Доклад: Развитие социальных функций системы дополнительного образования

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие социальных функций

системы дополнительного образования



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Система дополнительного образования.

  2. Формирование отечественной системы дополнительного образования детей.

- Социально-педагогические функции внешкольных учреждений.

- Трансформация сети внешкольных учреждений в системе дополнительного образования детей.

  1. Место дополнительного образования детей в современной системе общего образования.

- Проблемы общего образования.

- Педагогический потенциал системы дополнительного образования.

  1. Педагогические программы дополнительного образования.

- Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования.

- Образовательные программы.

- Учебные программы.



Развитие социальных функций системы

дополнительного образования детей

  1. Система дополнительного образования

Для разработки перспективных программ развития учреждения дополнительного образования, осмысления собственного опыта педагогической работы в этих учреждениях, понимания педагогических возможностей дополнительного образования надо прежде всего попытаться ответить на вопрос о социальных функциях этой системы и её социальном назначении. Всякая социальная система создаётся для реализации определённых социальных потребностей - запросов государства, отдельных социальных групп, общества в целом. Но в процессе развития социальная система сама начинает влиять на содержание социальных вопросов в сфере образования, на содержание своих социальных функций. Поэтому для анализа современных социальных функций надо обратиться к истории этой системы в нашей стране и попытаться выяснить, как менялись её функции, каковы тенденции их развития. Но этого недостаточно. Необходимо также проанализировать место системы дополнительного образования в макросистеме, какой является вся система общего образования. В связи с этим данная глава включает два параграфа, каждый из которых соответствует одной из задач анализа социальных функций системы дополнительного образования детей.

  1. Формирование отечественной системы

дополнительного образования детей

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У. Зеленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. Александр Устинович Зеленко (1871-1953), архитектор и педагог, одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей и стремился решить её на практике. В 1905 г. С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко открыли в Москве клуб для детей.

Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной роще детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей».

Общество «Сетлемент», созданное С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения.

В 1908 г. общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку «проведения социализма среди маленьких детей».

В следующем году С.Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. В 1911 г. общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой).

Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков.

Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

В мае 1919 г. С.Т. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей.

Опытные станции объединяли школы и внешкольные учреждения. После Октябрьской революции начинает формироваться сеть внешкольных учреждений, основу которых составили дворцы и дома пионеров и школьников. Они стали многопрофильными центрами развития детского творчества, организации детского досуга, развития межшкольных связей.

Дворцы и дома пионеров и школьников стали важным средством формирования ценностного отношения общества к детям и детству, ибо основание этих детских центров стало общенародным делом.

К 1950 г. в Советском Союзе сосуществовало 1297 дворцов и домов пионеров и школьников.

Ещё одним видом внешкольных учреждений стали детские парки, которые организовывали досуг детей и служили местом проведения праздников и других массовых мероприятий. В 1950 г. в стране насчитывалось 110 детских парков.

Помимо внешкольных учреждений, которые создавались в рамках системы образования, получили развитие культурно- просветительные учреждения для детей. К их числу прежде всего относятся детские библиотеки и детские театры. В 1934 г. в стране насчитывалась 301 детская библиотека с книжным фондом в 2,3 млн. экз., в 1950 г. - 2160 библиотек с книжным фондом в 16,9 млн. экз.

Первый передвижной театр для детей появился в Петрограде в 1918 г. В 1940 г. в Советском Союзе существовало 176 профессиональных театров для детей.

Наряду с детскими внешкольными учреждениями культурно-просветительские учреждения для детей стали играть ванную роль в приобщении детей к ценностям культуры.

Важной составной частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-оздоровительные учреждения. Одним из первых был создан в 1925 г. лагерь Артек, расположенный в Крыму. В 1925 г. в Артеке смоги отдохнуть 320 детей. К 1941 г. лагерь мог принимать 1020 детей в смену.

Одной из главных задач пионерского лагеря считалось общественно-политическое воспитание детей: знакомство с событиями жизни в нашей стране и за рубежом, с лучшими произведениями советских и зарубежных писателей, композиторов, художников.

Таким образом, примерно в течение двадцати лет, формировалась система внешкольных учреждений для детей, обладающая большим социально-педагогическим потенциалом. Этот потенциал основывался на организационных возможностях системы, фундамент которой составлял сеть разнообразных внешкольных учреждений: дворцов и домов пионеров, специализированных центров детского творчества, спортивных школ, пионерских лагерей. Система внешкольных учреждений позволяла создать условия для воспитания детей, особо одарённых в той или иной сфере деятельности. Формировался опыт индивидуализации образования, который приобрёл особенную ценность в 90 гг.

Система детских внешкольных учреждений развивалась как межведомственная, межотраслевая. Воспитание детей было делом всего общества.

Система внешкольных учреждений рассматривалась как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя: детские внешкольные учреждения наряду с другими социальными институтами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, культурой труда и поведения.

Социально-педагогические функции внешкольных учреждений

Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижение индустриально-личностных результатов. Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.

Первая функция - профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определение их планов профессионального образования. Реализация этой функции обеспечивалась многопрофильностью детских объединений, которые не повторяли предметные области, изучаемые в общеобразовательной школе.

Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывались в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохранных мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участие в исследовательской работе.

Вторая функция внешкольных учреждений - дополнительное образование. Эта функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не могла им дать школа: эстетическое, техническое, спортивное, научное.

Дополнительное научное образование зачастую служило продолжением изучения школьных предметов, но на более высоком уровне.

Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникавшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты способствовали развитию чувства Родины, готовности к диалогу культур, сознанию общих социальных и нравственных ценностей.

Ещё одна функция, которая проявилась в процессе деятельности внешкольных учреждений, - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий (иной подход к выбору телепередач, книг и т.п.). Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем - иначе говоря, на всю систему духовных ценностей личности.

Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например, учебной), а предполагает сочетание различных её видов, в состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.

Помимо социальных функций (идеологического воспитания и предупреждения детской безнадзорности в условиях занятости родителей в сфере общественного производства) и перечисленных выше социально-педагогических функций детские внешкольные учреждения решали важные задачи по кадровому обеспечению системы образования. Ссовокупность этих задач можно определить как методическую функцию внешкольных учреждений.

На базе внешкольных учреждений, их подразделений проводилась методическая работа и с учителями-предметниками. Станции юных натуралистов поддерживали контакты с учителями биологии, станции юных техников - с учителями труда и физики, творческие клубы эстетического профиля - с педагогами гуманитарных предметов, которые руководили школьными драматическими кружками и другими детскими творческими коллективами.

Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.

Трансформация сети внешкольных учреждений в систему

дополнительного образования детей

Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действий этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержаниях и масштабах инновационной деятельности.

По данным федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х гг. расходы на образование стали существенно уменьшаться. Нехватка средств привела к расширению практики предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены всё чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи.

С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тотальной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направленно на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 2).

Процесс дифференциации в 90-е гг. развивался по нескольким направлениям. В структуре учреждений дополнительного образования стали появляться новые виды детских объединений, ориентированные на привлечение новых групп детей, в частности дошкольников (например, школы раннего развития). Возникли иные формы интеграции школьного и дополнительного образования - общеобразовательные классы и школы, входящие в состав дополнительного образования.

Заметные изменения произошли и в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функция идеологического воспитания, направленная на воспитание заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Данное явление относится ко всей системе образования. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без единого идеологического пространства - общих ценностей, включающих в том числе отношение к историческому прошлому страны, к её национальным символам, её роли в мировом обществе. Политика деидеологизации и деполитизации системы образовании привела к тому, что потенциал образовательных учреждений в формировании единого идеологического пространства стал использоваться в минимальной степени.

Произошли изменения в методических функциях. С исчезновением пионерской и комсомольской организаций, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров: некоторые крупные учреждения дополнительного образования стали выполнять функции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс призван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению педагогического мастерства и престижа труда работников дополнительного образования, привлечению внимания местных администраций к образовательной деятельности этой системы.

Учреждения дополнительного образования выполняют функцию организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов.

Итак, подытоживая, можно отметить, что если первоначально внешкольные учреждения компенсировали отсутствие общего образования у детей и по характеру своей педагогической деятельности были своеобразной альтернативой традиционной школе, то с расширением сети школ, переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста происходило превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а само дополнительное образование становилось важным компонентом общего образования.

  1. Место дополнительного образования детей

в современной системе общего образования

Проблема общего образования

Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо проанализировать проблемы и перспективы развития системы общего образования и оценить педагогический потенциал системы дополнительного образования, попытаться выяснить, какие проблемы общего образования могут быть решены за счёт использования возможностей дополнительного образования.

Общее образование - это совокупность знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, ценных ориентиров, необходимых каждому человеку независимо от его профессии. Эта необходимость обусловлена тем, что каждый человек должен решать различные задачи в разных сферах деятельности.

Социальные функции общего образования - это его ожидаемые результаты, необходимые для каждого человека. Они отражают представления о назначении общего образования как социального института. Социальная роль общего образования - это значимость его реальных результатов для общества в целом, его отдельных институтов и самих обучающихся.

Можно выделить три основные функции общего образования. Первой из них является функция социализации личности, под которой понимается приобщение индивида к культуре, её ценностям и нормам, что обеспечивает возможность выполнения человеком своих социальных функций - гражданина, работника, родителя, и т.д. Вторая функция - подготовка к продолжению образования, к получению профессионального образования. Третья функция - индивидуализация личности, под которой понимается выявление индивидуальности обучающихся: специфики их интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Реализация первой функции выражается в готовности и способности личности к решению социально значимых проблем, второй функции - возможности получить профессиональное образование, третьей функции - в развитии способности к самопознанию, самооценке и самоопределению.

Социальные функции системы общего образования включают (или конкретизируют) его функции как социального института, а также те функции, которые отражают потребности конкретного социума на определённом этапе развития. Понятно, что содержание функций общего образования меняется с изменением в обществе.

«Проблемы детей» можно с определённой долей условности разделить на несколько групп. Первую группу составляют традиционные проблемы, которые решает каждое молодое поколение. Это проблемы самопознания и самоопределения, связанные с выбором ценностных ориентиров. Особенность современной ситуации заключается в том, что молодое поколение решает эти проблемы в условиях «растерянного общества», которое отказалось от ценностей социалистического общества, но ещё не сформировало новые базовые ценности.

Молодое поколение должно решать проблемы, которые раннее так остро не стояли перед молодыми людьми. Во-первых, это проблемы выбора образовательного маршрута. В условиях, когда учебные заведения профессионального образования не гарантируют трудоустройства своих выпускников, цена самостоятельного выбора профессиональной школы и предшествующего ему выбора образовательной программы в общеобразовательной школе существенно возрастает. Во-вторых, это проблема самоидентификации с неформальными молодёжными группами. Если раньше каждый был октябрёнком, пионером, комсомольцем, то сейчас перед каждым молодым человеком встаёт вопрос: кто я? Я принадлежу к какой-то молодёжной группе, к какому-то коллективу или я сам по себе? Отсутствие признанных обществом детских и молодёжных организаций увеличивает опасность конформизма, утраты индивидуальности в условиях группового давления.

В современных условиях подростки нередко должны решать проблемы, которые раннее решали в основном уже взрослые люди: проблемы заработка, необходимого для удовлетворения нужд семьи; проблемы выбора сексуального поведения, которое раньше регламентировалось жёсткими запретами и ограничениями; проблемы обеспечения личной безопасности в условиях, когда государственные структуры не могут её гарантировать.

Ещё одна группа проблем - отношения со взрослыми и отношения взрослых к детям. Уже достаточно давно педагоги стали отмечать, что новые поколения детей отличаются независимостью суждений. Ростом самоуважения, чувством обострённого достоинства. Между тем взрослые нередко готовы признавать самостоятельность детей только при реализации целей, поставленными самими взрослыми, отказывая детям в праве поступать в качестве субъектов целеполагания. Нередко взрослые требуют от детей безусловного принятия ценностей старших поколений, не желая считаться с тем, что события, ставшие актом биографии взрослых людей, по-иному воспринимаются детьми: они в состоянии понять объективное значение этих событий, но личностный смысл их для взрослых и детей неизбежно будет разным. Изложенные ситуации и ведут к проблеме определения взаимоотношения детей и взрослых, причём решаться она должна с «двух сторон» - и взрослыми, и детьми, которые должны найти свою линию поведения с людьми старшего поколения.

Наконец, отношение детей к проблемам общества. Несколько десятилетий назад можно было говорить о формировании позиции « я отвечаю за всё». Несмотря на кажущуюся гражданственность такой позиции, она на практике оказалась ущербной: люди, которые были готовы отвечать за всю планету, нередко были не в состоянии отвечать за себя, за решение собственных проблем. Такая ситуация была в немалой степени обусловлена тем, что государство само решало за граждан их проблемы (где учиться, где работать, как часто можно ездить за границу, как реагировать на те или иные события и т.д.). Люди, проявлявшие высокий уровень социальной активности, подчас оказывались в невыгодном положении, что привело к распространению альтернативной позиции даже в среде партийно-комсомольского актива: «А тебе что, больше всех надо?»

Известный российский психолог В.В. Давыдов отмечал, что системе массового образования присущ ряд противоречий. Массовость образования далеко не всегда сопровождается высоким её уровнем, ибо, преследуя главным образом утилитарные цели, она довольно далеко отстоит от подлинных богатств культуры. В связи с этим, отмечал В.В. Давыдов, можно согласиться с афоризмом, что нынешнее общество есть грамотное, но не образованное общество.

В советском обществе всегда существовала недооценка образованных людей (что находило своё выражение в политике заработной платы, использовании потенциала специалистов). Пожалуй, в современных условиях ситуация начинает постепенно изменяться.

Педагогический потенциал системы дополнительного образования

Как уже отмечалось, система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединениях и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования. В связи с этим создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования учреждения дополнительного образования. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жёсткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.

Возможности для формирования у детей опыта выбора, которым обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Дома творчества, экологические центры, спортивные школы и другие учреждения дополнительного образования могут предложить учащимся различные виды практической, в том числе и творческой деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижений (условно говоря, от олимпийских рекордов до формирования навыков самообслуживания). Есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности), нередко - её режима (дни, часы занятий) и даже педагогов.

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских организаций, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. В условиях учреждений дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, приятный стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.

Принцип организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся. В круг значимых для учащихся проблем самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определённую социальную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности.

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы. Вместе с тем в условиях вариативной образовательной системы растёт спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы «гармонизации» общего образования.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности; оно создаёт возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счёт компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Повторим, что учреждения дополнительного образования нередко выступают и как методические центры по отдельным направлениям педагогической деятельности, и как экспериментальные центры по формированию новых образовательных технологий, которые могут быть использованы и в условиях общеобразовательной школы. Помимо этого практика современной деятельности школ и учреждений дополнительного образования включает и опыт использования материальной базы и кадров домов детского творчества, центров технического творчества, экологических центров для проведения занятий со школьниками по обычным учебным предметам.

Итак, дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования. Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования.

Как показывает опыт, успешная деятельность учреждений дополнительного образования во многом зависит от их связей с организациями, не входящими в систему образования: учреждениями культуры, творчески союзами, научными институтами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и т.д.

Наряду с другими типами образовательных учреждений (дошкольными, общеобразовательными, учреждениями профессионального образования и др.) учреждения дополнительного образования детей выделены в «Законе об образовании» как особый тип образовательного учреждения. Он имеет специфические черты, признаки, функции.

Цели учреждения дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

  • адаптация их жизни в обществе;

  • формирование общей культуры;

  • организация содержательного досуга.

  1. Педагогические программы дополнительного образования

О целях и задачах педагогических программ

в сфере дополнительного образования

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

  1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развивать индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

  2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объёма знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

  3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

  4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счёт дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

  5. Профессиональные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

  6. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей даёт возможность осуществить социально значимые цели развития личности.

Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

  • познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одарённых детей;

  • социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;

  • раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровня освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одарённых детей;

  • развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.

Реализация указанных целей обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребёнка. Своеобразие педагогических программ состоит в том, что все теоретические знания, включённые в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Таким образом, педагогические программы дополнительного образования рассматриваются как прикладные, практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Целью их является стимулирование и развитие потенциала личности, включение её в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг.

По своей направленности педагогические программы могу быть разделены на два основных типа: образовательные и досуговые.

Понятие «образовательная программа» введено в педагогическую практику Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 9). Согласно Закону, образовательная программа отражает содержание образования определённого уровня и направленности. Видология учебных программ чрезвычайно многообразна, её основные характеристики могут быть представлены в следующей структуре.

Таблица 1

Характеристика программы

Варианты характеристики

  1. По возрасту

Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков

  1. По полу

Смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, девушек)

  1. По продолжительности

реализации

Одногодичные, двухгодичные и др.

  1. По формам реализации

Групповые, индивидуальные

  1. По видам деятельности

Художественная, техническая, эколого- биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, школы раннего развития и др.

  1. По образовательным

областям

Профильные и многопрофильные (естествознание, математика, искусство, духовная антропология, социальная практика, словесность, физическая антропология)

  1. По способам реализации

Эвристические, алгоритмические, исследовательские программы, творческие программы

  1. По уровням освоения

Общекультурный, углублённый, профессионально ориентированный и др.

  1. По направлениям

деятельности

Ориентированные, фундаментальные, прикладные, информационные

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например, детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.

Образовательные программы

Образовательные программы включают в себя программы для дошкольников, школьников, подростков, завершивших школьное образование; программы, рассчитанные по продолжительности, условиям освоения, технологиям, направленности. Целостность дополнительного образования как социокультурного феномена обусловливает синтетический характер программ, сочетание в пределах единой программы систем развития интеллектуального, эмоционального, нравственного, коммуникативного принципа личности. Целостность образовательных программ обеспечивается и через интеграцию различных предметных областей в пределах одной программы, взаимопроникновение и взаимодополнение различных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.).

К важнейшим характеристикам образовательных программ относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учётом индивидуальных интересов и запросов детей.

Каждая образовательная программа может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам деятельности), уровневая (по способам усвоения). Возможность уровневого усвоения полнее всего характеризует потенциал образовательных программ, с одной стороны, обеспечивая преемственность в развитии познавательной базы умений и навыков, опыта творческой деятельности, с другой - гарантируя выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам.

Образовательная программа учреждения «представляет собой документ нормативно-констатирующего плана, в содержании которого доминирует стремление обосновано представить своеобразие организации образовательной деятельности, раскрыть специфику конкретного учреждения в системе дополнительного образования детей».

Образовательная программа составляется в соответствии с уставом учреждения, всеми нормативными документами, регламентирующими организацию деятельности в учреждении, программой его развития.

Образовательная программа учреждения может быть представлена в следующей структуре.

Объяснительная записка, содержащая изложение целей и ценностей образования, обоснованных данными социально-педагогического мониторинга образовательных запросов заказчиков программ. Объяснительная записка включает также характеристику возрастного диапазона учащихся, для которых предназначена программа.

Учебный план образовательной программы представляется почасовым распределением предметных программ, сгруппированных по образовательным областям или направлениям дополнительного образования.

Программа внеурочной деятельности содержит целевые ориентации программ и проектов досуговой, конкурсной, выставочной деятельности детей.

Организационно-педагогические условия реализации программы учреждения включают условия набора, количество групп и численность учащихся, обучающихся по каждой предметной программе, условия готовности учащихся к освоению программ; описание ресурсной базы реализации программы (кадровой, научно-методической, материально-технической).

Диагностика результативности освоения программы включает обоснование и содержательную характеристику методов оценки личностных достижений учащихся по каждому из видов предметных программ, методы оценки социально-педагогических результатов освоения программы.

Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности учащихся к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной деятельности. В случае, если в состав образовательной программы включены программы различного уровня (общекультурного, ориентированного, углублённого, профессионально ориентированного) представляются результаты освоения каждого уровня.

Образовательные программы подразделений (отделов), творческих коллективов аналогичны по структуре образовательной программе учреждения, согласованы с ней по целям, условиям реализации, ожидаемым результатам. Их экспертизы проводятся по тому же алгоритму, что и экспертиза образовательной программы учреждения, но дополнительно привлекаются специалисты соответствующего программе профиля.

Образовательные программы учреждений, подразделений, творческих коллективов следует отнести к категории авторских программ, так как они отражают опыт педагогического проектирования, обусловленный социокультурными особенностями региона, ресурсным потенциалом учреждений, коллективов.

Программы дополнительного образования ориентированы, как говорилось, на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков. Программы эти различны не только по масштабу, педагогическим технологиям, возрастным ориентирам, но и по содержанию. Повторим, что содержание программ обусловлено социальным заказом со стороны родителей, школы, органов управления образованием. В то же время они определяют и возможности кадрового, материально-технического обеспечения. В отличие от программ школы программы дополнительного образования гораздо более динамичны по своим содержательным характеристикам. Программы, к которым утрачивается интерес детей и родителей, как и программы, требующие уникальных специалистов, значительных затрат, зачастую уходят из учебных планов, на их место приходят новые программы. Тем не мене, при всём содержательном многообразии программ их можно классифицировать по нескольким основным направлениям, широко представленным в практике деятельности учреждений дополнительного образования.

Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, научно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Программы технического направления обеспечивают деятельность судомодельных, авиамодельных объединений, дизайн-студий, объединений картинга, клубов космонавтики, кино-, фото-, видеостудий, множества других объединений.

Программы эколого-биологического направления отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повышения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, чрезвычайно многообразны по своей тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо-исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и творческие возможности.

Для детей младшего школьного возраста программы направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элементарными технологиями выращивания и сохранения растений, ухода за животными.

Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение - два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны).

В основе туризма как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования.

Программы по туризму рассчитаны на детей преимущественно среднего и старшего школьного возраста. Программы могут иметь самую разнообразную направленность, в зависимости от специальности руководителей программы, интересов учащихся, местных условий.

Краеведение как направление предусматривает, как правило, теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края.

Программы по краеведению также рассчитаны на учащихся в основном среднего и старшего школьного возраста. Краеведческие программы призваны расширить знания (географические, этнографические, искусствоведческие, литературоведческие) по истории родного края, обучить навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среди проживания. Краеведческие программы предусматривают организацию исследовательского поиска неизвестных, малоизвестных фактов истории родного края.

Программы по художественному направлению проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выражений креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различными познавательным, творческим потенциалом.

Программы социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации получают в практике дополнительного образования всё большее распространение. Они охватывают широкий возрастной диапазон, многофункциональны по целевому назначению. Условно данное направление может быть разделено на программы социальной адаптации и творческого развития детей дошкольного возраста и программы социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.

Программы социальной адаптации и творческого развития детей дошкольного возраста наиболее полно представлены в образовательных комплексах школ раннего развития - структур дополнительного образования, создаваемых на базе домов и дворцов творческого и юношеского творчества, центров дополнительного образования. Программы школ раннего развития обеспечивают образовательный процесс, в задачи которого входит создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышения уровня готовности к обучению в школе, учреждениях дополнительного образования. Программы школ раннего развития отражают социальный заказ на разнообразие видов и содержание образовательных услуг для дошкольников. В определённой степени эти программы по содержанию, организационно-педагогическим условиям, технологиям представляют альтернативу программам дошкольного образования, реализуемых детскими садами. Они полнее учитывают особенности психологии, физиологии современного дошкольника, в большей степени, чем типовые программы детского сада, ориентированы на развитие креативности, навыков творческого самовыражения ребёнка.

Программы социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков обеспечивают образовательный процесс таких структур дополнительного образования, как школы права, бизнеса, экономики, деятельности классов допрофессиональной подготовки по специальностям секретаря-референта, гувернёра, ряду других специальностей. Цель всех программ данного направления, вне зависимости от их содержания, - повысить уровень готовности учащихся среднего и старшего школьного возраста к освоению программы профессионального (среднего и высшего) образования; создать условия для расширения знаний в областях профессиональной деятельности, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда. Образовательные комплексы данного направления включают и программы общекультурного развития, нацеленные на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К таким программам относятся программы школ общения, тренинговые психологические программы для подростков.

Спортивное направление представлено программами, имеющими особую специфику.

Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны. Спорт является важным социальным фактором в деле формирования человека. Заметна роль детско-юношеского спорта в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития. Спортивная деятельность во внеурочное время в значительной степени дополняет обязательные занятия на уроках физической культуры в образовательных учреждениях. В жизнедеятельности современных детей и подростков спорт занимает определённое место в структуре досуга, в процессе разнообразных занятий техническим и художественным творчеством, спортом и туризмом и т.п. происходит восстановление утраченных сил ребёнка, тем самым реализуется рекреационная функция досуга. Именно в силу важнейшего значения спорта в нашей стране мы специально останавливаемся на детско-юношеской школе (ДЮСШ) как одном из видов учреждений дополнительного образования детей.

Учебные программы

Учебная программа является основным элементом организации образовательного процесса. Она направлена на развитие познавательных интересов ребёнка, создание условий для раскрытия его творческого потенциала в избранном виде деятельности. Учебные программы дополнительного образования принято подразделять на типовые, модифицированные, экспериментальные, авторские.

Типовая (примерная) программа утверждается Министерством образования и рекомендуется Управлением дополнительного образования по той или иной области или направлению деятельности.

Модифицированная, или адаптированная, программа - это программа, изменённая с учётом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа - это программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, её содержание - это предложение средств решения проблемы в образовании, оно обязательно отличается новизной, актуальностью.

Модифицированные, экспериментальные, авторские учебные программы оформляются как методические разработки и имеют следующую структуру.

Структура учебной программы

  1. Предисловие.

  2. Объяснительная записка.

  3. Тематический план.

  4. Содержание программы.

  5. Оценка результатов дополнительного образования.

  6. Учебно-материальная база.

  7. Список литературы (для педагога).

  8. Список литературы (для учащихся).

Предисловие. Этот раздел программы не является обязательным. Предисловие может быть написано методистом, учёным, авторитетным практиком - к авторской программе. В предисловии желательно отметить достоинства программы, её оригинальность, педагогические возможности.

Объяснительная записка. При составлении объяснительной записки необходимо ответить на следующие вопросы.

Состав учащихся

Для каких категорий детей предназначена данная программа (возраст, пол, образование)? Должны ли дети, обучающиеся по данной программе, обладать определёнными способностями; сформированными интересами? Могут ли по этой программе обучаться новички или же она предназначена для тех, кто уже получил дополнительное образование по данному направлению?

Цели обучения

Может ли обучение по данной программе способствовать разрешению проблем физического, эмоционального, интеллектуального, социального развития детей? Каких именно проблем?

Какого уровня образованности могут достичь учащиеся и достаточен ли он для грамотного использования определённых ценностей культуры? Для подготовки к самообразованию или другим видам самостоятельной непрофессиональной деятельности? Для осуществления творческой исследовательской деятельности? Для подготовки к профессиональному обучению, для профессиональной деятельности?

Что является основным образовательным результатом обучения - развитие определённых способностей? Формирование навыков, умений? Усвоение знаний? Каких именно? Формированию каких ценностных ориентаций, отношений и качеств личности может способствовать обучение по данной программе?

Обоснование целей

На чём основывается вывод о важности поставленных целей (на анализе социальных проблем, на материалах научных исследований, на анализе педагогического опыта)?

На чём базируется вывод о возможности реализации поставленных целей?

При какой реализации учебного процесса возможно осуществление целей? Какие формы учебной работы, методы и средства обучения имеют особо важное значение? Какой квалификацией должны обладать педагоги, реализующую данную программу?

Возможности для продолжения образования

Могут ли учащиеся продолжить образование по профилю программы после завершения обучения? Каким образом - в системе дополнительного образования, в учебных заведениях профессионального образования, путём самообразования?

Сведения об авторах

Программа разработана научно-педагогическим учреждением? Методическим центром? Является авторской? Какова квалификация авторов, каким опытом научной или практической работы они обладают?

Сведения об утверждении программы

Кем и когда утверждена данная программа? Кто реализовал программу?

Сведения о методическом сопровождении

Кто может оказать методическую помощь в реализации данной программы? Существуют ли курсы (семинары) повышения квалификации, на которых изучается данная программа?

Тематический план представляется в виде сетки часов, зафиксированных в таблице:

№ п/п

Разделы и темы

(этапы образовательного процесса)

Количество часов

Содержание программы. Программы делится на разделы, темы (этапы образовательного процесса). В зависимости от профиля учебной программы в содержании отдельного раздела, темы (этапа образовательного процесса) могут быть отражены:

а) основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися; формируемые умения и навыки;

б) проблемные вопросы теоретического характера; виды задач, упражнений, заданий.

В конкретную учебную программу могут быть включены как все, так и лишь некоторые из названных выше элементов учебно-познавательной деятельности.

Оценка результатов дополнительного образования. В этом разделе указываются способы подведения итогов работы по учебной программе. Это могут быть различные выставки, конкурсы. Соревнования, творческие отчёты. Для отдельных результатов могут использоваться тестовые задания и контрольные работы. Следует указать основные критерии оценки работ учащихся, которые соответствовали бы поставленным целям. Для выяснения меры удовлетворённости учащихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие учащихся могут применяться социологические и психологические методики.

Учебно-материальная база. Указывается перечень необходимого оборудования и учебных пособий, без которых невозможна реализация данной программы.

Список литературы. Списки литературы для педагогов и учащихся составляются отдельно. Желательно выделить основную и дополнительную литературу. Список литературы составляется в алфавитном порядке.

Экспертиза учебной программы. Процедуре экспертизы подвергаются модифицированные, экспериментальные, авторские программы. В экспертизе участвуют методисты предметной области, к которой относится программа, представители администрации (заместитель директора по учебной части), члены консультативных советов - например, научно-методического совета, психологи, социальные педагоги. Экспертиза проводится на основе изучения текста программы, данных психолого-педагогической диагностики развития детей, обучающихся по программе, анализа достижений учащихся; оценке данных опросов, фиксирующих уровень обучения по программе.

При проведении экспертизы её участники должны получить ответы на следующие вопросы:

  1. Насколько полно в программе представлена степень её новизны и актуальности?

  2. в какой мере содержание программы, проектируемые результаты её освоения отвечают потребностям, интересам её заказчиков (детей и их родителей)?

  3. насколько программа перспективна для использования в системе дополнительного образования?

  4. в какой мере учтены индивидуальные и возрастные особенности детей, представлены методы, стимулирующие развитие творческой личности?

  5. каков уровень научно-педагогической компетентности разработчиков программы, насколько состоятельны их профессиональные идеи?

  6. обеспечена ли программа необходимыми дидактическими материалами?

  7. насколько полно представлены разделы программы?

  8. какие рекомендации по совершенствованию программы можно предложить её разработчикам?



© 2010-2022