Исследовательская работа по направлению Система государственного управления Тема: «Правительство Российской Федерации: функции, полномочия, порядок избрания»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Новохоперского муниципального района Воронежской области «Центр дополнительного образования детей»





Исследовательская работа по направлению

Система государственного управления

тема:

«Правительство Российской Федерации:

функции, полномочия, порядок избрания»

Выполнила: методист МКУДО «ЦДОД» Шевелева Н.А.







Воронеж, 2015





Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Формирование правительства Российской Федерации ……………………..5

2. Полномочия Правительства Российской Федерации………………..…….14

3. Организация деятельности Правительства РФ ………………………..…..23

4. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации …..…30

Заключение……………………………………………………………………. .31

Список использованных источников…………………………………… ……33

















Введение

В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами Правительство Российской Федерации осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Ст. 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
















1. Формирование правительства Российской Федерации

Предусмотренная Конституцией РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ и утверждение по его предложению Президентом РФ иных членов Правительства РФ представляет собой два взаимосвязанных этапа, две стадии.

На первом этапе формируется институт главы Правительства РФ. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу своей значимости процедуры порядка назначения Председателя Правительства РФ определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.[ 7 ]

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ.

Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий. В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.(ст.8 Конституции РФ) [ 1 ]

Второй этап формирования Правительства РФ связан с назначением членов Правительства (первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров). Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии распределениям обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель аппарата правительства - министр РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра не являющегося руководителем федерального министерства. Таким образом, практическое количество правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.

Для решений оперативных вопроса Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяются не законом и указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседание этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости. Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством. [6]

Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). [ 1 ]

Ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства РФ

Члены Правительства Российской Федерации не вправе:
- быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;

- занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства Российской Федерации обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

-заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

- использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации;

- получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

- принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
- выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.(ст. 11 Конституции РФ) [ 1 ]





















2. Полномочия Правительства Российской Федерации

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

1.Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Особенности руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, устанавливаются статьей 32 настоящего Федерального конституционного закона.

Правительство Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, за исключением функций федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых в соответствии с частью первой статьи 32 настоящего Федерального конституционного закона руководит Президент Российской Федерации. (ст.12 Конституции РФ) [ 1 ]

2.Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений. (ст.13 Конституции РФ) [ 1 ]

3.Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

Правительство Российской Федерации:

- осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
- вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

- осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет общее руководство таможенным делом;
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации. (ст.14 Конституции РФ) [ 1 ]

4. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Правительство Российской Федерации:

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- разрабатывает и реализует налоговую политику;

- обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

- руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. (ст.15 Конституции РФ) [ 1 ]

5. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере

Правительство Российской Федерации:

- обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

- принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

- принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

- взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

- разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. (ст.16 Конституции РФ) [ 1 ]

6. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования

Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

- обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

- обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. (ст.17 Конституции РФ). [ 1 ]

7. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды



Правительство Российской Федерации:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. (ст.18 Конституции РФ) [ 1 ]

8. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

Правительство Российской Федерации:

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

- разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

- осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. (ст.19 Конституции РФ) [ 1 ]

9. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

- осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

- организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

- обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

- обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

- принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
- руководит гражданской обороной. (ст.20 Конституции РФ) [ 1 ]

10. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство Российской Федерации:

- осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

- обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

- отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

- осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества. (ст.21 Конституции РФ) [ 1 ]

11. Иные полномочия Правительства Российской Федерации

Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. (ст.22 Конституции РФ) [ 1 ]

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.


3. Организация деятельности Правительства РФ

Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ . Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства.

В заседаниях Правительства могут участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.

По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.

Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

- решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

- вопросы, которые с точки зрения руководства Правительства имеют особое значение, например, вытекающие из поручений Президента.

Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его Руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем Председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство. Вместе с тем предусматривается его досрочная отставка. Она возможна в следующих случаях:

- Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку; решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;

- отставка Правительства по решению Президента не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. Хотя раньше по закону о Совете Министров - Правительстве Российской Федерации (ст. 11) решение об отставке Правительства по инициативе Президента принималось им с согласия парламента. [ 2 ]

Другими словами, при принятии решения об отставке Правительства Президент не связан никакими правовыми условиями. Конституция предоставляет ему право свободного усмотрения, исходя из роли, которая возложена на него статьей 80, - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».[3] И никакому обжалованию и оспариванию такое решение Президента не подлежит. [ 4 ]

Недоверие Правительству выражается Государственной Думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу;

Вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной Думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Во всех этих случаях Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.[5]


Участие Правительства Российской Федерации

в законодательной деятельности

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.
Право законодательной инициативы Правительство Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.
Правительство Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу, в соответствии с ее Регламентом, поправки к, находящимся на рассмотрении Государственной Думы, законопроектам.
Разрабатываемые Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в обязательном порядке направляются Правительством Российской Федерации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу, в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.
Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.[5]
Заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства Российской Федерации о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства Российской Федерации или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.

Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации. Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами..палат.
Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.(ст. 36 Конституции РФ) [ 1 ]

Основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации

и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации. (ст. 43 Конституции РФ) [ 1 ]

Контроль Правительства Российской Федерации

за деятельностью органов исполнительной власти

и урегулирование разногласий между этими органами

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.(ст. 44 Конституции РФ) [ 1 ]

4.Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации

Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете отдельной строкой.(ст. 45 Конституции РФ).

Члены Правительства Российской Федерации за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством.

Медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов Правительства Российской Федерации осуществляются на основании федерального законодательства в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства Российской Федерации. (ст. 46 Конституции РФ).

Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации, контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания.
Аппарат Правительства Российской Федерации возглавляет Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или федеральный министр.
Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства Российской Федерации производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации. (ст. 47 Конституции РФ). [ 1 ]


Заключение

Полномочия Правительства Российской Федерации неразрывно связаны с реализацией норм Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность.
Укажем и на предметы совместного ведения России и ее субъектов, которые также имеют непосредственное отношение к полномочиям федерального Правительства: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы распоряжения природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки, культуры; здравоохранение; защита семьи; социальная защита; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
В современных условиях повышается роль государства и его ответственность в обеспечении нормального хода социально - экономического развития. В этом процессе велика роль Правительства, которое призвано возглавить систему государственного управления в социально - экономической сфере, в проведении государственной производственной и структурной политики.
В сфере регулирования экономических процессов, особое значение имеет его деятельность по координации и определению общих направлений развития экономических отношений, определению приоритетов в структурной политике, внедрению и использованию экономических методов управления, а в необходимых случаях и строгих административных предписаний и запретов.

Согласно Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.






Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. М., Проспект. 1997.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Л.А.Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 2004. - С. 365.

3. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: «Юридическая литература», 2004. - С. 497-498.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2005. - С. 479.

5.Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. - М.: Издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005. - С. 173.

6.Малая энциклопедия конституционного права. Баглай М.В., Туманов В.А. - М.: Издательство БЕК, 2004. - С. 184-185.

7. Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ. глава 17 «Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации» (ст.ст. 144-148) Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-П ГД (текст в редакции от 23 мая 2003 г.).

Материалы с сайтов

8. websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

9. pravitelstvo.gov.ru/


© 2010-2022