»

1 классы



Составитель:

Пшеничникова И.Г.

учитель музыки

МОУ « Гдовская средняя общеобразовательная школа»




Пояснительная записка

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»

В.Г. Белинский.

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;

формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;

Задачи:

· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;

· воспитание желания и потребности музыкальной классики;

· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;

· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;

· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.

Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:

1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.

2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.

3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.

Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Условия и необходимые для работы средства:

· помещение для занятий ;

· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

· фортепиано;

· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

· видеомагнитофон с видеофильмами;

· ПК.

Желаемый результат:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Построение работы определяется в несколько этапов:

1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.

2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики

3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.

4. Приобщение детей к концертной деятельности.

5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.

6. Использование элементов ритмики, как одного из способов

7. Развитие творческих способностей обучающихся.

Учебно-тематический план (33 часа).

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Как зародилась музыка?»

1

2

«Голосовые игры»

1

3

«Сказка о музыкальных капельках»

1

4

Легенда о «Трёх китах»

1

5

«Голосовые игры»

1

6

«Здравствуй, Осень»

1

7

Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»

1

8

Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»

1

9

«Осенние забавы»

1

10

«Весёлые нотки»

1

11

«Голосовые игры»

1

12

«Музыкальные инструменты»

1

13

«Зачем у флейты дырочка?»

1

14

Разыграй песню. «Раз морозною зимой»

1

15

Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»

1

16

«Зимние забавы»

1

17

П.И Чайковский «Детский альбом»

1

18

Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»

1

19

«Голосовые игры»

1

20

«Болезнь куклы»

1

21

«Новая кукла»

1

22

Музыкальные портреты. «Три подружки»

1

23

Разыграй песню «Антошка»

1

24

Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»

1

25

«Голосовые игры»

1

26

«Весенние забавы»

1

27

П.И Чайковский «Песня жаворонка»

1

28

«Голосовые игры»

1

29

Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»

1

30

«Путешествие по музыкальной лесенке»

1

31

Разыграй песню «Львёнок и черепаха»

1

32

«Голосовые игры»

1

33

«Здравствуй, лето!»

1

итого

33ч

Слушание музыки

11ч

Вокально-хоровая работа

11ч

Пластическое интонирование

11ч


© 2010-2022