Открытый урок по казахской музыкальной литературе Мукан Тулебаев. Опера Биржан и Сара

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДМШ Зеленовского РОО с.Дарьинское













Открытый урок по казахской музыкальной литературе

Тема урока: «М.Тулебаев. Опера « Биржан и Сара»





Подготовила и провела

преподаватель музыкально - теоретических предметов

I категории

Погосова Т.В.





















2015 год

Открытый урок по казахской музыкальной литературе

Тема урока: «М.Тулебаев. Опера « Биржан и Сара».

Цель урока: познакомить учащихся с оперным искусством Казахстана на примере национальной казахской оперы М.Тулебаева «Биржан и Сара».

Задачи урока:

  • образовательная - знакомство с национальной культурой и традициями казахского народа, воплощенных в опере «Биржан и Сара»;

  • развивающая - развитие музыкального мышления у учащихся, восприятие крупных музыкальных форм, таких как опера;

  • воспитательная - воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы:

  • Словесно-наглядный.

Используемый материал:

  • Видео - иллюстрации композитора М. Тулебаева;

  • Видео - презентация творчества композитора;

  • Фрагменты оперы «Биржан и Сара»;

  • Книга, выпущенная к 100-летию М.Тулебаева в редакции Н.Кетегеновой, Алматы 2013г.

Оборудование:

  • Магнитофон, видеопроектор, ТСО.

Дата и время проведения: 29 апреля 2015г. в 10.40ч.

Участники урока: учащиеся второго года обучения детской музыкальной школы (4, 6 класс).

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Новая тема.

III. Просмотр видео - презентации, фрагментов оперы.

IV. Закрепление темы, творческие задания.

V. Задание на дом.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, целей и задач.

II. Новая тема.

Ребята, сегодня мы познакомимся с казахской оперой Мукана Тулебаева «Биржан и Сара» в 4 действиях.

Мукан Тулебаев - в музыкальной культуре Казахстана - явление самобытное и оригинальное. В своем творчестве он подытожил искания своих предшественников, его сочинения отвечают самым высоким художественным требованиям.

Выдающийся казахский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из авторов гимна Республики Казахстана (совместно с Е.Брусиловским и Л.Хамиди 1992-2006).

Мукан Тулебаев родился и вырос в ауле Карачиган, Алматинской области 13 марта 1913 года. Отец Мукана Тулебай Усибаев - выходец из бедной семьи, шаруа-крестьянин, был добрым, общительным, мудрым человеком, открытым для всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Эти качества унаследовал и его сын Мукан. Мать Тажибала Акшалова прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. Она слагала стихи, сочиняла к ним мелодии, пела песни, была душой народных гуляний и тоев.

Сын от нее унаследовал поэтический дар и музыкальность. Большую роль в развитии музыкальных дарований Мукана сыграл и его двоюродный дядя Апырбай Ауельбаев, известный в то время акын и домбрист.

В профессиональную музыку Тулебаев пришел в 23 года, когда поступил в Московскую музыкальную студию. За годы учебы в Казахской студии при Московской консерватории у Мукана Тулебаева сформировались музыкальный вкус и кругозор.

Война помешала продолжить учебу в Москве и Мукан возвращается в Алма-Ату, где включается в работу и творческую жизнь республики. Но в 1951 году Тулебаев все же окончил Московскую консерваторию по классу композиции.

В годы войны он создал созвучные тому времени патриотические песни «Соқ, барабан!» («Бей, барабан!»), «Қанатым» («Мое крыло»), «Жорық» («Поход»), «Жеңіске» («К победе») и другие. В 1942 году им написана лирическая песня «Таня туралы ән» («Песня о Тане»), посвященная Зое Космодемьянской, которая получила первую премию на республиканском конкурсе музыкальных произведений о войне. Следующая песня «Тос мені, тос» («Жди меня, жди») была навеяна стихотворением К. Симонова «Жди меня», а «Кестелі орамал» («Вышитый платок») - популярной в то время песней Е. Петербургского «Синий платок».

В 1945 году Мукан Тулебаев совместно с Евгением Брусиловским создают оперу «Амангельды», а в 1946 году Тулебаев пишет оперу «Биржан и Сара».

За свою короткую жизнь М.Тулебаев успел создать более 100 музыкальных произведений.

Опера «Биржан - Сара» является вершиной его творчества и самым заметным достижением казахской музыкальной культуры ХХ века. Автор либретто - писатель, заслуженный деятель науки Казахской ССР - Кажим Джумалиев. Он использовал два подлинных события: айтыс - соревнование в мастерстве поэтической и певческой импровизации между известным народным поэтом Биржаном Кожагуловым и талантливой поэтессой Сарой и, чреватое губительными последствиями, драматическое столкновение свободолюбивого певца со степным феодалом, волостным управителем Жанботой.

Сам Мукан Тулебаев писал: «В опере «Биржан и Сара» я стремился передать благородные романтические чувства героев, высокие патриотические мечты народа. Народное творчество - неиссякаемый источник вдохновения для каждого из нас».

Премьера оперы «Биржан и Сара» состоялась в г. Алма-Ате, 7 ноября 1946 г. (6 декабря 1958 г. опера была показана в Москве на декаде казахского искусства).

Содержание оперы:

Часть1
В казахском селении Куянды - большое гуляние. Желая расположить к себе бедняков Жамбота запевает веселую песню в которой созывает всех желающих учавствовать в айтысе(песенно-поэтическое состязание)
Молодой акын Естай сообщает всем собравшимся, что на сейшн прибудет прославленный певец Биржан и всех победит.Этим известием взволнована Алтынай, тайно влюбленная в Биржана. Вступив в разговор с Естаем, она выведывает у молодого и неопытного акына тайну- Биржан влюблен в Сару. Сердце Алтынай охваченно ревностью.
Нчинается конкурс. Сара вызывает Биржана на песенное состязание.
В своей песне Сара славит радость и счастье, а Биржан - борьбу и свободу, при этом глумливо стебется над Жиенкулом, от притеснений которого страдают жители Куянды.
Разгневанный Жамбота приказывает отобрать у Биржана домбру, но народ вступается за певца и праздник продолжается.
Часть 2
Биржан возвращается в родной аул в предгорьях Кокшетау, где признается в любви к Саре. Но не все так просто - Сару хотят насильно выдать замуж за Жиенкула.
Биржану за вольнодумство грозит арест.
Часть 3
Идут приготовления к свадьбе, Сара печальна, но бесстрашный Биржан, рискуя жизнью, является в юрту Жиенкула, чтоб уговорить её бежать с ним. Пока Сара колеблется возвращаются Жамбота с Жиенкулом и пленят Биржана.
Часть 4
Произвол богачей не знает предела:
Биржан, в мрачном ущелье, прикован к высокой скале. Он болен, силы гаснут, но дух не сломлен.
Воспользовавшись тем, что часовой задремал, в ущелье пробирается Сара что б освободить Биржана. Но её заметила коварная Алтынай и подняла тревогу.
От болезней, пыток и истощения Биржан умирает и поет печальную песню о том как любил Родину и Сару.
Биржан умер. Аналык, Кожагул, Естай и вся массовка плачут. Лишь Сара мужественно встречает удар судьбы, принимая из холодных рук любимого домбру. Она клянется продолжать его дело. Все участники событий понимают, что искусство и любовь бессмертны.

III. Просмотр фрагментов оперы в постановке «Астана - опера».

IV. Закрепление темы (вопросы по пройденному материалу). Викторина. Подведение итогов урока.

V. Задание на дом.

просмотр видео ролика Айтыс симфонического оркестра и оркестра казахских народных инструментов.

Урок окончен. Всем спасибо, до свидания.



© 2010-2022