Дополнительная общеразвивающая программа Клуба «Радуга»

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского юношеского творчества»



ОДОБРЕНА

Методическим советом

протокол № _________

от_____________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»

________________ В.В. Кочетова

_______________________ 2015 г.



  1. Дополнительная общеразвивающая программа

  2. Клуб «Радуга»




Направленность - социально-педагогическая

Срок реализации программы - 2 года


  1. Тип программы - общеразвивающая

  2. Вид программы - модифицированная

Возраст воспитанников - 5-7 лет


  1. Составитель - педагог дополнительного образования Сухнёва Оксана Александровна


г. Симферополь

2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» является модифицированной и имеет социально-педагогическую направленность.

Данная программа представляет собой комплексный подход в развитии детей 5-7 летнего возраста и включает 2 направления: познавательное и речевое.

Каждое направление не выделяется в самостоятельную дисциплину, а интегрировано входит во всё содержание программы.

В содержании программы указана примерная последовательность изучения тем. Реальная последовательность и сроки изучения тем на занятиях указываются в календарно-тематическом плане.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- программа отвечает принципам новизны и способствует развитию общих и специальных способностей личности, а также психических процессов;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики;

- строится с учётом интеграции развивающих областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения развивающего процесса.

Актуальность программы.

Программа является актуальной и основывается на важнейшем дидактическом принципе - развитие познавательных способностей и творческих сил. В процессе занятия с детьми осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного занятия для развития ребенка подчеркивают психологи и педагоги. Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное занятие ведет за собой развитие». В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания детей.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного образовательного пространства. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, эта система способна быстро и точно реагировать на общеразвивающий запрос семьи, создавать устойчивую среду развития и формировать осознанную гражданскую позицию. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всём многообразии его направлений.

В последнее время общеразвивающие программы для детей 5-7 летнего возраста получили большую популярность у родителей.

Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы обусловлена тем, что педагоги создают для детей обстановку непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы развития воспитанников, педагоги стараются, чтобы у детей желание развиваться не погасло при первых же трудностях, а превратилось в стремление к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес.

В реализации данной программы используются развивающие формы занятия, праздники, экскурсии в сочетании с традиционными дидактическими методами и приемами: словесные, игровые (практические), наглядные.

В рамках данной программы в воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации развивающей среды, родителям после каждого занятия даются рекомендации. Родители активно участвуют в развивающем процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации, участвуют в подготовке и проведении праздников и экскурсий.

Основные цели программы:

- всестороннее развитие ребёнка (развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности);

- развитие у детей познавательных интересов, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.

Основные задачи программы:

Основной задачей программы является общее развитие детей от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие детей.

Отличительной особенностью программы является учет возрастных психологических особенностей детей. Для обеспечения мотивации, развивающие методы и приемы используются в комплексе. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребёнка, в программе отводится особое место. На протяжении всего года материал подается через игру, создавая условия для формирования произвольных психических процессов.

Основные применяемые технологии:

- элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированное развитие;

- игровые технологии;

Процесс усвоения материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:

- наглядности;

- системности;

- доступности предлагаемого материала;

- перехода от простого к сложному;

- индивидуального подхода.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программе «Радуга» 5-7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения (216 часов, по 108 часов в год) и на один год обучения (108 часов в год).

Режим занятий по программе, рассчитанной на два года обучения (216 часов, по 108 часов в год):

В неделю проводится 3 занятия. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Количество детей в группе 12-14 человек. Возраст воспитанников первого года обучения 5-6 лет, второго года обучения 6-7 лет.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.

В результате освоения содержания программного материала дети овладевают умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.

Цели и задачи программы первого года обучения (5-6 лет):

Развивающий аспект:

- развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя пальчиковые игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;

- увеличить объем внимания, памяти;

Познавательный аспект:

- совершенствовать двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

- формировать зрительно-моторную координацию;

- формировать пространственное восприятие;

- формировать умение самостоятельно контролировать выполнение заданий и оценивать результаты своей работы;

Воспитательный аспект:

- формировать культуру общения;

- прививать усидчивость, старательность, аккуратность

- воспитывать духовные и нравственные качества личности ребёнка;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Отечеству, родному городу.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны знать:

- части суток;

- понимать временные понятия (вчера, сегодня, завтра, быстро-медленно), пространственные понятия (под, на, над, прямо, сзади, посередине, впереди);

- своё имя и фамилию имена родителей, профессии взрослых;

- название города и страны, где он живёт;

- времена года;

- несколько видов деревьев, кустарников, цветов;

- правила личной гигиены;

- основные правила безопасного поведения.

К концу года дети должны уметь:

- общаться с другими детьми в коллективе;

- владеть зрительно-двигательной координацией;

- составлять рассказ по картинкам, придумывать и рассказывать продолжение истории;

- повторять скороговорки и отгадывать загадки;

- называть различные виды транспорта;

- различать домашних и диких животных;

- сравнивать овощи и фрукты, грибы и ягоды;

- ориентироваться на листе бумаги уметь выполнять штриховки в разных направлениях;

- культурно вести себя в общественных местах;

- доброжелательно относиться к окружающим их взрослым и детям.

Цели и задачи программы второго года обучения (6-7 лет):

Познавательный аспект:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;

- продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки;

- продолжать формировать зрительно-моторную координацию;

- продолжать формировать пространственное восприятие;

- развивать умение самостоятельно контролировать выполнение заданий и оценивать результаты своей работы;

Развивающий аспект:

- развитие речи при работе над словом и предложением;

- развитие мышления;

- развитие сенсорной сферы;

-развитие двигательной сферы;

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отнош,ений.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны уметь:

-пересказывать текст (общий - выборочный);

- рассказывать по памяти;

- составлять рассказы;

- самостоятельно выражать свое мнение;

- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

- устанавливать соответствие между количеством предметов;

- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

- рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах первого десятка;

- определять положение предмета по отношению к другому;

- самостоятельно планировать свои действия и выполнять поставленную задачу;

- правильно оценивать результаты своей деятельности.

- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице;

- определять материал, из которого сделан предмет;

- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов;

-обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

К концу года дети должны знать:

- что рукотворные предметы - это творение человеческой мысли;

- иметь представление об истории создания предметов;

- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей;

- герб, флаг, гимн России, имеет представления о Президенте, Правительстве России;

- иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину;

- иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде;

- о планете Земля, о людях разных рас, живущих на нашей планете;

- о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;

- о героях космоса;

- о государственных праздниках;

- иметь первичные представления о школе, библиотеке.

Режим занятий по программе, рассчитанной на один год обучения (108 часов в год):

В неделю проводится 3 занятия. Продолжительность каждого 30 минут. Количество детей в группе 12-14 человек. Возраст воспитанников 6-7 лет.

Цели и задачи программы, рассчитанной на один год обучения:

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

- формирование и развитие общеучебных компетенций;

Развивающий аспект:

- развитие речи при работе над словом и предложением;

- развитие мышления;

- развитие сенсорной сферы;

- развитие двигательной сферы;

Воспитательный аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны уметь:

-пересказывать текст (общий - выборочный);

- рассказывать по памяти;

- составлять рассказы;

- самостоятельно выражать свое мнение;

- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

- устанавливать соответствие между количеством предметов;

- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах первого десятка;

- определять положение предмета по отношению к другому;

- самостоятельно планировать свои действия и выполнять поставленную задачу;

- правильно оценивать результаты своей деятельности.

- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице;

- определять материал, из которого сделан предмет;

- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов;

-обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

К концу года дети должны знать:

- что рукотворные предметы - это творение человеческой мысли;

- иметь представление об истории создания предметов;

- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей;

- герб, флаг, гимн России, имеет представления о Президенте, Правительстве России;

- иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину;

- иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде;

- о планете Земля, о людях разных рас, живущих на нашей планете;

- о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;

- о героях космоса;

- о государственных праздниках;

- иметь первичные представления о школе, библиотеке.

В соответствии с данной развивающей программой форма занятий групповая. Организация занятий предполагает использование разных форм развития - беседа, викторина, праздник, индивидуальная практическая работа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы и Темы

Два года развивающих занятий (5-7 лет)


Один год развивающих занятий (6-7 лет)

Кол-во часов

Кол-во часов

5-6 лет

6-7 лет

6-7 лет

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2.

Логическое развитие.

(36)

(8)

(28)

(36)

(12)

(24)

(36)

(8)

(28)

2.1

2.2

2.3

2.4

Тайны страны Зниматика.

Геометрическая мозаика.

Тайны пространства.

Умелые ручки.

9

9

9

9

2

2

2

2

7

7

7

7

12

6

6

12

3

3

3

3

9

3

3

9

9

9

9

9

2

2

2

2

7

7

7

7

3.

Речевое развитие.

(71)

(16)

(55)

(71)

(8)

(63)

(71)

(16)

(55)

3.1

3.2

3.3

3.4

Почемучка.

Сказки мудрой Совы.

Мир вокруг нас.

Дорогою добра.

17

18

18

18

4

4

4

4

13

14

14

14

23

12

12

24

2

2

2

2

21

10

10

22

17

18

18

18

4

4

4

4

13

14

14

14

ВСЕГО:

108

24

83

108

21

87

108

25

83


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

2 года обучения

(216 часов, по 108 часов в год)

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Содержание разделов

1.

Вводное занятие.

Теория: 1 час.

Практика: -

Теория: знакомство с детьми, беседа о правилах поведения. Обзорная экскурсия по кабинету. Инструктаж по ТБ. Беседа о правилах дорожного движения.

Практика: -

2.


2.1

Раздел «Логическое развитие»

Тема: «Тайны страны Зниматика»

Теория: 2 часа.

Практика: 7 часов.

Теория: чтение рассказов из занимательной математики для детей «Праздник числа» автора В.Волиной.

Практика: используются дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Весёлый счёт», «Путаница», «Какая цифра потерялась», «Поймай число», «Отгадай число». Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Реши цепочку», «Дорисуй лучики у солнышка», «Математические змейки», «Посчитай от заданного числа», «Математическая лесенка».

2.2

Тема: «Геометрическая мозаика»

Теория:2 часа.

Практика: 7 часов.

Теория: делить предмет на 2, 4 и более частей. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Практика: располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий).

2.3

Тема:«Тайны пространства»

Теория: 2часа.

Практика: 7 часов.

Теория: углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах, устанавливать различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки, циферблат), определять время с точностью до получаса, умение ориентироваться на листе бумаги.

Практика: используются дидактические игры: «Художник», «Что изменилось», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Угадай, что где находится?», «Найди игрушку» и дидактическое упражнение «Ориентировка по клеточкам».

2.4

Тема: «Умелые ручки»

Теория: 2чаас.

Практика: 7часов.

Теория: знакомство с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

Практика: обведение фигур по трафарету или шаблону, развитие мелкой моторики пальцев и кисти руки, написание по пунктиру элементов букв, определение расположения предметов на листе бумаги.

3.


3.1

Раздел «Речевое развитие»

Тема: «Почемучка»

Теория: 4часа.

Практика: 13 часов.

Теория: знакомство с функциями речи (рассуждение, объяснение, обдумывание без называния терминов); с синонимами, антонимами, прилагательными, фразеологическими оборотами (без называния понятий); распространение предложений; предлоги в предложении; классификация предметов по признаку; уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов; формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту.

Расширение и уточнение представления детей о предметном мире.

Обогащение представлений о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.

Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Расширение представлений об истории создания предметов; о Российской армии; формирование умения рассказывать о службе в армии отцов, братьев; о родном крае; о Родине - России; о флаге, гербе и гимне.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщение к истокам народной культуры.

Рассказывание о Земле - нашем общем доме и, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Рассказывание о том, что любая вещь создана трудом многих людей «Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?»

Воспитание творческого отношения к любому делу, проявление самостоятельности, выдумки, интереса к выполняемой работе.

Практика: составление небольших рассказов по сюжетным картинкам с помощью педагога (фразы - связки); понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Слушание стихотворений, многократное проговаривание и повторение; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога. Речевые игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую», «Так или не так».

3.2

Тема: «Сказки мудрой Совы»

Теория: 4 часа.

Практика: 14 часов.

Теория: тренировка дикционного аппарата; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию; заучивание скороговорок, произнесение их со сменой темпа и силы голоса; упражнения на развитие гибкости голоса. Чтение познавательных рассказов детских писателей, рассказов на темы морали, тематических стихотворений русских и зарубежных авторов. Знакомство с искусством русских и зарубежных иллюстраторов, сравнивание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Знакомство с разными литературными жанрами (сказка, рассказ); объяснение мотивов поведения героев, оценка поступков героев.

Практика: проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.); групповое и индивидуальное разучивание скороговорок, чистоговорок, прибауток.

3.3

Тема: «Мир вокруг нас»

Теория: 4часа.

Практика: 14часов.

Теория: знакомство с Красной книгой и с деятельностью людей по охране диких животных; объяснение экологических зависимостей, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления; осмысление разных аспектов взаимодействия человека с природой; расширение представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия; обобщение и систематизация знания детей о жизнедеятельности растений и животных.

Практика: дидактические и речевые игры соответствующие данной теме.

3.4

Тема: «Дорогою добра»

Теория: 4часа.

Практика: 14часов.

Теория: раскрытие сущности полярных понятий - «добро» и «зло». Знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

Практика: речевые игры, чтение художественных произведений, имитационных игр; социально-поведенческих тренингов, психогимнастики.

Второй год обучения

Наименование разделов и тем

Содержание разделов

1.

Вводное занятие.

Теория: 1 часа.

Практика: -

Теория: знакомство с детьми, беседа о правилах поведения. Обзорная экскурсия по кабинету. Инструктаж по ТБ. Беседа о правилах дорожного движения.

Практика: -

2.


2.1

Раздел «Логическое развитие»

Тема: «Тайны страны Зниматика»

Теория: 3 часа.

Практика: 9 часов.

Теория: решение логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; установление конкретных связей и зависимостей.

Практика: использование задач в стихотворной форме, задач-шуток, логических и математических заданий, заданий в картинках, стихов о цифрах. Дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Какая цифра потерялась», «Поймай число»; игровые упражнения: «Заполни домики», «Дорисуй лучики у солнышка» и т.д.

2.2

Тема:«Геометричес-кая мозаика»

Теория: 3 часа.

Практика: 3часа.

Теория: обучение расположению предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употребление сравнений, деление предметов на 2, 4 и более частей, часть меньше целого, а целое больше части.

Практика: измерение линейкой, определение результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

2.3

Тема: «Тайны пространства»

Теория: 3 часа.

Практика: 3 часа.

Теория: временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах, устанавливать различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки, циферблат), определять время с точностью до получаса, умение ориентироваться на листе бумаги.

Практика: загадки о временах года, частях суток, стихи о днях недели, головоломки с палочками, развивающие игры: «Пифагор», «Танграм». Дидактические игры: «Неделька, стройся по порядку», «Разложи картинки», «Времена года», «Когда это бывает?», «Двенадцать месяцев».

2.4

Тема: «Умелые ручки»

Теория: 3 часа.

Практика: 9 часов.

Теория: продолжение знакомства со штриховкой и правилами ее выполнения.

Практика: использование тетради в клетку, игровые упражнения: «Догони», «Точка, точка…», «Выяви закономерность и продолжи», «Зачеркни лишний предмет», «Выполни по образцу».

3.


3.1

Раздел «Речевое развитие»

Тема: «Почемучка»

Теория: 2часа.

Практика: 21 час.

Теория: знакомство с функциями речи (рассуждение, объяснение, обдумывание без называния терминов); с синонимами, антонимами, прилагательными, фразеологическими оборотами (без называния понятий); распространение предложений; предлоги в предложении; классификация предметов по признаку; уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов; формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту.

Расширение и уточнение представления детей о предметном мире.

Обогащение представлений о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.

Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Расширение представлений об истории создания предметов; о Российской армии; формирование умения рассказывать о службе в армии отцов, братьев; о родном крае; о Родине - России; о флаге, гербе и гимне.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщение к истокам народной культуры.

Рассказывание о Земле - нашем общем доме и, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Рассказывание о том, что любая вещь создана трудом многих людей «Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?»

Воспитание творческого отношения к любому делу, проявление самостоятельности, выдумки, интереса к выполняемой работе.

Практика: составление небольших рассказов по сюжетным картинкам с помощью педагога (фразы - связки); понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Слушание стихотворений, многократное проговаривание и повторение; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога. Речевые игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую», «Так или не так».

3.2

Тема: «Сказки мудрой Совы»

Теория: 2часа.

Практика: 10часов.

Теория: закрепление и совершенствование навыков естественной и произвольной выразительности. Темп речи и сила голоса. Тренировка дикционного аппарата: слушание стихотворений; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию прочтении стихотворений, рассказах из жизни; определение на слух наиболее сильного слога в слове.

Практика: игры: «Встреча куклы», Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую»», «Так или не так», «Стадион», «Позови меня!»; проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.). Скороговорки, чистоговорки, прибаутки.

3.3

Тема: «Мир вокруг нас»

Теория: 2 часа.

Практика: 10 часов.

Теория: расширение представлений о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе, о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах; о сезонных изменениях в природе. Учить различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

Практика: дидактические и речевые.

3.4

Тема: «Дорогою добра»

Теория: 2часа.

Практика: 22часа.

Теория: развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Практика: речевые игры, чтение художественных произведений, имитационных игр; социально-поведенческих тренингов, психогимнастики.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Один год обучения

(108 часов в год)

Наименование разделов и тем

Содержание разделов

1.

Вводное занятие.

Теория: 1 часа.

Практика: -

Теория: знакомство с детьми, беседа о правилах поведения. Обзорная экскурсия по кабинету. Инструктаж по ТБ. Беседа о правилах дорожного движения.

Практика: -

2.


2.1

Раздел «Логическое развитие»

Тема: «Тайны страны Зниматика»

Теория: 3 часа.

Практика: 9 часов.

Теория: решение логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; установление конкретных связей и зависимостей.

Практика: использование задач в стихотворной форме, задач-шуток, логических и математических заданий, заданий в картинках, стихов о цифрах. Дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Какая цифра потерялась», «Поймай число»; игровые упражнения: «Заполни домики», «Дорисуй лучики у солнышка» и т.д.

2.2

Тема:«Геометричес-кая мозаика»

Теория: 3 часа.

Практика: 3часа.

Теория: обучение расположению предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употребление сравнений, деление предметов на 2, 4 и более частей, часть меньше целого, а целое больше части.

Практика: измерение линейкой, определение результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

2.3

Тема: «Тайны пространства»

Теория: 3 часа.

Практика: 3 часа.

Теория: временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах, устанавливать различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки, циферблат), определять время с точностью до получаса, умение ориентироваться на листе бумаги.

Практика: загадки о временах года, частях суток, стихи о днях недели, головоломки с палочками, развивающие игры: «Пифагор», «Танграм». Дидактические игры: «Неделька, стройся по порядку», «Разложи картинки», «Времена года», «Когда это бывает?», «Двенадцать месяцев».

2.4

Тема: «Умелые ручки»

Теория: 3 часа.

Практика: 9 часов.

Теория: продолжение знакомства со штриховкой и правилами ее выполнения.

Практика: использование тетради в клетку, игровые упражнения: «Догони», «Точка, точка…», «Выяви закономерность и продолжи», «Зачеркни лишний предмет», «Выполни по образцу».

3.


3.1

Раздел «Речевое развитие»

Тема: «Почемучка»

Теория: 2часа.

Практика: 21 час.

Теория: знакомство с функциями речи (рассуждение, объяснение, обдумывание без называния терминов); с синонимами, антонимами, прилагательными, фразеологическими оборотами (без называния понятий); распространение предложений; предлоги в предложении; классификация предметов по признаку; уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов; формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту.

Расширение и уточнение представления детей о предметном мире.

Обогащение представлений о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей на производстве. Расширение представлений об истории создания предметов; о Российской армии; формирование умения рассказывать о службе в армии отцов, братьев; о родном крае; о Родине - России; о флаге, гербе и гимне.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщение к истокам народной культуры. Рассказывание о Земле - нашем общем доме и, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Рассказывание о том, что любая вещь создана трудом многих людей «Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?»

Воспитание творческого отношения к любому делу, проявление самостоятельности, выдумки, интереса к выполняемой работе.

Практика: составление небольших рассказов по сюжетным картинкам с помощью педагога (фразы - связки); понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Слушание стихотворений, многократное проговаривание и повторение; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога. Речевые игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую», «Так или не так».

3.2

Тема: «Сказки мудрой Совы»

Теория: 2часа.

Практика: 10часов.

Теория: закрепление и совершенствование навыков естественной и произвольной выразительности, темпа речи и сила голоса. Тренировка дикционного аппарата: слушание стихотворений; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию прочтении стихотворений, рассказах из жизни; определение на слух наиболее сильного слога в слове.

Практика: игры: «Встреча куклы», Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую»», «Так или не так», «Стадион», «Позови меня!»; проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.). Скороговорки, чистоговорки, прибаутки.

3.3

Тема: «Мир вокруг нас»

Теория: 2 часа.

Практика: 10 часов.

Теория: расширение представлений о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе, о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах; о сезонных изменениях в природе. Учить различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

Практика: дидактические и речевые.

3.4

Тема: «Дорогою добра»

Теория: 2часа.

Практика: 22часа.

Теория: развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

Практика: речевые игры, чтение художественных произведений, имитационных игр, психогимнастики.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Правильная организация общеразвивающего процесса определяет качество педагогической работы.

В процессе работы с детьми используются такие технологии, как: развитие в сотрудничестве, развивающее обучение, игра.

Технология развития в сотрудничестве предполагает варианты применения этой технологии, как по подгруппам, так и со всей группой. Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей.

Развивающие технологии предполагают использование на занятиях развивающих игр, логических упражнений, задач, головоломок.

Технология игрового обучения предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, как ведущей деятельности дошкольника. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка), так и структурная часть занятия (формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры).

Программа «Радуга» имеет дидактические игры, наглядный и раздаточный материал, использование которых каждым ребёнком является обязательным, т.к. обуславливает равные условия для прохождения программы.

Основная форма проведения занятий - игровая. При этом осуществляется ориентировка и на «зону ближайшего развития» - учебную деятельность младшего школьника (через организацию пространственной среды учебного помещения, осуществления форм учебного контроля - опрос, контрольные карточки и т.д.).

Задания подбираются с учётом возрастных особенностей, психического и физического развития конкретных детей. Весь материал распределён с учётом постепенного усложнения.

На занятиях используются следующие методы и приёмы развития:

- игровой - дидактическая игра, элементы сюжетно-ролевых игр;

- наглядный - демонстрация и показ, организация наблюдения;

- словесный - рассказ, беседа, объяснение и др.;

- практический - выполнение детьми определённых заданий, поручений и т.д.

Для эффективной организации и проведения работы на занятиях педагог использует разнообразный дидактический материал: демонстрационный картинки, согласно темам занятий, разнообразный раздаточный материал, наборы игр для закрепления пройденного материала, картинки, дидактические игры, карандаши, ручки, фломастеры.

На занятиях педагог использует динамические упражнения, физкультминутки, которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей, отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включает в занятия упражнения на развитие общей и мелкой моторики, старается создать соответствующей теме занятия эмоциональный «спектакль». Помогает малышам вжиться в события сказки и стать в ней действующим лицом. В.Сухомлинский писал: «мышление начинается с удивления».

Способы проверки усвоения программы:

1. Текущий контроль (систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях).

2. Промежуточный контроль (обобщающие занятия по теме, тематические праздники).

3. Итоговый контроль (диагностика, викторины, игры).

Учебно-методическое обеспечение программы

Техническое оснащение занятий

На занятиях используются следующие игровые упражнения, игры и задания: «Кто внимательный?», «Кто больше», «Тим - Том», «Слоговое лото», «Дополни слог, слово», «Перевёртыши», «Узнай звук», «Слоговой аукцион», «Найди слово в слове», «Третий лишний», «Напиши кружочками», «Слушай хлопки», «Что общего», «Бывает - не бывает», «Хорошо - плохо», «Скажи кто, что это?», «Скажи кто так?», «Что к чему?», «Кто так говорит», делает?», «Что общего?», «Назови одним словом», «Волшебный мешочек», «Крылатое слово», «Один - много», «Пишущая машинка», «Звуковая цепочка», «Чего не стало», «Раздели по группам», «Рифмы», «Чей голосок?», «Подбери пару», «Кто что подарил», «Сигнальщики», «Рассыпанное слово», «Узнай по описанию», «Подбери слово», «Синий - зелёный», «Расшифруй слово», «Повтори, не ошибись!», «Кто где живёт», «Заколдованные слова», «Найди букву», «Кто как двигается?», «Назови ласково», «Измени слово», «Придумай слово», «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Закончи слово, предложение», «Анаграммы».

Техническое оснащение занятий

1. Батяева С.В., Савостьянов Е.В. Альбомы. 1,5-3 лет (11 шт.). - Москва: РОСМЭН, 2010;

2. Володина В.С. Альбомы (14шт.). - Москва: РОСМЭН, 2008;

3 Игнатьева С. Сам себе читаю. - Харьков: Ранок, 2010:

а). Шаг 1. Состав сло-ва (14 шт.);

б). Шаг 2 (31 шт.);

в). Шаг 3 (15 шт.);

г). Шаг 4 (7шт.).

4. Карточки по методики Г. Домана. - Харьков: Ранок:

1). Английский язик (118 шт.);

2). Герои сказок (49 шт.);

3). Искусство (49 шт.);

4). Мамы и детёныши (49 шт.);

5). Математика (20 шт.);

6). Общин (118 шт.);

7). Основной комплект (54 шт.);

8). Природа и явления (49 шт.);

9). Профессии (49 шт.);

10). Техника и сооружения (49 шт.);

11). Фрукты, ягоды (28 шт.).

5. Умные кубики (4 шт.).

6. Усе для навчання грамоти. Раздаточный материал. 100 карточек (4 комплекта). - Харьков: Ранок, 2008.

Развивающие игры. Познавательное развитие.

1. Забавки (бумажные пазлы -2 шт.);

2. Лото. Говорю на 5-ти языках. Выпуск №1;

3. Лото. Говорю на 5-ти язиках. Выпуск №2;

4. Лото:

Животные (3 шт.);

Игрушки (3 шт.);

Мой дом (3 шт.);

Овощи и фрукты (3 шт.);

Одежда (3 шт.);

Профессии (3 шт.);

Птицы (3 шт.);

Спорт (3 шт.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014. - 96 с.

2. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

3. «Программно-методическое пособие. Проект. Москва, Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012 - 123 с.

4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. IТекстI: учеб. пособие - М.: Знание, 1993г.

5. Волина В. Занимательное азбуковедение. IТекстI: учебно-развивающая литература / В. Волина - М.,1991 -368 с.

6. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. IТекстI: учеб. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. - М.: Просвещение 1989 - 144 с.

7. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика [Текст] / Н.Я. Виленкин, Л.Г. Петерсон.- М.: Всероссийская школа математики и физики «Авангард», 1992 - 64 с.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: Учитель, 2006 - 111с.

9. Гербова В.В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации Издательство: Мозаика-Синтез.

10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014г. - 144с.

11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:Мозаика-Синтез, 2014 - 112с.

12. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.

13. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.

14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. IТекстI / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000 - 112 с.

15. Дьяченко О. М. Дети, в школу собирайтесь. IТекстI: книга для воспитателей детского сада и родителей. / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астенькова, А.И. Булычева и др.; - М.: Мозаика-Синтез, 1997 - 112 с.

16. Джежелей О.В. Помогайка IТекстI / О.В. Джежелей. - М.: Столетие, 1994г. - 192 с.

17. Н.С.Жукова «Букварь» IТекстI / Н.С.Жукова. - Екатеринбург: Эксмо, 2002г. - 96 с.

18. Р.А.Жукова «Как научить ребёнка читать» IТекстI / Р.А.Жукова. - Волгоград: Корифей, 2010г. - 128 с.

19. Житомирский В.Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии [Текст] /

В.Г. Житомирский, Л.Н.Шеврин. - М.: Педагогика, 1991г. - 175 с.

20. Захарова Ю.А. Тетрадь для штриховки (2 части). - С-П.: ДЕТСТВО, 2001г.

21. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. IТекстI / , 1998 - 256 с.

22. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».- М.:Ювента, 2010 - 64 с.

23. Колесникова Е.В. От звука к букве. IТекстI / Е.В. Колесникова. - М: Ювента, 2008 - 64 с.

24. Конспекты интегрированных занятий в средней, старшей групп детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. / автор - составитель А. В. Аджи. - Воронеж: Учитель, 2006. - 143с.

25. Конспекты занятий по экологическому воспитанию (старшая группа) [Текст] / под. ред.

Л. Г. Мухомориной. - Евпатория: НАТА, 2007г.

26. Маршак С.Я. Веселая азбука. IТекстI / С.Я. Маршак - М.: Лабиринт, 1979 - 18 с.

27. Марценкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). IТекстI / Г.Ф. Марценкевич. - Волгоград: Учитель, 2004 -128ст.

28. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]/ З.А. Ми-хайлова. - М.: Просвещение, 1990г. - 96 с.

29. Михайлова З.А. «Математика от трёх до семи». - М.: Просвещение, 2000. - 105 с.

30. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. IТекстI: учеб. / Г.А. Тумакова, А.И. Аксакова; - М.: Просвещение, 2003г. - 160 с.

31. Петерсон Л.Г. Холина Н.П. «Раз ступенька, два-ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Издательство «Ювента», 2011г.

32. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. - в 2- частях. Учебное пособие по математике для дошкольников. - М.: Баласс, 2003 г.

33. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. - в 2- частях. Методические рекомендации к курсу. - М.: Баласс, 2003 г.

34. Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет. - М.:Просвещение, 2013г. - 80 с.

35. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2013 - 223 с.

36. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение, 2012 - 160 с.

37. Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013 - 222с.

38. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 2. «Раз ступенька, два ступенька» - М.: Издательство ЮВЕНТА, 2012г.

39. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веркасы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Волгоград, 2013г.

40. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: метод. пособие. - М.:Ювента, 2013 - 96 с.

41. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: метод. пособие. - М.:Ювента, 2013 - 96 с.

42. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. - М.: Ювента, 2013 - 64 с.

43. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2013г.

44. Толстой Л.Н. Азбука. IТекстI / Л.Н. Толстой. - Тула: АРКТОУС, 1996г.

45. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. 4-7 лет [Текст] / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - Москва: ВАКО, 2007г. - 288с.

46. Шибаева А. Буква заблудилась. IТекстI / А. Шибаева. - Л., Изд: ДЕТГИЗ, 2004г. - 64с.

47. Юдин Г. Букваренок. IТекстI / Г. Юдин. - М.: Росмэн, 2000г. - 200 с.Дополнительная общеразвивающая программа Клуба «Радуга»


© 2010-2022