Программа «Якутский национальный инструмент – Хомус»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

ОА «Город Якутск»

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МОБУ СОШ № 19

Протокол № ___

от «___»____ 2014

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР Костромина В.Б.________

«____ »__________ 2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ № 19

Шарапова Л.Н.___________

«____» __________ 2014

Программа

«Якутский национальный инструмент - Хомус».



на 2015-2016 уч.год













Учитель: Монастырева Акуча Юрьевна







Якутск 2015 г.

Введение

У якутского народа, наряду с другими струнными, мембранными и но обладающий способностью петь голосом живой природы, с глубокой древности сохранился хомус, вмещающийся в ладами, но обладающий способностью петь голосом живой природы. Веками отрабатывались исполнительские приемы, превратившиеся впоследствии в своеобразное искусство игры на хомусе. Если в 18 в. путешественники и исследователи упоминали об отдельных исполнителях на хомусе , то в начале 19в. стало массовым коллективное исполнительство. К этому времени уже было четкое распределение ролей на обучающих и обучающихся. Как правило. Более опытные хомусисты становились наставниками игру на хомусе. Практиковался опыт совместной импровизации (Н.Щукин, Р.Маак, А. Миддендорф, В.Трощанский, И.А. Худяков и др.). В начале 20в. отдельные коллективы хомусистов стали выступать перед публикой, о чем начала информировать периодическая печать. Традиционная школа игры на хомусе получила свое становление с 30-х годов.

О хомусе. Известны три разновидности якутского хомуса: мас хомус «деревянный хомус», хомус (или тимир хомус) «железный хомус» и икки тыллаах хомус «двуязычный хомус». Первый из них был известен только до середины 19в. и забыт. Двуязычный хомус также не получил широкого распространения, по-видимому, из-за неотработанности технологии изготовления приемов игры на нем.

Традиционный классический одноязычковый железный хомус, широко распространенный в республике, состоит из подковообразного ободка в виде лиры с суживающимися двумя «щеками». К середине ободка прикрепляется упругая стальная пластинка-язычок, находящийся между «щеками». Загнутая на конце на прямой угол часть вибрирующей пластинки называется хохуора «птичка», на кончике которой имеется эминньэх «круглое ушко». Именно это крохотное отверстие «ушко» служит для настройки инструмента. В нем закладывается кусочек свинца и миллиграммовое уменьшение его веса путем скобления способствует изменению (увеличению) частоты колебания язычка. Так достигается искомое звучание хомуса.





























Пояснительная записка.

Программа «Хомус - Якутских фольклорных жанров» имеет культурологическую направленность.

Актуальность данной программы в развитии культуры межнациональных отношений, где важное значение имеет кросс-культурная грамотность, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого народа.

Педагогическая целесообразность программы «Хомус»- якутских фольклорных жанров» в том, что она решит задачу передачу накопленного, духовного опыта, ценностей, приобщение детей к духовному наследию народа Саха усвоение якутской народной культуры, как часть культуры общечеловеческой, эстетическое воспитание, развитие фольклорного воспитания и овладения практическими умениями и навыкам фольклорной деятельности.

Программа «Хомус-якутских фольклорных жанров» рассчитано на пять лет обучения для детей: младших и средних. Урок ведется как дополнительный предмет в классе-хомуса.

В процессе занятий сочитается индивидуальная и групповая работа. Расписание строится из расчета один час урока в неделю. Образовательный процесс организован в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени.

Программа «Хомус-якутских фольклорных жанров» многофункциональная и построена по концентрическому принципу, то есть разделы в ней повторяются из года в год все более расширяясь, охватывая новые темы.


Цели и задачи:

Основной целью программы: научить детей приемам игры на хомусе, через которое обучающиеся смогут приобщиться к духовной жизни предков, возрождению традиций исполнительства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-воспроизведение традиционных («угэс буолбут» ньымалар) приемов игры на хомусе.

-воспрозведение современных («аныгылыы» ньымалар) приемов игры на хомусе.

-формирование духовно-нравственных качеств личности.

-развитие детей как творчески активных личностей.

Отличительные особенности программы в том, что обучение в программе позволяет развить индивидуальные, творческие способности, научится анализировать и понимать органическую целостность народной культуры якутов, пропаганда культуры народа саха среди детей.

Принципы обучения и воспитания.

При организации воспитательно-образовательного процесса по программе «якутский национальный инструмент-хомус» применяются основополагающие принципы личностно-ориентированного обучения:

-наглядности;

-доступности и пассивности;

-индивидуального подхода;

-использование метода предметного обучения



Содержание программы первого года обучения.

Один год обучения.

Воспроизведение традиционных («угэс буолбут» ньымалар) приемов игры на хомусе.

Воспроизведение современных («аныгылыы ньымалар») приемов игры на хомусе. По приемам И.Алексеева.

Разновидности ударов.

Дыхательные упражнения, строй хомуса.

Второй год обучения.

По приемам И.Е.Алексеева - традиционные и современные приемы.

Импровизация по темам природы, времена года.

Гортанные упражнения для звука извлечения.

Третий год обучения.

По приемам И.Е.Алексеева-традиционные, современные приемы.

В.С.Софронова «обучение к игре на хомусе» (методические рекомендации).

Четвертый год обучения.

По приемам И.И.Алексеева - традиционные и современные приемы.

В.С.Софронова «обучение игре на хомусе» (методические рекомендации).

История о происхождении якутского национального варгана. Виды инструмента. Мастера изготовители хомуса. Известные исполнители хомуса.

Пятый год обучения.

По приемам И.Е.Алексеева - традиционные и современные приемы.

В.С.Софронова «обучение игре на хомусе» (методические рекомендации).

Импровизации современных и традиционных способов извлечения звуков природы.


№ п\п

Наименование разделов.

Кол-во часов

Задание.

1.

1. знакомство с якутским национальным инструментом-хомус. « Пение жаворонка»- «Куерэгэйдэтии»

3.

Слушание игры на хомусе. Сделать вибрацию языком.

2.

2.знакомство с ансамблями хомусистов. « Гусиное пение»-«Хаастатыы»

3.

Играть традиционные народные мелодии -куплеты. Повторить слоги «ле-ле-ле» и «йо-йо-йо».

3.

«Беспрерывная умеренная игра»-«Сыыйа тардыы»

3.

Повторить дома.

4.

«Основной звук» - «Сурун дор5оон»

3.

Повторить гласные звуки и дифтонгов.

5.

«Звук Полета Стрекозы»

3.

Повторить слоги «иип-ипп»

6.

Мелодия хороводного танца «Осуохай»

3.

Учить слова.

7.

Мелодия «биэ-биэ-биэ»

3.

Повторить.

8.

Односторонние удары- наар охсуулар.

Повторить.

9.

Двусторонние удары- хардары - тары охсуулар.

10.

«Носовой звук» - «Мурун дор5ооно».

Повторить слоги «ны-ны-ны»

11.

«Глоточный звук» «Бэлэс дор5ооно».

Повторить слоги «гьа-гьа-гьа».

12.

«Гортанно-небный прием» «Кенкелейдетуу»

Повторить

13.

«Губной звук» «Уос дор5ооно»

Повторить слоги «уо-уо-уо»

14.

«Зов кукушки» «кэ5элэтии».

15.

«Двуголосие» «Хос дор5оон».

Играть на хомусе.

16.

«Стаккато» «Табыгыр».

Повторить.

17.

«Цокот копыт» «Тайах тыаьа».

Повторить слоги.

18.

Варианты ударов пальцами - тарбах араас охсуулара.

Сделать упражнения пальцами.

19.

«Кукушка»-«Кэ5э».

Воспроизвести звуки (кхак-куук)

20.

Сделать композицию.



Список научно-методической литературы.

1.К.Д.Уткин «Голосом живой природы», КИФ «Ситим» Якутск, 1993г.

2.А.С.Адамова «Оскуола5а хомус куруьуога», Покровск, 1997г.

3.А.Е.Захарова «Якутский фольклор», Якутск, 1993г.

4.Е.П.Жирков «Как возродить национальную школу. Шаги РС(Я)», Москва 1992г.

5.К.Д.Уткин «Культура народа Саха» Якутск, 1998г.

6.А.П.Окладников «Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству», Якутск 1949г.

7.М.Н.Жирков «Якутская народная музыка», Якутск, 1981г.

8.И.А.Худяков «Краткое описание Верхоянского округа», Л., 1969г.

9.В.Л.Серошевский «Якуты», С.-Петербург, 1896г.

10.И.Е.Алексеев «Искусство игры на якутском хомусе», Якутск, 1988г.

11.Н.А.Алексеев «Традиционные религиозные верования якутов», Якутск, 1991г.

12.Г.М. Кривошапко «Музыкальная культура якутского народа», Якутск, 1982г.

13.Г.У.Эргис «Очерки по якутскому фольклору», М., 1974г.

14.Г.В.Ксенофонтов «Шаманзм. Избранные труды», Якутск, 1992г.

15. А.Е.Кулаковский «Научные труды», Якутск, 1979г.

16.С.В.Ястремский «Образцы народной литературы якутов», Л., 1929г.

17.А.И.Гоголев «Историческая этнография якутов», Якутск, 1986г.

18. И.В.Пухов «Якутский героический эпос олонхо», М.,1962.г.




© 2010-2022