Доклад Взаимосвязь развития науки и нравственности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад педагога ДО МОУ «Гимназия № 10» Ботовой М.Ю.

«Взаимосвязь развития науки и нравственности»

Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.

В принципе, как и природа, наука не подчиняется категории нравственности, т.к. ее главная цель - объективная истина, однако в реальности наука не может быть беспристрастной, т.к. ее создают люди, испытывающие всякого рода соблазны, заблуждения, страсти, обладающие теми или иными моральными качествами, одним словом, нравственные аспекты деятельности ученых нельзя игнорировать.

В научном сообществе сложилась своя система моральных норм, прежде всего, это честность, справедливость, добросовестность, кроме того можно выделить и специфические требования научной этики, которые отличают профессиональные требования к ученому, это: требование объективности, осуждение субъективизма, обоснованность знаний, а так же проблема авторства.

Наряду с этими этическими нормами ученой деятельности можно назвать и такие ценности как универсальность, всеобщность, незаинтересованность (бескорыстность), скептицизм и т.д. В связи с насущными экологическими проблемами, базовыми для современного общества становятся ценности взаимодействия человека и природы, и современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед наукой ставится новая цель: не война с природой, а обеспечение совместного развития человека и природы.

Несмотря на тесное взаимодействие науки и нравственности в истории культуры, немало свидетельств тому, что пафос и величие задач науки могут нередко служить оправданием для вещей антигуманных, бесчеловечных, поэтому неизбежно встает вопрос о нравственной ответственности ученого. Исследователь отвечает сегодня не только за доброкачественность своих результатов, он должен задумываться и о тех последствиях, к каким могут привести его работы. Давно известно, что научные достижения могут быть обращены не только на пользу обществу, но именно сегодня остро встал вопрос о том, что наука может сделать человечество несчастным или даже послужить косвенной причиной прекращения жизни на Земле. Цели науки не всегда являются нравственными и далеко не всё, что может сделать наука, морально допустимо. Никогда ранее ученый не имел такой моральной ответственности за последствия своих изысканий, как сегодня.

Мы, люди - единственные из живых существ на нашей планете, кто обладает уникальной способностью - создавать новое. Да, большинство представителей фауны могут построить себе гнездо или выкопать нору, соорудить берлогу или соткать кокон. Но эти же самые действия животные делали тысячи лет назад и направлены они на продолжение рода, добычу пищи или игру.

Если представить себе существование нашей планеты в форме суток, то разумная жизнь в виде людей зародилась только в последнюю секунду последнего часа. До этого Земля была большим кипящим вулканом, потом - снежным шаром, потом на ней стали появляться удивительные океаны и горы. Чуть позже появились первые живые организмы, атмосфера стала насыщаться кислородом, делая нашу планету всё более и более приспособленной к обитанию людей. Всё это происходило без нашего с вами участия, но прекрасный результат достался именно нам!

Нам повезло родиться на удивительной планете, пригодной для жизни, а таких - одна на милллиард! Будь Земля хоть немного ближе к Солнцу, то всё живое сгорело бы от жесткой космической радиации, чуть дальше - и на планете царил бы вечный ледниковый период. Когда человек осознаёт, что его жизнь уникальна, и впервые за 4,5 миллиардов лет истории нашей планеты он сам может сделать что-то новое - его мир меняется! Вместо несовершенства окружающего пространства, он начинает видеть возможности что-нибудь улучшить. Возможность украсить серую стену. Возможность испечь вкусный пирог. Возможность построить необыкновенное здание. Или помочь другим людям, сделав что-то новое и полезное для них.

Мы не можем переписать космические законы или изменить прошлое. Но мы можем использовать время нашей жизни, помогая всем, кто является нашими соседями по планете. Достаточно делать хотя бы одно доброе дело в день! И мы увидим, что всего за один - единственный день на нашей планете совершится 6 500 000 000 добрых дел! Можно собрать лишние вещи и передать тому, кому они очень нужны. Можно на выходных помочь пенсионерам из соседней квартиры перевезти вещи на дачу. Помириться с тем, с кем был в ссоре. Или если настроение не очень, помочь тому, кому ещё хуже в этот день. Поработать волонтёром. Или прийти в магазин со своей сумкой, чтобы не брать ещё один пластиковый пакет. Можно поделиться важным знанием. Написать стихи или издать книгу для детей. А можно просто убрать на балконе и на освободившееся место поставить красивые цветы. Главное - создавать новое и двигаться вперёд, даже маленькими шажками, ведь и само слово жизнь буквально означает «развитие».

Так в жизни каждого из нас может появиться что-то новое. Долгожданное. И очень полезное. Именно так и происходит постоянное улучшение качества нашей жизни. Ведь человек имеет уникальную возможность менять свою среду обитания, создавая что-то новое и нужное для себя и своих близких! И я хочу сказать спасибо всем, кто создаёт и улучшает маленькие и большие чудеса, которые делают нашу жизнь более здоровой, наполненной позитивными эмоциями и добрыми делами.

© 2010-2022