- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическая разработка по программе «Хор» - «Методические функции руководителя хорового коллектива»
Методическая разработка по программе «Хор» - «Методические функции руководителя хорового коллектива»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширяева О.П. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАРУС»
городского округа Самара
Методическая разработка по программе «Хор»
на тему:
«Методические функции руководителя хорового коллектива»
выполнил
педагога дополнительного образования
Ширяева О.П.
Самара
2010
Методическая разработка по программе «Хор» на тему: «Методические функции руководителя хорового коллектива» педагога дополнительного образования Ширяевой О.П.
Новейшие научные исследования в области музыкальной вокальной педагогики и опыт работы многих школ говорят, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально - эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи.
А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
Замечено, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.
Таким образом, музыкальное, и конкретно, вокальное воспитание ставится во главу угла эстетического воспитания подрастающего поколения. Неслучайно, расширяется сеть ДХС, открываются хоровые отделения в ДМШ, а в районах, где хорошо развито хоровое воспитание, намного выше и культура всего населения. Примером может служить Прибалтика.
Отсюда повышается и значимость такого предмета как хоровой класс. Новые
задачи встают перед руководителем хорового коллектива. Современный педагог, по мнению ученых, должен обладать хорошим и крепким здоровьем, особой выносливостью, целеустремленностью, терпением, уметь распределять внимание, владеть собой и влиять на других. Мыслительные способности его должны отличаться находчивостью, воображением и фантазией, точностью и тонкостью суждений, критическим отношением к своей и чужой работе и т.д. Педагог должен совершенствовать свое педагогическое мастерство. И, прежде всего, нужно знать две основные функции в педагогике - это обучение и воспитание.
В функцию обучения входит то, чему мы должны научить ребенка на наших уроках, и то, какими средствами мы это сделаем.
На уроках хора - это пение в унисон, многоголосие, пение a*capella, строй, ансамбль - разные его виды (ритмический, динамический, темповой и т.д.); дикция, артикуляция, атака, правильное дыхание, регистровое и смешанное голосообразование, тембральная окраска звука и т.д.
В процессе обучения педагог хорового класса обязан использовать все основные принципы обучения - научности, наглядности, последовательности, систематичности, доступности. Коротко остановимся на каждом из принципов:
-
Научность - знание и использование всех новейших методик преподавания нашего предмета.
-
Методика Огороднова незаменима в работе над унисоном, в выработке неповторимого тембра каждого ученика, в работе над эмоциональной отзывчивостью хористов;
-
Хоровое сольфеджио Струве - основа работы над многоголосием;
-
Вокальная методика Емельянова прекрасно активизирует голосовой аппарат, помогает расширить диапазон, особенно в среднем и старшем хоре;
-
К научности можно отнести знание физиологических и возрастных особенностей детского голоса, внимание к его охране. Практикой установлено, что лучшая охрана голоса - это серьезные регулярные вокальные занятия, которые не только помогают приобрести необходимые певческие навыки, но и создают нормальные
условия для спокойного перехода детского голоса во взрослый, способствуют дальнейшему его совершенствованию.
-
Наглядность - необходимо использовать таблицы, схемы, плакаты.
-
Доступность, последовательность, систематичность - учтены во всех научных методиках и Огородного, и у Емельянова, и, конечно, в хоровом сольфеджио Струве.
Во главу угла обучения на уроках хора ставится воспитание ладового чувства и воспитание голосового аппарата.
Вот мы и перешли к другому педагогическому понятию - воспитанию.
Сейчас в свете реформы школы функция воспитания становится первостепенной.
Появилось новое понятие - воспитывающее обучение.
Целью нашей педагогики является воспитание нового человека гармонически развитого, доброго, эмоционально отзывчивого, чуткого, неравнодушного, активного, творческого, созидателя будущего. Обучение в фашистской германии было поставлено на очень высокий уровень молодые люди получали самые совершенные знания по новейшим техническим и гуманитарным наукам; но главным принципом воспитания фашизма было «не сострадай», а тот, кто мог сострадать, не годился дл рейха и истреблялся.
Воспитание в отличие от обучения должно видеть в подрастающем поколении прежде всего личность. Ребенок облает тонкой и сильной чувственной сферой. Об этом говорил замечательный польский педагог Януш Корчак: «Ребенок превосходит нас силой чувств. В области интеллекта он по меньшей мере равен нам, ему не достает лишь опыта», «мыслей у детей не меньше, и они не хуже, чем у взрослых, только они другие». В наших мыслях образы линялые, чувства тусклые и словно покрыты пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с ним общим язык. Задача взрослого понять тонкий мир детской эмоциональной сферы, подняться до уровня чувств ребенка, а потом научиться эффективно на него воздействовать.
Самая эффективная форма воспитания - воспитание через коллектив. Придя в хор, дети активно включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения нередко у них развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость к искусству. Работа над качеством хорового звучания, над выразительным исполнением музыкальных произведений оказывает непосредственное влияние на формирование у ребят художественных взглядов и представлений, на воспитание эстетического вкуса.
Художественно - исполнительский уровень коллектива зависит от мастерства каждого хориста. Поэтому необходимы индивидуальные занятия в хоре.
Помимо основной работы с хором руководитель проводит дополнительные культурно - массовые мероприятия, которые способствует общему музыкально - эстетическому воспитанию участников хора. Очень полезны коллективные посещения концертов, оперных спектаклей, встречи с музыкантами и композиторами, просмотры музыкальных фильмов, экскурсии. Активными помощниками у руководителя хора должны быть сами ребята - актив хора. Тогда все мероприятия на хоре будут искренними, теплыми, непринужденными, будут сплачивать ребят в коллективе.
Для этого необходимо самоуправление в хоре. Хор - это коллектив. Каждое занятия - это собрание единомышленников, любителей музыки. Это не всегда бывает так, но к этому надо стремиться. Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива - одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него заложены общие усилия, общий труд.
Самоуправление - это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться делать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя. Начинать работу над самоуправлением нужно с младшего возраста, но в полной мере оно может проявиться в среднем и старшем хоре.
Все эти факторы способствуют плодотворной работе хорового коллектива, но главное, я считаю, это личность хормейстера. Хормейстер постоянно должен работать над собой и над своим педагогическим мастерством. Он должен уметь ясно, кратко и интересно, увлекательно передать детям свои знания, избегать штампов в работе, анализировать и критиковать свой опыт. Работа хормейстера сложна и невозможна без настойчивости, требует больших усилий воли, выдержки, владения своими чувствами и настроениями. Хормейстер должен хорошо знать свой предмет и постоянно в нем совершенствоваться; должен быть увлеченным человеком и любить свое дело. Без этого невозможно создать хороший хоровой коллектив.
На мой взгляд любому руководителю хора нужна профессиональная честность. У каждого бывают состояния усталости, т.к. работа требует больших усилий, поэтому хормейстер должен честно отказаться от большой нагрузки в пользу дела или побыть временно вторым.
Обучение и воспитание в хоровом коллективе - это дело не только руководителя хора, но и всего педагогического коллектива, администрации музыкальных и общеобразовательных школ. Ведь ребята, участники хора, являются активными пропагандистами своего искусства, организаторами самодеятельность в своих классах, приводят за собой все новых и новых любителей музыки, и связь с общеобразовательной школой должна становиться все теснее.
ЛИТЕРАТУРА
-
Школа хорового пения. В.Соколов, В. Попов, Л. Абелян, вып. 2, 1978 г.
-
Школьный хор. Г. А. Струве, 1981
-
Педагогическое мастерство преподавателя ДМШ. Колесников
-
Основы воспитательной работы в ДМШ. сб. Москва, 1974
-
Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. Д. Е. Огороднов.