К вопросу интеграции региональной этнокультуры в системе дополнительного образования (практическая часть). Урок

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



К вопросу интеграции региональной этнокультуры в системе дополнительного образования (практическая часть). Урок.

«Разработка урока по музыке ФГОС с использованием УУД»

Класс: 9 класс, первый год обучения.

Выполнил: Ратников Анатолий Михайлович, педагог дополнительного образования высшей категории

Тип урока: комбинированный. Является одним из разделов учебной программы проекта. Урок разработан с учетом требований ФГОС.

Тема урока: «Основные виды хозяйственной деятельности народов ханты и манси»

Значимость и актуальность урока заключается в том, что он основан на материале традиционной материальной культуры коренных народов приобского региона с использованием Универсальных Учебных Действий. Имеет образовательно-воспитательную направленность.

Цель урока: освоение и закрепление обучающимися ключевых теоретических знаний об основных видах хозяйственной деятельности народов ханты и манси на определенном этапе своего развития с использованием УУД.

Задачи урока:

- знать основные особенности уклада хозяйственной жизни народов ханты и манси;

- сформировать уважительное отношение к самобытной культуре коренных народов приобского народа и других народов.

- использовать различные формы, методы, технологии в овладении обучающимися учебных знаний и закрепление их через выполнение комплекса практических и творческих заданий;

- освоить применение универсальных способов в решении проблем поискового характера;

Формируемые УУД

Познавательные УУД: сформировать умение обобщать, делать выводы, овладеть навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышления; овладеть логическими действиями анализа и сравнения.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, преодолевать конфликты, находить выход из спорных ситуаций, овладевать навыками работы в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: овладеть навыками определения цели, проблемы в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели и задачи в учебной деятельности, научиться осмыслять и оценивать результаты своей деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и познанию, адекватной самооценке. Осознавать свои черты характера, иметь свою позицию.

Планируемые результаты:

1)​ приобретенные знания направлены на достижение предметных результатов обучения:

​ формирование представлений о материальной культуре коренных жителей приобского региона;

​ умение осознанно рассуждать о влиянии современной урбанизации на жизнедеятельность аборигенов округа;

​ развитие интереса к истории, духовным и материальным ценностям народов ханты и манси;

2)​ направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

​ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

​ формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания;

​ овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3)​ направленные на достижение личностных результатов:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению;

​ умение взаимодействовать со сверстниками при решении творческо-поисковых задач;

Педагогу для эффективности поисковой деятельности на уроке важно было:

- использовать различные формы, методы, технологии в овладении обучающимися теоретических знаний и закрепление их через выполнение комплекса практических и творческих заданий:

- подобрать такой дидактический материал, который у обучающихся вызовет интерес и стремление к самостоятельности в решении задач;

- соблюдать принцип доступности и четкость изложения творческих заданий;

- предлагать решать такие творческие задания, которые отличаются разнообразием сюжетов;

- учитывать личностно-ориентированную направленность процесса обучения;

- соблюдать ясность и простоту формулировок основных терминов.

- учитывать возрастные и интеллектуальные возможности обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся на уроке (формы обучения):

1)Индивидуальная работа (самостоятельное учебное задание, подобранное для каждого обучающегося).

2)Фронтальная форма обучения (вид деятельности, когда обучающиесяся одновременно выполняют одинаковую для всех работу с обсуждением результата).

3)Групповая форма (работа по группам для решения конкретных учебных задач).

Использование форм, методов, способов в усвоении учебного материала в процессе урока.

1)Наглядный и иллюстрационный метод (объясняя - показывать, давая установку на выполнение учебного задания).

2)Поисковый метод (выполнение проблемных заданий, решаемых обучающимися самостоятельно).

3)Исследовательский метод (самостоятельная, творческая, поисковая деятельность обучающихся. Владение анализом и самоанализом).



План - конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные

учебные действия

1.Организационный этап.
Постановка цели и задачи урока

Организация и включение обучающихся в учебную деятельность

Приветствие учителя

Учитель привлекает обучающихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Для оценивания работы на уроке обучающие вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания. Обращается внимание на ценность любого задания.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся проявили интерес к предлагаемой теме.

Вместе с учителем формулируют задачи по обозначенной теме урока.

(П) Умение принимать задачи и цели учебной деятельности.

( К) Решение учебных задач в процессе сотрудничества обучающихся с учителем.

(Л) Самоопределение. Формирование своих интересов, определение своей позиции.

2.Актуализа-ция знаний

Учитель: «Природа представлялась таежным жителям одним большим «Домом». Человек, перед тем как пойти на охоту, на рыбалку, угощал духов-хозяев тайги. Духи, в свою очередь, одаривали его добычей, охраняли в лесу и на воде. Внимание на экран: (слайд№1). На экране показаны основные виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство, собирательство.

1. Формулирование вопросов и творческих заданий, требующие (аналитических навыков: анализа, сравнения, обобщения.

Сделайте анализ высказывания: «Взаимодействие природы и общества - естественно-исторический процесс формирования региональных особенностей хозяйствования».

Обучающиеся смотрят материалы слайдов.

Выражают свое мнение.



Оттачивают умение анализировать, сопоставлять, обоб-щать. Используют рабочую тетрадь.

(К) Передача собственных впечатлений, высказывание своей точки зрения.

(Р) Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, аргументировать свою позицию.

(К) Согласование и координация деятельности со сверстниками.

(Л) Эмоциональное восприятие отдельных фрагментов из жизни коренных народов.

3.Первичное усвоение новых знаний

Объясните:

- взаимосвязь растительного и животного мира в материальной культуре коренных народов Севера;

- сущность понятий «время обыденное», «время сакральное».

Работа в группах


(П) Применение полученных знаний.

Сравните:

- традиционные способы промыслов охоты, и рыболовства;

- основные способы охоты (активная и пассивная охота);

- влияние интенсивного развития нефтегазовой отрасли на жизнедеятельность аборигенов округа.

На уроке знакомятся с особенностями промыслов. Задают вопросы. Приводят примеры.

(Л) Готовность открыто выражать свою позицию на уроке. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)

2. В процессе общения с педагогом в поисках ответов на поставленные вопросы обучающиеся должны сформулировать и доказать свою точку зрения:

- проблемы адаптации коренного населения в условиях интенсивного промышленного освоения Сибири.

Поиск ответов перерос в дискуссию.

(Р) Аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса деятельности

3.Некоторые задания носят вербальные формы обучения, другие предполагают практические действия.

Вербальные:

- расскажите об особенностях охоты на медведя;

- объясните, в чем отличие «избного» способа оленеводства от «отгонного»;

- назовите вид нарты и детали ее конструкции.

Практические:

- нарисуйте схему жизненного пространства хантыйской избы;

- составьте на один день меню для хантыйской семьи в количестве пяти человек: двое взрослых и трое детей.


Учитель привлекает обучающихся в открытие новых знаний.

Определяют виды деятельности: повторение пройденного материала, получение новых знаний; сопоставление размышление.

Выполняют задания вербального и практического характера.

Работа с учебником, рабочей тетрадью.

Учитывая сложность заданий, работа распределяется на две группы.

( К) Решение учебных задач в процессе сотрудничества обучающихся с учителем.

(П) Применение полученных знаний

(Р) Аргументировать свое мнение и позицию.


(К) Согласование и координация деятельности со сверстниками.

4.Введение в тему и проблемы урока.
Задачи: Организация коммуникативных взаимодействий обучающихся.

4.Выполнить предложенные задания: - у обских угров охотничий пояс был важной деталью одежды, на котором располагались………….

- на выбор места под зимние, весенне-осенние и летние стойбища влияли следующие факторы:……….

- определите значения слов:

курт, пауль вош, вач, ус.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

Предлагается работа с учебником (Стр.97).

Работают индивидуально.


Нам не знакомы эти слова, мы их ещё не изучали.

(П) Решение проблемы путем логического обоснования.
Рассуждения.

(К) Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать мнение собеседника.

5. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Соотнесите даты основания названных населенных пунктов на территории ХМАО-Югры:

1594

Березово

1537

Сургут

1595

Самарово

1593

Обдорск

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаружил недостаточность знаний у обучающихся.

Работают с учебным пособием «Культура обско-угорских народов (ханты и манси).

(П) Анализ, рассуждение, умение строить логическое обоснование.

(Р) Выдвижение версии; поиск ответов на проблемные вопросы в учебной ситуации.

6.Разнообра-зие форм творческих заданий

Определите правильное соотношение месяцев календарного года:

Январь месяц зелени

Январь

месяц опадания листьев

Февраль месяц малого наста

Февраль

месяц малого наста

Март месяц опадания листьев

Март

месяц зелени

Апрель месяц сильных морозов

Апрель

месяц сильных морозов

Май месяц большого наста

Май

месяц большого наста

Июнь осенняя охота

Июнь

осенняя охота

Июль месяц ледохода

Июль

месяц ледохода

Август месяц большого наста

Август

месяц метелей

Ноябрь месяц замерзших водоемов

Сентябрь

месяц замерзших водоемов

Декабрь месяц метелей

октябрь.

месяц метелей

Ноябрь

месяц большого наста

Учитель на уроке уделяет больше

е внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку

Декабрь

месяц коротких дней

внимания самопроверке, обу-

Обучая их, как можно детей.обучая

, обу



чая, как можно найти и исправить ошибку.

Решение творческого задания в форме викторины.

Оттачивают логическое мышление.

(П). Владение логическими действиями, обобщения, сравнения, умение отвечать на вопросы, размышлять.

(К) Согласование и координация деятельности со сверстниками.

(Л) Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками, реализация творческих способностей.


7.Первичное закрепление .

Ответьте на следующие вопросы.

Русское и хантыйское жилище. Традиции воспитания детей в русских и мансийских семьях. В чем разница и что общего?

Как бы формировался жизненный уровень коренных жителей региона, если бы не развитие нефтегазового комплекса на территории округа?

5.Работа с географической картой. (Такой вид работы используется в тех случаях, когда необходимо дать описание географического положения Западной Сибири, округа, взаимодействие культур на различных этапах своего исторического развития):

- покажите на карте территории соседних народностей;

- обозначьте на карте крупнейшие месторождения нефти и газа в округе;

- покажите на карте основные притоки реки Обь.

Учитель организует разнообразные формы деятельности, в рамках которых ученики могли бы усвоить нужные знания и пополнить свой интеллектуальный багаж.

Слушают, смотрят видео - фрагменты.

.

Используют рабочую тетрадь

Отвечают на вопросы

Работают в группах и индивидуально.

В работе над картой привлекают информационный материал учебника «Культура обско-угорских народов»

Работают индивидуально.



Викторины, отгадывают ребусы и кроссворды. Участвуют в ролевых играх.

(П)Применение сравнительной характеристики

(К)Воспринимают информацию, понятно, точно, корректно излагают свои мысли.

(Л)Формирование уважительного отношения к русской культуре, и к культуре других народов.

(П)Используются навыки работы с картой на уроках географии.

8. Организация совместной

поисковой деятельности

Учитель и обучающиеся общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между обучающимися и учителем. Так в совместной деятельности у них формируются навыки

плодотворной работы в поиски истины.

Записать в рабочую тетрадь название хозяйственных строений:

Амбар - простейшее хозяйственное строение из дерева на двух-четырех бревенчатых опорах.

Лабаз - деревянное строение для хранения запасов продуктов, предметов быта, одежды и обуви.

Чувал - пристенный очаг с нависающим дымоходом.

Чум - кочевое переносное жилище из жердей, летом покрытое берестой, зимой - оленьими шкурами. (Глоссарий необходим для формирования навыка грамотного речевого воспроизводства материала курса, закрепления ключевых понятий).

Участвуют в ролевых играх.

Используют викторины.

Разгадывание кроссвордов на изучаемую тему.

(тексты и сюжеты прилагаются).



(М/П) формирование умения осмысливать полученную информацию, размышлять, отвечая на вопросы.

(Л) Развитие чувств доброжелательности, отзывчивости, умение эмоционально воспринимать информацию, выражать своё мнение.

П) Запоминают значение основных терминов и используют их в словесной лексике.

9. Заключи-тельный этап урока

Решение творческих заданий на базе пройденного материала.

Учитель учит обучающихся тем навыкам, которые им пригодятся: знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации,

Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации; показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка; учит обучающихся оценивать работу по критериям и самостоятельно, выбирать самим критерии для оценки. Согласно этим критериям обучающиеся учатся самосто-ятельно оценивать свою работу.

Делают записи в рабочей тетради.

Учатся способам эффективного запоминания, пересказу, составлению плана.

Формирование навыков работы с новой информаций.

(Л) Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре


(П). В ходе их учебной деятельности развивается память и логическое мышление.

(Р) Формирование элементарного опыта, приобретение навыков.

10.Повторе-ние материала, изученного на уроке

Что нового мы узнали на уроке?
Проведём игру, которая называется «Я утверждаю, что…». Я буду давать разные определения, но не все они будут верными, иногда я буду ошибаться. Ваша задача: не повторять мои ошибки. Если я назову правильное определение объекта или действия, то вы должны повторить его, неправильное - промолчать.

Выводы учителя по результату работы на уроке

Использованные в ходе урока формы, методы работы, создали благоприятные условия для общего познавательного развития обучающихся, подтвердили стремление к самостоя-тельности и творческому поиску.

В ходе урока обнаружилась проблема, когда в рамках ограниченного количества времени, отведенного на урок, приходится решать много образовательных задач. На определенном этапе их выполнения у обучающихся возникает необходимость более углубленного осмысления содержания конкретной темы, поэтому некоторые вопросы требуют привлечения дополнительной литературы.

Как показала учебная практика, обучающиеся лучше усваивают содержание основного учебного материала, требующего нестандартного подхода в решении задачи.

Обучающиеся вместе с учителем активно включаются в игру. Слушают,

определяют правильность характеристик.

(П) Овладение умением быстрого реагирования способом анализа.

(Р) Анализировать и соотносить темы в их взаимосвязи и взаимодействии.


(Л) Проявление своих возможностей в процессе познания.

11. Рефлексия

Закончился урок. Прожито с вами еще 40 минут времени. Необходимо закончить его осмыслением проделанной на уроке работы, самооценкой, самоанализом урока.

Для оценки работы каждого в процессе урока, предлагаю игровой метод: использовать карточки 3 цветов: красный, синий, желтый.

Участник тестирования должен показать свою карточку с оценкой качества знаний, полученных им на уроке.

Результаты рефлексии представляли сами обучающиеся.

Зеленый цвет:

- «У меня все получилось» -72%

Красный цвет:

- «Узнал новое, но не все получалось».
21%

Синий цвет:

- «Ничего не понял.
7%

(П) Самооценка своих способностей, оценка и контроль личностной рефлексии.
(Л)Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками.

(К) Осмысление и оценивание результа- тов своей деятельности;
умение понятно, точно и корректно излагать свои мысли.

Домашнее задание


Подготовить письменный самоанализ по материалу пройденного урока (таблица прилагается).

Определить название темы и подготовить материал для презентации.

Записывают

домашнее задание. Задают наводящие вопросы по его выполнению.

(П) Закрепление пройденного материала Приобретение навыков ассоциативно-образного мышления.
(Л) В процессе выполнения домашнего задания проявлять умение реализовывать свой творческий потенциал.

Выставление

оценок за работу на уроке










Анализ урока


Содержание информационных материалов данного урока является частью авторских учебных пособий «Культура обско-угорских народов (ханты и манси» и «Рабочей тетради».

По результатам работы над учебными заданиями определились наиболее продуктивные тенденции в решениях учебных задач:

1.У многих обучающихся проявились способности к аналитическому мышлению, умению понятно, точно и корректно излагать свои мысли.

2.Впроцессе обучения показали свою результативность различные виды УУД. У обучающихся закрепились навыки самостоятельности суждения.

3 На уроке эффективно были использованы разнообразные методы и приемы обучения: причинные связи, сопоставления, примеры из жизни, викторина. Все это позволяло успешно решать творческие задания как индивидуально, так и в группах. В процессе урока прослеживалась положительная мотивация к освоению учебного материала у основного контингента обучающихся.

4.Информационно-коммуникативные технологии. На уроках применялись различные видеоматериалы из жизни аборигенов, предметы хозяйственной деятельности, развитие нефтегазового комплекса в Сибири и влияние его на традиционный уклад коренного населения. Использовалась географическая карта Ханты-Мансийского Автономного округа.

Использованная литература

  1. Белогуров А. Ю., Супрунова Л. Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2000. N 3.

  2. Дмитриев Г. Д. - М.: Многокультурное образование, 1999.

  3. Ибрагимова Л.А. Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры молодежи. Актуальные проблемы образования в работе с детьми в поликультурной среде: сборник научных трудов/ Нижневартовск: НГГУ, 2008. - с.6.

  4. Кузмин М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики: место и роль в этнокультурных процессах модернизации / М. Н. Кузмин // Магистр. - 1998. - N 1. - С. 17.

  5. Лиферов А. П. Региональные аспекты интеграции образовательного пространства. М., 2001.

  6. Полынская И.Н.: сборник научных трудов. М., Человек и образование №1. 2009. - С. 101-102.

  7. Рамзаева Т.Г. Сингвометодические принципы авторских учебников «Дополнительное образование детей для современной начальной школы». М., Начальная школа. 2006. № 5 - С. 1-13.

  8. Ратников А.М. Культура обско-угорских народов (ханты и манси): Рабочая тетрадь. 2-е изд. Н-Варт., 2008. с.36.

  9. Ратников А.М. Культура обско-угорских народов (ханты и манси): Учебное пособие. Курс лекций. 2-е изд. Н-Варт., 2010.

  10. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования М., 1997.



© 2010-2022