Занятие Древние образы в орнаментах русской вышивки

Раздел Дополнительное образование
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: «Древние образы в орнаментах русской вышивки».

Цель: Систематизировать знания об особенностях и значении русской народной вышивки.

Задачи: 1. Дать знания о семиотике русской народной вышивки.

Закрепить знания о русской южной и северной народной вышивке.

Способствовать творческому подходу и исследованию народной

обрядности и их отражению в традиционном костюме.

2. Воспитывать духовную культуру, интерес к русской народной

культуре, уважение к труду русских мастериц.

3. Развивать внимание, связную речь, мышление, любознательность,

эстетический вкус, творческие способности.

Материалы и оборудование:


  1. Раздаточный материал - изображение комплектов русской одежды,

таблица на доске.

  1. Памятка по выполнению эскиза орнамента.

  2. ТСО: проектор, экран, сетевое окружение.

Динамическая таблица «Древние образы русской вышивки».

Презентация №1 - материал с образцами южной и северной народной

вышивки.

Презентация №2 - образцы с изображением вышивки птиц, растений,

животных, женской фигуры. Образец вышитого полотенца с этими

образами.

Презентация №3 - последовательность выполнения практической

работы в графическом редакторе «Paint".

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Для детей: рабочая тетрадь, предыдущие работы.

Компьютер, програмное обеспечение «Paint".




Ход занятия:

1. Введение в тему занятия.

Педагог: Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служил не только для красоты, наверное, он нес в себе какую - то информацию? Это сегодня нам и предстоит выяснить.

Русские вышивки. Какие вещи украшались ими? А главное, зачем и что они означали.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

- Какие предметы, вещи, украшены вышивкой? (обращаемся к наглядному пособию «русский костюм»).

Раздается изображение русских комплектов.

- Что вы можете рассказать об изображенной женщине по костюму?
Определите, где она проживала (географическое расположение), семейное положение. Назвать детали костюма. (Использование таблицы).

3 Формирование новых знаний.

- Народная вышивка была связана с древними обычаями и обрядами крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

- Каждая вышивка имела свое назначение.

- Посмотрите на рубаху- элемент русского костюма.

- Где располагалась вышивка?

Вышивки располагались на местах соприкосновения тела человека с

внешним миром (т. е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега.

На доске

Зачем оберегали?Рассказ дополняется записью на доске.

  • В середине прошлого века еще был жив обряд «чтение узоров». В одном из сел собирались девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре - пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем - сарафан, поверх него три- четыре 6нарядных передника. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек.

- Попробуем и мы прочитать узоры.

Наши предки- крестьяне были издавна земледельцами и такими символами древние крестьяне изображали плодородие Земли.

- Попробуйте определить, что могут обозначать эти геометрические элементы, на что они похожи?

На доске изображаются геометрические элементы.

В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце-символ тепла, жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки.

- Теперь попробуйте прочитать орнамент на вышивке.

Возможно, земледелец просил этим орнаментом - « Пусть пойдет дождь!» Мы видим своеобразные заклинания в виде образных знаков.

Зачем?

Оберегали, заклиналиДополняется надпись на доске.

-Почему крестьянина так волновало плодородие Земли?

Мысли земледельца были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его семьи. Обычно символы земли изображались на подоле рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Презентация №1.

Открывается динамическая страничка.

Но более сложные вышивки, например северные

- Кто изображен на этой вышивке?

Стилизованный женский образ с поднятыми руками.

- Что он выражает? (учащиеся рассуждают)

Педагог: Этот мотив имеет древнее происхождение. Он встречается на многих праславянских вещах 7 века до н. э. По представлениям наших предков земля была живым существом. Подобно человеку, на зиму земля засыпала, а с первыми лучами солнца возрождалась, пила талые воды, расцветала и родила подобно женщине добрый урожай.

- Так как же вы бы назвали бы этот образ?

Дети: Земля - кормилица по матерински заботилась о человеке. Этот образ олицетворение Матери- земли. Мы соединили воедино два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому.

Презентация №2.

Открывается динамическая страничка.

- Как вы думаете, что означает изображение птиц в вышивках?

Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья

Для всякого зелья.

Педагог: В русской деревне был веселый древней обычай. По весне девушки шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки, они пели песни - веснянки и заклички, зазывая « птиц - ластушек», которые должны были принести в их края весну - красну. С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле. Верили, что с их прилетом приходит на землю весна:

Жавороночки, перепелушки,

Птички- ласточки! Прилетите к нам!

Весну ясную, весну ясную.

Зачем?

Оберегали, заклинали, призывали, просилиПринесите нам.

Рассказ дополняется надписью на доске.

Открывается динамическая страничка.

Педагог: И вот на вышивке оплечья, украшавшего нарядную девичью рубаху, мы видим женскую фигуру с воздетыми к небу руками. В руках у женщины и вокруг - большие и малые птахи. Как видите, вышивка, обряд и песня, имеют одинаковое значение. Они должны способствовать скорому приходу яркого вешнего солнышка, столь необходимого всей природе.

- Кто изображен на рисунке? Мы видим две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из- за формы « ладьей»).

Внимательно вглядимся в эту иллюстрацию- вышивку на полотенце - и увидим, что « ладья» как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны - точь - в - точь как у лошадей, несущихся в одной упряжке. Теперь разглядим растение. Кто хорошо знает русскую вышивку, сразу увидит в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Значит, ясен и смысл узора на полотенце - он говорит о приходе весны, расцвете природы и скором наступлении поры плодородия.

- На кого похожи диковинные звери? Что они могут означать?

Зачем?

Оберегали, заклинали, призывали, просили, охраняли- Занятие Древние образы в орнаментах русской вышивки В центре подобие фантастического растения, а по бокам от него - могучие звери и с когтистыми лапами. Звери кА бы пронизаны ярким солнечным светом - даже гривы и уши их золотятся и переливаются шелками. Но что могут олицетворять загадочные для нас не львы, нее то барсы? Дальним родственником, прообразом вышитого на подполе льва был крылатый пес Симаргл - Переплут из древнего мифа, охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием.

Занятие Древние образы в орнаментах русской вышивкиРассказ дополняется надписью на доске.

Открывается динамическая страничка.

- Рассмотрите образы на вышитом полотенце.

Какое изображение вам уже знакомо?

В центре вышивке - величавая женская фигура (уже знакомый образ Матери- Земли), которая держит под уздцы двух коней. На них восседают всадники. По жесту рук видно, с каким почтением обращаются они к небу, и к Матери-Земле. За спинами у всадников- сохи, которыми крестьяне пахали свои нивы. Наступала пора полевых работ, и в поле выходили пахари.

- Что же тогда означает изображение коней? Когда крестьяне выходят пахать землю? Итак, перед нами зримый образ встречи весны, образ солнца. (Открывается динамическая страничка).

О цвете вышивке.

- Ребята, вы обратили внимание оков цвет вышивки?

- Почему именно красный?

Это наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны- павы, и Мать - Земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

В те давние времена красители делали из природного материала, а нити для вышивания красили соком красных ягод.

- Можно ли сказать, что образы в русских вышивках изображены в реалистической манере?

- Опишите особенности изображения образов в русской вышивке.

Все изображения стилизованны. Формы растений животных геометризированны, т. е. состоят из геометрических форм (прямых линий), нет плавных, округлых линий.

Вывод.

Итак, вы сегодня познакомились с древними образами, использовавшимися русскими мастерицами в вышивках. Вернемся мысленно к началузанятия. Нам необходимо было выяснить, зачем и что означали эти орнаменты? Обращаемся к записям на доске и динамической таблице.

Так украшения одежды и предметов быта были связаны с обычаями и обрядами русского человека, отражали времена года.

В представлениях русских крестьян считалось, что орнаменты оберегают человека. Через узоры они призывали, просили, произносили заклинания и искренне верили, что им это поможет. Да, узоры русской вышивки тесно связаны с каждодневными заботами народа- земледельца и несут в себе в себе глубокий нравственный смысл. Девушки вышивали, их, как правило, лишь весной, до начала полевых работ. Они просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили: пусть так будет всегда!

Подготовка к практической части.

- Ребята, вы догадались, с чем будет связано сегодня практическое задание?

- Вспомните особенности изображения орнамента, повторение и чередование элементов.

- Удобно ли изображать один или несколько одинаковых элементов, рисуя от руки? В этом нам поможет компьютер. Мы будем использовать графический редактор « Paint».

- Посмотрите, как я выполнила это задание.

Показ последовательности изображения.

1. Создать рисунок элементов орнамента, используя инструмент « Линия», « Заливка».

2. Выделить объект.

3. Копировать объект.

4. Вставить объект.

5. Отразить объект.

6. Переместить объект.

7. Дополнить рисунок другими элементами орнамента.

8. Подписать свое имя и фамилию вверху на работе.

Практическая часть.

Выполнить эскиз орнамента, используя знания о древних образах в русской вышивке.

Задание выполняется на компьютере с помощью программного продукта « Paint». В конце работы нужно сохранить свой рисунок в папке с соответствующим номером задания. Затем проводится выставка учащихся с помощью сетевого окружения.

Памятка учащимся.

« Файл→ сохранить, как→ выбрать « сетевое окружение»→ Full на сервер→ папка « Информатика»→ папка « вышивка»→ папка « Задание №»

Задание № 1

Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образы, на тему « Пошлите небеса дождь!»

Задание № 2

Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образы, на тему « Приди весна!»

Задание №3

Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образы, на тему « Мать- Земля, дай нам щедрый урожай».

Задание №4

Выполнить эскиз орнамента русской вышивки, используя древние образы, на тему « Свети солнце!»

Вывод.

Анализ компьютерных рисунков.

Все эскизы отображаются на экране компьютера. Воспитанники выбирают наиболее удачные эскизы, аргументируя свой выбор.

На следующем занятии воспитанники используют свои собственные графические эскизы, вышивая оберег на ткани, применяя простые и гладьевые швы.

Аннотация.

Реализовывая данную технологию, мы привлекаем детей к исследовательской деятельности, соприкасаемся с межпредметными связями - это информационные технологии, история нашего государства. Мы опираемся на то, что актуально для детей, что для них значимо и вызывает отклик в их душе.


© 2010-2022