- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Экологическая беседа по теме Птицы в жизни сибиряков
Экологическая беседа по теме Птицы в жизни сибиряков
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинина М.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Детский эколого - биологический центр» города Колпашево Томской области
Экологическая беседа
Птицы в жизни сибиряков
Работу выполнила:
Дубинина М.В.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Колпашево2009
Цель: знакомство школьников с экологической культурой природопользования коренными жителями Сибири.
1.Вводная часть
Мудрые уверены, что бы понять современный противоречивый мир необходимо познакомиться и с его историей и традициями.
Селькупы, татары, эвенки, ханты, манси и другие народы - аборигены Томской земли. Их предки пришли сюда тысячелетия назад, разведали и освоили суровые земли, накопили знания о природе и выработали навыки выживания в экстремальных природных условиях.
Уже сейчас ясно, что культура сибиряков была в прошлом почти образцовой
экологической культурой, до которой нашей технократической культуры очень далеко.
Особенность таёжных культур - явное преобладание присваивающего хозяйства;
охота, рыболовство, собирательство.
2.Особенности существования таёжных культур
Природные условия ограничивали даже возможность появления земледелия и скотоводства. Поэтому жители леса и реки не могли не быть охотниками и рыболовами. Эти знания составляли основу хозяйства местного населения.
Природные ресурсы древнего времени определили не только численность населения тайги, но и формы расселения людей. Жизнь в тайге, жизнь в небольших посёлках, в маленьких коллективах, разбросанность, разобщенность.
Бережное отношение к лесу - в крови у народов Сибири, для них вырубать или уничтожать лес огнём значит, на десятилетия лишит себя зверя, птицы, кедровых орех и ягод.
Ресурсы природы они использовали максимально полно. Мясо - в пищу, шкуры - на одежду, сухожилия на нитки, внутренности на приваду. Использовались даже рога, чешуя, пузыри - это сырьё для производства универсального клея.
3.Промыслово - охотничьи птицы,.
Птицы в питании большинства северян играют значительную роль только летом. На территории нашей области обитает около 80 видов птиц, которых можно отнести к охотничьим или промысловым.
Это водоплавающие птицы, боровая или лесная, болотная или луговая дичь, полевые птицы.
Наиболее распространённый объект охоты - водоплавающая дичь; в пределах области гнездятся 17 видов водоплавающих, ещё 6 видов добывается во время сезонных миграций, 9 видов - в периоды случайных залётов.
Охотятся на гусей, уток, куропаток и лебедей. Мясо этих птиц очень вкусное и питательное его на зиму селькупы солили.
По свидетельству служивого человека Григория Новицкого, который в1715 году побывал в Сибири(в Тобольске) и написал рукопись «Краткое описание о народе сибирском». « Зелая скудность понуждает я от птиц, гусей, лебедей здирати кожи, яже по своему обыкновению выделывать изрядно, боллшия, истребивши перя самой только оставлше пух; трудами же своими кожу умягчаюти составляют шубы красоты особнийшея.». Шкуры птиц вместе с пухом использовали для шитья одежды. Всегда собирали большое количество разнообразных яиц.
Боровая дичь в таёжных районах ещё достаточно многочисленна и зависит от изменчивости погодных условий, а так же разнообразных антропогенных воздействий
Рябчик, белая куропатка - мелкий вид боровой дичи.
Глухарь - наиболее крупная птица, встречается в сосновых лесах, рямовых болотах.
Тетерев обитает на большей территории нашей области.
Болотная дичь - журавлеобразные ( погоныш, лысуха, коростель) и ржанкообразные ( различные кулики: турухтаны, бекас кроншнеп, веретенник и др.)
Полевая дичь представлена 2 видами: перепел и серая куропатка.
« Не знаю, как у вас, а мы зиму любим - говорят эвенки. Покойное, сытное это время ~
зима. Хорошее время, особенное: олени в руках, куропатки в лесах по кустам бегают,
Куропать - летучая рыба». Она бедняку взамен мяса идет, вместо рыбы. Даже несмышленые
Ребята добывали эту дичь; а старики и старухи даже подрабатывали на ней. До войны сотни,
тысячи этой куропатки от нас увозили. Теперь сами поедим; однако куропатки ныне мало осталось.
Лакомыми блюдами для сибиряков считаются в сыром виде мясо оленя, его печень, почки, сердце, глаза, головной и костный мозг. Особенно ценился костный мозг. Он считался до недавнего времени лучшим угощением для желанного гостя. Употреблялось в пищу сырое мясо и других промысловых животных: дикого оленя, изюбря, кабарги, медведя, кабана, и птицы.
Считалось запретным по разным причинам мясо, волка, горностая, а из ПТИЦ - ворона, грача, орла, коршуна, ястреба, вороны.
В основе запрета лежат вполне рационалистические соображения (мясо жесткое и неприятное на вкус), но в отношении Некоторых животных (орел, коршун, ворон) сохраняют значение и религиозно - тотемические предрассудки.
4. Предания, верования, обычаи связанные с птицами
Образ птиц, как вездесущих пилигримов Космоса был очень популярен в
обрядах и верованиях северных народностей.
В древности основу мироздания сибиряков составляла довольно строгая и гибкая система
взглядов, непротиворечиво объясняющая действительность. До нас дошли осколки и
фрагменты, но они достаточно выразительны!
Почему сибиряки обожествляли леса и реки?
Из века в век человеческая жизнь проходила в маятниковом «качании» лесом и водоёмом. Сезон
охоты сменялся временем рыбной ловли, а осенью мужчины опять уходили в тайгу. Оба «рабочих
места « таёжники» знали досконально.
Столетия хозяйственной деятельности позволило северянам накопить гигантский объём
рациональных знаний об окружающей природе.
Поскольку лес был «чужой» территорией, человеку надлежало вести себя там
соответствующим образом. Поведение охотника в лесу - это ситуация « в гостях».
К духу - хозяину леса обращались с просьбой удачной охоты и оставляли ему подарок: полоску ткани,
мешочек с дробью, наконечник стрелы.
Каждое поселение имело своего покровителя - предка и представляется как птица, рыба,
насекомое или зверь. Жители считали себя людьми этого духа, предка.: люди филина,
племя орла или кедровки т.т.д.
Представление о происхождении какой-либо группы людей от животного
или птицы в этнографии классифицируется как тотемические.
По отношению к тотему- предку члены данной группы должны были
придерживаться некоторых ограничений. Прежде всего, тотем нельзя было использовать
в пищу и убивать. Это животное являлось священным. Да как можно
было поднять руку на своего предка? Предок тотем не только объединял членов
групп, но и обозначал их особенность, отличие от других.
Так Орёл-лимпы как и ястреб относился у северных селькупов к светлым небесным птицам помощникам шамана во время путешествия в Верхний мир, в отличие
от совы и филина, которые относятся к тёмным птицам для путешествия в нижний мир. Из орлиного пера делалась стрела которая по преданьям могла победить злые силы.
Орёл считался главной птицей, праотцом всех птиц.
Ястреб -сенкети , иносказательно селькупы называют ястреба шипа петса
( уток искатель). В фольклорных текстах ястреб не только бросается на уток и гусей,
но может сбить и орла. В сказке дочь старика- чёрта превращается в ястреба, чтобы защитить своего мужа, превратившегося в гагарьего птенца от орла( старика- чёрта).Она сталкивает его в озеро.
У Птиц особое место в религиозных представлениях сибиряков.
Лебедь- кёнга считалось что раньше он был женщиной. Однажды она потеряла
рукавицу и стала птицей - лебедем. Лебедь понимает человеческую речь.
Очень строгий запрет у чумылкупов существовал на убийство лебедя, так как он
из «человеческого рода». Если кто - то убьёт лебедя, то не будет ему счастья в семейной
жизни. Почитание лебедей сохранилось в 20 годы прошлого века. В 1926 году
этнограф Дорофеева Е.Д. писала: « Мы были свидетелями встречи селькупским
населением прилёта первых лебедей. Эта встреча походила на светлый
праздник; все вышли из жилищ, брызгали вверх кто вином кто чаем,
кто водкой и все подражали лебединому крику. И лебеди услышали возгласы,
сделали «приветственный круг» над посёлком.
У угро-финских народностей (хантов, манси, кетов, коряков) водоплавающие утки,
гагары, нырки, кулики наравне с богами участвовоали в сотворении земли. Первоначально
как повествуют мифы , всё занимала вода- первоокеан ..Среднего мира не было создать
птице, доставая немного ила с океанического дна.
Те же селькупы были убеждены, что от Небесной старухи жизнедательницы души новорожденных летели на землю на первых лучах на первых лучах солнца в облике птичек.
В брачной церемонии коми невесте подносили жареную утку и солонку в виде той же
утки. Утка- покровительница Женщин - матерей.
Нан- краснозобая гагара- связана с духом воды, единственная птица уцелевшая
впервой войне Водных птиц прилетевших из чужих земель Лебедями с чёрными клювами и чёрными краями крыльев. Именно гагара рассказала другим птицам о произошедшей битве.
Поганка - Утит паткул наб .Вместе с гагарой она собрала птиц на битву с Лебедями с чёрными клювами и Чёрными краями крыльев. Она так торопилась, что застряла между кочек, зацепилась в корнях головой. Пока голову выпутывала, лапки поранила. Так и остались у неё навсегда лапки и глаза красные, а на голове красные пёрышки.
Кедровка- творец леса. Кесира - кедровка у северных селькупов тотемное животное,
в том числе покровитель одной из семейных половин( фартий)
отправился на в новые земли - учить других людей.
Пеке- рябчик.У северных селькупов есть миф о появлении многих разных птиц от одной единственной. Когда-то была на севере одна единственная птица- пеке. Был он огромного размера. Скучно было рябчику одному, решил он сделать других птиц и стал отрывать от своего тела куски мяса. Из больших кусков получились большие птицы, из маленьких - маленькие. И рвал он мясо до тех пор пока сам не стал таким маленьким что и рвать было нечего.
Глухарь - сенки. Тотемная птица. Легенда о том как во время войны с ненцами погибли все селькупы, за исключая 3 богатырей. Богатырь из рода орла превратился в орла, богатырь из рода кедровки- в кедровку и Богатырь из рода глухаря - в глухаря. Утром полетели они в большой город, снова стали людьми. Собрали большое русское войско - разбили ненцев.
О глухаре, не относящимся к перелётным птицам есть легенда, объясняющая наличие красного ободка вокруг глаз. Глухарь так долго плакал что птицы не взяли его с собой на юг ( перья на крыльях у глухаря к времени отлёта не поменялись) что веки у него покраснели.
Кукшка- сайога. Птица которая когда -то была женщиной, но её прокляла мать : быть всё время без своего гнезда С тех пор она скитается, приносит птенцов в чужие гнёзда.Убивать кукушку нельзя поскольку она является матерью всех самок и самцов. По свидетельству селькупов кукушка сидящая на кедре, лиственнице или берёзы караулит весь мир. Кукушка защищает от злых духов.
.С кукушкой связано много народных примет. Если весной прогремит гром, потом пркукует кукушка , то будет хороший урожай ягод и шишек. Если прокукует до грома, то лето будет жарким неурожайным.
В селькупском этносе ворона (кера) олицетворяла злых людей. К вороне, которая
громко каркает обращаются со словами «Ворона что кричишь, чью душу возьмёшь?»
Коряки рассказывают о чудесном вороне, создавшем весь мир. Буд то бы нёс этот ворон в лапах скалу, да уронил, камень разбился вдребезги, и из его осколков возник весь мир.А ворон обернулся человеком его звали Кутх .Слепил себе жену - Митьи, ОНИ СТАЛИ ПЕРВЫМИ НА ЗЕМЛЕ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. От них пошёл весь род людской Кутх научил людей охотиться, ловить рыбу, шить одежду, строить дома, почитать духов. Он оставил своих потомков и отправился на новые земли - учить других людей.
Птицы помогали шаману во время камлания преодолевать рубеж между тем и этим миром; утка указывала шаману дорогу в Нижний мир, летя впереди и чертя крылом линию по земле
Культура селькупов генетически восходит к тому прототипу, носители которой, не преобразовывали
Природу, а максимально приспосабливались. Они воспринимали Природу как Высшую
данность, где любые её исправления немыслимы и недопустимы.
Список литературы:
-
Биологические ресурсы поймы средней Оби: динамика и прогноз. -
Томск, 1996.-216 с.
-
Легенды и мифы Севера: сборник. - М.,1985.-400с.
-
Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах
Исследователей. - М., 2002.-528с.
-
Народы Томской области: дайджест. - Томск, 2004.-70с.
-
Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком.1715. - Новосибирск.
1941.-70с.
-
Осконин Е.В. Северная книга. - Томск,1993.-292с.
-
Природные ресурсы Томской области. - Новосибирск, 1991.-170 с.
-
Путеводитель: Томская область. - М.,2001.-219 с.
-
Тучкова А.И., Кузнецова О.А., Казакевич А.А., Ким-Малони С.В., Глукинов С.В., Байдак А.В. Мифология селькупов. - Томск, 2004.-382 с.
-
Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам; Саровское культовое
место. - Томск, 2001.-274с.
-
Яковлев Я.А. Земля Колпашевская. - Томск, 2000.-80с.