Рабочая программа История и культура родного края

Раздел Дополнительное образование
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных туристов

Принято Утверждаю

на заседании педсовета Директор МОБУ ДОД СЮТУР

МОБУ ДОД СЮТур _____________ Рудковская О.И.

Протокол №1 «_____»___________ 2014г.

_____________2014г.





ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«История и культура родного края»


Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации программы: 3 года

Разработала учитель истории МОБУ СОШ №29,

педагог МОБУ ДОД СЮТУР

Наливайченко И.В.



г.Таганрог

2014

Пояснительная записка к программе курса «История и культура родного края»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (17.12.2010г.), Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (15.06.2012г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания.

Изучение истории и культуры родного края является важнейшим средством воспитания национального самосознания, патриотизма, гражданственности.

Краеведение решает проблемы воспитания подрастающего поколения с помощью специфического содержания, форм и методов. Именно в туристско-краеведческом объединении создаются оптимальные условия для самореализации обучающихся. Краеведение, в современном его понимании, это познание окружающей среды, формирование ценностных духовных качеств, а также физическое развитие и оздоровление личности. Лучше узнать свой родной край, глубже понять его особенности, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается основной смысл курса. Туризм и краеведение - это и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения личности. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания.

Программа разработана на основе системно-деятельностного и компетентностного подхода.

Цель курса «История и культура родного края»:

  • расширить знания учащихся о личностях и событиях, достижениях культуры Таганрога и Донского края;

  • привить учащимся любовь к родному краю, к своей земле, к малой Родине;

  • раскрыть связь родного края с историей России, показать единство истории родного края, города с историей и жизнью России;

  • воспитать стремление к сохранению и приумножению историко-культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния;

  • привить устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения истории родного края;

Задачи курса «История и культура родного края»:

  • освоение системы знаний по истории и культуре Дона и Приазовья;

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской этно-социальной, социальной, культурной самоидентификации;

  • формирование умений самостоятельной работы с различными краеведческими источниками, справочной литературой;

  • формирование у воспитанников умений практического применения исторических знаний.

Типы занятий:

  1. Деловая игра

  2. Пресс-конференция

  3. Театрализованное представление

  4. Бинарное занятие

  5. Викторина

  6. Круглый стол

  7. Интегрированные занятия

  8. Игра

  9. Экскурсия. Виртуальная экскурсия

  10. Викторины

  11. КВНы

  12. Лабораторные занятия

  13. Практикумы

  14. Семинары

Образовательные технологии:

  1. Технология организации исследовательской деятельности

  2. Проектная

  3. Развития критического мышления

  4. Диалогового взаимодействия

  5. Кейсов

  6. Педагогическая мастерская.

В предлагаемой программе представлено содержание познавательной деятельности с воспитанниками в возрасте 10-16 лет.

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, краеведческой и исследовательской деятельности, использования ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.

Педагог имеет возможность с учетом личных творческих способностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий. В каникулярное время педагог может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся в природной среде.

Обучающийся первый год по примерной учебной программе «Дон и Приазовье с Древнейших времен до конца XX века» изучают основные особенности, закономерности развития своей Малой Родины, занимаются учебно-исследовательской, поисковой деятельностью.

Обучающийся второй год по примерной учебной программе «Архитектурные памятники» знакомятся с историей архитектуры города Таганрога. На занятиях формируются навыки научных методов поиска и исследования памятников архитектуры, чувство ответственности за сохранность исторических памятников.

Обучающийся третий год ребята старшего школьного возраста занимаются по примерной учебной программе «Теория и практика экскурсионной работы», знакомятся с историей, методикой подготовки и проведения экскурсий.

Количество детей в группе - 24

1 год -6 ч. в неделю

2 год -9 ч. в неделю

3 год -9 ч. в неделю

Форма подведения итогов - презентация проектов.

Программа адаптирована в соответствии с психолого-возрастными особенностями обучающихся.

Способ организации содержания образования - интегрированная. Направленность дополнительного образования - туристско-краеведческая.

Продолжительность занятий:

1 год - 2 занятия в неделю по 3 часа -216 ч. в год 2;3 год - 3 занятия в неделю по 3 часа - 324 ч. в год

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ»

«ДОН И ПРИАЗОВЬЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА»

(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

1. «Донская земля - мой родной край».

Народ Дона и Приазовья в древности: греки, сарматы, скифы. Легенда об амазонках. Славяне и Великая степь. Экскурсия в краеведческий музей г. Таганрог. Этнографический обзор: история заселения донских земель - греки, татары, русские, армяне, калмыки. Развитие концессий на Дону. Экскурсии по памятным местам Ростовской области. Какой я национальности? История моей семьи: из каких наций она состоит? Сочинение - размышление. Вместе - дружная семья: этнический состав современного населения Дона.

КВН «Донская Земля - мой родной край»

Практические занятия.

Встреча с краеведами.

2. «Донская земля IX-XV вв»

Русь и Великая степь. Русь и Хазарский каганат. Крепость Саркел-Белая Вежа на Дону. Борьба Руси с печенегами и половцами. Ее отражение в патриотической поэме «Слово о полку Игореве». Монголо-татарское нашествие. Битва на реке Калка. Донские земли в составе Золотой Орды. Бродники на Дону. Куликовская битва. Ее отражение в поэме «Задонщина». Появление первых станов и казачьих городков. Становление принципов и традиций казачьего самоуправления. Проблема происхождения казачества и самобытности его этносоциальных основ. Экскурсия в Старочеркасск. Рисунки «Мои впечатления от экскурсии в Старочеркасск».

Практические занятия.

Круглые столы.

3.«Дон в XVT-XVII вв»

Формирование донского казачества как военного сословия на Дону в XVI веке. Иван Грозный и донские казаки. Участие донских казаков во взятии Астрахани. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Азовское осадное сидение. Экскурсия в г.Азов. Вклад казачества в освоение Сибири и Дальнего Востока. С.Дежнев, Т.Поярков, Е.Хабаров. Викторина, кроссворд «Великие землепроходцы».

Практические занятия.

Экскурсия в г. Новочеркасск. Работа в библиотеке.

4. «Дон и Приазовье в XVIII веке»

Войско Донское в XVIII в. Казачья одежда, оружие, заповеди. Великие атаманы. С. Разин. Е. Пугачев. Занятие - погружение. Культурные традиции донского казачества. Исторические символы Области Войска Донского. Возрождение казачества. Круглый стол: встреча с казаками. Конкурс сочинений «Опишу я вам настоящего казака», «Чему бы я поучился у казаков?», «Донская казачка - уже история?».

Практические занятия.

Олимпиада «Мой край родной - земля донская». Работа в библиотеке.

5. «Таганрог - форпост на юге России»

Петр I. Основание Таганрога. Крюйс, Лефорт, Апраксин. Восстановление Таганрога.

Практические занятия.

Работа в библиотеке. Экскурсия в краеведческий музей.

6. «Таганрог XVIII веке»

Булавинский бунт. Прутский поход. Разрушение Таганрога. Восстановление Таганрога при Екатерине II. Социально- экономическое и политическое развитие.

Практические занятия.

Экскурсия по Таганрогу.

7. «Таганрог- центр общественно-политической жизни»

Пребывание Александра I в ТАГАНРОГЕ. Памятник императору в Таганроге. Администрация. Основание храмов. Оборона Таганрога в Крымской войне. Народничество в Таганроге.

Практические занятия.

Экскурсия по Таганрогу. Участие в краеведческой работе.

8. «Советский Таганрог»

Установление советской власти в Таганроге. Оккупация немцами. Советские преобразования. Таганрог в период Великой Отечественной войны. Политические репрессии в Таганроге и на Дону. Социально- экономическое развитие Таганрога. Разрушение храмов. Застой.

Практические занятия.

Знакомство с деятельностью научных и общественных организаций. Работа с источниками. Работа над проектами. Презентация проектов на конференции.

9. «Дон в XX веке»

Дон в период трех революций. «Гражданская война на Дону. Социально- экономическое развитие. Дон во время Великой Отечественной войны.

Практические занятия.

Деловая игра «Деятельность научных и общественных организаций». Работа с источниками. Презентация проектов на конференции.

10. «Таганрог - порт 5 морей»

Порт. Местная администрация. Политические партии. Этнический состав населения. Торговля. Достижения в духовной жизни.

Практические занятия.

Конференция. Презентация проектов на конференции.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Объединения «История и культура родного края»

(1 год обучения)

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Донская земля - мой родной край

19

10

9

2

Донская земля в IX-XV в.в

29

20

9

3

Дон в XVI-ХУП в.в

31

22

9

4

Дон и Приазовье в XVIII веке

40

25

15

5

Таганрог - форпост на юге России

45

30

15

6

Таганрог в XVIII веке

35

25

10

7

Таганрог - центр общественно- политической жизни

32

22

10

8

Советский Таганрог

30

20

10

9

Дон в XX веке

45

30

15

10

Таганрог - порт 5 морей

18

10

8

Итого

324

214

110

Примерная учебная программа

объединения «История и культура родного края»

«Архитектурные памятники»

(2 год обучения)

1. Введение

Архитектурные памятники. Экскурсия в музей градостроительства и быта г. Таганрога.

2. «Человек и архитектура»

Мир архитектуры. Художественные средства и архитектурные формы. Живая древняя Русь.

Экскурсия в краеведческий музей.

3. «Памятники оборонительного зодчества»

Танаис - музей памятник. Троицкая крепость на Таганьем Рогу. Крепость Азов.

Виртуальная экскурсия.

4. «Народное зодчество на Дону»

Села и станицы Донского края. Старочеркасская, Раздоры, Матвеево-Курган, Покровское.

5. «Градостроительство»

Планировка и благоустройство поселений. Каменная лестница. Солнечные часы. Пушкинская набережная. Петровский сквер. Памятник инженерной мысли. Первый маяк в г. Таганроге. Крытый перрон вокзала. Колокол. Пожарная каланча. Солдатские казармы. Таганрогский шлагбаум.

6. «Архитектурная пластика»

Стилизация под барокко (Здание бывшего окружного суда по ул. Петровской 40). Русский классицизм (Дворец Алфераки, гостиный двор, здание факультета иностранных языков). Эклектика (здание старого железнодорожного вокзала, картинная галерея, дом И.И.Чайковского). Стиль «Модерн» (Особняк хлеботорговца Шаронова, особняк священника Поцелуева, здание Таганрогского почтамта). Функционализм в архитектуре (библиотека им. А.П.Чехова). Советский конструктивизм (Дом актера по ул. Фрунзе 55, «Круглый дом» по ул. Александровской 107). Советский неоклассицизм (Главный корпус ТТИ ЮФУ).

7. «Ландшафтная архитектура»

Садово-парковое искусство. Дубовая роща в г.Таганроге. Таганрогский парк.

8. «Городская скульптура»

Памятник Петру I. Памятник Александру I. Памятник А.П.Чехову. Памятник «Клятва юности». Таганрогский некрополь XIX-XX вв.

9. «Архитектура культовых зданий»

Исчезнувшие навсегда - Успенский собор в г. Таганроге, Троицкая церковь, Греческая церковь, Католический греческий монастырь, Палестинская часовня. Церковь «Всех святых». Часовня на могиле старца Павла.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Объединения «История и культура родного края»

(2 год обучения)

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

10

6

4

2.

Человек и архитектура

25

20

5

3.

Памятники оборонительного зодчества

30

20

10

4.

Народное зодчество на Дону

15

10

5

5.

Градостроительство

65

45

20

6.

Архитектурная пластика

79

55

24

7.

Ландшафтная архитектура

30

20

10

8.

Городская скульптура

40

25

15

9.

Архитектура культовых зданий

30

20

10

Итого

324

221

103

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ»

(3 год обучения)

1. Введение

Экскурсия - сложный творческий процесс. Педагогические и психологические основы экскурсий. Организация экскурсионной работы.

2. «История развития экскурсионного дела в России»

Роль экскурсионных объединений в развитии экскурсионного дела в России до начала XX века. Экскурсионное дело в СССР. Содержание экскурсионной работы в современной России.

3. «Сущность и признаки экскурсий. Классификация экскурсий»

Исторические, военно-исторические экскурсии. Искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные экскурсии. Природоведческие экскурсии. Городские, музейные, производственные, учебные экскурсии.

4. «Подготовка экскурсий»

Тема, цель и задача экскурсии. Изучение и отбор экскурсионных объектов. Разработка экскурсионного маршрута. Изучение материала по теме экскурсии. «Портфель экскурсовода». Проведение пробной экскурсии.

5. «Проведение экскурсии»

Показ экскурсионных объектов. Экскурсионный рассказ. Особые методические приемы проведения экскурсий. Кризисы внимания и пути их преодоления. Техника ведения экскурсий.

6. «О культуре речи экскурсовода»

Культура ораторской речи. Структура устной речи. Построение и отбор предложений в устной речи. Правильное словоупотребление. Правильность произношения слов. Использование профессиональных терминов, иностранных слов, синонимом, пословиц и поговорок, крылатых слов. Краткость и многословие. Сила голоса. Дикция. Темп.

7. «Жесты и мимика»

Жесты указательные, реконструирующие, побудительные, изобразительные, символические, эмоциональные. Жесты - паразиты. Мимика оратора - стимулятор эмоций аудитории.

8. «Контакт экскурсовода с группой»

Внешний вид экскурсовода. Вступительное слово. Рассказ и речь экскурсовода. Особенности состава экскурсионной группы.

9. «Подготовка и проведение городских экскурсий»

Особенности обзорных городских экскурсий. Посещение музея. Технологическая карта обзорной экскурсии. Пешеходная экскурсия.

10. «Природокраеведческая экскурсия»

Городской парк. Ботанический сад. Флора и фауна Донского края. Практические работы на учебных природоведческих экскурсиях. Практические работы на учебных геологических экскурсиях. Практические работы на учебных гидрологических экскурсиях. Практические работы на учебных геоботанических экскурсиях. Практические работы на учебных почвоведческих экскурсиях.

11. «Тематические экскурсии»

Основание города. Знаменитые земляки. Страницы боевой славы. Эхо минувшей войны. Город сегодня. Культурная страница города. Литературное наследие. Спортивный Таганрог. Развитие образования и науки в городе. Дорога к храму Особенности подготовки и проведения экскурсий на религиозную тематику в православных храмах.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ Объединения

«История и культура родного края»

(3 год обучения)


№ п/п

Тема занятий

Всего часов

Часы теории

Часы практики

1.

Введение

10

6

4

2.

История развития экскурсионного дела в России

20

15

5

3.

Сущность и признаки экскурсий

классификация экскурсий

29

20

9

4.

Подготовка экскурсий

40

25

15

5.

Проведение экскурсий

50

35

15

6.

О культуре речи экскурсовода

25

15

10

7.

Жесты и мимика

20

10

10

8.

Контакт экскурсовода с группой

20

10

10

9.

Подготовка и проведение городских экскурсий

40

25

15

10.

Природоведческие экскурсии

40

25

15

11.

Тематические экскурсии

30

20

10

Итого

324

206

118


Содержание


Раздел

Основные

вопросы

Понятия

Формы

1 ГОД

обучения

1.Донская земля - мой родной край.

Народ Дона и Приазовья в древности. Этнографический обзор. История моей семьи.

Греки

Сарматы

Скифы

Концессии

Нации

Этнический

состав

КВН

Практические занятия. Встреча с краеведами.


2.«Донская земля IX-XVbb.»

Борьба Руси с печенегами и половцами. Куликовская битва. Проблема происхождения казачества.

Печенеги

р.Калка

Казачьи

городки

Этносоциальные основы.

Экскурсия в Старочеркасск. Рисунки «Мои впечатления от экскурсии в Старочеркасск» Практические занятия. Круглые столы.


3.«Дон в XVI- XVII вв.»

Формирование донского казачества. Покорение Сибири. Вклад казачества в освоение Сибири и Дальнего Востока.

Взятие

Астрахани.

Военное

сословие

Викторина,

кроссворд

«Великие

Землепроходцы ».

Экскурсия в г. Новочеркасск. Работа в библиотеке.


4. «Дон и Приазовье в XVIII веке»

Великие атаманы.

Культурные традиции

Донского казачества.

Возрождение казачества.

Атаман

Традиции

Возрождение

Исторические

символы

Конкурс сочинений «Опишу я вам настоящего казака», «Чему бы я поучился у казаков?», «Донская казачка - уже история?». Практические занятия. Олимпиада «Мой край родной - земля донская». Работа в библиотеке.


5. «Таганрог- ,форпост на юге России»

Петр I. Основание Таганрога. Восстановление Таганрога.

Крюйс,

Лефорт,

Апраксин.

Работа в библиотеке. Экскурсия в краеведческий музей.


6. «Таганрог XVIII веке»

Булавинский бунт. Прутский поход. Разрушение Таганрога. Восстановление Таганрога при Екатерине II. Социально- экономическое и политическое развитие.

бунт

Екатерина II Социально- экономическое и

политическое

развитие.

Экскурсия по Таганрогу.


7. «Таганрог- центр

общественно-

политической

жизни»

Пребывание Александра I в Таганроге. Памятник императору в Таганроге. Администрация. Основание храмов. Оборона Таганрога в Крымской войне.

Народничество в Таганроге.

Александр I

Крымская

война

Народничеств

о

Экскурсия по Таганрогу. Участие в краеведческой работе.


8. «Советский Таганрог»

Установление советской власти в Таганроге.

Оккупация

Репрессия

Застой

Знакомство с деятельностью научных и


Оккупация немцами. Советские преобразования. Таганрог в период Великой Отечественной войны.

Политические репрессии в Таганроге и на Дону. Социально-

Экономическое развитие Таганрога. Разрушение храмов. Застой.

общественных организаций. Работа с источниками. Работа над проектами. Презентация проектов на конференции.


9. «Дон в XX веке»

Дон в период трех революций. Гражданская война на Дону. Социально- экономическое развитие. Дон во время Великой Отечественной войны.

Революция

Гражданская

война.

Знакомство с деятельностью научных и общественных организаций. Работа с источниками. Работа над проектами. Презентация проектов на конференции.


10. «Таганрог - порт 5 морей».

Порт. Местная администрация. Политические партии. Этнический состав населения. Торговля. Достижения в духовной жизни.

Администрация

Политическая

партия

Этнический

состав

Торговля

Духовная

жизнь

Знакомство с деятельностью научных и общественных организаций. Работа с источниками. Работа над проектами. Презентация проектов на конференции.

2 год обучения

1. «Введение»

Архитектурные памятники.

Архитектура

Экскурсия в музей

градостроительства и быта г. Таганрога.

2. «Человек и архитектура»

Мир архитектуры. Художественные средства и архитектурные формы. Живая древняя Русь.

Архитектурны е формы.

Экскурсия в

краеведческий

музей.


3. «Памятники

оборонительного

зодчества»

Танаис - музей памятник. Троицкая крепость на Таганьем Рогу. Крепость Азов.

Музей-

памятник



4. «Народное зодчество на Дону»

Села и станицы Донского края. Старочеркасская,

Раздоры, Матвеево-Курган,

Покровское.

Матвеево-

Курган

Покровское



5.«Градостроительство»

Планировка и благоустройство поселений. Каменная лестница. Солнечные часы. Пушкинская набережная. Петровский сквер. Памятник инженерной мысли, первый маяк в г. Таганроге. Крытый перрон вокзала. Колокол. Пожарная каланча.

Поселения

Каланча

Казармы

Шлагбаум



Солдатские казармы.

Таганрогский шлагбаум.



7. «Ландшафтная архитектура».

Садово-парковое искусство. Дубовая роща в г. Таганроге. Таганрогский парк.

Искусство

Парк



8. «Городская скульптура».

Памятник Петру I. Памятник Александру I. Памятник А.П.Чехову. Памятник

«Клятва юности».

Таганрогский некрополь XIX-

XX вв.

Памятник

Таганрогский

некрополь



9. «Архитектура

культовых

зданий».

Исчезнувшие навсегда - Успенский собор в г. Таганроге, Троицкая церковь, Греческая церковь, Католический греческий монастырь, Палестинская часовня. Церковь «Всех святых». Часовня на могиле старца Павла.

Собор

Церковь

Монастырь

Часовня


3 год обучения

1. «Введение».

Экскурсия - сложный творческий процесс.

Педагогические и психологические основы экскурсий.

Основы экскурсий

Организация экскурсионной работы.


2. «История развития экскурсионного дела в России».

Роль экскурсионных объединений в развитии экскурсионного дела в России до начала XX века. Экскурсионное дело в СССР. Содержание экскурсионной работы в современной России.

Экскурсионные объединения Экскурсионное дело

3. «Сущность и

признаки

экскурсий.

Классификация

экскурсий».

Исторические

Военно­-исторические

экскурсии

Искусствоведческие

Литературные Архитектурно- градостроительные экскурсии Природоведческие экскурсии. Городские Музейные Производственные Учебные экскурсии

Экскурсия

Организация

экскурсии.

4. «Подготовка экскурсий».

Тема, цель и задача экскурсии. Изучение и отбор экскурсионных

объектов. Разработка

Экскурсионные объекты.

Проведение

пробной

экскурсии.

Экскурсионного маршрута. Изучение материала по теме экскурсии. «Портфель экскурсовода».

5. «Проведение экскурсии».

Показ экскурсионных объектов. Экскурсионный рассказ. Особые методические приемы проведения экскурсий. Кризисы внимания и пути их преодоления. Техника ведения экскурсий.

Кризис

внимания

Техника

ведения

Экскурсионный

рассказ.

6. «О культуре речи

экскурсовода».

Культура ораторской речи. Структура устной речи. Построение и отбор предложений в устной речи. Правильное словоупотребление. Правильность произношения слов. Использование профессиональных терминов, иностранных слов, синонимом, пословиц и поговорок, крылатых слов. Краткость и многословие. Сила голоса.

Ораторская

речь

Устная речь

Синонимы

Крылатые

слова

Дикция

Темп

7. «Жесты и мимика».

Жесты указательные, реконструирующие, побудительные, изобразительные, символические, эмоциональные. Жесты - паразиты. Мимика оратора - стимулятор эмоций аудитории.

Жест

Мимика

Эмоции

8. «Контакт экскурсовода с группой».

Внешний вид экскурсовода. Вступительное слово. Рассказ и речь экскурсовода. Особенности состава экскурсионной группы.

Речь

Рассказ

9. «Подготовка и проведение городских экскурсий».

Особенности обзорных городских экскурсий. Технологическая карта обзорной экскурсии.

Обзорная

экскурсия

Посещение

музея.

Пешеходная

экскурсия.

10. «Природокраеведческая экскурсия».

Городской парк. Ботанический сад. Флора и фауна Донского края.

Ботанический

сад

Флора

Фауна

Практические работы на учебных природоведческих, геологических,

гидрологических, геоботанических, почвоведческих

11.

«Тематические

экскурсии»

Основание города. Знаменитые земляки. Страницы боевой славы. Эхо минувшей войны. Город сегодня. Культурная страница города. Литературное наследие. Спортивный Таганрог. Развитие образования и науки в городе. Дорога к храму. Особенности подготовки и проведения экскурсий на религиозную тематику в православных храмах.

Земляк

Наследие

Храм

Религиозная

тематика

Проведение экскурсий на религиозную тематику в православных храмах.


Ожидаемые результаты

Метопредметные

  • владение умением работать с различной информацией, использовать современные источники информации, в том числе, материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты творческой деятельности;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.

Предметные:

  • овладение целостными представлениями:

  • об основных фактах, процессах и явлениях, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, истории родного края, а также г. Таганрога;

  • о современных версиях и трактовках важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов на Дону и в Приазовье;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе. Место Донского края в истории России.

Личностные:

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами в духе демократических ценностей современного общества

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

  • Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

  • Продуктивные (творческие).

  • Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

  • Научно-исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Формы занятий:

• Индивидуальные (проектные экскурсии)

• Групповые

Формы работы на занятии: практические занятия, самостоятельная работа, мастер-классы, коллективная творческая игра, лекции, семинары, работа над проектами, КВНы.

Способы определения результативности:

  • Педагогическое наблюдение

  • Педагогический анализ

Виды контроля в конце учебного года: презентация проектов.

Приложение:

1. Словарь основных терминов

Белые крестьяне - освобожденные от несения тягла.

Безурочный сыск - сыск, не ограниченный во времени.

Ближняя дума - совет особо доверенных лиц царя, получивший в середине XVII в.официальный статус, близкий по функциям Боярской думе.

Боярские книги - росписи представителей высшего слоя феодалов с данными о поместных и денежных окладах, служебной деятельности и.т.д., составляемые разрядным приказом в XVI-XVII вв.

Вече - высший орган самоуправления в некоторых городах Руси в период феодальной раздробленности

Верфь - соседская (территориальная) община у восточных славян в VI-VII вв. Она являлась низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей.

Вира - денежный штраф в Киевской Руси.

Воевода - Представитель центральной власти в местном управление с военно­-административными полномочиями.

Волость - объединение деревень, сел и станов в местностях, не имевших городских центров.

Вотчина - земля, передаваемая по наследству.

Данник - сборщик поземельных податей.

Десятинная пашня - натуральная повинность государства русских крестьян в Сибири.

Дружина - корпорация, в которую был организован господствующий класс Киевской Руси. Верхушку дружины представляла старейшая дружина, члены которой именовались боями низшим слоем дружины была молодая дружина), состоящая из отроков.

Кабала - заключение договора о поступление в холопы.

Мануфактура - относительно крупные производства с разделением труда. На мануфактурах принимался труд квалифицированных мастеров и приписных крестьян.

Мытник - сборщик торговых пошлин.

Патриарх - глава русской православной церкви с 1590 г., с момента учреждения русской патриархии.

Смерды - крестьяне периода Киевской Руси, зависимые от князя.

Тиун - управляющий княжеской вотчиной.

Ясак - налог пушниной на Руси.

Государственные крестьяне - лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях.

Классицизм - стиль и направление в литературе и искусстве XVIII-нaчaло XIX вв.

Синод - орган управления церковью, созданный Петром I.

Янычары - регулярная пехота в турецкой армии созданная в XIV в. и ликвидированная в 1826 году.

Барщина - повинность крестьян после отмены крепостного права в 1861 году до перехода их на выкуп.

Менталитет - устойчивые структуры сознания и подсознания определяющие стремление и предпочтение людей, в которых проявляются национальный характер господствующие ценности, и общественная психология.

Революция - коренное качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.

Референдум - всенародное голосование или опрос по государственному и общественному вопросам.

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, к крайним мерам политического воздействия.

2. Методические пособия

Методическое обеспечение программы историко-экскурсионного

объединения

  1. Примерная программа для системы дополнительного образования детей «Юные туристы - краеведы» ФЦДЮТиК, М., Просвещение, 2006.

  2. Программа «Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество», М., Просвещение, 2008.

  3. Краеведение: Пособие для учителя. Под ред. А.В.Даринского - М., Просвещение,1987.

  4. Дидактический материал: стенды и экспонаты школьного музея Боевой Славы.

  5. Книги памяти, книги воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны.

  6. Фильмы о работе школьного музея по патриотическому воспитанию молодежи.

• Методические рекомендации к занятиям

• Индивидуальные образовательные маршруты

• Планы занятий

• Планы работы (воспитательная работа)

• Мониторинг образовательной работы


Список литературы

  1. Школьный музей В.Е.Туманов, М., Просвещение, 2002.

  2. Историческое краеведение. Под ред. Н.П.Милонова. М., Просвещение, 1989.

  3. Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителя. Н.С. Борисов, М., Просвещение, 1982.

  4. Музееведение. Музеи исторического профиля. Под ред. К.Г.Левыкина, М., Дрофа, 1988.

  5. Музейные термины. Сборник центрального музея революции. М., Просвещение, 1986.

  6. Родной край: страницы истории. А.Е.Сейненский, Ростов-на-Дону, Легион, 1994.

  7. Туристско-краеведческие кружки в школе: методические указания для руководителей В.В.Титов, М., Просвещение, 1988.

  8. Школьное краеведение программы, идеи, опыт. В.Н.Туманов, М., Просвещение, 1995.

  9. Школьные музеи, сборник документов. М., Дрофа, 1987.

  10. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.

  11. Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, БАРОПРЕСС, 1994.

  12. Астапенко М.П. краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, БАРОПРЕСС, 1995.

  13. Астапенко М.П.Остается вечно монументом. Ростов-на-Дону, БАРОПРЕСС, 1983.

  14. Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов на Дону, БАРОПРЕСС, 1994.

  15. Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Ростов-на-Дону, БАРОПРЕСС 2005.

  16. Веряскина О.Г. История донского края с древнейших времен до конца XVI в.; Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, Легион, 2006.

  17. Волошинова JI. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов- на -Дону, 1997

  18. Гегузин И.М. Страницы Ростовской летописи. Ростов -на -Дону 1997.

  19. Горшков С.И. Овчаренко И.В.. Донской гвардейский. Ростов-на-Дону, 1985

  20. Гурвич С.С. Они были на Дону. Ростов: Книжное издательство, 1981.

  21. Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1985г.

  22. Демешина Е.И., Хмелевский K.JI. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983.

  23. Донские страницы. Сборник. Ростов: Книжное издательство, 1983

© 2010-2022