НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Раздел Дополнительное образование
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 378:101

НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Бекниязова Галина Ивановна

ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9 г. Павлодара»,

г. Павлодар, Республика Казахстан

e-mail: [email protected]



Ключевые слова: национальная система образования, парадигма, мировоззрение, ценности.

Современная педагогическая теория и практика в определенной мере отвечают уровню требований, предъявляемых сфере образования процессами экономического, социально-политического, научно-­технологического развития.

Системы образования ведущих стран мирового сообщества в целом справляются с задачей подготовки специалистов соответствующей квалификации для кадрового обеспечения национальных хозяйственно-экономических систем. На решение этой задачи, в первую очередь, ориентированы образовательные стандарты, регламентирующие процессы и содержание обучения во всех типах учебных заведений.

Однако становится все более очевидным, что выполнение системами образования «социального заказа» достигается непропорционально высокой ценой, которую платит общество в форме одностороннего, частичного развития человеческих качеств и способностей. Более или менее успешно решая тактические задачи приспособления индивидов к требованиям рыночной конъюнктуры, сфера образования утрачивает свою стратегическую цель и предает забвению свое подлинное предназначение.

Тема необходимости системного реформирования сферы образования сегодня является сквозной в публикациях, посвященных проблемам сохранения, приумножения и реализации интеллектуально-творческого и духовного потенциала («человеческого капитала») общества. Выход из сложившейся ситуации, как правило, ищется современной педагогической теорией на путях внедрения инновационных методов и форм обучения, использования в процессе обучения достижений высоких технологий и т.д. Бесспорно, все это - важные и структурно необходимые компоненты реформирования образовательно-воспитательной системы. Но такого рода трансформациями не затрагивается главная, фундаментальная причина множащихся деформаций мирового образовательного пространства - кризис мировоззренческих оснований педагогической теории и практики.

Очевидно, что целостную, гармонично уравновешенную, согласованную во всех своих компонентах и функциях, целях и задачах образовательно­воспитательную систему невозможно возвести на базисе бессвязной, эклектической, мозаичной и т.д. картины мира. Столь же бесспорно, что социально контролируемая унификация мировоззренческих парадигм образования на базе какого-либо «единственно верного» учения противоречит самому существу процесса образования как универсального личностного развития, безотносительного к какому-либо заранее установленному масштабу. Поэтому столь важна и актуальна задача философского анализа основного мировоззренчески методологического проблемного узла современной педагогической теории - противоречия между требованиями единства и многообразия, систематической целостности и плюрализма, свободы мировоззренческого самоопределения и безусловности фундаментальных гуманистических ценностей.

Перед отечественной философско-педагогической теорией в связи с процессами реформирования национальной системы образования, вопрос о формировании целостного мировоззрения становится актуальным.

В качестве методики исследования выступил анализ культурно-исторических форм образовательно-воспитательных систем на основании выявления их разносторонних и многоуровневых связей с доминирующими типами мировоззрения.

Результаты исследования:

  1. Проанализированы многообразные культурно-исторические формы связи предметно-содержательной определенности и аксиологической модальности образовательно-воспитательного процесса с господствующими в ту или иную эпоху типами мировоззрения. Рассмотрено формирование и становление современной модели образования в Казахстане.

  2. Выявлены и проанализированы мировоззренчески-аксиологические параметры теоретических моделей, стратегий и программ реформирования национальной системы образования Республики Казахстан. Показано, что до сих пор доминирующим в этом процессе остается редукционистский подход, ориентированный на соответствие системы образования требованиям рыночного прагматизма. На этом основании делается вывод о необходимости кардинальных изменений в самой идеологии модернизации сферы образования, ее ценностно­целевых приоритетов, императивов, задач, методов и т.д.

  3. Сформулировано положение о том, что разработка системы ценностно­мировоззренческих универсалий является одной из главных, первоочередных задач, стоящих перед отечественной философско-педагогической теорией.

Швейцер А. писал «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» [1]. В литературе рассматриваются различные модели формирования нового мировоззрения. Отмечается, что в современном мире основной ценностью становиться сам человек. В современных философских текстах рассматриваются вопросы о создании новой антропологии человека.

Институт образования - наиболее значимый компонент в системе общественного воспроизводства: от уровня его соответствия социальным реалиям и целям развития социума зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность и эффективность будущего развития самого общества.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Поэтому от направленности и эффективности образования сегодня во многом зависят перспективы развития человечества, что свидетельствует о повышении роли образования, о превращении его в ведущий фактор социального и экономического прогресса. Такое отношение к образованию связано с тем, что в современных условиях человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений, стал основным капиталом современного общества.

Современная образовательная система не случайно оказалась перед лицом трудно разрешимых проблем. Причем главная причина необразованности, по всей вероятности, заключается не в грамотности, а в том образе жизни, который опирается на определенную иерархию ценностей [2].

Эффективная система обучения и воспитания связана с необходимостью решения целого ряда сложных проблем и задач. Сегодня существует необходимость активизации отношения учащихся к процессу обучения, стимулирование их критического мышления, развитие творческого потенциала - всего того, что способствует активизации жизненной позиции человека, без чего не произойдет адаптации к современным социальным экономическим условиям, не выработается и умение творчески видоизменять эти условия.

Крайне важно, чтобы учащиеся могли работать в команде, вести диалог, отстаивая свою точку зрения. Диалог - это искусство, и этому высокому искусству необходимо основательно учиться. Члены команды должны уметь умерять свое самомнение, одновременно стараясь наладить эмоциональный контакт с группой, а также - думать вместе. При этом в случае мыслительной деятельности важнейший фактор активности - это, прежде всего, язык как средство общения, средство аргументации, сообщения своего знания другим. Язык - это средство приобретения знания; мышление - это интеллектуальный процесс, а знание - это результат оперирования средствами, это цель, ради которой мы пытаемся мыслить, выражая содержание мыслей в языке.

Так, на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам студента, кроме прочего, обучают овладению средствами: в курсе истории философии, например, (а это история некой единой попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя), следует попытаться подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых, собственно, он и возникает. Рассуждая о текстах мыслителей, студенты пытаются восстановить живую подоплеку мысли, из-за которой она и создавалась. Проблема, следовательно, не в том, чтобы прочитать и потом помнить текст, а в том, чтобы суметь высказать мысль, содержащуюся в нем. Задача преподавателя - научить студента, читая чужой текст, помыслить мыслимое в нем сейчас. Если подойти к тексту как к чему-то живому, в чем бьется пульс мысли, то тогда чтение текстов имеет смысл.

Беседы с преподавателем помогают студентам прояснять цели обучения, распознавать обстоятельства, в которых можно подчеркнуть знания, наблюдая поведение и взаимодействие других людей, используя эти наблюдения в качестве источника знания, учась находить связь между собой и событиями.

Сделать студента более ответственным по отношению к собственному обучению помогает принцип партнерства, разделение права выбора с другими: с преподавателями, друзьями, начальниками. Способность учиться вместе с другими и на опыте - путем наблюдений и приобретения знания, в рамках традиционного обучения видится нам чрезвычайно необходимым в сегодняшнем быстро меняющемся мире.

Многие коллизии философии образования и конкретной практики образования продуктивно разрешаются только при том условии, если целью образовательного процесса становится стремление помочь реализации самой сущности человека, его человечности. Иными словами - при условии понимания образования не просто как «образования (придания образа) ума», но как образования всего человека, т.е. формирования человека в самой его сути, сердцевине. Отсюда достаточно логично выстраивается вся иерархия целей, задач, средств воспитания и обучения. Хотя, конечно, в полном своем виде и объеме это пока еще идеал, ориентир на перспективу.

Такой идеал реализуется достаточно трудно, поскольку для его осуществления необходимо акцентировать развитие не только творческих способностей человека, но и его собственно человеческого, нравственного начала в органичном единстве с формированием универсально-креативных способностей.

Одновременно с этим необходимо понять, каким современная педагогика и философия образования должна видеть человека, тот образ, который следует взять за образец. В этом отношении существует большой разброс мнений, и это тоже свидетельствует о мировоззренческих трудностях в сегодняшнем образовании. Обычно подразумевается, что идеалом образовательного процесса становится в его результате человек, в той или иной степени «совершенный». Это либо практически готовый профессионал, либо человек высокой нравственной культуры, либо, наконец, соединение того и другого. Однако что в этих параметрах надо считать первичным, базовым, а что - вторичным, остается предметом дискуссий [3].

Ограниченный информационно-техноцентристский подход к образованию оказывает разрушительное воздействие на само образование и на его результаты. Так, в узкой специализации всех сфер человеческой деятельности, и особенно науки, явно просматривается угроза как для отдельного человека, так и для духовной жизни общества в целом. «Уже дает о себе знать и то обстоятельство, - писал еще А. Швейцер, - что молодежь обучают люди, не отличающиеся достаточной универсальностью, чтобы раскрыть перед ней взаимозависимость отдельных частных наук и наметить ей горизонты в их естественных масштабах» [4].

Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Объективным следствием складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования является требование пересмотра всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.

Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий мировоззренческий и ценностный аспект, а не обезличенная информация о мире и человеке. Как правило, содержание обучения и воспитания определяется в основном вне зависимости от личных интересов и потребностей учащихся. Современная задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. При этом должно быть понятно, что гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Необходимо подчеркнуть: сказанное определяет контуры лишь некоторых путей реализации идеи гуманизации образования и в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека: разработку концептуальных основ, методологии, теории, разработку учебных программ, учебных планов, учебников, систематизацию имеющихся подходов к разработке проблемы.

Современная философская мысль вынуждена констатировать существование антропологического кризиса, признавая, что целостный, творческий, думающий и любящий человек не состоялся, и указывая на гипертрофированное развитие «технического интеллекта» (Шелер М.), «вычисляющего мышления» (Хайдеггер М.), «антисознания» (Шрейдер Ю.А.) и «псевдомышления» (Фромм Э.), на жесткое вырождение чувств и эмоционально-образной сферы, отсутствие «поэти­ческого отношения к бытию», деградацию способности самостоятельного мышления. Опасность в том, предупреждал еще М. Хайдеггер, что «исчисление бытия» может оказаться единственно практикуемым видом мышления.

В технократическом дискурсе мудрость разменяли на информацию, ум - на многознание, мышление - на рассуждение, простоту целого - на бесконечность примитивных подробностей. В итоге ни философия образования, ни педагогика не могут дать ответ на вопрос о причинах массовой декультурации личности, падения уровня образованности, растущей инфантилизации поколений и т.д. Приходится признать, что на основе современных «педагогических технологий» Homo sapiens превращается в человека функционально грамотного, но не думающего; обученно­го, но не образованного.

Знания, которые преподносятся даже в качестве важнейших для той или иной специальности - суть прошлое. Прошлое, которое увековечено в готовых шаблонах, методах, стандартах. В то же время знание, ориентированное нравственно-мировоззренчески, - это будущее, это открытость возможностям еще неизведанным, путям еще не пройденным. В этом видится один из выигрышных, перспективных моментов новой парадигмы образования.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1993. - 82 с.

  2. Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Инновации и образование: сб. матер. конф., серия «Symposium». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - Вып. 29. - С. 273-287.

  3. Совершенный человек // Человек. - 2005. - № 6. - С. 5-20.

  4. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - М.: Прометей, 2003. - 512 с.

Резюме

В статье исследуется проблема иерархии ценностей в процессе образования, поднимается вопрос о необходимости реформирования сферы образовании и развитии в человеке нравственного начала в органическом единстве с формированием универсально­ креативных способностей.



In our day the education system became one of the most extensive spheres of human activities. This article is about hierarchy of values in educational processes. It is necessary to activation of relations between students during the teaching, stimulation of their critical thinking, development of creative development of world valued outlook. The creation of world outlook system is one of the main primary tasks, priorities standing before a domestic philosophical - pedagogical theory.

Қазipri заманда білім беру саласы адамзат өмірінің eң ауқымды аясының 6ipi болып отыр. Осы мақаланың авторлары білім урдістеріндегі иерархиялық құндылық мәселесiн көтеріп отыр. Сонымен бipге, бiлiм беру урдістерінде бiлiм алушылардың белсендiлiгiн арттыру және қысымшыл ойларды ынталандыру, шығармашылық әлеуметтiң дамыту қажеттiлiгi орын алуда. Дүниетанымдылық құндылықтар жүйесiн қалыптастыру отандық философиялық-педагогикалық теориялық алдында тұрған, негізгі мәселелеpдiң бipi.

© 2010-2022