Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

Утверждаю

Директор МБУ ДО ЦВР

_____________Л.С. Аверьянова

«____»_______2015год Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей






проект

«юные звездочата планеты земля»


(ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В рамках программы

МБУ ДО ЦВР «Зажигаем Звёзды»)




Составитель:

методист Орлова Н.В.










2015-2016

Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей

«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха,

во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант,

получит ли он шанс использовать свою одаренность».

(Концепция общенациональной системы выявления

и развития молодых талантов. Общие положения).



Пояснительная записка.


Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных национальных задач.

Данная задача проходит красной нитью в большинстве нормативных документов, принятых в системе образования в последние годы. Это не случайно, так как современная экономика в процессе модернизации все больше нуждается в специалистах с нестандартным, креативным мышлением, способных к новаторству и имеющих активную жизненную позицию. На государственном уровне сегодня многое делается для работы с одаренными детьми: создаются специализированные образовательные центры, школы, проводятся соревнования и конкурсы, расширяется сотрудничество с вузами, учреждениями науки и культуры, организуются летние школы, лагеря, экспедиции.

Все это формирует необходимую для выявления и развития способностей среду. Особое место в этой работе принадлежит системе дополнительного образования детей. Потенциал системы дополнительного образования в выявлении и поддержке одаренных детей в том, что именно в этих учреждениях создаются условия для развития всего многообразия возможных детских способностей и талантов. Это открытая среда свободного, вариативного выбора направлений развития способностей детей в свободное от учебы время. Дополнительное образование позволяет педагогу разрабатывать программы развития способностей детей с учётом запросов родителей и социального окружения. Особенность личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании даёт возможность разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, максимально учитывающие особенности конкретного ребенка. Сегодня это направление активно развивается.

Кроме того, работа по выявлению и развитию одаренных детей в учреждениях дополнительного образования является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. В условиях информационного общества это особенно актуально.

В МБУ ДО ЦВР имеется опыт работы по выявлению и поддержке одаренных детей, в частности, разработка и успешная реализация программы «Зажигаем звезды» для детей до18 лет, проведение семинаров, мастер-классов. Данный опыт был не систематическим, а для обеспечения эффективной работы по выявлению и развитию одаренных детей на любом уровне необходимо создание системы работы, включающей в себя комплекс мероприятий для детей, педагогов и родителей.

В 2015 году в ЦВР разработан проект по выявлению и поддержке одаренных детей "Юные Звездочата на планете Земля".

Цель проекта: Создание эффективной системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи в рамках учреждения дополнительного образования.

Задачи проекта:

1. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

2. Создание благоприятной творческой атмосферы и образовательной среды для достижения максимальной самореализации детей и молодежи.

3. Расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в творческих выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня.

4. Организация повышения квалификации педагогов по вопросам диагностики ранней одаренности и построения индивидуальных маршрутов развития.

5. Развитие индивидуального подхода в обучении.

6. Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями психологического профиля.

7. Поиск и освоение передовых методик и технологий работы с одаренными детьми. 8. Развитие сотрудничества с семьей.

9. Профессиональная ориентация.

Описание организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы является многопрофильным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами. В учреждении ведется образовательная деятельность по 4 направленностям:

  • Физкультурно-спортивная направленность

  • Художественная-эстетическая направленность

  • Туристско-краеведческая направленность

  • Социально-педагогическая направленность

В 2015 году в Центре занимается 872 учащихся в 65 группах, реализуется 23 образовательных программы (в рамках бюджета). В целях создания благоприятных условий для развития и реализации творческих способностей, выявления и поддержки одаренных детей от 5 до 18 лет в различных видах творческой деятельности реализуется общеразвивающая программа "Зажигаем звёзды".

Описание проекта.

Проект разработан на основе нормативно-правовой базы по реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, с учетом особенностей системы дополнительного образования: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым 03.04.2012 г.):

- Комплекс мер по реализации Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Зам. Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец 26.05.2012 г. № 2405п-П8);

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (от 1 июня 2012 года № 761).

- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы».

-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Концептуальной основой проекта является

"Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года.

В Концепции определены базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. При разработке проекта учитывались основные понятия, характеризующие особенности одаренных детей. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного и творческого труда.

Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога. Поэтому так важно создавать благоприятные условия для раскрытия и поддержания способностей ребенка. На создание таких условий ориентирован проект «Юные Звездочата на планете Земля».

Проект строится на следующих принципах:

  • приоритет личности ребенка;

  • доступность и открытость;

  • профессионализм;

  • индивидуальный подход в обучении;

  • сотрудничество.

Основные направления работы:

1. Организация доступного обучения и вариативного выбора направлений.

2. Диагностика одаренности.

3. Повышение квалификации педагогов.

4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

5. Поиск и освоение новых технологий.

6. Организация участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня.

7. Развитие сетевого взаимодействия.

8. Профориентация.

9. Распространение опыта работы, освещение деятельности в СМИ.

Стратегия работы с одаренными детьми:

1. Организация доступного обучения и вариативного выбора направлений.

- Организация работы творческих объединений по направленностям.

- Организация Дней открытых дверей и Недели науки и техники.

- Обновление вариативности выбора объединений.

2. Диагностика.

- Создание банка методик для диагностирования обучающихся по определению первичной одаренности, творческих, интеллектуальных и познавательных способностей.

- Создание банка одарённых детей.

- Изучение круга интересов творческой и умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

- Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем бесед.

- Диагностика на определение готовности педагогов для работы с одаренными детьми и готовности к инновационной деятельности.

- Проведение диагностики психологами Центра психолого-медико-социального сопровождения.

3. Повышение квалификации педагогов.

- Проведение тематических и обучающих семинаров.

- Организация повышения квалификации на адресных курсах.

- Проведение индивидуальных консультаций.

4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

- Организация обучения педагогов методике разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

- Разработка маршрутов разных типов (расширение программы, углубление тем). 5. Поиск и освоение новых технологий.

- Внедрение новых форм и технологий открытого образования (дистанционного).

- Проведение обучающих семинаров для педагогов по освоению новых технологий.

- Проведение педагогами мастер-классов и открытых занятий.

6. Организация участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня.

- Реализация программы «Зажигаем звёзды».

- Организация выставок, конкурсов, соревнований районного уровня и привлечение детей.

7. Развитие сетевого взаимодействия.

- Расширение сотрудничества со специалистами Центра психолого-медико- социального сопровождения детей Курортного района.

- Поиск и привлечение к совместной работе специальных учреждений и центров по работе с одаренными детьми.

Этапы реализации проекта:

1 этап:

Поисково-аналитический - август - декабрь, 2015г.

Цель:

Подготовить условия для совершенствования системы работы с одаренными и высоко мотивированными обучающимися.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.

  • Разработка развернутого плана работы с одаренными обучающимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап:

Внедренческий - январь - август, 2016 г.

Цель: Апробация системы работы с одаренными и высоко мотивированными обучающимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей обучающихся педагогами.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

  • Повышение квалификации педагогов.

  • Организация условий для повышения результативности участия детей в конкурсах различного уровня.

3 этап:

Контрольно-обобщающий - сентябрь 2016 - декабрь 2016.

Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации проекта через публикацию результатов и обсуждение в профессиональном сообществе (семинары, конференции и т.д.).

  • Коррекция проекта.

  • Мониторинг результатов работы ЦВР по работе с одаренными детьми и их обсуждение на собраниях педагогического коллектива.

Ожидаемые результаты:

Теоретические:

- создание системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи;

- формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми;

- разработка методического обеспечения реализации проекта;

Практические:

- обновление банка данных одаренных детей, занимающихся в объединениях ЦВР;

- достижение высокой результативности участия учащихся в конкурсах различного уровня;

- расширение диапазона мероприятий, направленных на раскрытие творческих способностей обучающихся;

- расширение образовательного пространства за счет освоения и применения педагогами передовых методик и технологий работы с одаренными детьми;

- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

- высокий уровень освоения образовательных программ;

- повышение компетентности педагогов в вопросах выявления и работы с одаренными детьми;

- увеличение численности выпускников, поступающих в ВУЗы, СУЗы по выбранному профилю;

- поддержание и укрепление позитивного имиджа ЦВР как учреждения, создающего благоприятные условия для реализации творческих способностей детей и молодежи.

Рабочий план реализации

проекта на 2015-2016 учебный год по направлениям работы.


Основные направления и мероприятия

Сроки

Исполнители


1.Организация доступного обучения и вариативного выбора направлений

1.1.Организация работы творческих объединений по направленностям.

Август- сентябрь

методист,

руководители МО

1.2.Организация Дней открытых дверей

методист

педагог- организатор, педагоги

1.3.Проведение родительского собрания в ЦВР. Тема: «Ребенок 21 века - особенности социального и творческого развития. Роль семьи в успешном развитии ребенка».

Администрация, методист,

педагог- организатор

2. Диагностика.

2.1 Создание банка методик для диагностирования обучающихся педагогами по определению первичной одаренности, творческих, интеллектуальных и познавательных способностей.

Октябрь

методист

педагог- организатор, педагоги

2.2. Проведение первичной диагностики обучающихся на одаренность.

Ноябрь- декабрь

педагоги

2.3. Обработка результатов диагностики обучающихся. Рекомендации психолога для дальнейшей работы.

Январь- февраль

методист,

психолог

2.4 Обновление банка одаренных детей (по результатам диагностики).

Февраль,

руководители

МО, психолог

2.5.Диагностика на определение готовности педагогов для работы с одаренными детьми

март

психолог

3.Повышение квалификации педагогов.


3.1.Семинар-практикум для педагогов «Самоанализ занятий. Эффективные педагогические технологии в практике работы педагогов. Работа с одаренными детьми».

март

методист,

психолог

3.2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов.

В течении года

методист,

психолог

4.Разработка и реализация

индивидуальных образовательных маршрутов.

4.1 Изучение методических рекомендаций и опыта работы других УДО по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Март-апрель

методист,

психолог,

руководители МО

4.2.Подготовка информационно-методических рекомендаций для педагогов по работе с одаренными детьми, в том числе по разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

Май-август

методист,

психолог,

руководители МО

5. Поиск и освоение новых технологий.

5.1.Административное совещание «Внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения педагогов.

Ноябрь

Администрация

5.2.Семинар-собеседование «Организация индивидуальной работы с детьми разных категорий. Презентация образовательных программ педагогами ЦВР».

Ноябрь

методист

педагог- организатор, педагоги

5.3.Проведение и взаимное посещение открытых занятий и мастер-классов педагогов по направлениям работы объединений.

Декабрь, февраль,

апрель

методист

педагог- организатор, педагоги

5.6.Педагогические чтения.

Представление информации педагогов с курсов повышения квалификации 2015-2016 год. Современная нормативно - правовая база педагога ЦВР.

Октябрь

методист,

руководители МО,

педагоги

6. Организация мероприятий и участия детей в конкурсах,

фестивалях, выставках различного уровня

6.1 Реализация программы МБУДОЦВР «Зажигаем звёзды».

В течение года

методист

педагог- организатор, педагоги

6.2 Организация выставок, конкурсов, соревнований районного уровня и привлечение детей к участию.

В течение года

методист

педагог- организатор, педагоги

7. Развитие сетевого взаимодействия.

7.1. Обучение навыкам саморегуляции и аутотренинга детей, готовящихся к выступлениям на городских мероприятиях.

В течение года

психолог

7.2. Выявление и организация психолого- педагогического сопровождения одаренных детей, занимающихся в кружках.

В течение года

психолог

8. Предпрофильная ориентация

8.1. Проведение бесед по пред профильной ориентации в рамках планов воспитательной работы образовательных программ дополнительного образования.

В течение года

педагоги

8.2. Выезды на экскурсии, выставки, в музеи, Дни открытых дверей по направлениям деятельности объединений.

В течение года

педагоги

9. Распространение опыта работы, освещение деятельности в СМИ.

9.1 Публикация статей в СМИ о достижениях, обучающихся, о проведении конкурсов, выставок и фестивалей.

В течение года

методист

педагог- организатор, педагоги

9.2. Создание тематической страницы по работе с одаренными детьми на сайте ЦВР

В течение года

методист

педагог- организатор, педагоги

9.3. Участие в конференциях и семинарах районного, городского, областного уровней.

В течение года

Методист, педагоги

9.4.Разработка методических рекомендаций, выпуск информационных листов для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми.

В течение года

Методист

9.5.Приглашение корреспондентов телеканала «Майдан» на мероприятия ЦВР.

В течение года

методист

педагог- организатор,


Показатели эффективности реализации проекта:

  1. Рост показателей результативности участия обучающихся в конкурсах различного уровня в динамике.

  2. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов - не менее 1 в каждом объединении.

  3. Активное освоение и применение педагогами передовых методик и технологий работы с одаренными детьми - не менее 3 открытых занятий и мастер-классов в год.

  4. Высокий уровень освоения образовательных программ - не менее 100 %.

  5. Увеличение численности выпускников, поступающих в ВУЗы, СУЗы по выбранному профилю.

  6. Повышение компетентности педагогов в вопросах выявления и работы с одаренными детьми - распространение опыта, публикация статей, выступление на конференциях.

  7. Укрепление позитивного имиджа ЦВР как учреждения, создающего благоприятные условия для реализации творческих способностей детей и молодежи - высокий уровень сохранности контингента в течение года 90-100 %. - Успешное развитие сотрудничества внутри педагогического коллектива - не менее 1 семинара по работе с одаренными детьми в год, не менее 1 консультации в месяц, не менее 1 практического занятия с детьми в квартал.

  8. Сформированный банк методик диагностики и информационно-методических материалов по работе с одаренными детьми.

  9. Создание в методическом кабинете библиотеки, посвященной выявлению и поддержке одаренных детей - обновление не менее 3 книг в год.

Формы представления результатов:

  • Информационно-методические сборники и материалы.

  • Публикации в СМИ о достижениях обучающихся и о работе с одаренными детьми, проводимой ЦВР.

  • Аналитические справки по результатам диагностики детей и педагогов.

  • Диаграммы динамики роста результативности участия детей в конкурсах.

  • Страница на сайте ЦВР.

  • Информационные справки и фотоотчеты о проведении семинаров и мероприятий.

  • Индивидуальные образовательные маршруты.

  • Списки выпускников, поступивших в ВУЗы и СУЗы по профилю (по возможности, справки о поступлении или фото студенческих билетов)Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детейПроект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей

Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детейПроект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детейПроект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей

Вывод: Актуализация вышеперечисленных направлений

позволит решить задачу

развития одаренных детей

и реализовать их потенциальные возможности.


Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей

Использованная литература

1. Белова Е. "Одаренные дети". Ж. "Дошкольное воспитание". № 4. 1991, с. 69-75

2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. "Одаренные дети". М., Прогресс, 1991.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\

4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.

5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.
6. Лейтес Н. "Легко ли быть одаренным?". Ж. "Семья и школа". № 6. 1990, с. 34.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.

8. Мартынов С. "Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом". Ж. "Дошкольное воспитание". № 8. 1994, с. 77-80.



Интернет ресурсыПроект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей

1. pedsovet.su/
2. festival.1september.ru/
3. it-n.ru/





© 2010-2022