План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - конь

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Шахматная фигура - конь.

Цели: 1. Познакомить с шахматной фигурой - конь, с правилами хода коня, с

правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.

2. Закрепить умения ходить ладьёй, слоном и ферзём. Способствовать

формированию логического мышления, умения обдумывать свои

действия.

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Оборудование: Экран, проектор, шахматы, таблицы, карточки.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Шахматы - игра для тех,

Кто жаждет чуда и утех

Для тех, кто юн, для тех, кто сед.

Игра полезная для всех.

- О какой игре идет речь в стихотворении? (шахматы)

- Давайте вспомним, откуда произошло название этой игры?

(От сочетания персидского «шах» (король) и арабского «мат» (умер).Дословный перевод звучит как «смерть королю противника»)

- В какой стране возникла эта игра? (В Индии, в пятом веке)

2. Отгадывание кроссворда.

1

3

4


2

к

о

н

ь



- Отгадайте загадки.

1. Маленькая, удаленькая, все

Поля прошла и фигуру нашла. (Пешка)

- Расскажите, что вы знаете о пешке?

2. Гладкий люблю я, расчищенный путь;

На шаг в любую сторону

Могу я шагнуть! (Король)

(Рассказ детей о короле)

3. Не живет в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

(Рассказ детей о слоне)

4. Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду,

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья)

(Рассказ детей о ладье)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Конь)


  1. Знакомство с новым материалом.

- С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.

- Покажите эту фигуру.

- Где стоит конь на шахматной доске?

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - конь

- Конь самая интересная фигура на шахматной доске. Почему?

(Ход напоминает букву «Г» Ходит на три поля: раз, два - прямо, три - в сторону)

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - конь

- Конь считается легкой фигурой или тяжелой?

(Конь считается лёгкой фигурой.Ценность коня - 3 пешки.)

- Конь начинает ход с черного поля, а заканчивает на каком? (белом)

- Чем отличается конь от других фигур? (Перепрыгивает через свои и неприятельские фигуры)

-Если поле, на которое приготовился пойти конь, занято неприятельской фигурой, он её может взять.

4. Физкультминутка

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

5. Решение дидактических задач и заданий.

1) - Поставьте коня в центр доски. Скажите, сколько ходов может сделать конь? (8 ходов) План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - конь


- Поставьте коня в угловое поле. Сколько ходов может сделать конь? (2 хода)

2) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

- Белый конь должен побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - коньПлан занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - конь


3) Игра «Кратчайший путь»

- Как белому коню быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - коньПлан занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - конь


6. Закрепление знаний.

Игра «Да - нет»

- Может ли конь попасть на белое поле? (да)

- Ходит ли конь по диагоналям? (нет)

- Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)

- Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)

- Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)

- Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)

- Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8)

- Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2)

7. Итог урока.

- Что нового узнали?

8. Домашнее задание.

-Посчитать сколько ходов сделает конь, чтобы попасть на последнюю горизонталь.

© 2010-2022