Эффективность применения психодиагностических тестов в работе с детьми-инвалидами по программе «Анималотерапия»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность применения психодиагностических тестов в работе с детьми-инвалидами по программе «Анималотерапия»

Чудненко О.В.

За 4 года действия программы «Анималотерапия» накопился некоторый практический опыт, касающийся, в основном, диагностики и применяемых методов обучения.

Предварительно необходимо ознакомится с контингентом обучающихся в объединении. Большая доля (90 %) приходится на детей-аутистов, олигофренов; остальные 10 % дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т.ч. ДЦП легкой степени), нарушениями слуха.

Возрастная категория обучающихся представлена младшим (с 5-6 лет), средним и старшим возрастом (по современным требованиям, к детям-инвалидам относят людей до 40 лет).

Использование тестовых технологий для оценки психо-эмоциональных и творческих возможностей обучающихся оправдало себя на 100%. Причем использование некоторых тестов со временем выявило их несостоятельность. Так,.предлагаемый тест несуществующего животного оказался для обучающихся практически невыполнимым, дети рисовали только знакомых им животных. Тест «рисунок семьи» подходил не всем обучающимся, его выполняли только дети с довольно высокими интеллектуальными способностями. Тест на самоопределение «Лесенка» также требовал наличия адекватного мышления у детей.

В итоге, для первичной и окончательной диагностики был выбран и полностью оправдал себя тест на креативность Торренса. Тест представляет собой несколько вариантов простых линий, которые обучающийся должен закончить сам. Обучающиеся, как правило, легко, с охотой экспериментировали с заданными параметрами рисунка, используя различные цвета, фактуры. Некоторую трудность в начале обучения составляло самоопределение, или подпись к рисунку. У некоторых детей (особенно с ЗР) преобладала однотипная детализация идей рисунков К концу обучения в результате совместной работы эти трудности удавалось преодолевать.

В итоге, этот тест позволил быстро, объективно и легко для обучающегося выявлять творческие возможности. К окончанию обучения у детей выявлялось повышение суммарного количества баллов теста за счёт увеличения беглости выполнения (когда обучающийся генерировал много идей рисунков), гибкости (разные способы решения поставленных задач) и оригинальности (идеи, отличные от общепринятых). Диагностику по тесту проводит штатный психолог Дворца.

Для развития креативности обучающихся по программе «Анималотерапия» использовались следующие мероприятия:

  1. Предоставление детям большей самостоятельности как в выполнении элементарных, рутинных навыков (мытьё рук, уборка рабочего места), так и в конкретной работе по программе (чистка клеток, кормление животных, общение с ними).

  2. Это, в свою очередь, стимулировало детей на дальнейшую работу, усиливало их ответственность, дисциплинированность, собранность.

  3. Следствием данных процессов являлась инклюзия, включенность в работу группы, коллектива.

  4. Наблюдение за успехами работы других членов группы развивало у обучающихся внимание, эмпатию, способность обобщать, анализировать, повышая таким образом уровень самодостаточности.

  5. В процесс обучения тесно включены родители обучающихся. Они не только поддерживают учеников, дают полезные советы по тонкостям общения с ними, но и своим примером доказывают комфортность и простоту самой инклюзии, что очень ценно для ребенка.

  6. Весь процесс обучения дети с ограниченными возможностями находятся в тесном, постоянном контакте с членами коллектива Дворца, педагогами, детьми, обслуживающим персоналом. Они участвуют в качестве зрителей во многих мероприятиях Дворца. Так происходит необходимая таким детям социализация.

Таким образом, результатом обучения является резкое увеличение творческой активности детей с ограниченными возможностями, повышение их когнитивных способностей, снятие внутренних зажимов, раскрепощение. Такие дети из обычной для себя роли пассивных наблюдателей жизни вдруг оказываются в качестве активных членов общества. В этом и заключается ведущая роль программы «Анималотерапия».



© 2010-2022