Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования детей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ЛУКЬЯНОВА ГАЛИНА ВИТАЛЬЕВНА,

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

( СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.Р.ПОПОВА Ж.-Д. СТ. ШЕНТАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШЕНТАЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящее время проблема детской одаренности стала социально значимой. Одаренные дети, развитие и образование которых происходит в 21 веке, будут решать проблемы общественного прогресса. Поэтому среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - своевременное выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. «Именно одаренные и талантливые дети - потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества» [1].

Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. В сельской местности это напрямую зависит от того, как функционирует учреждение дополнительного образования. Выявить, создать условия для развития одаренных детей, поддержать одаренных воспитанников в их образовании и развитии это актуальная проблема для российского села.

Концепцией модернизации российского образования в системе дополнительного образования на период до 2020 года определены основные направления развития системы дополнительного образования детей и одним из наиболее главных направлений является создание условий для творческого развития личностных потребностей детей и подростков. Важным направлением совершенствования системы работы с одаренными учащимися является работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, склонных к научно- исследовательской деятельности.

Поэтому сегодня нельзя замыкаться в рамках одного образовательного ведомства. Сотрудничество Центра дополнительного образования для детей со школами и другими учреждениями дополнительного образования детей происходит исходя из потребностей, запросов детей и родителей на организацию свободного времени [2].

Система дополнительного образования, как одна из основных образовательных структур для обучения одаренных детей, предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Одаренность - это продукт природы и закономерного результата воспитания и обучения (см. презентацию, слайды). Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет расти и развиваться. Среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно , в течение жизни, такие способности могут оказаться не замеченными в детстве или проявиться гораздо позже [8].

Выявление одаренности - это сложный процесс, требующий специальных знаний и умений. Изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание всех детей. Оно позволяет полнее увидеть формы и факторы успеха творческого прогресса, который в других случаях кажется интуитивным или даже не анализируемым. Вот почему так важно знать об особенностях развития одаренных детей, специфических истоках их творческого ума. Для творчески одаренных детей присущи творческие способности, творческие умения, творческая мотивация [7].

Педагогическим коллективом структурного подразделения Центр дополнительного образования для детей и взрослых ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» разработана модель работы с одаренными детьми. Главным принципом работы с одаренными детьми в структурном подразделении ЦДО для детей и взрослых является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по продуктивности этой деятельности за определенный период.

В модели, разработанной педагогическим коллективом, определены цели, задачи, структура, направления, средства реализации и соответствующая этой модели система выявления одаренных детей, разработаны теоретические основы и практические меры, направленные на развитие одаренности каждого ребенка.

Основная цель:

Выявление, развитие индивидуальной одаренности ребенка, создание условий для самореализации.

Решаемые задачи:

а). Выявить и способствовать развитию одаренных детей;

б). Разработать программно - методическое обеспечение работы с одаренными детьми;

в). Отобрать среди различных систем обучения те методы, формы, которые способствуют развитию творческой одаренности.

Структура модели работы с одаренными детьми:

  • Выявление одаренных и талантливых детей

  • Мониторинг развития творческих способностей

  • Комплексная целевая программа «Семьи и дети Шенталинского района»,
    подпрограмма «Одаренные дети»

  • Поощрение одаренных детей

  • Работа с преподавателями

  • Работа с родителями одаренных детей

  • Формы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Направления мониторинга. Мониторинг включает в себя:

  • Тематический контроль знаний в рамках образовательной деятельности

  • Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых воспитанников в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях

  • Банк данных на одаренных воспитанников

  • Преемственность общего и дополнительного образования

  • Психолого - педагогическое сопровождение для диагностики потенциальных возможностей обучающихся и для работы с родителями одаренных и талантливых детей [4].

Система поощрений талантливых детей:

  • Публикация в СМИ

  • Награждение лучших воспитанников администрацией ЦЕНТРА

  • Стенд «Лучшие воспитанники ЦЕНТРА»

  • Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

Работа с преподавателями осуществляется через:

  • Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми

  • Организация поисково- исследовательской, экспериментальной деятельности в учреждении дополнительного образования.

  • Обеспечение эмоционального положительного фона обучения

  • Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и
    аттестацию

  • Разработка дополнительных образовательных программ. Участие в областном конкурсе авторских образовательных программ.

Работа с родителями одаренных детей осуществляется через:

  • Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Выявление одаренных и талантливых детей осуществляется через анализ особых успехов и достижений ученика в области научных знаний или других видах одаренности. Важным современным средством диагностики одаренности у детей и подростков являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности, проводимые психологом. Первичная
диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции педагога, а также может включать информацию родителей и самих детей [6]. Педагог - психолог и педагоги Центра дополнительного образования для детей широко используют в своей работе следующие методы диагностики: наблюдение по определенной схеме [9], различные шкалы, опросники, самоопросники, тесты, тренинги, моделирование творческих и
учебных ситуаций [5].

Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. В Центре дополнительного образования для детей созданы условия для выбора, так как работа всех детских объединений строится на основе интереса ребенка, которому предоставляется возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности. Представление таких возможностей реализуется через сочетание разных форм образовательной деятельности [10], которые характерны прежде всего для дополнительного образования и отражают его специфику:

  • Групповые и индивидуальные занятия;

  • Фестивали;

  • Конкурсы;

  • Детские научно - практические конференции;

  • Соревнования различного уровня (от учрежденческих до международных).

Особое место в работе по развитию одаренных детей занимает организация научных обществ учащихся. Центр дополнительного образования для детей и взрослых развивает несколько направлений работы со старшеклассниками. Основное из них - научное общество учащихся (НОУ). НОУ является одной из форм дополнительного образования детей, направленной на реализацию учащимися потребности в углубленном изучении предмета, формирование исследовательских навыков, определение собственных интеллектуальных возможностей, профессиональных интересов и образовательных приоритетов. Участие в работе НОУ создает условия для жизненного самоопределения обучающихся, выбора будущей профессии, ориентирует на активную исследовательскую деятельность, расширяет кругозор. Таким образом, НОУ - это образовательные структуры для творчески одаренных детей, формирующие навыки самостоятельной исследовательской деятельности, углубляющие знания в образовательных областях, обеспечивающие социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. Работа НОУ строится в соответствии с Концепцией, с нормативно - правовыми документами.


Основные направления работы с одаренными учащимися в НОУ

  • Включение в научно- исследовательскую деятельность в соответствии с их интересами в определенной области знаний

  • Организация взаимодействия и сотрудничества с ВУЗами, ОУ, УДОД области в интересующей области знаний, оказание практической помощи в проведении экспериментальной исследовательской работы

  • Организация индивидуальных консультаций

  • Подготовка и проведение научно- творческих конференций

  • Организация интеллектуальных игр и турнирных форм деятельности

  • Издание сборника исследовательских работ

В системе дополнительного образования особенно эффективна следующая форма обучения: работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества [3].
Наработанная система работы по организации научно- исследовательской деятельности отвечает требованиям времени. НОУ - это благоприятная развивающая среда, способствующая развитию нестандартного мышления.

НОУ является организатором научно - творческой конференции, цель проведения - развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Прошли 8 лет успешной и творческой работы, и сегодня научное общество учащихся по праву можно назвать Центром управления научно - поисковой, исследовательской деятельностью учащихся. Центр дополнительного образования для детей и взрослых - это ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА по научно - исследовательской деятельности в округе (2010-2011г.г.), (2015-2016 г.г.) За восемь лет 217 членов НОУ приняли участие в 50 конкурсах, фестивалях, конференциях. 166 человек (78%) освоили технику публичного выступления перед аудиторией, научились презентовать свою исследовательскую работу, отстаивать свою точку зрения, приобрели опыт социального общения.

За 8 лет члены НОУ стали дипломантами и призерами областных, всероссийских и международных конференций, Чтений, фестивалей.

Некоторые ребята представили свои труды не только на уровне учреждения в рамках НОУ, но и на районных, окружных, областных научно - практических конференциях, Чтениях, фестивалях и т.д.

4 члена НОУ приняли участие во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО», а 2 воспитанницы д/о «ОИД», члены НОУ стали участницами заочного этапа Международной Ярмарки социально - педагогических инноваций 2010. 4 члена НОУ приняли участие в работе Международного конкурса - фестиваля «Люблю тебя, земля моя». 2 человека стали дипломантами VI Открытой Международной научно- исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) 24-27 января 2012 г.(г.Отрадный),2 человека стали дипломантами третьего Всероссийского конкурса презентаций «Топ- слайд» ( май- сентябрь 2013 г.), четыре человека стали победителями 2 Открытой ИНТЕРНЕТ- конференции учащихся ОУ Промышленного района г.о. Самара «Наука. Творчество.Интеллект» (05.04.2014 г.) и т.д.

Выпущены две книги: «История Центра пишется сегодня», « Они домой ПОБЕДУ принесли».

ВЫВОДЫ



1.Работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных учащихся, склонных к научно- исследовательской деятельности становится все более актуальной.

2.В системе дополнительного образования особенно эффективна следующая форма обучения: работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества

3. Наработанная система работы по организации научно - исследовательской деятельности отвечает требованиям времени.

4. НОУ - это благоприятная развивающая среда, способствующая развитию нестандартного мышления. НОУ является организатором научно - творческой конференции, цель проведения - развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. Одаренность (рабочая концепция).-М.:Магистр,1998.

2.Лукина М.М., Лукина Э.М. Сборник материалов из опыта работы очно- заочной школы юных исследователей «Восхождение», Самара,2005.

3.Пиявский С.А. Стратегии научного руководства исследовательскими работами молодежи.- Самара,1998,с.31.

4.Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике.- М.: ПЕРСЭ, 2000.-80 с.

5.Чудасова Л.А. Технология работы с одаренными детьми (программа «Методическое обеспечение учебного курса для педагогических ВУЗов».-Самара.: изд-во СамПГУ, 2000, 89 с.)

6.Кожохина С.К. Методы первичной диагностики одаренных детей. Жур. Внешкольник,№1,2003. с17-20.

7.Маяцкая В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка. Ставрополь. Жур. Внешкольник,№2,2003. с.20.

8. Петрушова Н.А., Назарова Н.Г., Смолина Н.В.. Работа с одаренными учащимися в условиях сельской школы. Жур. Внешкольник 2000. с.25-27.

9. Фомина Л.В. Дневник наблюдений. Жур. Внешкольник 2003. с.18.

10.http: den-za-dnem.ru Концепция одаренности. Обучение одаренных детей в системе дополнительного образования, с.31-34.



© 2010-2022