- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа дополнительного образования по музыке
Программа дополнительного образования по музыке
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алёшечкина Е.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная образовательная программа
«ЗВЁЗДОЧКИ»
(«Музыкальные картинки»)
Направленность:
Художественно-эстетическая
Срок реализации:1 год
Для обучающихся: 7 лет
Составитель: Алёшечкина Елена Валерьевна
г. Сосногорск
Пояснительная записка
Музыкальное образование во все времена было актуально и находило своё отражение в трудах философов, педагогов, которые видели необходимость в разностороннем развитии детей и считали музыку приоритетным средством воспитания.
В настоящее время, в решении проблемы гармонического развития личности, большое место принадлежит процессу формирования музыкальной культуры детей, воспитанию их музыкальных интересов и повышению эстетического вкуса. Занятия в объединении пробуждают у ребят интерес к музыке, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Новизна программы заключается в использовании различных видов музыкально-творческой деятельности - пение, слушание, музыкальная грамота, рисование, музыкальные компьютерные игры, музыкальные обучающие программы, инсценировка, драматизация.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции музыкального педагога Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на досуге для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной или исполненной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
-
выражения своих личных музыкальных впечатлений определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Цель: развитие музыкальной, вокально-хоровой культуры и творческой активности учащихся.
Основное средство достижения этой цели - постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие художественного творчества, вокально-хоровая работа. Занятия должны быть регулярными (дни и часы занятий коллектива по расписанию).
Задачи:
-
Развивающие: развить музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память, способность к сопереживанию, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
-
Обучающие: дать знания о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
Воспитательные: воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкальный вкус; потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры воспитанников.
Основной формой музыкальной работы является занятие-репетиция, проводимое три раза в неделю по 35 минут.
Структура занятий по данной программе предполагает использование различных видов музыкально-творческой деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкальные обучающие программы, компьютерные игры, работа в программах Movie Maker и Power Point, сосоздание небольших видеоклипов, обработка и оформление видеозаписей с музыкального спектакля, постановки, сказки, концерта. Такой принцип музыкально-творческой деятельности дает широкие возможности приобщить к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих ребят, не имеющих никакой музыкальной подготовки и способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников.
Важной и постоянно актуальной задачей вокально-хорового воспитания на начальном этапе обучения является работа с плохо интонирующими детьми (так называемыми «гудошниками»). Как показывает опыт, прежде всего, необходимо выяснить причину подобного явления у конкретного учащегося: слабый слух, недостаточная координация голоса и слуха вследствие отсутствия практического опыта пения или болезнь голосовых связок.
Предлагаются различные приемы работы, в том числе определение особенностей зоны примарного звучания у данного ребенка с последующим постепенным расширением диапазона «рабочего голоса» на основе исполнения интересных для него и простых мелодий с поступенным движением. Рекомендуется также применять приемы атаки звуков верхнего регистра (спеть «как колокольчик», «как маленький воробушек») для того, чтобы исключить перенос низкого разговорного голоса в пение. Во всех случаях желательно, чтобы слабо интонирующие дети сидели рядом с хорошо поющими и прислушивались к их пению.
Основными методическими принципами программы являются:
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения воспитанника к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора -исполнителя - слушателя ориентирует педагога на развитие музыкального мышления воспитанников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании воспитанников восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами воспитанники ее исполнили.
Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры воспитанников, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры воспитанников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
Используются особая группа методов, определяемых спецификой музыкального искусства:
-
художественного, нравственно-эстетического познания музыки, сопереживания;
-
интонационно-стилевого постижения музыки;
-
эмоциональной драматургии;
-
концентричности организации музыкального материала;
-
«запобегания вперёд и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении);
-
создания «композиций» (диалоги, музыкальные ансамбли);
-
игры, импровизации;
-
наглядности;
-
наблюдения за музыкой, сравнения, анализа, сопоставления, размышления о музыке.
-
взаимосвязи видов искусств, диалогичности, художественного контекста (выхода за пределы музыки);
Все методы (как общепедагогические, так и специфические) способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, творческой фантазии, воображения, исполнительской выразительности.
Для решения поставленных задач педагогу необходимо быть компетентным в области методики организации певческой деятельности детей и работы с детским коллективом. При этом компетентность предполагает не только знание различных методических подходов, но и способность их грамотного применения в собственном певческом опыте.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности, тематикой занятий и тематикой школьных мероприятий (имеет место варьирование).
№
Год обучения
Часов в неделю
Количество недель в году
Всего часов в год
1
1
1
33
33
Режим занятий
№
Год обучения
Периодичность в неделю
Продолжительность занятия
Количество часов в неделю
1
1
1
35 мин
1
По окончании обучения обучающийся знает/ понимает
-
основные правила сольного пения и двухголосного пения в хоре, охраны певческого голоса;
-
дирижерские указания (взятие и задержка дыхания, начало и окончание пения, обозначения предлагаемого темпа и динамики исполнения произведения, фразировки, акцентов и др.);
умеет:
-
бережно относиться к своему голосу как к уникальному по выразительным возможностям «музыкальному инструменту»;
-
петь по руке педагога, в унисон с коллективом;
-
соблюдать певческую установку;
-
правильно артикулировать;
-
исполнять песни красивым, округленным, напевным звуком;
-
чувствовать, понимать и выразительно передавать в процессе пения настроение музыки и его изменения;
-
выразительно исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия, проявляя при этом стремление к творческому самовыражению;
-
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении;
-
осуществлять слуховой контроль и самоконтроль за процессом создания музыкального образа, качеством звучания в пении с сопровождением и без сопровождения (певческая установка, звукообразование, певческое дыхание, артикуляция), следования дирижерским указаниям педагога;
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятий
Содержание занятий
часы
всего
Т
П
1
Домисолька приветствует.
Вводное занятие. Знакомство с членами кружка, с голосовыми и муз.данными учащихя.
Индивидуальная работа.
Рабочий диапазон, тембр, тип голоса.
1
1
2
Повсюду музыка живёт! Чтобы выучиться петь…
Разучивание песен о музыке. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. (Посвящение в музыканты).
2
2
3
Здравствуй, школа!
Разучивание песен о школе, учителе, дружбе. Ритмические упражнения. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
1
1
4
Музыкальное путешествие в осенний лес
Разучивание песен об осени, овощах и грибах, животных и птицах, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к Осеннему балу.
3
3
5
С песенкой по сказкам
Разучивание песен о сказочных героях. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
1
1
6
Музыкальный театр
(Постановка музыкальной сказки).
Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
7
Милый мой Север
Разучивание песен о крае, животных и птицах, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
8
Здравствуй, гостья Зима!
Разучивание песен о зиме, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к новогоднему утреннику.
2
2
9
Родной обычай старины.
Разучивание рождественских песен, колядок. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
10
Физкультура, ура!
Разучивание песен о спорте. Ритмические упражнения и танцевальные движения, зарядки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
11
Славься Отечество
Разучивание песен о Защитниках Отечества. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
12
Мамин праздник
Разучивание песен о маме. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к концерту 8 Марта.
2
2
13
Все мы любим книжки
Разучивание песен о сказочных героях, книгах, животных и птицах. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. (Подготовка к неделе книги).
2
2
14
Давайте сохраним
Разучивание песен о природе, животных и птицах. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
15
Здравствуй, милая весна
Разучивание песен о весне, животных и птицах, явлениях природы. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к выступлению на празднике Русской Зимы.
2
2
16
Великое воскресение
Разучивание пасхальных песен. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
2
2
17
Праздник Букваря
Повторение песен о школе, книгах, буквах. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы. Подготовка к празднику Букваря.
1
1
18
Здравствуй, лето красное.
Разучивание песен о лете, солнце, дружбе, животных и птицах. Ритмические упражнения и танцевальные движения, хороводы. Игры, инсценировки. Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
1
1
19
Шире круг, музыка зовёт
Музыкальные компьютерные игры и обучающие программы.
Подготовка к заключительному годовому концерту. Заключительное занятие (анализ приобретённых навыков, умений, приёмов в вокально-хоровой технике, посещения и участия в мероприятиях школы, посёлка, района; видеоклипы с музыкальных спектаклей, постановок, сказок, концертов, выступлений ).
1
1
Содержание программы
С целью развития певческих голосов учащихся, овладения ими необходимыми вокально-хоровыми умениями и навыками в содержание занятий включаются комплексы вокально-хоровых упражнений и распеваний, предусматривается разучивание и исполнение песен своего народа и народов мира, простых, доступных образцов профессиональной музыки: песен отечественных и зарубежных композиторов, хоровых и сольных фрагментов детских опер, сказок, постановок, мюзиклов,
Опыт музыкально-творческой и вокально-хоровой деятельности учащиеся приобретают в процессе хорового и сольного пения с сопровождением и без сопровождения, в пении с ориентацией на нотную запись, в поисках средств выразительности для воплощения музыкального образа разучиваемого произведения, в его исполнении, в инсценировке песен, вокальной импровизации, а также занятиях в музыкальные компьютерные игры и музыкальных обучающих программах.
1. Пение произведений: Показ-исполнение. Рассказ или беседа о жанре, стиле, содержании произведения, авторах, о роли произведения в жизни.
Определение характера, формы, структуры, трудностей исполнения, голосоведения и звуковедения, темповых и динамических изменений, дыхания.
Разучивание по фразам, с сопровождением и без, по слуху и по графическим обозначениям, индивидуально и коллективно.
Пение, сидя, стоя на одном месте, в движении (шаг, танец), на сцене, с микрофоном с фонограммой (+, -). Использование элементов хорового театра. Взаимосвязанная работа над техникой, художественным образом и выразительностью.
2. Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие цели и выполнение задач. Определённое назначение каждого упражнения. Овладение всем комплексом певческих навыков, способствующих правильному воспитанию певческого голоса.
Упражнения-распевания: - для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, выработки протяжности, полётности;
- для выработки широкого дыхания, развития гармонического слуха;
- для развития мягкого напевного лёгкого звучания в протяжных песнях;
- для выработки напевности в подвижном темпе, на освобождение скованной челюсти, на правильное формирование гласных и, е, о, а;
-для развития звонкости, мягкого звучания, чёткой дикции, развитие артикуляционного аппарата, пение скороговорок;
- для развития чувства лада;
- для приобретения элементарных навыков двухголосия;
- на разное звуковедение;
- на расширение диапазона;
- на темповое и динамическое изменение;
- на укрепление единой манеры звукообразования, тембрового ансамбля.
Практические занятия:
Пение в диапазоне ля малой октавы - ми второй октавы (в соответствии возрастных групп), соблюдение певческой установки, использование мягкой и внезапной атаки, пофразного и цепного дыхания, развитие ритмического, мелодического звуковысотного и динамического слуха, тембровых окрасок, формирование чистоты интонирования, расширение диапазона, пение без музыкальной поддержки, в унисон, двухголосно, каноном.
3. Музыкальная грамота: Расширение слухового опыта в разных тональностях с учётом абсолютной звуковысотности, но без названия конкретных знаков.
Ознакомление с основными ладами (мажором и минором), длительностью нот, синкопированным и пунктирным ритмом, размером.
Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков.
Практические занятия: Овладение выше означенного материала в теории и на практике, пение соответствующих упражнений и попевок. Определение лада, ритма, размера в исполняемых произведениях. Музыкальные компьютерные игры, обучающие программы.
4. Слушание музыки: Использование вокально-хорового материала на занятиях.
Ознакомление с творческими коллективами района, округа, страны. Расширение кругозора участников, формирование слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни с позиции личности ребёнка. Стремление к развитию и творческому росту.
Практические занятия: Вводные беседы к прослушиваемым произведениям, использование иллюстраций, из области изобразительного искусства и отрывков из литературы, фотографий, аудио-, видеозаписей. Организация собеседования по разучиваемым произведениям, посещений музыкальных вечеров, концертов, праздников, просмотр к/м/фильмов и т.д.
5. Ритмопластика и сценическое движение: Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей участников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Жесты как важное средство выразительности. Элементы хорового театра. Простейшие танцевальные движения в разных размерах, стилях и характерах музыки.
Задачи: - развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений, равномерность размещения и движения по сценической площадке);
- развитие воображения (способность к пластической импровизации, умение в соответствии с музыкой создавать образы живых и неживых существ выразительными пластическими движениями и мимикой).
6. Культура и техника речи (сценической): Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять рассказы, сказки, подбирать рифмы. Виды упражнений по речи (дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом).
7. Работа над музыкально-театральными постановками: Музыкальные постановки, сказки, программы, использование элементов хорового театра и подтанцовок в вокальных произведениях. Основы театральной культуры. Овладение элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Подготовка видеоклипов в программе Movie Maker, презентаций в Power Point, обработка и оформление видеозаписей с музыкальных спектаклей, постановок, сказок, концертов.
8. Изготовление элементов костюмов, реквизита для музыкальных постановок, сказок.
Условия реализации программы
Нотные издания:
-
Алунц Л.А., Свет добра. Сборник песен и стихов для детей. Ханты-Мансийск,2001г.
-
Безымянова О., Фролов Е., Весёлый квартет. Музыкальная сказка. Сценарий, ноты. Айрис Пресс,М.,2002г.
-
Бекина С.И., Соболева Э.В., Играем и танцуем. Игры, танцы и упражнения для детей. М., «Сов.композитор»,1984г.
-
Блохина Л.А., Горбина Е.В., Начинаем наш концерт. Муз.сценарии праздников. Ярославль, «Академия развития»,2001г.
-
Вихарева Г.Ф., Муз. сценарии для детских зимних праздников. Стихи, песни, ноты. С.-Петербург,2001г.
-
Горбина Е.В., Михайлова. М.А., В театре нашем для вас поём и пляшем. Муз.сказки-спектакли. Ярославль, «Академия развития»,2000г.
-
Давыдова М., Агапова И., Муз.вечера в школе. Композиции, сценки, викторины. Рольф, М.,2001г.
-
Дальникова Р.А. Песенка и я - верные друзья. Вып.2 М.,1987г.
-
Девочкина О. Пой вместе со мной. М., 2003г.
-
Марченко Л., Детские песни о разном. Вып.3. Ростов-на Дону,2002г.
-
Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю., Фольклорные праздники «Гусли звончатые» (нар.песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошк. и мл.школ. возраста.) М.,«Владос»,2001г.
-
Михалёва И.В. От улыбки станет всем светлей. С.-Петербург. Диамант.Золотой век.,1996г
-
Орехова Е., Всё, что сердцу дорого. Песни для детей на стихи М.Пляцковского. М., «Музыка»,1986г.
-
Поплянова Е.М., А мы на уроке играем. Музыкальные игровые песни. М., «Новая школа»,1994г.
-
Портнов Г., Лес встречает Новый год. Маленькие песенки для маленьких ребят. С.-Петербург, «Композитор»,1996г.
-
Протасов М., Степанов В., Песни и музыкальные сказки. М., 2002г.
-
Струве Г., Музыка всегда с тобой. Песни для детей. Санкт-Петебург,1998г.
-
Чудова Т., Гусельки. Песни и стихи для детей. Вып.59. Москва,1979г.
-
Якушенко И., Разноцветные песенки на стихи З.Петровой. М.,«Музыка»,1986г
дидактическое и материально-техническое оснащение:
-
Музыкальный центр «SAMSUNG»
-
Фортепиано
-
СД, аудиокассеты.
-
Музыкальное лото «Три кита»
-
Музыкальные пазлы.
-
Музыкальные раскраски.
-
Музыкально-дидактические игры.
-
Набор музыкальных (шумовых) инструментов.
-
Театральный реквизит, элементы костюмов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гдовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор Е.Е.Грибкова
«___»______2011г
Программа внеурочной деятельности (художественно - эстетическое направление)
Кружок «Весёлые нотки»
1 классы
Составитель:
Пшеничникова И.Г.
учитель музыки
МОУ « Гдовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.
Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:
секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».
Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;
формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;
Задачи:
· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;
· воспитание желания и потребности музыкальной классики;
· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;
· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;
· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;
· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.
Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
· помещение для занятий ;
· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
· фортепиано;
· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
· видеомагнитофон с видеофильмами;
· ПК.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Учебно-тематический план (33 часа).
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
«Как зародилась музыка?»
1
2
«Голосовые игры»
1
3
«Сказка о музыкальных капельках»
1
4
Легенда о «Трёх китах»
1
5
«Голосовые игры»
1
6
«Здравствуй, Осень»
1
7
Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»
1
8
Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»
1
9
«Осенние забавы»
1
10
«Весёлые нотки»
1
11
«Голосовые игры»
1
12
«Музыкальные инструменты»
1
13
«Зачем у флейты дырочка?»
1
14
Разыграй песню. «Раз морозною зимой»
1
15
Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»
1
16
«Зимние забавы»
1
17
П.И Чайковский «Детский альбом»
1
18
Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»
1
19
«Голосовые игры»
1
20
«Болезнь куклы»
1
21
«Новая кукла»
1
22
Музыкальные портреты. «Три подружки»
1
23
Разыграй песню «Антошка»
1
24
Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»
1
25
«Голосовые игры»
1
26
«Весенние забавы»
1
27
П.И Чайковский «Песня жаворонка»
1
28
«Голосовые игры»
1
29
Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»
1
30
«Путешествие по музыкальной лесенке»
1
31
Разыграй песню «Львёнок и черепаха»
1
32
«Голосовые игры»
1
33
«Здравствуй, лето!»
1
итого
33ч
Слушание музыки
11ч
Вокально-хоровая работа
11ч
Пластическое интонирование
11ч