Экологическая беседа по теме Птицы в жизни сибиряков

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

«Детский эколого - биологический центр» города Колпашево Томской области







Экологическая беседа

Птицы в жизни сибиряков







Работу выполнила:

Дубинина М.В.,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории






Колпашево2009

Цель: знакомство школьников с экологической культурой природопользования коренными жителями Сибири.

1.Вводная часть

Мудрые уверены, что бы понять современный противоречивый мир необходимо познакомиться и с его историей и традициями.

Селькупы, татары, эвенки, ханты, манси и другие народы - аборигены Томской земли. Их предки пришли сюда тысячелетия назад, разведали и освоили суровые земли, накопили знания о природе и выработали навыки выживания в экстремальных природных условиях.

Уже сейчас ясно, что культура сибиряков была в прошлом почти образцовой

экологической культурой, до которой нашей технократической культуры очень далеко.

Особенность таёжных культур - явное преобладание присваивающего хозяйства;

охота, рыболовство, собирательство.

2.Особенности существования таёжных культур

Природные условия ограничивали даже возможность появления земледелия и скотоводства. Поэтому жители леса и реки не могли не быть охотниками и рыболовами. Эти знания составляли основу хозяйства местного населения.

Природные ресурсы древнего времени определили не только численность населения тайги, но и формы расселения людей. Жизнь в тайге, жизнь в небольших посёлках, в маленьких коллективах, разбросанность, разобщенность.

Бережное отношение к лесу - в крови у народов Сибири, для них вырубать или уничтожать лес огнём значит, на десятилетия лишит себя зверя, птицы, кедровых орех и ягод.

Ресурсы природы они использовали максимально полно. Мясо - в пищу, шкуры - на одежду, сухожилия на нитки, внутренности на приваду. Использовались даже рога, чешуя, пузыри - это сырьё для производства универсального клея.

3.Промыслово - охотничьи птицы,.

Птицы в питании большинства северян играют значительную роль только летом. На территории нашей области обитает около 80 видов птиц, которых можно отнести к охотничьим или промысловым.

Это водоплавающие птицы, боровая или лесная, болотная или луговая дичь, полевые птицы.

Наиболее распространённый объект охоты - водоплавающая дичь; в пределах области гнездятся 17 видов водоплавающих, ещё 6 видов добывается во время сезонных миграций, 9 видов - в периоды случайных залётов.

Охотятся на гусей, уток, куропаток и лебедей. Мясо этих птиц очень вкусное и питательное его на зиму селькупы солили.

По свидетельству служивого человека Григория Новицкого, который в1715 году побывал в Сибири(в Тобольске) и написал рукопись «Краткое описание о народе сибирском». « Зелая скудность понуждает я от птиц, гусей, лебедей здирати кожи, яже по своему обыкновению выделывать изрядно, боллшия, истребивши перя самой только оставлше пух; трудами же своими кожу умягчаюти составляют шубы красоты особнийшея.». Шкуры птиц вместе с пухом использовали для шитья одежды. Всегда собирали большое количество разнообразных яиц.

Боровая дичь в таёжных районах ещё достаточно многочисленна и зависит от изменчивости погодных условий, а так же разнообразных антропогенных воздействий

Рябчик, белая куропатка - мелкий вид боровой дичи.

Глухарь - наиболее крупная птица, встречается в сосновых лесах, рямовых болотах.

Тетерев обитает на большей территории нашей области.

Болотная дичь - журавлеобразные ( погоныш, лысуха, коростель) и ржанкообразные ( различные кулики: турухтаны, бекас кроншнеп, веретенник и др.)

Полевая дичь представлена 2 видами: перепел и серая куропатка.

« Не знаю, как у вас, а мы зиму любим - говорят эвенки. Покойное, сытное это время ~

зима. Хорошее время, особенное: олени в руках, куропатки в лесах по кустам бегают,

Куропать - летучая рыба». Она бедняку взамен мяса идет, вместо рыбы. Даже не­смышленые

Ребята добывали эту дичь; а старики и старухи даже подрабатывали на ней. До войны сотни,

тысячи этой куропатки от нас увозили. Теперь сами поедим; однако куропатки ныне мало осталось.

Лакомыми блюдами для сибиряков считаются в сыром виде мясо оленя, его печень, почки, сердце, глаза, головной и костный мозг. Особенно ценился костный мозг. Он считался до не­давнего времени лучшим угощением для желанного гостя. Употреблялось в пищу сырое мясо и других промысловых животных: дикого оленя, изюбря, кабарги, медведя, кабана, и птицы.

Считалось запретным по разным причинам мясо, волка, горностая, а из ПТИЦ - ворона, грача, орла, коршуна, ястреба, вороны.

В основе запрета лежат вполне рационалистические соображе­ния (мясо жесткое и неприятное на вкус), но в отношении Некоторых животных (орел, коршун, ворон) сохраня­ют значение и религиозно - тотемические предрассудки.

4. Предания, верования, обычаи связанные с птицами

Образ птиц, как вездесущих пилигримов Космоса был очень популярен в

обрядах и верованиях северных народностей.

В древности основу мироздания сибиряков составляла довольно строгая и гибкая система

взглядов, непротиворечиво объясняющая действительность. До нас дошли осколки и

фрагменты, но они достаточно выразительны!

Почему сибиряки обожествляли леса и реки?

Из века в век человеческая жизнь проходила в маятниковом «качании» лесом и водоёмом. Сезон

охоты сменялся временем рыбной ловли, а осенью мужчины опять уходили в тайгу. Оба «рабочих

места « таёжники» знали досконально.

Столетия хозяйственной деятельности позволило северянам накопить гигантский объём

рациональных знаний об окружающей природе.

Поскольку лес был «чужой» территорией, человеку надлежало вести себя там

соответствующим образом. Поведение охотника в лесу - это ситуация « в гостях».

К духу - хозяину леса обращались с просьбой удачной охоты и оставляли ему подарок: полоску ткани,

мешочек с дробью, наконечник стрелы.

Каждое поселение имело своего покровителя - предка и представляется как птица, рыба,

насекомое или зверь. Жители считали себя людьми этого духа, предка.: люди филина,

племя орла или кедровки т.т.д.

Представление о происхождении какой-либо группы людей от животного

или птицы в этнографии классифицируется как тотемические.

По отношению к тотему- предку члены данной группы должны были

придерживаться некоторых ограничений. Прежде всего, тотем нельзя было использовать

в пищу и убивать. Это животное являлось священным. Да как можно

было поднять руку на своего предка? Предок тотем не только объединял членов

групп, но и обозначал их особенность, отличие от других.

Так Орёл-лимпы как и ястреб относился у северных селькупов к светлым небесным птицам помощникам шамана во время путешествия в Верхний мир, в отличие

от совы и филина, которые относятся к тёмным птицам для путешествия в нижний мир. Из орлиного пера делалась стрела которая по преданьям могла победить злые силы.

Орёл считался главной птицей, праотцом всех птиц.

Ястреб -сенкети , иносказательно селькупы называют ястреба шипа петса

( уток искатель). В фольклорных текстах ястреб не только бросается на уток и гусей,

но может сбить и орла. В сказке дочь старика- чёрта превращается в ястреба, чтобы защитить своего мужа, превратившегося в гагарьего птенца от орла( старика- чёрта).Она сталкивает его в озеро.

У Птиц особое место в религиозных представлениях сибиряков.

Лебедь- кёнга считалось что раньше он был женщиной. Однажды она потеряла

рукавицу и стала птицей - лебедем. Лебедь понимает человеческую речь.

Очень строгий запрет у чумылкупов существовал на убийство лебедя, так как он

из «человеческого рода». Если кто - то убьёт лебедя, то не будет ему счастья в семейной

жизни. Почитание лебедей сохранилось в 20 годы прошлого века. В 1926 году

этнограф Дорофеева Е.Д. писала: « Мы были свидетелями встречи селькупским

населением прилёта первых лебедей. Эта встреча походила на светлый

праздник; все вышли из жилищ, брызгали вверх кто вином кто чаем,

кто водкой и все подражали лебединому крику. И лебеди услышали возгласы,

сделали «приветственный круг» над посёлком.

У угро-финских народностей (хантов, манси, кетов, коряков) водоплавающие утки,

гагары, нырки, кулики наравне с богами участвовоали в сотворении земли. Первоначально

как повествуют мифы , всё занимала вода- первоокеан ..Среднего мира не было создать

птице, доставая немного ила с океанического дна.

Те же селькупы были убеждены, что от Небесной старухи жизнедательницы души новорожденных летели на землю на первых лучах на первых лучах солнца в облике птичек.

В брачной церемонии коми невесте подносили жареную утку и солонку в виде той же

утки. Утка- покровительница Женщин - матерей.

Нан- краснозобая гагара- связана с духом воды, единственная птица уцелевшая

впервой войне Водных птиц прилетевших из чужих земель Лебедями с чёрными клювами и чёрными краями крыльев. Именно гагара рассказала другим птицам о произошедшей битве.

Поганка - Утит паткул наб .Вместе с гагарой она собрала птиц на битву с Лебедями с чёрными клювами и Чёрными краями крыльев. Она так торопилась, что застряла между кочек, зацепилась в корнях головой. Пока голову выпутывала, лапки поранила. Так и остались у неё навсегда лапки и глаза красные, а на голове красные пёрышки.

Кедровка- творец леса. Кесира - кедровка у северных селькупов тотемное животное,

в том числе покровитель одной из семейных половин( фартий)

отправился на в новые земли - учить других людей.

Пеке- рябчик.У северных селькупов есть миф о появлении многих разных птиц от одной единственной. Когда-то была на севере одна единственная птица- пеке. Был он огромного размера. Скучно было рябчику одному, решил он сделать других птиц и стал отрывать от своего тела куски мяса. Из больших кусков получились большие птицы, из маленьких - маленькие. И рвал он мясо до тех пор пока сам не стал таким маленьким что и рвать было нечего.

Глухарь - сенки. Тотемная птица. Легенда о том как во время войны с ненцами погибли все селькупы, за исключая 3 богатырей. Богатырь из рода орла превратился в орла, богатырь из рода кедровки- в кедровку и Богатырь из рода глухаря - в глухаря. Утром полетели они в большой город, снова стали людьми. Собрали большое русское войско - разбили ненцев.

О глухаре, не относящимся к перелётным птицам есть легенда, объясняющая наличие красного ободка вокруг глаз. Глухарь так долго плакал что птицы не взяли его с собой на юг ( перья на крыльях у глухаря к времени отлёта не поменялись) что веки у него покраснели.

Кукшка- сайога. Птица которая когда -то была женщиной, но её прокляла мать : быть всё время без своего гнезда С тех пор она скитается, приносит птенцов в чужие гнёзда.Убивать кукушку нельзя поскольку она является матерью всех самок и самцов. По свидетельству селькупов кукушка сидящая на кедре, лиственнице или берёзы караулит весь мир. Кукушка защищает от злых духов.

.С кукушкой связано много народных примет. Если весной прогремит гром, потом пркукует кукушка , то будет хороший урожай ягод и шишек. Если прокукует до грома, то лето будет жарким неурожайным.

В селькупском этносе ворона (кера) олицетворяла злых людей. К вороне, которая

громко каркает обращаются со словами «Ворона что кричишь, чью душу возьмёшь?»

Коряки рассказывают о чудесном вороне, создавшем весь мир. Буд то бы нёс этот ворон в лапах скалу, да уронил, камень разбился вдребезги, и из его осколков возник весь мир.А ворон обернулся человеком его звали Кутх .Слепил себе жену - Митьи, ОНИ СТАЛИ ПЕРВЫМИ НА ЗЕМЛЕ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. От них пошёл весь род людской Кутх научил людей охотиться, ловить рыбу, шить одежду, строить дома, почитать духов. Он оставил своих потомков и отправился на новые земли - учить других людей.

Птицы помогали шаману во время камлания преодолевать рубеж между тем и этим миром; утка указывала шаману дорогу в Нижний мир, летя впереди и чертя крылом линию по земле

Культура селькупов генетически восходит к тому прототипу, носители которой, не преобразовывали

Природу, а максимально приспосабливались. Они воспринимали Природу как Высшую

данность, где любые её исправления немыслимы и недопустимы.

Список литературы:

  1. Биологические ресурсы поймы средней Оби: динамика и прогноз. -

Томск, 1996.-216 с.

  1. Легенды и мифы Севера: сборник. - М.,1985.-400с.

  2. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах

Исследователей. - М., 2002.-528с.

  1. Народы Томской области: дайджест. - Томск, 2004.-70с.

  2. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком.1715. - Новосибирск.

1941.-70с.

  1. Осконин Е.В. Северная книга. - Томск,1993.-292с.

  2. Природные ресурсы Томской области. - Новосибирск, 1991.-170 с.

  3. Путеводитель: Томская область. - М.,2001.-219 с.

  4. Тучкова А.И., Кузнецова О.А., Казакевич А.А., Ким-Малони С.В., Глукинов С.В., Байдак А.В. Мифология селькупов. - Томск, 2004.-382 с.

  5. Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам; Саровское культовое

место. - Томск, 2001.-274с.

  1. Яковлев Я.А. Земля Колпашевская. - Томск, 2000.-80с.


© 2010-2022