- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Конспект занятия по лепке из соленого теста Композиция Весенний сад
Конспект занятия по лепке из соленого теста Композиция Весенний сад
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова А.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема занятия: Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Композиция «Весенний сад» (коллективная творческая работа из соленого теста)
Цель: ознакомление аудитории с технологией лепки из соленого теста для дальнейшего использования в работе, элементами пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук, методикой создания коллективной творческой работы.
Образовательные:
-
повышать компетентность аудитории, познакомить с технологией изготовления коллективной работы «Магнолии» из соленого теста.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера.
-
Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.
Развивающие:
-
развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление. Способствовать развитию личности.
Вид занятия: смешанный (Беседа с объяснением, практическая работа, самостоятельная работа)
Тип занятия: Занятие совершенствования умений и навыков
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа, инструктаж; наглядные: показ, демонстрация образцов изделий из соленого теста и приемов работы, картины, рисунки. Методы практической работы. Репродуктивный метод. Проектно - конструкторский метод: создание произведения декоративно - прикладного искусства.
Технология обучения: личностно-ориентированная технология сотрудничества.
Оборудование картинки с изображением композиции, инструкционные карты, загадки.
Материалы и инструменты: соленое тесто, контейнеры для теста, стеки, индивидуальные дощечки для работы с тестом, вода, салфетки, рамочки и клей.
Ход занятия:
-
организационная часть
-
теоретическая часть
-
практическая часть
-
подведение итогов
Организационная часть:
-
приветствие
-
объявление темы и цели занятия
-
структура занятия.
Теоретическая часть:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Думаю, вам будет интересно сегодня узнать еще что-то новое по декоративно - прикладному творчеству. Изделия из солёного теста украсят дом, станут прекрасным подарком.
Сегодня на занятии мы рассмотрим все, что нужно для работы с соленым тестом.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
а) Какие основные компоненты, добавки теста? (мука, мелкая соль, вода; клей - для прочности, крахмал - для эластичности)
б) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, кисточки, стакан с водой). Еще можно фигурные формочки, ситечко, чесночница.
в) Какие основные этапы изготовления изделия из теста?
-лепка элементов: основа-колобок и колбаска;
-скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;
-склейка деталей, оформление изделий в рамки.
-сушка - на воздухе, в духовке;
- раскрашивание - гуашь или акрил;
- нанесение защитных составов - лак или грунтовка;
г) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)
Практическая часть:
А сегодня вы узнаете что-то новое. А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (Весна)
Да, речь пойдет о весне. Именно весеннюю композицию, с цветущими цветами, бабочками мы будем сегодня лепить из теста.
Давайте разглядим внимательно картины с изображением весны у вас на столах.
ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ.
Правильно: крупная ветка, маленькие веточки, листья (большие по центру и поменьше к верхушкам веточек), цветы (раскрытые и в бутонах) и бабочки.
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К РАБОТЕ СДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ.
Приготовились:
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками - "крыша дома")
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот на дереве цветы (сделайте из ладоней "бутон")
Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором - чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы "побежали" по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
А что вам принесла сегодня я? Правильно! Эта композиция из соленого теста называется «Весенний сад»
Смотрите, как это можно сделать.
-
СЮЖЕТ карандашом переносится на рамочку или фанерку.
-
ЛЕПИМ ВЕТКИ. Сначала лепим крупную веточку. Лепим колбаску длинную и достаточно толстую. Старайтесь придать ей красивую, изогнутую и пластичную форму.
-
С помощью клея и кисточки к большой ветке крепятся более тонкие, на которые будут крепиться листья, а также цветы.
-
Наносим на веточки фактуру стеком (ножиком).
-
ЛЕПИМ ЛИСТЬЯ. Скатайте шарик (в зависимости от размера листика), зажмите один кончик между большим и указательным пальцами. Получилась капелька. Сплющите ее, нажимая пальцами сверху и снизу. Листик можно еще и потянуть в разные стороны. Получились листочки. На них наносится фактура кончиком стека.
-
Закрепите их на основе с помощью кисточки и клея. Сначала ложатся листья больше, затем меньше и меньше. Чтобы листья смотрелись объемнее и интереснее, под некоторые можно положить («подушечки» из теста на клей).
-
ЛЕПИМ ЦВЕТОК.
7а ЛЕПИМ ЛЕПЕСТКИ. Катаем 7 шариков больше и 6 поменьше, из них сначала формируем капельки (как листья), затем сплющиваем и немного растягиваем, придавая необходимую форму. Наносим клей кисточкой на рамочку или на сам лепесток. Выкладываем по кругу сначала лепестки большие, наносим фактуру (веером от центра к периферии). Затем лепестки поменьше, тоже наносим фактуру (веером от центра к периферии).
7б ЛЕПИМ СЕРДЦЕВИНКУ. Наносим немного муки на середину ладони. Катаем маленькую, но толстенькую колбаску из теста. Кладем на середину ладони. Расплющиваем ее в тонкую ленту из теста. Начинаем разрезать ленту стеком на ладони. Затем скатываем в рулет так, чтобы разрезанная часть оказалась снаружи. Закрепляем на клей.
-
ЛЕПИМ ПОЧКИ. Катаем шарики больше и поменьше, из них сначала формируем капельки, скругленные снизу и вытянутые. Наносим фактуру стеком. Большую почку лучше соединить из 3 заостренных и вытянутых капелек. Все закрепляем на клей.
-
ЛЕПИМ БАБОЧЕК. Бабочку можно слепить из 4 шариков (2 больше (верхние) и 2 меньше (нижние). Шарики пальцами расплющить и придать нужную форму крылышка. Закрепить на клей. Где необходимо можно под «крылья» подложить кусочки теста для объема. Затем скатать маленькую тоненькую колбаску, сделав тельце бабочке. Нанести фактуру стеком и зубочисткой.
-
Потом композицию «Весенний сад» мы высушим открытым способом. Покроем лаком. Такое изделие украсит любое помещение.
Все ли понятно? Какие есть вопросы по лепке композиции?
Приступайте к работе. Не забудьте внимательно осмотреть образец поделки. (Приложение 2)
Во время лепки можно делать пальчиковую гимнастику:
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И сказочный наш сад расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик цветка дерева")
Пошаговая инструкция изготовления композиции (Приложение № 1).
Подведение итогов:
Выполнение работ такого вида может послужить основой для вашей профессии, что так важно в жизни.
А сейчас давайте посмотрим наш «Весенний сад».
Я считаю, что все вы так же творчески работали и овладели техникой изготовления веточки рябины. И скажу о каждой из ваших работ (несколько слов)
Теперь дома в любое время вы сможете повторить эту работу.
Заключение:
Используя на занятиях по лепке пальчиковую гимнастику можно добиться хороших результатов по развитию мелкой моторики рук.
Проведение таких занятий можно рекомендовать педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов в общеобразовательных школах. Методическая разработка поможет начинающему педагогу в проведении занятий по лепке не только из соленого теста, но и с пластилином, глиной.
Литература:
-
Ирина Хананова. Соленое тесто. - Москва: «АСТ - ПРЕСС», 2006г.- 104 с.
-
Master-classy.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.Инструкция по изготовлению композиции «Весенний сад».
-
Замесить тесто по рецепту: мука - 2 стакана, соль мелкая - 2/3 стакана, вода 1/3.
-
Поместить тесто в полиэтиленовый пакет или контейнер.
-
Застелить рабочую поверхность (дощечку) фольгой или посыпать мукой.
-
СЮЖЕТ карандашом перенести на рамочку или фанерку.
-
ЛЕПИМ ВЕТКИ.
Сначала лепим крупную веточку. Лепим колбаску длинную и достаточно толстую. Старайтесь придать ей красивую, изогнутую и пластичную форму.
С помощью клея и кисточки к большой ветке крепятся более тонкие, на которые будут крепиться листья, а также цветы.
Наносим на веточки фактуру стеком (ножиком).
-
ЛЕПИМ ЛИСТЬЯ.
6а. Скатайте шарик (в зависимости от размера листика), зажмите один кончик между большим и указательным пальцами. Получилась капелька.
6б. Сплющите ее, нажимая пальцами сверху и снизу. Листик можно еще и потянуть в разные стороны. Получились листочки. На них наносится фактура кончиком стека.
6в. Закрепите их на основе с помощью кисточки и клея. Сначала ложатся листья больше, затем меньше и меньше. Чтобы листья смотрелись объемнее и интереснее, под некоторые можно положить («подушечки» из теста на клей).
-
ЛЕПИМ ЦВЕТОК.
7а ЛЕПИМ ЛЕПЕСТКИ. Катаем 7 шариков больше и 6 поменьше, из них сначала формируем капельки (как листья), затем сплющиваем и немного растягиваем, придавая необходимую форму. Наносим клей кисточкой на рамочку или на сам лепесток. Выкладываем по кругу сначала лепестки большие, наносим фактуру (веером от центра к периферии). Затем лепестки поменьше, тоже наносим фактуру (веером от центра к периферии).
7б ЛЕПИМ СЕРДЦЕВИНКУ. Наносим немного муки на середину ладони. Катаем маленькую, но толстенькую колбаску из теста. Кладем на середину ладони. Расплющиваем ее в тонкую ленту из теста. Начинаем разрезать ленту стеком на ладони. Затем скатываем в рулет так, чтобы разрезанная часть оказалась снаружи. Закрепляем на клей.
-
ЛЕПИМ ПОЧКИ. Катаем шарики больше и поменьше, из них сначала формируем капельки, скругленные снизу и вытянутые. Наносим фактуру стеком. Большую почку лучше соединить из 3 заостренных и вытянутых капелек. Все закрепляем на клей.
-
ЛЕПИМ БАБОЧЕК.
9а. Бабочку можно слепить из 4 шариков (2 больше (верхние) и 2 меньше (нижние).
9б. Шарики пальцами расплющить и придать нужную форму крылышка. Где необходимо можно под «крылья» подложить кусочки теста для объема. Закрепить на клей.
9в. Затем скатать маленькую тоненькую колбаску, сделав тельце бабочке.
9г. Нанести фактуру стеком и зубочисткой.
-
Высушите изделие открытым способом или на батарее или в духовке при температуре 150 градусов 30 минут..
-
Высушенную композицию раскрасить гуашевыми или акриловыми красками.
-
Готовое изделие покрыть лаком
Приложение 2. Образец для лепки
МОЙ САЙТ: infourok.ru/user/klimova-anna-viktorovna