Обережные куклы. Вепсская кукла

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия кружка декоративно-прикладного творчества "Мастерица"

руководитель Серебрякова Светлана Анатольевна.

Тема занятия: Куклы из бабушкиного сундучка. Кукла-оберег. Вепсская кукла.

Цель занятия:

- продолжить изучать культурные традиции предков через художественный образ куклы

Задачи:

1. Обучающие: научатся

- соединять детали в изделии без иглы,

- создавать изделие из кусочков ткани на основе заданной технологии и приведённого образца.

- выбирать необходимые для работы материалы, инструменты и приёмы работы с ними,

- оценивать готовое изделие,

- понимать значимость организации рабочего места.

2. Развивающие:

- развивать приёмы работы с нитями, тканями,

- развивать творческие способности.

3. Воспитательные:

- воспитывать уважение к собственному труду.

Материалы и инструменты для изготовления куклы-закрутки:

-лоскут ткани белого цвета 20 на 20 см - основа куклы,

для шали - цветной лоскут размером 12 на 12 см,

для груди - 2 лоскута размером 6 на 6 см,

- тесьма для повязки длиной 8 см

- цветные нити для плетения пояска,

- вата или синтепон для набивки,

- ножницы.

Задание: сделать вепсскую куклу.

План занятия:

I этап. Организационный, эмоциональный настрой.

II этап. Повторение пройденного.

Iii этап. Введение в тему.

IV этап. Практическая работа.

1. Сворачивание кудели (ваты, синтепона) в лоскуте в виде платка для основы туловища.

2. Вязание туловища куклы по карте.

3. Оформление груди куклы.

4. Плетение пояска. Подвязывание передника, повязки на голову/

V этап. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

I этап. Организационный момент.

Приветствие группы и эмоциональный настрой детей.

Проверка готовности рабочего места к занятию -порядок, материалы, инструменты.

II этап. Повторение пройденного.

- Когда возникли игрушки? (В глубокой древности.)

- Из чего их делали? (Из камня, дерева, глины.)

- Для какой цели древний человек изготавливал свистульки дудочки погремушки? (Для отпугивания злых духов.)

- Какая игрушка считалась самой распространённой в русских деревнях? (Тряпичная кукла.)

- Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? (Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают и дом, и очаг, и человека.)

III этап. Определение темы.

Во все времена ценились изделия, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами. Огромное количество русских пословиц было посвящено труду и умению: "Умение везде найдёт применение", "Не будет и скуки, когда заняты руки", "Мастерство тому даётся, кто весь день делу отдаётся".

На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества - самодельной тряпичной куклой.

- с какими куклами познакомились и сделали своими руками? (Кострома, Ангел, Лихоманка,

Крестец, Сударушка, Мартинички.)

- Из каких материалов они выполнены?

Всегда считалось что хозяйка дома должна быть экономной. В деревне женщина умела делать многое - шить, вязать, ткать, вышивать. Кроме этого готовила еду, воспитывала детей, работала в поле и мн. др. Не выбрасывались старые кусочки нитей, ткани. И из таких обрезков, остатков мать, а затем и сама дочь делали различных кукол.

Откроем словарь В. Даля, найдём определение, что такое кукла? "Кукла - сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. материала подобие человека, а иногда и животного". Определение очень точное.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета - когда дети много и бережно играют в куклы - в семье прибыль. Люди верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она везде с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.

Тряпичных кукол дети начинали вертеть с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, как вы уже заметили, тряпичных кукол существует огромное множество . Все они уходят корнями в древнюю древность - во времена, когда мир был краше и проще, а люди мудрее и искреннее. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги - сгустки абсолютной любви, заключённые в трогательной форме куклы. Эта кукла, подаренная человеку, становилась первейшей защитницей. Удивительно то, что обереги сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о человеке на себя.

Давайте рассмотрим технологическую карту.

- Какую куклу будем делать своими руками? (Куклу-скрутку.)

- Почему она так называется? (Ни игла, ни ножницы в её изготовлении участия не принимают: ни к чему касаться ткани - резать лоскутки острым предметом из которых родится почти живое существо - обережная кукла. Ну, а мы с вами всё же, чтобы беречь зубки, не откусывать нитки, будем пользоваться ножницами, поэтому вспомним ТБ при работе с ними.

- Я уточню, что сегодня делаем вепсскую куклу-скрутку, названную так по имени народа, от которого она есть-пошла.

IV. Практическая часть. Анализ готового изделия.

А)

- Рассмотрим образец. Из каких материалов кукла выполнена?

- На карте найдите начало работы. С чего начнём?

- Какую куклу в изготовлении напоминает?

- Что нам понадобится?

Б) Поэтапное выполнение игрушки по технологической карте на столе.

Сколько этапов выполнения игрушки на технологической карте видите? ( 4)

- Приступаем к выполнению первого этапа. Сворачивание кудели в платке. Я расскажу вам почему кукла называется вепсской. Вепсы - небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины, матушка- кормилица. Детали куклы не сшиваются между собой, её делают из остатков ткан, из них же надёргивают нити для набивки и связывания деталей куклы.

В каждую деталь куклы, всё делалось поэтапно: голова, правая рука, левая рука ... вкладывается часть образа, потом соединяется в обережную куклу. Такую куклу делали для человека, которому сейчас нелегко.

- Выполняем второй этап. Вязание туловища вепсской куклы из платка.

В Древней Руси куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром."

- Выполняем третий этап. Оформление груди вепсской куклы.

О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощниками: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

- Выполняем четвёртый этап куклы. Плетение пояска. Подвязывание передника, повязки на голову вепсской кукле.

Вот как в русской народной сказке "Василиса Прекрасная" про куклу говорится: "зато Василиса сама, бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчик, где жила и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя, послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня, как мне быть и жить, и что делать. Куколка покушает, да потом и даст ей совет и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису".

V. Итог занятия. Подведение итогов работы.

А) Критерии самоконтроля:

* Работа должна быть выполнена аккуратно.

* Голова соразмерна с туловищем.

* Нитки должны крепко перетягивать ткань.

* Чем ярче лоскутки ткани, тем наряднее выглядит кукла.

Б) Рефлексия.

- Понятна ли вам технологическая последовательность изготовления куклы?

- Научились ли выполнять куклу-закрутку?

- Понадобятся ли вам полученные знания и умения в дальнейшей деятельности?

- Уборка рабочего места.

- Выставка работ.

VI. Домашнее задание. Не выбрасывать остатки, обрезки ткани, нитей, тесьмы. Принести их на след. занятие.

Спасибо за активную работу, до встречи.

© 2010-2022