Программа факультативного курса Технология проектной деятельности 5-8 классы

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного учебного курса

«Технология проектной деятельности»
5-8 классы



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по курсу «Технология проектной деятельности» составлена на основе авторской программы факультативного учебного курса «Учебно-исследовательская работа школьников» автор: Бруднова А.А.. Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса «Технология проектной деятельности» в 5- 8 классах.

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников и рекомендуемая литература.

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Общая характеристика учебного курса

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Курс «Технология проектной деятельности» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ - проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Цели курса:

- познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

- формировать ключевые компетенции учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

- формирование ценностных ориентаций и смыслов;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;

- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

- развитие творческого мышления и технологической культуры;

- развитие речи.

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


  • Формы промежуточного контроля

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление на заданную тему.


  • Формы обучения

Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения

  1. Дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи

  2. Осознание роли риторики в речи людей

  3. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

  4. Интерес к созданию собственных текстов.

  5. Умение работать в группе

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения

  1. овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации реальной коммуникации;

  2. освоение навыков заполнения бланка, формуляра;

  3. осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;

  4. овладение умениями согласования процедур совместного действия;

  5. освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления

Предметные результаты

1) В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

2) В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

3) На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.

Место курса в образовательном процессе

Элективный курс «Технология проектной деятельности» рассчитан на 35 часов в 5 классе, 18 часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе в рамках школьного компонента базисного учебного плана.








Содержание программы курса «Технология проектной деятельности»

5 класс (всего 35 часов, 1 час в неделю)


Тема 1. Понятие «Проект» (3 ч.)

Что такое проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «Строим башню». Этапы работы над проектом «Строим башню».

Практическая работа «Проект «Строим башню».

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (4 ч.)

Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню». Презентация проекта.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Типы проектов (10 ч.)

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Инженерный проект. Бизнес-план. Практическая работа «Типы проектов»

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (6ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Тема 5. Формулирование задач. Ресурсы (5ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Тема 6. Этапы работы над проектом (2ч.)

Этапы работы над проектом. Практическая работа.

Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (5 ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части исследовательских проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».


Содержание программы курса «Технология проектной деятельности»

6 класс (всего 18 часов, 0,5 часа в неделю)

Тема 1. Понятие «проектной деятельности»( 1ч.)

Понятие исследовательский проект. Этапы работы над проектом.

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (5 ч.)

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Формулирование задач. Ресурсы (4 ч.)

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)».

Тема 4. Реализация плана проекта (7ч.)

Работа над основной частью проекта. Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Оформление проекта. Защита проекта.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 5. Защита проекта. (1ч.)




Содержание программы курса «Технология проектной деятельности»

7 класс (всего 35 часов, 1 час в неделю)


Тема 1. Методы и формы научного исследования( 6 ч.)

Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Эмпирические методы научного исследования. Основы моделирования. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды.

Тема 2. Определение темы, объекта, предмета исследования( 2 ч.)

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.

Тема 3. Цель и задачи исследования. Структура проекта. (3 ч.)

Соответствие цели и задач теме исследования. Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части исследовательских проектов.

Тема 4. План и организация исследования(2ч.)

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Тема 5. Работа с информацией. Понятие и виды источников (3ч.)

Понятия: источник и его виды. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая работа (содержание): Виды и анализ исторических источников

Тема 6. Работа с литературными источниками (3ч.)

Литература и ее виды. Роль данных источников в исследовании.

Практическая работа (содержание): Анализ литературы по выбранной теме и составление библиографического списка.

Тема 7. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.(4 ч)

Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания. Аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв.

Тема 8. Оценивание проекта (3ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 9. Защита проекта. Презентация (6ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 10. Анализ проекта (3ч.)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Практическая работа «Отчет о работе над проектом». Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.







Содержание программы курса «Технология проектной деятельности»

8 класс (всего 35 часов, 1 час в неделю)

Тема 1 . Методы научного исследования (теоретические и эмпирические)( 5 ч.)

Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

Тема 2. Проблема социального исследования (2 ч.)

Понятие и проблемы социального исследования. Цели, задачи и методы социального исследования.

Тема 3. Определение темы, объекта, предмета исследования( 2 ч.)

Объект и предмет исследования "поле" научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.

Тема 4. Цель и задачи исследования (2 ч.)

Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Тема 5. Научная гипотеза и её проверка( 2ч.)

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

Тема 6. Структура научно-исследовательской работы( 2 ч)

Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Тема 7. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.(3ч)

Практическая работа (содержание): Выбор темы исследования. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Определение проблем работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Тема 8. Работа над основной частью исследования.(3ч.)

Практическая работа (содержание): Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор стиля изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Тема 9. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.(3ч)

Практическая работа (содержание): Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты научного исследования и их обработка. Выбор способов обработки информации и представления. Выводы.

Тема 10. Требования к оформлению научных работ и их практическое применение.(3ч)

Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

Практическая работа (содержание): Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений.

Тема 11. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.(5ч)

Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Практическая работа (содержание): Составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Тема 12. Презентация и защита проекта.(3 ч)



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать, понимать:

  • роль науки в жизни общества;

  • выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;

  • принципы научного мышления;

  • методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;

  • основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты;

  • составлять отзыв, рецензию, аннотацию;

  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;

  • оформлять научно-исследовательскую работу;

  • уметь работать с научно-популярной литературой.








Литература


  1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.

  2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.

  3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.

  4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.

  5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.

  6. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

  7. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.

  8. Криволапова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003.

  9. Леонтович. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.

  10. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.

  11. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.

  12. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.

  13. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

  15. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.


© 2010-2022