- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок Художественное творчество в дизайне
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок Художественное творчество в дизайне
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пундикова М.Н. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ «Школа №18»
от ________20____ №_________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Художественное творчество в дизайне»
(общекультурное направление развития личности)
в 4 А, 4Б классах
на 2015- 2016 учебный год
-
составлена на основе авторской программы
Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова
«Художественное творчество в дизайне»»
Учитель Пундикова Марина Николаевна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Максимова Л.А./
«____»_____________2015г.
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
__________ / Батакшова С.А./
«____» ____________2015г.
Протокол №
д. Черное, ул. Агрогородок, д. 4 А
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Художественное творчество в дизайне» вида художественного творчества, художественно-эстетической направленности разработана :
-
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-
c использованием программы внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова «Художественное творчество. Социальное творчество»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Просвещение, 2011год.
-
с учётом планируемых результатов начального и общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Школа №18»;
-
в соответствии с годовым календарным учебным графиком и планом внеурочной школы (на изучение курса отводится 70 ч за два учебных года, по 1 часу в неделю).
Основная идея программы объединения в сфере художественного творчества состоит в том, что художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества.
Цель работы кружка: формирование художественно-творческих способностей учащихся через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности; развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и представления.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
-
Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
-
Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного;
-
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
-
Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
-
Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и в повседневной жизни;
-
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание программы представлено различными видами работ с бумагой, подручным и бросовым материалом и направлено на овладение школьниками элементарными приёмами ручной работы.
Программа кружка позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развивать творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-
принцип культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-
принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-
принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-
принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Технологии обучения в кружке:
-
технология проблемного обучения;
-
игровая технология;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
проектная технология;
-
групповые технологии.
Содержание
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции.
Основы организации пространства. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (праздник «Золотая осень»). Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Реализация проекта - победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника («9 мая - День Победы»). Презентация оформления школьного зала.
Дизайн костюма. Материаловедение. История костюма. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма».
Дизайн интерьеров. Разработка и осуществление дизайн - проекта интерьера «Комната моей мечты». Презентация выставки дизайн - проектов интерьера «Комната моей мечты». Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация Выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты».
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология. Разработка и осуществление дизайн - проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн - проекта «Школьная клумба».
Основы фотодизайна. Индивидуальность в дизайне. Разработка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь». Презентация выставки проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь».
Учебно-тематический план - 4 класс (первый год обучения).
1 час в неделю/ 35 час.
№
Наименование разделов
Всего, час
Количество часов
УУД
Аудитор
ные
Внеуади
торные
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование
1
Дизайн, основные принципы композиции
2
2
Обучающийся научится принимать и сохранять учебно-творческую задачу
2
Зонирование
2
2
Обучающийся научится планировать свои действия
Основы организации пространства
3
Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Комната моей мечты»
2
2
Учащиеся смогут формулировать собственное мнение и позицию
4
Презентация выставки дизайнерского проекта интерьера «Комната моей мечты»
2
2
У обучающегося будут сформированы адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
5
Философия новогоднего праздника. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник)
2
2
Обучающийся научится осуществлять итоговый и пошаговый контроль
6
Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник), реализация проекта - победителя конкурса.
2
2
Учащиеся смогут учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ
7
Презентация оформления школы
2
2
Учащиеся смогут формулировать собственное мнение и позицию
Дизайн костюма
8
Материаловедение.
2
2
Обучающийся научится анализировать объекты, выделять главное
9
История костюма
2
2
Обучающийся научится анализировать объекты, выделять главное
10
Разработка исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма»
2
2
У обучающегося будут сформированы широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
11
Девица-красавица. Дизайн русского сарафана.
2
2
Обучающийся научится осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет
12
Древнерусский витязь
2
2
Обучающийся научится использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов
13
Дизайн платья для куклы
2
2
Обучающийся научится планировать свои действия
14
Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма»
2
2
Обучающийся научится осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Основы ландшафтного дизайна
15
Декоративная дендрология
2
2
Обучающийся научится принимать и сохранять учебно-творческую задачу
16
Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)
3
2
1
Учащиеся смогут учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ
17
Презентация дизайнерского проекта «Школьная клумба (художественное образовательное событие)
2
1
1
У обучающегося будут сформированы широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
Итого:
35
Учебно-тематическое планирование 4 класс (первый год обучения).
1 час в неделю/ 35 час.
№ недели
Дата проведенного урока
№
п/п
Наименование разделов тем
Деятельность учащихся
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование(4 час).
1. 2.09-4.09
1
Знакомство с основами дизайна.
Наличие понятия о том, что такое «дизайн», профессия дизайнера.
2. 7.09-11.09
2
Основные принципы композиции. Зонирование.
Знакомиться с принципами композиции, сравнивать свойства различных природных материалов.
3. 14.09-18.09
3
Объемная аппликация.
Узнать технологию изготовления объемной аппликации, ознакомиться с техникой безопасности.
4. 21.09-25.09
4
Изготовление открытки.
Изготовить открытку в технике «объемной аппликации».
Основы организации пространства(10 час).
5. 28.09-2.10
1
Разработка дизайнерского проекта интерьера «Комната моей мечты».
Разрабатывать дизайнерский проект интерьера «Комната моей мечты».
6. 5.10-9.10
2
Изготовление «Дерева счастья». Торцевание.
Знакомиться с технологической картой изготовления «Дерева счастья», применять технику торцевания.
7. 12.10-16.10
3
Изготовление «Дерева счастья».
Подготовить детали для сборки конструкции.
8. 19.10-23.10
4
Презентация выставки дизайнерского проекта интерьера «Комната моей мечты»
Оформлять выставку.
9. 26.10-30.10
5
Философия новогоднего праздника.
Знакомиться с традициями и историей новогоднего праздника.
10. 9.11-13.11
6
Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник)
Разрабатывать дизайн-проект организации пространства новогоднего праздника.
11. 16.11-20.11
7
Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник),
Оценивать, анализировать дизайн-проекты.
12. 23.11-27.11
8
Реализация проекта - победителя конкурса.
Разрабатывать и изготавливать новогодние украшения в технике объемной аппликации и торцевания.
13. 30.11-04.12
9
Изготовление новогодних украшений.
Разрабатывать и изготавливать новогодние украшения в технике объемной аппликации и торцевания.
14. 07.12-11.12
10
Оформление класса к новогоднему празднику.
Оформлять класс к новогоднему празднику.
Дизайн костюма(14 час).
15. 14.12-18.12
1
Материаловедение.
Знакомиться со свойствами натуральных тканей.
16. 21.12-25.12
2
Техника безопасности при работе с тканью.
Применять безопасные приемы работы с тканью.
17. 28.12-29.12
3
История костюма.
Знакомиться с историей костюма.
18. 11.01-15.01
4
Лоскутная техника.
Знакомиться с приемами лоскутной техники.
19. 18.01-22.01
5
Изготовление украшения.
Изготавливать бусы в лоскутной технике.
20. 25.01-29.01
6
Дизайн исторического костюма.
Изготавливать элементы исторического костюма.
21. 01.02-05.02
7
Девица-красавица. Дизайн русского сарафана.
Исследовать и анализировать составляющие русского костюма.
22. 08.02-12.02
8
Орнамент. Русский стиль.
Создавать в русском стиле подставку в лоскутной технике.
23. 15.02-19.02
9
Древнерусский витязь.
Изучить элементы костюма витязя.
24. 22.02-26.02
10
Костюм древнерусского витязя.
Создать иллюстрацию к сказкам А.С.Пушкина.
25. 29.02-04.03
11
Дизайн платья для куклы.
Использовать в разработке модели элементы русского стиля.
26. 07.03-11.03
12
Кукла-кулема.
Изготавливать куклу-кулему.
27. 14.03-18.03
13
Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма»
Защищать проекты «Дизайн исторического костюма»
28. 28.03-01.04
14
Выставка работ учащихся.
Оформлять выставку работ учащихся.
Основы ландшафтного дизайна(7 час).
29. 04.04-08.04
1
Декоративная дендрология.
Изучить основы ландшафтного дизайна.
30. 11.04-15.04
2
Растения для дизайнерского проекта.
Выращивание рассады для школьной клумбы.
31. 18.04-22.04
3
Разработка дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)
Разработать дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)
32. 25.04-29.04
4
Определение лучшего проекта.
Сравнивать и определять лучший проект.
33. 02.05- 06.05
5
Оформление школьной клумбы.
Оформлять школьную клумбу.
34. 09.05-13.05
6
Высаживание рассады на клумбу.
Высаживать рассаду на клумбу.
35. 16.05-20.05
7
Презентация дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн).
Защита дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
-
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности, М: Просвещение, 2011.
-
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
-
Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
-
Проснякова Т. Н. Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.
Видео-, аудиоматериалы:
-
Презентация «Квиллинг»
-
Презентация «Торцевание»
Цифровые ресурсы:
-
nachalka.ru/
-
encyclopedia.ru/
-
stranamasterov.ru/
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
устойчивого интереса к новым способам познания;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-
планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
проявлять познавательную инициативу;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
соблюдать корректность в высказываниях;
-
задавать вопросы по существу;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
владеть монологической и диалогической формой речи.
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-
анализировать объекты, выделять главное;
-
осуществлять синтез (целое из частей);
-
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
-
Сформировать систему универсальных учебных действий;
-
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены
-
через презентации проектов;
-
через выставки детских работ;
-
через оформление зала для праздников;
-
через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам, родителя