ПРОГРАММА дополнительного образования детей Туристы из России

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МБО ДО Центр дополнительного образования детей «СОЗВЕЗДИЕ»



ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

"Туристы из России"

3 год обучения

На 2015 - 2016 учебный год


Объединение "Туристы из России"

Педагог дополнительного

образования

Маломуж

Тамара Анатольевна



п. Таксимо

2013 год

































Пояснительная записка

Самодеятельный пешеходный туризм - трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приручает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело, учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывая в обучающихся самостоятельность, педагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у обучающегося возникнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием обучающихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Данная программа предлагает изменение содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, вводит новые области знаний, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе. По мере прохождения апробации - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

Актуальность программы: Беда нашей страны - растущее число малолетних преступников, массовое ухудшение здоровья у детей, слабая физическая активность. Современное образование поставило себе задачи воспитать в молодёжи дух патриотизма, активизировать познавательную деятельность, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объёме через дозированные физические нагрузки и непосредственный контакт с природой.

Теоретическая значимость программы заключается в том, что школьный туризм получил четкое определение. Классификацию и основные теоретические принципы, пригодные для его организации.

Практическая значимость программы заключается в том, что каждый принцип организации сопровождается реальными практическими рекомендациями, реализуя которые можно организовать школьный туризм, адекватно современным особенностям социальной жизни в Российской Федерации.

Новизна программы в том, что впервые в содержании заложены новые способы работы которые наиболее действенны для детей, на которых она рассчитана.

Вид программы экспериментальная.

Цели программы:

Обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки туристско-краеведческой деятельности.

Задачи программы:

Обучающий аспект

  • Приобретение экологических знаний;

  • Навыки применения ОБЖ;

Воспитательный аспект

  • Бережное отношение к окружающей среде и любовь к природе.

  • Систематические тренировки организма на свежем воздухе через спортивные подвижные игры, преодоление экстремальных походных условий, привить здоровый образ жизни.

Развивающий аспект

  • Развитие туристических приемов и навыков;

  • Развитие познавательного интереса к исследовательской поисковой работе;

Ключевыми принципами программы являются:

1. «Безопасность» - дети должны чувствовать себя в безопасности все время, пока они находятся в лесу. Район тренировки должен быть ограничен дорогами, оградами и т.д., карта должна иметь развитую сеть дорожек и тропинок; дистанция должна проходить в основном по линейным ориентирам и быть короткими.

2. «Постепенность» - для овладения любым навыком, необходимым для бега с компасом и картой, детям требуется очень много времени. Поэтому не стоит спешить. Необходимые знания и навыки довольно сложны даже для взрослого человека и их немало. К ним относятся:

  • понятие о сущности ориентирования;

  • спортивное ориентирование;

  • спортивная карта;

  • масштаб;

  • условные знаки спортивной карты;

  • стороны горизонта;

  • компас;

  • азимут;

  • ориентирование по компасу;

  • движение по карте и т.д.

3. «Разнообразие игровых приемов обучения».

Педагогическая структура программы включает в себя смысловую ориентацию занятий и основные средства.

Особенности возрастной группы детей:

Возраст обучающихся - программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности учащихся ориентирована на детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков от 10 до 16 лет.

Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Максимальное количество детей 20 человек.

Особенности набора детей - свободный.

Формы и режим занятий

В программе выделены два модуля.

1-й модуль рассчитан на 2 года:

  • 1-й год - 4 часа в неделю, 144 в год;

  • 2-й год - 6 часов в неделю, 216 в год.

Модуль нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоятельности.

2-й модуль (3-й год обучения), 6 часов в неделю, 216 часов в год.

Модуль предполагает овладение детьми основами туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.

Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Максимальное количество детей 20 человек.

Основные формы занятий:

  • Теоретические занятия - беседы с использованием иллюстративного материала, просмотр презентаций на тему туризма и дальнейшее их обсуждение, чтение карты, доклады на разнообразные темы, диспуты, рассказы.

  • Практические занятия - в помещении, и на местности - наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые, физические упражнения, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии, умение вязать туристические узлы.

Занятия проводятся в игровой форме. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозяйственной группы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.)

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • о правилах ведения здорового образа жизни;

  • о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах;

  • о правилах передвижения по дорогам;

  • о правилах обращения с огнём;

  • о правилах обращения с опасными инструментами;

  • о правилах обращения с незнакомыми людьми;

  • об основных нормах гигиены;

  • о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

  • о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры;

  • о рисках и угрозах нарушения этих норм;

  • о действенных способах защиты природы;

  • об истории и культуре родного края;

  • о нормах поведения мальчиков и девочек;

  • об основах организации коллективной творческой деятельности.

Обучающийся должен уметь:

  • организовывать совместную деятельность с другими детьми;

  • управлять другими людьми и принимать на себя ответственность за других людей.

  • вязать туристские узлы;

Ожидаемые результаты

  1. Приобретение обучающимся новых социальных знаний:

  • кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по обработке специальных умений;

  • краеведческие экскурсии;

  • туристические поездки.

II. Развитие позитивного отношения обучающегося к базовым общественным ценностям:

  • походы выходного дня;

  • туристские многодневные походы;

  • спортивные туристские походы.

III. Накопление обучающимся опыта самостоятельного социального действия:

  • туристско-краеведческие экспедиции;

  • Поисково-краеведческие экспедиции;

  • природоохранные и природовосстановительные экспедиции.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения:

Программа предполагает различную систему отслеживания результатов обучения, в виде:

  • тестов:

"Правила безопасности на дороге", "Турист - филолог", "Медицина", "Станция - лесная", "Грибы";

  • кроссворды:

"Явления природы", "Рыбы, птицы, звери", "Насекомые", "Животный мир пресноводных рыб","Вода", "Времена года, времена суток";

  • зачётов:

"Состав ремнабора", "Состав аптечки", "Перечень общего снаряжения", "Виды узлов", "Сигналы бедствия";

  • опросов;

  • конкурсов;

  • веселых стартов;

  • соревнований;

  • исследовательских работ.

Содержание программы

Модуль 1,первый год обучения.

1. Вводное занятие.1

Теория: Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.

П.З: Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака "вслепую", бег в спальных мешках, переправа через "болото" по "кочкам" и т.п. Туристские песни под гитару.

2. Поход-знакомство.2

Теория: Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояние рюкзаков, разбивку бивака, разведение костра и заготовку дров, приготовление обеда, соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу.

П.З: Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересечённой местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствие туристов, полученных ими впечатлений, проведённом ими работой. Фотоотчёт о состоявшемся походе.

3. Безопасность туриста.

Теория: Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила обращения с местными жителями; правила гигиены туриста.

4. Быт туристов.3

Теория: Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

5. Кухня юного туриста.

Теория: Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

6. Родной край.

Теория: Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края.

ПЗ: Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа, посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии. Экскурсии или ПВД4 к местам интересных исторических событий.

Модуль 1, второй год обучения.

1. Ориентирование на местности.

Теория: Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса.

ПЗ: Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

2. Топография.

Теория: Топографическая карта. Топографические знаки.

ПЗ: Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

3. Туристские узлы и их назначение.

Теория: Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн.

ПЗ: Обработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс "Узелок завяжется - узелок развяжется".

4. Преодоление препятствий.

Теория: Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Переправа рюкзаков.

ПЗ: Отработка навыков преодоления препятствий.

5. Туристские игры.

ПЗ: Совместная подготовка, проведение и анализ спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

6. Природоохранные акции.

ПЗ: Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников.

7. Физические данные.

ПЗ: Развитие координации движений (бег лицом вперёд, боком, спиной, змейкой; перепрыгивание через лежащую верёвку). Развитие силовых движений (Упражнения на укрепление суставов и связок рук и ног, мышц туловища). Развитие вестибулярной устойчивости (кувырки вперёд и назад через голову; боковые перекаты). Самостраховка при падениях вперёд, вбок, назад. Развитие гибкости позвоночника, тазобедренных, плечевых, голеностопных, лучезапястных суставов в различных позах (стоя, сидя, лёжа). Статическое и динамическое растягивание (махи ногами и руками по различным траекториям). Развитие скоростных качеств: упражнения на быстроту реагирования; беговые, прыжковые упражнения; игровые "салочки".

8. ПВД5.

ПЗ: Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес с целью наблюдения за тем, как просыпается природа, анализ ручьёв с целью обработки навыков преодоления препятствий.

Модуль 2, третий год обучения.

1. Краеведение.6

Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентации краеведческого материала. Краеведческий отчёт туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся.

2. Топография.

Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

3. Физические данные.

ПЗ: Развитие координации движений (бег лицом вперёд, боком, спиной, змейкой; перепрыгивание через лежащую верёвку). Развитие силовых движений (Упражнения на укрепление суставов и связок рук и ног, мышц туловища). Развитие вестибулярной устойчивости (кувырки вперёд и назад через голову; боковые перекаты). Самостраховка при падениях вперёд, вбок, назад. Развитие гибкости позвоночника, тазобедренных, плечевых, голеностопных, лучезапястных суставов в различных позах (стоя, сидя, лёжа). Статическое и динамическое растягивание (махи ногами и руками по различным траекториям). Развитие скоростных качеств: упражнения на быстроту реагирования; беговые, прыжковые упражнения.

4. Туристские узлы и их применение на скалодроме.

Теория: Узлы и их применение в туризме.

ПЗ: Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие верёвочных перил для преодоления препятствий. Техника безопасности для работы на скалодроме. Работа на скалодроме.

5. Спортивное ориентирование.

Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП7 в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояния на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование.

ПЗ: Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

6. Природоохранные акции8.

ПЗ: Анкетный опрос школьников, родителей и жителей района об экологических проблемах района. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведённого дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах района и проведённой акции учащимися.

7. ПВД.9

ПЗ: Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

Краткая характеристика средств необходимых для реализации программы:

С данной программой может работать педагог, имеющий туристическое образование. А также в реализации программы предлагается участие педагогов:

1. Физической культуры;

2. ОБЖ;

3.Психолога.

В процессе реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

  • кабинет для проведения аудиторных занятий;

  • спортивный зал;

  • площадка для организации спортивно-туристских игр на открытом воздухе;

  • площадка для проведения тренировок по спортивному туристскому многоборью;

  • подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;

  • медицинская аптечка;

  • палатки туристские;

  • рюкзаки туристские;

  • коврики туристские;

  • компасы;

  • топографические и спортивные карты местности;

  • верёвки, страховочные обвязки, страховочные карабины;

  • материалы для художественно-оформительных работ.

Список литературы

  1. Азбука выживания; Отпечатано в ЗАО "ИПК Парето-Принт", г. Тверь; 2008.

  2. Азбука туриста "Всё о выживания в походе", Зотова Н. В.; ТОВ "Веста". ДК № 3323 от 26. 11. 2008. г. Харьков, ул. Бакунина,8А.

  3. Забытые игры С Книготорговое предприятие ЛО ИМА - пресс, 1990, Ленинград 19905 А/Я 709. КП ЛО ИМА - пресс.

  4. Курилова В. И. К93 Туризм: Учеб. пособие. № 2114 "Физ. воспитание" и № 2115 "Нач. воен. обучение и физ. воспитание". - М.: Просвещение, 1988.

  5. О 60 Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы"/ Под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачёвой. - М.: АРКТИ, 2004.

  6. С. А. Быстров, Организация туристской деятельности. М. : ФОРУМ; НИЦ ИНФРА - М, 2013.

  7. Учебное издание; Серия "Работаем по новым стандартам", П. В. Степанов; С. В. Сизяев; Т. Н. Сафронов;, Программы внеурочной деятельности Туристско-краеведческая деятельность, Спортивно-оздоровительная деятельность. 2011.

  8. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности Ф 32 в РФ". - М.: ООО "Рид Групп", 2011.

  9. Школа выживания; Хью Макманнерс; Москва; АСТ АСТРЕЛЬ; 2003.

  10. Энциклопедия Экстремальных ситуаций; ООО "Издательский дом"Аркаим"", 2008.

1 Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

2 Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

3 Бивак.

4 Поход Выходного Дня. Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

5 Походы выходного дня. Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

6 Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

7 Контрольный Пункт.

8 Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

9 Поход Выходного Дня. Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

© 2010-2022