Дополнительная образовательная программа От штриха к Вселенной (ИЗО и художественное конструирование) для детей 6-14 лет

Цель творческого замысла данной программы заключается в том, чтобы каждый воспитанник, независимо от его будущей профессии, приобрел способность так относится к жизни, природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры, как относится к этому настоящий художник.В ребенке только тогда рождается художник, когда он: -осваивает основы видов, жанров, техник выполнения ИЗО и художественного конструирования, основы творчества; -умеет образно воспринимать окружающий мир; - способен в...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская дополнительная образовательная программа

студии изобразительного искусства «КРУИЗ»

«От штриха к Вселенной»

Дополнительная образовательная программа От штриха к Вселенной (ИЗО и художественное конструирование) для детей 6-14 лет



Срок реализации программы - 3 года







Автор: Половинкина Светлана Анатольевна,

учитель ИЗО и МХК МБОУ Пролетарской СОШ,

первой квалификационной категории

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории








г. Красный Сулин

Ростовская область


Содержание

Пояснительная записка

Инвариантная часть программы

Обучающий блок

Развивающий блок

Педагогический мониторинг

Воспитывающий блок

Результаты реализации образовательной программы

Результативность реализации образовательной программы

Вариантная часть программы

Этапы реализации образовательной программы

Вариант тематического плана по годам

Фрагмент варианта календарно - тематического плана I года обучения

Вариант поурочных планов занятий II года обучения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения







В слове «дарование» что-то есть, но совсем не то,

что предполагают люди… Если человек хочет

сделаться художником, если он наслаждается

процессом писания… он может стать художником.

Винсент Ван Гог


Пояснительная записка

«Как только искусство перестает быть искусством всего народа, …, оно перестает быть делом нужным и важным, а становится пустой забавою» (Л.Н.Толстой). Действительно, чувство прекрасного, потребность в красоте живут в человеке с начала зарождения самого человека («Искусство» наскального рисунка, «искусство» танца и др.) и будут жить вечно. А наиболее восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь!

Детское творчество - печать безудержной энергии, колористической, цветовой, пластической. Портреты родных или друзей, впечатления о прочитанной книге или просмотренного фильма - все выражено самобытно, искренне и неповторимо. Ребенка восхищает многообразное проявление жизни в природе - будь то красота полевого цветка, бег лошадок или структура дерева. Так делается первый шаг в большой мир искусства, так начинается путь к призванию. Рисуя, дети начинают лучше понимать мир, а лучше понимать и знать - значит больше дорожить, любить. Ведь искусство - это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. Оно учит ценить уникальность человеческой личности.

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема повышения качества образования и воспитания. Возникает вопрос - как сделать образовательный процесс таким, чтобы ребенка привлечь к искусству. Существует множество образовательных программ, которые, к сожалению, имеют только содержательную направленность. То есть, изобразительная деятельность рассматривается, как предмет освоения знаний, умений и навыков. Это противоречит современным понятиям и содержанию общего образования. Данные тенденции повлекли к разработке образовательной программы по изобразительному искусству и художественному конструированию «От штриха к Вселенной». Суть предлагаемой программы заключается в освоении воспитанниками студии законов, норм, правил, разнообразных видов художественной, творческой деятельности; приобретении детьми жизненного опыта, способности увидеть окружающую действительность средствами изобразительной деятельности и художественного конструирования.

Название образовательной программы также имеет свое обоснование: «Человечество не стоит на одном месте. Развитие цивилизации происходит со скоростью света. Ребенок - это маленькая частичка в бесконечной Вселенной, которой тяжело вырасти до гигантских размеров, но и без которой будущее невозможно. Поэтому мы, гиганты - взрослые в этой жизни - Вселенной, должны помочь частичке - ребенку развивать в себе и развивать себя, двигая его «к звездам». Одним из помощников - спасателей является изобразительная деятельность и художественное конструирование, которые от штриха приведут к Вселенной».

Основу разработки образовательной программы составили программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель творческого замысла данной программы заключается в том, чтобы каждый воспитанник, независимо от его будущей профессии, приобрел способность так относится к жизни, природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры, как относится к этому настоящий художник.

Другими словами, цель образовательной программы «От штриха к Вселенной» - создать условия для раскрытия внутреннего мира ребенка, формирования творческой активности личности.

В ребенке только тогда рождается художник, когда он:

-осваивает основы видов, жанров, техник выполнения ИЗО и художественного конструирования, основы творчества;

-умеет образно воспринимать окружающий мир;

- способен выразить и представить мир образно;

- приобретает опыт создания индивидуальных, личных вариантов, комбинируя формы и средства изодеятельности и художественного конструирования.

Перечисленные выше задачи отражают обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, т.е. образовательная программа носит комплексный характер.

Инновационный характер программы определяют:

- общая целевая направленность;

- организация образовательного процесса, где преобладающую роль играют: диалоговые формы, способы взаимодействия и сотрудничества;

- интеграция видов деятельности искусств:

  • Сочетание исполнительской и творческой деятельности посредством использования нетрадиционных методов и способов развития творчества детей: кляксография, граттаж, монотипия, набрызг и т.д.

  • Разработка и использование системы аудиторных и внеаудиторных занятий разного типа, вида и формы

  • Использование современных информационных технологий на занятиях

  • Погружение в разнообразные эмоциональные состояния, настроения, чувства

- Развитие основных ключевых компетенций воспитанников студии;

- блочно - модульная структура программы.

Интегративный характер программы выражается с помощью включения в образовательную программу других видов деятельности искусств: литература, музыка, история, эстетика, архитектура, МХК, информатика, психология, хореография, элементы философии идр., которые присутствуют во взаимосвязи для целостного образа.

Образовательная программа «От штриха к Вселенной» разработана в 2004 году, и в настоящее время представлена в обновленном варианте.

В реализации данной программы участвуют дети в возрасте от 6 до 14 лет.

Продолжительность реализации данной программы - 3 года.

Продолжительность одного занятия - 2 часа;

В неделю - 2 занятия (1 год обучения), 3 занятия (II год обучения), 3 занятия (III год обучения)

В году - 39 учебных недель:

144 часа (1 год обучения)

216 часов (II год обучения)

216 часов (III год обучения)

Занятия проводятся в форме: практикумов, интегрированных занятий, деловой игры, проекта, экскурсии ( в том числе виртуальной), путешествия, семинара, игры , соревнования, тренинга и т.д.

Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия и содержанием обучения.

В формировании творческой активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.

Содержание занятий дается дифференцировано, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников студии.

Данная программа имеет рецензии:

- Члена Союза художников России, профессора кафедры изобразительного искусства РГПУ, отличника народного просвещения Гарбузова Г.Р.;

- кандидата педагогических наук, доцента РО ИПК и ПРО Колиниченко А.Н.;

- педагога доп. образования высшей категории ДХТД г. Красного Сулина Путятиной Е.Б.

Образовательная программа «От штриха к Вселенной» состоит из инвариантной и вариативной частей.

Инвариантная часть программы

Инвариантная часть программы разделена на блоки, позволяющие в полной мере реализовать поставленные задачи:

I - обучающий блок,

II - развивающий блок,

III - педмониторинг,

IV - воспитывающий блок.


  1. Обучающий блок включает в себя содержательные линии, которые взаимосвязаны и являются последовательным дополнением друг друга, что способствует целостному обучению

Содержательная линия №1. Рисование с натуры (предметное).

Эти занятия совершенствуют у детей умения анализировать свойства предметов и окружающей действительности, выделению характерных свойств, предметов и явлений. Большое внимание уделяется пленерному рисованию. На первых занятиях - это небольшие зарисовки отдельных предметов, растений, животных. Общаясь с природой, дети учатся анализировать различные явления, видеть красоту жизни, что порождает потребность в их защите и возрождении родной природы.

Содержательная линия №2. Рисование на темы (сюжетное)

Эти занятия пробуждают в ребенке творчество, фантазию; позволяют проявить через рисунок свои замыслы, желания, помогают выявить и понять мировоззрение ребенка.

Содержательная линия №3. Рисование по замыслу (творческое)

Занятия такого родаразвивают в ребенке творческое начало, изобретательность, что позволяет избежать подражания, шаблонности при помощи творческих заданий. Дети привыкают к неповторимости и ценности своей личности. Главное - придумать, а не изобразить. «Каждый человек стремится к самоутверждению. Лучший путь для этого - творчество» - как утверждал Д.С. Лихачев.

Содержательная линия №4. Художественное конструирование, основы дизайна.

Главная задача занятий художественным конструированием - способствование развитию умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания; развитие умения вглядываться в различные явления, анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, художественный вкус. Своими руками ребенок учится создавать прекрасное. Эти занятия дарят хорошее настроение.

Содержательная линия №5. Беседы об изобразительном искусстве «Общение в мире прекрасного».

Знакомство с изобразительным искусством разных времен и народов, богатейшими собраниями всемирно известного фонда музеев, ознакомление с историческими памятниками культуры родного края. Беседа - это всегда положительное воздействие на ребенка, побуждающее его к развитию самостоятельной художественной и творческой личности.

Вариативный перечень изучаемых русских и зарубежных художников:

  • И.К. Айвазовский

  • К.П. Брюлов

  • М.А.Врубель

  • Гойя Франсиско

  • Дейнека А.А.

  • И.И. Левитан

  • Леонардо да Винчи

  • Микеланджело Буонарротти

  • Пикассо Пабло

  • Рафаэль Санте

  • РембрантХарменсван Рейн

  • Рубинс Питер Пауэл

  • Рублев Андрей

  • И.И.Шишкин

Вариативный перечень изучаемых видов искусств:

  • Античное искусство

  • Византийское искусство

  • Искусство Возрождения

  • Искусство Востока

  • Древнерусское искусство

  • Западноевропейское искусство

  • Русское искусство

  • Современное искусство

  • Искусство «будущего».


  1. Развивающий блок.

Содержательная линия №1. Творческое развитие.

Цель: активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости ребенка, умение оценивать и строить жизнь по законам красоты посредством ИЗО и художественного конструирования.

Преобладающие формы творческой деятельности:

- творческие задания

- самостоятельная работа

- упражнения на развитие творческого воображения (РТВ)

- ассоциативные игры

- проблемные ситуации

- игры - общения

- учебный диалог

Вариативный перечень форм:

  1. Тест «Определи выражение лица»

  2. Игра «Рисунок в несколько рук»

  3. Упражнение на РТВ «Волшебники»

  4. Тест - игра «Изобретатели»

  5. Упражнение «Три краски»

  6. Игра - конкурс «Натюрморт»

  7. Тест «Неоконченный рисунок»

  8. Упражнение - игра «Окончи комикс»

  9. Творческие задания: «Нарисуй вкус смеха», «Нарисуй плач дождя», «Чем пахнет солнце» и т.д.

Содержательная линия №2. Физическое развитие.

Способствует не только изобразительной, но и валеологической культуре воспитанника студии и предусматривает соблюдение профилактики различных заболеваний.

Вариативный перечень форм:

  1. Физ. Минутки и минутки счастья.

  2. Физические упражнения:

- методика Т.В. Нестерюк («Потягивание», «Массаж живота», «Лебедина шея», «Буратино», «Массаж рук», «Качалочка», «Велосипед», «Укрепление мышц пальцев» и др.)

- методика «Гимнастика мозга» И. Деннисона и Г. Деннисона («Ленивые восьмерки», «Двойной рисунок», «Кнопки мозга», «Кнопки земли», «Кнопки космоса», «Рокер», «Крюки» и др.)

  1. Экскурсии и походы (в природу, по памятным местам города и района)

  2. Игры на свежем воздухе.

Содержательная линия №3 Техника безопасности. Охрана труда, жизни и здоровья детей.

Данная работа направлена на реализацию целевых комплексных программ ГЦВР «Досуг» - «Семья», «Здоровье».

Вариативный перечень форм:

  1. Беседы

  2. Практикумы

  3. Викторины

  4. Лектории

  5. Конференции


  1. Педагогический мониторинг.

Контролирующая функция при реализации образовательной программы

осуществляется в системе и поэтапно.

  1. Назначение контроля

  • входной - выявление первоначального уровня знаний;

  • текущий - корректирование и управление образовательным процессом самом ходе работы;

  • итоговый - успешность и эффективность реализации целей и задач образовательной программы;

  • тематический - проводится в конце каждой недели.

  1. Средства и способы контроля

Изменения и коррекция развития ребенка отслеживаются в течение двух лет с помощью

психо-диагностических обследований разного рода:

  • специализированный и личностно-ориентированный контроль осуществляется в деятельностном режиме. Средство контроля. Наблюдение за процессом и результатом деятельности;

  • тестирование. Средства контроля: тесты достижений, тесты деятельности (тренинг - тесты), тесты уровня знаний;

  • анкетирование.

Вариативный перечень форм контроля:

  1. Методика изучения особенностей изобразительной деятельности по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

  2. Методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» Дж.Бука

  3. Методика исследований субъективного контроля (Е.Бажин, С.Голыпкина)

  4. Тест Люшера

  5. Тест «Рисунок неизвестного животного»

  6. Тест «Цветопись настроения»

  7. Тест Д. Олдхема и Л. Морриса на определение типа личности

  8. Методика «Инициированная проекция символов» ИПС Хапиха

  9. Диагностика успешности проведения первых занятий

  10. Опросник по самооценке процесса воспитания и обучения детей

  11. Анкета «Родители глазами людей»

  12. Анкета «Изучение ценностных ориентаций»

  13. Анкета «Изучение уровня воспитанности в изостудии»

  14. Анкета «Я в коллективе»


  1. Способы фиксирования контроля

  • Индивидуальные карты развития воспитанников

  • Творческие дневники воспитанников

  • Журнал учета работы детского объединения

IV. Воспитывающий блок.

  1. Программа воспитательной работы

Воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры

во всех имущественных актах.

Таким образом, назначением воспитания является формирования личности, которая бы приобретала в процессе развития способности самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человек.

А жизнь ребенка сегодня, построенная на основаниях современной цивилизации и на основаниях духовных ценностей способствует его развитию как восхождению к культуре, разворачивает перед ним образ жизни, достойный человека, не уничтожая в нем личностное «Я» и своей индивидуальности, следовательно, необходимо предоставить этой личности индивидуальный выбор образа жизни, научить производить этот выбор и помогать находить способы его реализации.

Обозначенные проблемы требуют практического решения, которые должны быть по Щурковой Н.Е. «о-своены», «у-своены», «при-своены».

С этой точки зрения, программа воспитания - своеобразны алгоритм педагогического мышления, сопряжения цели и реальной ситуации жизни в соответствии с формулой: «Норма» - «человек» - «я как человек» - «общество» - «жизнь, достойная человека». И возраст детей не имеет значения, так как и малыш и юноша вовлечены «здесь и сейчас» в одну культуру, только воспроизведя ее своим индивидуальным проявлением.

Цель программы - создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах Добра, Красоты, Истины.

Последовательность разделов программы - последовательность задач, каждая из которых целиком зависит от предыдущей.

Девиз «10 глаголов»

  1. Думать

  2. Ставить цели

  3. Решать

  4. Делать

  5. Помогать

  6. Уважать

  7. Дружить

  8. Веселиться

  9. Творить

  10. Отвечать за все

Содержательная линия №1 «Я-человек». Формирование культуры взаимоотношений. Расширение представлений о человеке.

Культурный человек. Культурно - значит эстетично и этично. Культура человека - это сочетание красивого и доброго в нем. Человек в отношении к самому себе. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я» и других. Коллектив - мое общение, моя среда, мои друзья. Формы работы:

  1. Беседы: «Что такое духовное богатство человека?»

  • «Что значит заработать на свой хлеб?»

  • «Я и сотни других»

  • «Как узнать какой человек на самом деле»

  1. Диспуты

  2. Практикум

Составьте эталон поведения для своего возраста: что красиво и что можно делать, что безобразно и чего делать нельзя.

Содержательная линия №2 «Я-творчество»

Повышение творческого потенциала. Формирование навыков коллективно-творческой деятельности. Творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческих человек. Технология творчества. Виды творчества: научное, техническое, художественное. Художник - человек «красоты». Творения великих художников.

Формы работы:

  1. Творческие экзамены

  2. Викторины

  3. Конкурсы

  4. Выставки

  5. Беседы на каждом занятии

  6. Проект-мечта «От штриха до Вселенной»

  7. Изобретатели и фантазеры

  8. Работа пресс-центра

Содержательная линия №3.«Я - природа»

Воспитание любви к «малой» родине. Формирование отношения к природе как общему дому. Моя «Земля». Флора и фауна. Причина и характер природных изменений. Пейзаж - «природное» явление. Земля - творение Вселенной. Экология. Культура экологических знаний. Поэзия природы.

Формы работы:

  1. Беседы

  2. Викторины

  3. Планер

  4. Экскурсии

  5. Конкурсы

  6. КТД

  7. Игры

  8. «Поэты о природе». Конкурсы стихов.

Содержательная линия №4. «Я - семья»

Расширение представлений о человеке. Его роль в обществе. Формирование эстетического отношений к семье, уважительного отношения к старшему поколению.

Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как забота моего «Я». Я - будущий родитель. Родословная. Корни семьи. Традиции.

Формы работы:

  1. Ролевые игры

  2. Сочинения «Моя семья», «Семья будущего»

  3. Диспуты

  4. Беседы «Забота о родителях - дело совести каждого», «Помоги ближнему своему»

  5. Беседы по самовоспитанию «Как работать над собой»

  6. Родительские собрания

  7. Совместные праздники

Содержательная линия №5. «Я - здоровый образ жизни»

Приобщение к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни. Гигиена как условие силы и красот здорового тела. Гигиена как условие благоприятного состояния. Здоровье человека- здоровье планеты.

Формы работы:

  1. Беседы на каждом занятии о правилах гигиены

  2. Диспуты

  3. Дни здоровья

  4. Выпуск газеты

  5. Игры на свежем воздухе

  6. Экскурсии

III Коллективно-творческие дела.

Вариативный перечень традиционных праздников, проводимых по формуле «Ребенок-Родитель-Педагог»:

  • «Здравствуйте, мы вам очень рады»

  • «Осенние фантазии»

  • «Посвящение в юные художники»

  • Новогодние праздники «Вступая в XXI век»

  • «Дебют. Триумф»

Все выше перечисленные содержательные линии в процессе обучения взаимно

дополняют друг друга и проводятся в течении двух лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, календарных дат. Не остаются без внимания и интересы воспитанников студии.

Ожидаемые результаты:

К концу второго года обучения дети должны:

ЗНАТЬ:

  • Основные виды, жанра и понятия изоискусства

  • Основные техники выполнения ИЗО и художественного конструирования

  • Основы истории искусств, МХК

  • Творчество и художественные произведения известных русских, советских и зарубежных художников

  • Особенности характерных свойств явлений и предметов

УМЕТЬ:

  • Определять и распознать виды ИЗО и художественного конструирования

  • Выполнять различные техники в ИЗО и художественном конструировании (роспись,

лепка, мозаика и др.)

  • Рисовать на тему с натуры по представлению, по замыслу

  • Изображать на бумаге не только предмет, но и состояние души, настроение, музыку, эмоции и др.

  • Анализировать свойства предметов и явлений, окружающий и внутренний мир

  • Проявлять через рисунок свои замыслы, желания, что помогает понять мировоззрение ребенка и порождает потребность в защите и возрождение творческой личности.

Таблица №1 (см. приложение)

Результаты реализации образовательной программы:

Известно, что любой результат определяется двумя понятиями: количеством и качеством.

Данные понятия приемлемы к результатам реализации программы «От штриха к Вселенной»

Результаты «количества» анализируются по программе:

  1. Минимальным количеством работ, выполняемым одним воспитанником студии в течении года, включая и этюды, и наброски, зарисовки, и выставочные работы (30-50 работ)

  2. Минимальным количеством работ одного воспитанника, представляемых на выставках и конкурсах детского и юношеского творчества по ИЗО разного уровня (15-20 работ)

  3. Минимальным количеством выставок и конкурсов детского и юношеского творчества разного уровня: студийные, городские, зональные, областные, всероссийские, международные (7-9 работ)

  4. Количеством дипломов и почетных грамот, полученных воспитанниками студии на выставках и конкурсах ИЗО разного уровня.

Данная форма подведения итогов реализации образовательного процесса стимулирует интерес детей к творчеству. Процесс сравнения своих работ и работ воспитанников других студий позволяет более полно представить свое место в изобразительной деятельности на данном этапе обучения.

Результаты «качества» реализации образовательной программы анализируются по следующим критериям:

  1. Содержание рисунка

  2. Особенности изображения

  • Передача формы

  • Строение предмета

  • Передача пропорции строения предмета

  • Композиция

  • Передача движений

  • Цвет

  1. Проявление творчества в рисунке:

  • Замысел

  • Выразительные средства (цвет, форма, ритм.Композиция)

  1. Проявление самостоятельности

  2. Отношение к процессу и результату рисования:

  • Эмоциональная окрашенность

  • Отношение к готовому рисунку

  • Умение назвать и озвучить его

  • Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В 1999 году программа «От штриха к Вселенной» была презентована на заседании научно-методического совета ГЦВР «Досуг» Красного Сулина, использована для проведения семинара-практикума педагогов дополнительного образования «Проблемы художественного образования в УДОД» на Всероссийском научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: содержание проблемы перспективы» в г. Ростове-на-Дону, демонстрировалась на городской семинаре-практикуме для педагогов дополнительного образования по проблеме «Изобразительная деятельность как средство творческого развития с педагогам клубов по месту жительства. Во время этих встреч были представлены нетрадиционные формы проведения занятий («Волшебная капель», «За гранью возможного», «На пути к проекту» и др.). Результаты реализации данной программы демонстрировалась на городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, выставках детского и юношеского творчества по ИЗО.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: победы на выставках и конкурсах художественного творчества различных уровней.

В а р и а т и в н а я ч а с т ь п р о г р а м м ы

Особенностью вариативной системы в образовательной программе является способность со временем изменять и обновлять элементы содержания программы, включая новые методы и формы, внедряя и апробируя в практику изобразительной деятельности новые педагогические и воспитательные технологии (методики).

  1. Этапы реализации образовательной программы составлены в виду структурной пирамиды (пирамида - путь к вершине, мир - изобразительное искусство)

  2. Этапы реализации образовательной программы разбиты на модули, каждый из которых является составной частью каждого этапа. Это позволяет более эффективно планировать образовательный процесс и варьировать содержанием данной программы.


  1. Вариант тематического плана по годам обучения.

№ п/п

Модули

Кол-во часов

1 год обучения

2 год обучения

1

«Я не художник, я учусь»

14

22

2

«Природы легкое прикосновение»

18

26

3

«Рождественская зима»

16

24

4

«Ах, эта улица, ах, этот дом»

14

22

5

«Живи, душа - казачий Дон»

14

22

6

«Земля - храм жизни нашей»

18

26

7

«Искусство будущего»

16

24

8

«По следам наших предков»

20

28

9

«Магия натюрморта»

14

22

ИТОГО;

144

216

Таблица №2 (см. Приложение)



Вариант поурочных планов занятий второго года обучения

Модуль: «Искусство будущего»

Занятие 1-3. «Атмосфера будущего»

Форма: практикум

Содержание: ознакомление с техникой рисования на мокрой бумаге

Задание: изобразить с помощью размывания красок воздушную атмосферу на планете будущего

Зрительный ряд: пособия, выполненные педагогом

Материалы: акварель, белая гуашь

Занятие 4: «Эта область чьей-то грезы, это признак сна, мечты»

Форма: интегрированная

Содержание: чтение отрывков из фантастических произведений известных писателей, прослушивание музыкальных произведений русских композиторов

Задание: нарисовать фантастический пейзаж с использованием различных средств и способов художественного конструирования

Зрительный ряд: примерные работы

Занятие 5-6: «Город моей мечты»

Форма: заочное путешествие, практикум

Содержание: беседа о достопримечательностях городов мира, о семи чудесах света

Задание: выполнить тематическую композицию

Материалы: карандаш, краски, гуашь

Зрительный ряд: пособия, выполненные педагогом

Занятие 7:

Форма: дискуссия, практикум

Содержание: беседа о космических кораблях, космических полетах, планетах

Задание: объемная аппликация на тему: «Транспорт будущего»

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов, газет, технической литературы

Материалы: по выбору детей

Занятие 8: «Пришелец с другой планеты»

Форма: телемост

Содержание: беседа об инопланетянах, гуманоидах и аномальных явлениях

Задание: изобразить пришельца

Зрительный ряд: фотографии с изображением аномальных явлений

Материалы: бумага, гуашь, акварель.

Занятие 9: «Неизвестное животное» Творческая работа

Занятие 10: «Реклама в моей жизни»

Форма: деловая игра

Содержание: просмотр рекламных видеороликов, беседа о рекламе в СМИ и ее роли

Задание: разработать проект своей рекламы по любую тему

Зрительный ряд: рекламные видеоролики, газеты, журналы.

Занятие 11: «Мой мир, мое жилище»

Форма: проект

Содержание: создание проблемной ситуации, обсуждение условий и требований проектов

Задание: создать (нарисовать) свой райский уголок, который бы по праву мог назвать своим жилищем

Материал: бумага (ватман), кисть, краски, цветные карандаши

Занятие 12: «Мир будущего» Обобщающее занятие

Форма: творческое занятие

Задание: написать сочинение на тему

Материалы: бумага, ручка

Итог: выставка детских работ по теме.

З а к л ю ч е н и е.

Художественное воспитание - воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству. Важнейшим признаком эстетической воспитанности является формирование умения наслаждаться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. На занятиях изобразительной деятельностью дети получают возможность свободного творческого выражения индивидуальности, выработки хорошего вкуса посредством приобретения практических навыков художественного мастерства, способствующих совершенствованию работы рук и глаз.

Данные факторы требуют постоянного совершенствования образовательной программы, разработки новых педагогических принципов и идей в программе, следования которым поможет достичь поставленной цели воспитания детей. Исходя из вышесказанного, намечены следующие перспективы:

  1. разработать программу на пять лет обучения

  2. освоить новые педагогические технологии: продуктивное обучение и работа с проблемными и одаренными детьми.

  3. ввести в содержание программы новые техники выполнения: линогравюра, батик.





Таблица №1. План воспитательной работы

Вариант плана воспитательной работы изостудии на учебный год.

Месяц

«Я-человек»

«Я-природа»

«Я-творчество»

«Я-здоровый образ жизни»

«Я-семья»


Сентябрь

Беседа «Человек-мыслитель и творец»

Игра-экскурсия «Тайны вокруг нас»

Конкурс «Самая добрая клякса»

Беседы «Как изучить самого себя»

Игры «Презентация моей семьи»


Октябрь

Диспут «Кому легче жить- культурному ли некультурному человеку»

Экскурсия-беседа «Природы легкое прикосновение»

Диспут «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве» (практикум)

Игра «По каким правилам мы живем»

Беседа-поиск «Моя родословная». Родительское собрание «Законы жизни-законы семьи»


Ноябрь

Операция «Салют ветеранам»

Экологический тренинг «Между временами года»

Конкурс-выставка рисунков «В минуты вдохновения»

Составление индивидуального листка здоровья «По моему мнению»

Семейный праздник с чаепитием «Осенние фантазии»


Декабрь

Сочинение эссе на тему «Что такое настоящее счастье?»

Конкурс н лучшую снежную бабу

Выставка рисунков на пороге XXI века

Диспут «Кто счастливее - здоровый, нищий или больной король?»

Семейный праздник «С новым годом, XXI век»


Январь

Мозговой штурм «Что такое воспитание? Как ты понимаешь?»

Экскурсия по зимнему парку

«По обе стороны». Конкурс на лучшее изобретательство

Игра-доказательство «Суд над наркоманией»

Беседа «Что значит быть хорошим сыном, дочерью»


Февраль

Вечер вопросов ответов «Моральный дом и совесть человека. В чем они проявляются?»

Заочное путешествие «Дорогами великих открытый»

Беседа «Творческие люди в книге Гинесса»

Беседа «Спид не спит» Береги честь смолоду (о половом воспитании)

Встреча с ветеранами ВОВ (бабушки и дедушки воспитанников). «Защитники Родины - мои родственники». Родительское собрание «Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития»


Март

«Молодость наших бабушек», «Моя старость». Заочное путешествие в будущее

Экскурсия в ЭЦУ в теплицу комнатных растений. Встреча с руководителями ЭЦУ

Сочинения-рисунки

«Весна-красна, а щечки белые». Беседа о закаливании

Праздник весны. Конкурс на лучший букет из цветов


Апрель

Игра-практикум «Знаешь ли ты Конвенцию о правах ребенка?» Изобрази.

Конкурс на лучшую весеннюю композицию (живую) «Хоровод цветов». «Песни, стихи»

Тест «Творческая ли ты личность». «Как развивать способности»

Анкета «Стал ли я на год взрослее? По каким признакам?»

Игра «Добро пожаловать» (по ведению домашнего хозяйства). Итоговое родительское собрание «Вот и стали на год взрослей»


Май

Диспут «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективом?»

Викторина «Эти забавные вожатые»

Обмен опытом, накопленный за год (рисунки) «Открой свои особенности»

Поход к реке «Здравствуй, лето»

Совместное чаепитие с родителями «Подведем черту»














Таблица №2 Фрагмент варианта календарно-тематического плана I года обучения

Этапы

Перечень тем по модулям

Фомы занятий

Количество часов

Формы подведения итогов

Теоретич.

Практич.

Я и мир

I.

Модуль «Я не художник, я учусь»

  1. «Сказки про краски» (Водное занятие)

  2. «Какого цвета радуга» (цветоведение)

  3. «Разложи мир на частицы» (ознакомление с техникой «Мозаика»)

  4. «Здравствуйте, мы вам очень рады»

Знакомство-беседа

Практикум

Исследование-практикум

КТД

2

1

2

1

6

2

Диагностика «Удовлетворенность деятельностью»

Мир вокруг меня

II.

Модуль «Природы легкое прикосновение»

  1. «Красота родной природы» (пейзаж)

  2. «Есть в осени первоначальной» (зарисовки листа и дерева)

  3. «Сказочный город» (перспектива)

  4. «Дни и ночи» (цветоведение)

  5. «Настроение первого снега (нейтральные цвета, их использование при рисовании зимнего пейзажа)»

  6. «Белым по черному» (основы силуэта)

Пленер

Экскурсия

Заочное путешествие

Практикум

Интегрированное занятие

Театрализованное занятие

1

1

1

1

1

5

1

1

2

1

3

Тематическая выставка рисунков «Осенние фантазии».

Авторская выставка « минуты вдохновения»

III.

Модуль «Рождественская зима»

  1. «За окном по обе стороны» (темат. композиция)

  2. «Я художник-оформитель» (проект оформления зала к новогоднему представлению)

  3. «Оденем Санта Клауса» (эскиз костюма)

  4. «Святки, Святки….» (сюжет)

  5. «Рождественские подарки» (объемная аппликация, рисование с натуры)

  6. «Новогодняя ночь» (составление новогодней экибаны)

Игра-практикум

Проект

Деловая игра

Интегрированное занятие

Практикум

Практикум

1



1

1

3

2

1

3

2

2

Выставка рисунков «Веселый праздник Новый год»

Выставка праздничной композиции (экибаны) «В новогодней гостиной» и конкурс проектов «Новогодний зал»

IV.

Модуль «Живи, душа - казачий Дон»

  1. «На вольном Доне» (донской пейзаж)

  2. « В казачьем курене» (рисование обстановки жилища донских казаков)

  3. «Казака видно из далека» (композиция н тему)

  4. «По страницам Шолохова» (сюжет)

  5. « На казачьем Дону» (обобщающее занятие, изготовление тематического декоративного панно)

Интегрирование

Практикум

Семинар-практикум

Исследование

Викторина, практикум



1

2

1

2

2

1

2

3

Викторина «Знаешь ли ты свой край родной»

Выставка рисунков «Живи, душа - казачий Дон»












© 2010-2022