Программа дополнительного образованияБезопасная дорога детства

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

2. Пояснительная записка

Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасная дорога детства »является : по содержанию - социально-педагогической; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - индивидуально ориентируемой, групповой, общедоступной.

Новизна программы состоит в том ,что она формируя навыки общения детей, способствует воспитанию в них культуры грамотного и вежливого участника дорожного движения. Программа развивает коммуникативную сферу ,предоставляя каждому ребенку широкие возможности для совершенствования общения ,мотивируя детей к дальнейшим поискам путей безопасного поведения на дорогах.

Актуальность программы. Программа «Безопасная дорога детства »необходима для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дорогах и в транспорте.

Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит тогда, когда они находятся на проезжей части .Их внимание при переходе дороги может быть привлечено каким -либо предметом, и они не сразу могут среагировать на опасность. Поэтому важной задачей в работе по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма является воспитание культуры грамотного пешехода и пассажира, внимания к организации личного движения и воспитание в ребенке самообладания и выдержки в момент опасности. Еще одним важным моментом в данной работе является формирование у детей, как участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, велосипедистов и будущих водителей)культуры общения. Программа посвящена формированию коммуникативных навыков детей, навыков общения и поведения в транспорте и на дороге.

Программа должна помочь детям понять, что в большинстве случаев их правильное поведение на дороге, грамотное и вежливое общение в качестве участников дорожного движения являются залогом успеха и безопасности в жизни.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что для эффективного развития коммуникативных навыков необходимо такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Знания и навыки, получаемы в результате освоения программы « Безопасная дорога детства, необходимо не только для формирования культуры грамотного и вежливого участника дорожного движения, но и для общего развития личности.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые

Отражаются:

  • принципах обучения(индивидуальность,доступность,преемственность,результативность);

  • Формах и методах обучения(использования элементов тренинга и игр);

  • Средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов).

Цель программы-обучения искусству общения, формирования коммуникативных навыков, культуры грамотного и вежливого участника дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения и общения на дорогах.

Задачи программы :

- создать психологические условия, направленные на формирование у детей стереотипов законопослушного поведения на дорогах, улицах,в транспорте;

- обучить детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах через формирование коммуникативных навыков;

- развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения; формировать уважительное отношение к собеседнику;

- обучить искусству общения в различных формах и ситуациях;

-обучить речевым формулам поведения и общения на дороге и в транспорте: приветствие, прощание, благодарность.

Отличительные особенности. Программа отличается от подобных программ тренинговой, игровой направленностью.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы,7-10 лет.

Формы занятий:

-групповая, коллективная, индивидуальная;

-по особенностям коммуникативного воздействия педагогов и детей -беседа, лекция, практикум, тренинг, экскурсия,конкурс и др.;

-по дидактической цели-комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

-общее количество часов-9часов,

-количество часов в месяц-1занятие в месяц продолжительностью 40 мин;

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы:

-4 года/36 часов(из расчета один час в месяц).;

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы

Результат обучения в группе оценивается по личным достижениям ребенка относительно собственных возможностей и стартового состояния(беседа, рефлексия на первом занятии).

Оценка результатов по программе осуществляется:

  • по уровню теоретических знаний ПДД;

  • по способности взаимодействовать с другими детьми.

  • по способности принимать самостоятельные решения.

В результате занятий дети получат возможность:

-развивать свои представления о культуре общения на дороге, в транспорте и в жизни;

-расширить знания и представления о коммуникативных навыках современного человека;

-по способности принимать самостоятельные решения.

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:

-развивать свои представления о культуре общения на дороге, в транспорте и в жизни;

-расширить знания и представления о коммуникативных навыках современного человека;

-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-познакомиться с новыми способами общения;

-совершенствовать навыки общения с людьми.

Контроль в ходе реализации программы осуществляется при подведении итогов занятия в форме рефлексии(тест, обсуждение темы, эмоциональной составляющей и др.)

По итогам освоения программы обучающиеся должны

Знать:

.основные правила дорожного движения;

.серию дорожных знаков;

.правила поведения и общения на дороге и в транспорте;

Уметь:

.культурно и правильно общаться в транспорте и на дороге;

.оценить дорожную ситуацию;

.контролировать себя и свои эмоции как в жизни ,так и на дороге;

решать жизненно -практические задачи (иметь навыки):

.культуры общения в любой жизненной ситуации(как на дороге, так и в жизни).

3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел,Тема

Количество часов

всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

2

3

4

5

1 класс

Знакомство с культурой грамотного и вежливого участника дорожного движения.

1

Игра-тренинг на знакомство «Имя-знак.»

1

2

Беседа о правилах дорожного движения. Подведение итогов занятия.

1

Общение на дороге и в транспорте

3

Игра- тренинг «Здравствуй! До свидания ».

1

4

Беседа «Типы и виды общения

на дороге и в нашей жизни » .Подведение итогов занятий.

1

Путь к пониманию других

5

Игра-тренинг «Волшебные очки »

1

6

Беседа о культуре общения на дороге и в транспорте.

1

Проект «Общение и ПДД »

7

Обсуждение проекта «Общение и ПДД »

1

8

Выполнение проекта «Общение и ПДД ».

1

9

Подведение итогов занятий(по результатам года)

1

Итого:

9часов

2 класс

Сдержи свои эмоции, дорога впереди

1

Игра-тренинг «Рисуем эмоции пальцами ».

1

2

Мини-лекция «Твои чувства и эмоции и их помощь и помеха на дороге и в транспорте »

1

Помоги перейти дорогу и научись говорить « Спасибо »

3

Игра-тренинг «Связующая нить

1

4

Беседа-диспут «Культурный пешеход -безопасная жизнь».

1

Ты!Я!Он!Она!И дорога у нас одна!

5

Игра-тренинг «Окажи внимание другому ».

1

6

Мини-лекция «Правила поведения на дороге ».

1

Проект «Такие разные знаки»

7

Обсуждение проекта.

1

8

Выполнение проекта.

1

9

Подведение итогов,по результатам занятий

1

Итого:

9часов

3 класс

Дорожные цвета и мы

1

Игра-тренинг «Наши цвета и наши эмоции ».

1

2

Игра тренинг «Светофор -наш друг». Подведение итогов.

1

Общение в нашей жизни и его связь связь с Правилами дорожного движения.

3

Игра-тренинг «Ладонь в ладонь ».

1

4

Коллаж на тему «Общение в нашей жизни ».

1

5

Мини-лекция «Вспомним все о культуре грамотного и вежливого участника дорожного движения ».

1

Я внимательный

6

Беседа на тему «Мой страх на дороге »

1

7

Игра-тренинг «Передай движ-е »

1

8

Игра-тренинг «Слушаем и выполняем ».

1

Проект «Светофор-мой друг »

9

Выполнение проекта «Светофор -мой друг ».

1

Итого:

9часов.

4класс

Я и мои друзья дорожные знаки

1

Игра-тренинг «Найди свою половинку ».

1

2

Мини-лекция «Клеевой дождик ».

1

3

Предупреждающие и запрещающие знаки,

1

4

Знаки особых предписаний,информационные знаки.

1

На дорогах все равны

5

Мини лекция ПДД,составление памятки.

1

6

Как рождаются опасные ситуации.

1

7

Перекрестки,виды и правила проезда.

1

8

Загородная дорога.

1

9

Мы-пассажиры,подведение итогов.

1

Итого:

9ч.

Всего: 36часов.

3.Содержание курса

№ занятия

Тема занятия

Техническое оснащение занятий(средства и материалы)

Содержание тем

1

2

3

4

5

1

Знакомство с культурой грамотного и вежливого участника

Картинки с изображением дорожных знаков

Игра-тренинг на знакомство «Имя-знак».Беседа о Правилах дорожного движения.Подведение итогов занятия

2

Общение на дороге и в транспорте

Раздаточный материал(картинки «Правила поведения на дороге и в транспорте»)

Игра-тренинг «Здравствуй!До свидания ».Беседа «Типы и виды общения на дороге и в нашей жизни».Подведение итогов занятия

3

Путь к пониманию других

Очки

Игра-тренинг «Волшебные очки ».Беседа о культуре общения на дороге и в транспорте.Обсуждение данной темы.Подведение итоговзанятия.

4

Сдержи свои эмоции,дорога впереди!

Баночки с гуашевой краской,бумага

Игра-тренинг «Рисуем эмоции пальцами ».Мини-лекция «Твои чувства и эмоции и их помощь на дороге и в транспорте ».Обсуждение темы.Подведение итогов занятия.

5

Помоги перейти дорогу и научись говорить «Спасибо »

Клубок ниток

Игра-тренинг «Связующая нить».Беседа-диспут

«Культурный пешеход-безопасная жизнь».Обсуждение данной темы.Подведение итогов занятия.

6

Ты!Я!Он!ОнаИ дорога у нас одна!

Игра-тренинг «Окажи внимание другому »,Мини-лекция «Правила поведения на дороге ».Обсуждение данной темы.Подведение итогов занятия.

7

Дорожные цвета и мы

Картинки с изображением «зебры »,светофора

Игра-тренинг «Наши цвета и наши эмоции »

Игра-тренинг «Светофор-наш друг »

Подведение итогов занятия

8

Общение в нашей жизни и его связь с Правилами дорожного движения

Бумага,карандаши,краски,

кисточки,клей,вырезки из журналов

Игра-тренинг «Ладонь в ладонь».Коллаж на тему «Общение в нашей жизни ».Мини-лекция «Вспомним все о культуре грамотного и вежливого участника дорожного движения »

Обсуждение данной темы.Подведение итогов занятия

9

Проекты

«Общение и ПДД », «Такие разные зна-

ки », «Светофор-мой друг »

Ватман,краски,каран

даши,

Кисточки,клей,вырезки из газет,журналов

Выполнение проектов

(подведение итогов)

10

Я-вниматель-

ный

Магнитофон,аудиозапись со спокойной и веселой музыкой,маршем

Беседа на тему «Мой страх на дороге ».Игра-тренинг «Передай движение ».

Игра-тренинг «Слушаем и выполняем ».Релаксация «Волшебный сон »

11

Я и мои друзья -дорожные знаки

Карточки с рисунками,разрезанные на две половинки ;обруч,небольшой мяч

Игра-тренинг «Найди

свою половинку».

Игра-тренинг «Клеевой дождик ».

Мини лекция о дорожных знаках

12

На дорогах все равны

Мини лекция по ПДД

Составление памятки

Итого: 36часов

5.Методическое обеспечение

Конспект занятия

Занятие 1.

Знакомство с культурой грамотного и вежливого участника

дорожного движения

Цель:познакомить обучающихся с содержанием кружка.

Материалы:знаки дорожного движения

Содержание занятия

1.Игра-тренинг «Имя-знак ».

Воспитанники по очереди называют свое имя и выбирают любой,из предложенных,дорожный знак.

2.Беседа о Правилах дорожного движения.

Правило первое.

Выберите безопасное место для перехода .Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором,выберите место,откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях.Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами.Важно,чтобы не только вы хорошо видели дорогу,но чтобы вас хорошо было видно любому водителю.Выбрав подходящее для перехода место ,постойте осмотритесь.

Правило второе.

Перед переходом обязательно остановитесь,прежде чем ступить на проезжую часть ,и внимательно осмотрите дорогу .Стоять нужно у края тротуара ,немного отступить от бордюра-так,чтобы видеть приближение машин.

Правило третье.

Осмотритесь и прислушайтесь.Машина может выехать неожиданно.Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке»,можно услышать приближение машины еще до того ,как она станет видна.

Правило четвертое.

Если приближается машина,пропустите,затем снова осмотритесь и прислушайтесь,нет ли поблизости других автомобилей.Когда машина проедет,необходимо снова осмотреться .В первые секунды она может заслонить собой автомобиль ,который едет ей навстречу.Не заметив его,можно попасть в

«ловушку ».

Правило пятое.

Не выходите на проезжую часть,пока не убедитесь,что у вас достаточно времени для перехода.Только удостоверившись в полной безопасности,переходите не спеша улицу.Пересекайте ее только под прямым углом.

Правило шестое.

Переходя улицу,продолжайте наблюдение за дорогой,чтобы во время заметить изменение обстановки.Обстановка на дороге быстро меняется:стоящие машины могут поехать ,ехавшие прямо-повернуть;из переулка,из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.

Правило седьмое.

Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора(например,остановилась из-за неисправности машина ),осторожно выглянув из-за нее,осмотрите остаток пути.При необходимости отступите назад.Вести себя нужно так,чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

3.Рефлексия.Подведение итогов занятия.

-Что нового и интересного вы узнали на этом занятии?



6.Список литературы

1.Мигунова,Н.А.Учимся переходить дорогу/Н.А .Мигунова.-Ростов н/Д:Проф-Пресс,2010.

2.Никитина,Н.Ш.Правила маленького пешехода/Н.Ш.Никитина.-Ростов н/Д:Проф-Пресс,2012

3.Саулина,Т.Ф.Три сигнала светофора:ознакомление школьников с Правилами дорожного движения/Т.Ф.Саулина.-М.:Мозаика-Синтез,2009

4.Шалаева,Г.П.Как вести себя в транспорте/Г.П.Шалаева,О.М.Журавлев.-М.:АСТ-Слово,2010

Интернет-ресурсы:

1.Сценарий к конкурсу «ПДД для школьников ».-Режим доступа:htt//stihi.ru/2012/10/24/5083

2.Газета «Добрая дорога детства ».-Режим доступа:dddgazeta.ru/

3.Правила дорожного движения :разные сценарии.-Режим доступа:http//scenario.fome.ru/ras-17-2.html




© 2010-2022