Рабочая программа Малый театр

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа Малый театр


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»


Рассмотрено на заседании

методического объединения учителей начальных классов

Протокол № _____ от ____ мая 201 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«СОШ №1 г. Анадыря»

_______________________Якунина О.И.

« » мая 201 г.




Программа

внеурочной деятельности

в начальной школе для учащихся

  1. 4 классов

«Малый театр»


Направление: духовно-нравственное



Программу разработала:

Казик Наталья Николаевна,

первая квалификационная категория

г. Анадырь, 2015 г.

Рабочая программа Малый театр

ПРОГРАММАРабочая программа Малый театр


Тип программы: модифицированная (экспериментальная)

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Название программы: «Малый театр»

Уровень усвоения: 1 года

Возрастной диапазон: для учеников начального звена

Программа рассчитана на 34 часов, из расчёта 1 час в неделю.

Составитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1 города

Анадыря»» Казик Наталья Николаевна

Год разработки: 2014год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена программа с учётом запросов родителей и интересов ребёнка. Ориентирована программа на обучающихся начальных классов. Программа «Малый театр» может быть реализована как с отдельно взятым классом так и с группой обучающихся из разных классов.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия И.А. Генералова, Е.Р. Ганелина, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе.

Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.

Актуальность программы.

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества учащихся. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательный и образовательный процессы. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театрального творчества приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Учащиеся смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся и обусловлена переходом на новый ФГОС.Рабочая программа Малый театр

Программа основывается на следующих принципах:

- принцип природосообразности предполагает, что процесс театрального творчества должен основываться на воспитании ребёнка сообразно полу и возрасту, учитывая индивидуальные особенности каждого, а также формирование у него ответственности за развитие самого себя;

- принцип культуросообразности предполагает, что театральное творчество должно основываться на общечеловеческих ценностях и культуре, предусматривает обеспечение значимости для ребёнка идентификации себя с Россией, природой родного края;

- принцип коллективизма предполагает, театральная деятельность в детском коллективе даёт младшему школьнику опыт взаимодействия с окружающими;

- принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в театральной деятельности, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями.

Диалогичность не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта. Но диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Цель программы:

Создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.Рабочая программа Малый театр

Задачи программы

Образовательные:

- Расширение, обогащение художественного кругозора.

- Знакомство с элементами сценической грамоты.

- Научить основам психофизического тренинга.

- Научить основам верного дыхания.

- Научить оценивать сценические события.

Развивающие:

- Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, наблюдательности через актёрские упражнения.

- Развитие фантазии, воображения и способности к перевоплощению через создание этюдов.

- Развитие речевого аппарата.

- Развитие пластической выразительности

Воспитательные:

Формирование детского коллектива.

- Воспитание трудолюбия, чувства коллективности, взаимозависимости, опыт партнерства.

- Воспитать навык правильной оценки собственных поступков и поступков товарищей;

- Привить бережное отношение к театральным реквизитам, костюмам.

- Познакомить с правилами поведения в театре.

- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

-эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в поступках, направленных на помощь о обеспечение благополучия;

-этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения, эстетические предпочтения;

-умение делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

-организация на уроке;

-парно-групповой работы;

Регулятивные

-умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

-умение самостоятельно работать с новым произведением и словом;

-умение работать в парах, группах, участвовать в проектной деятельности;

-умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

-в сотрудничестве с учителем ставить задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные

-умения прогнозировать содержание произведений книги до чтения;

-умения определять значение неизвестных слов;

-умение отбирать литературу по теме, жанру;

-умение ориентироваться в книжном библиотечном фонде;

-умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием;

-ресурсов библиотек и Интернета;

Коммуникативные

-умение выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению при совместной деятельности;

-высказывать свои суждения о словах и терминах на основе этических и нравственных ценностей;

-строить сообщения в устной и письменной форме.

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формы проведения занятий:

- Групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, занятие-путешествие, репетиционные, постановочные, информационные.

Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократного повторения (целиком или частями).

Постановочные занятия - творческий процесс создания театрального представления, осуществляется совместно с учителем.

Информационные занятия предполагают беседу (диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому - либо вопросу) и лекцию ( представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на

какой-либо вопрос.

При реализации программы используются инновационные технологии:

проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (дети сами решают проблему, а педагог делает вывод).

Одним из важных критериев оценки педагогом работы учащихся является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке.

Итогом творческой работы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, памятным датам, либо небольшие постановки, сказки, т. е. материал, понятный и «близкий» детям.Рабочая программа Малый театр

Планируемые результаты изучения курса

Ожидаемые результаты.

К концу года занятий обучающиеся имеют понятия:

-О театральных профессиях и видах театрального искусства.

-Об оформлении сцены.

-О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Научатся:

-Различным современным и народным играм.

-Новым скороговоркам и чистоговоркам.

-Приемам разминки и разогрева тела.

-Создавать выбранный или заданный педагогом образ.

-Раскованно чувствовать себя на сценической площадке.

Приобретут навыки:

-Общения с партнером.

-Элементарного актёрского мастерства.

-Коллективного творчества.

Ожидаемые мета предметные результаты обучения

по ФГОС.



Знать

Уметь

Театральные термины:

театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример.

- Иметь навыки актерской смелости: активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству «Бяка и Бука», «Китайская машинка», «Кот и мышка» и др.

- Уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах: «Болото», «Дождь», «Игра в снежки», «Смола», «Речка» и др.

- Иметь навыки пластического решения образа (мышка, кошка, петух, собака, лиса и др.):

  • в сценической речи навыки силы звука, эмоциональности

  • интонирование (3,4 интонации в паре с партнером)

  • понятие об ускорении и замедлении речи

  • органичное действие в упражнениях по сценической речи «Ах, какой цветок», «Ой, какой зверек», «Ой, как дует из окошка» и др.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема раздела

Тема урока




Основные понятия

Базовые понятия

Характе-ристика

деятельности

учащихся

Форма и вид контроля

1 четверть

1

1

Тема 1.

Вводное занятие.

Давайте познакомимся.

Вместе весело играть.

Знакомство с группой;
вводные слова, обращения.


Через игровую деятельность получить сведения о многообразии театрального искусства.

Владеть способами передачи устной речи;
владеть основными приёмами риторики.

Практи-ческие и творческие работы
-чтение произве-

дений с использованием правил риторики.
-игры.
-исследо-вания театров России
-творческ. работа «Рассказ о своих знаниях о театрах».

2

1

Тема 2.

Основы театральной культуры

История возникновения театра на Руси.


Уважение к культурным ценностям.

Определять собственное отношение к культурным ценностям.

Практическ ие и творческие задания

-изучение истории театра.

-просмотр презентации о театрах России.

-план составления поведения в театре.

3

1

Тема 3. Здравствуйте, меня зовут искусство!

Формировать представления о понятиях искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт артист и т. д.

Уважение к культурным ценностям

Включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Практич- кие и творческие задания

-анализ полученной информации;

-просмотр спектакля и его обсуждение.

-твор-ческая работа « Я директор театра».

4

1

Тема 4. Великое театральное царство

Виды театров:

- театр картинок;

- театр игрушек;

«Волшебные пальцы»;

- теневой театр;

драматический театр;

- балет.

Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельностьности.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

Практичес кие и творческие задания;

-анализ полученной информации.

-просмотр спектакля и его обсуждение;

-твор-ческая работа «Театр игрушек».

2 четверть

5

1

Тема 1.

Театральные

профессии.

Знакомство с

профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими.

Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Умение задавать

интересующие вопросы кратко и лаконично.

Практичес кие и творческие задания;

-анализ полученной информации.

-просмотр презентации;

-твор-ческая работа «Я актер».

6

1

Тема 2. Кукольный театр.

Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном театре.

Уважение к культурным ценностям.

Правила поведения в театре.

Творческие

работы со сказками

«Дополни сказку героями».

«Измени сюжет».

«Новые герои сказки».

7

1

Тема 3.

Виды и системы кукол.

Знакомство с перчаточными и тростевыми куклами, марионетками, напольными куклами.

Признание оптимизм в восприятии мира.

Определять и формулировать цель деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество.



8

1

Тема 4.

В гостях у сказки.

Формировать творческую художественно- речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения.

Развивать внимание, память, воображение.

Формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме

Составление спектакля по произведениям детских писателей.

9

1

Тема 5. Мастерство актера.

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети.

Развивать связную речь детей (диалогическую).

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Просмотр инсцениро-вок и их обсуждение.

10

1

Тема 6.

Веселые сочинялки.

Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

11

1

Тема 7. Сценическое внимание

Данные понятия необходимы актеру для создания образа.

Для развития этих качеств используются

упражнения.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Определять и высказывать общие для всех людей правила

поведения при

сотрудничестве (этические нормы).

Проявлять индивидуальные творческие способности в

игре, этюдах,

чтение по ролям и инсценирование.

12

1

Тема 8. Раскрепощение мышц.

Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психо-эмоционального состояния актеров - новичков.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Уметь придумать упражнение и исполнить.

3 четверть

13

1

Тема 1.

Эмоциональная память.

Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие

Партнеров.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей

деятельности.

Проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и

инсценировании.

14

1

Тема 2.

Предлагаемые обстоятельства

Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

15

1

Тема 3.

Веселая гимнастика

Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы - человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации

«холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.

.

16

1

Тема 4. Сценическое событие.

Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

17

1

Тема 5. Действия с воображаемыми предметами.

Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает

фантазию, включают эмоциональную память.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.

Определять и формулировать цель

деятельности

Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.

18

1

Тема 6.

Этюд - сценическое произведение с одним событием.

Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж.

Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц.

19

1

Тема 7.

Зарядка для лица и языка.

Беседа, практическое занятие. Упражнения на развитие речевого аппарата.

Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание.

Отработка техники сценической речи.

Рождение звука. Дыхание и голос. Дыхание и звук.

20

1

Тема 8.

Техника речи и ее значение.

Использование упражнений и тренингов для

речевого аппарата

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Отработка техники сценической речи.

Рождение звука. Дыхание и голос. Дыхание и звук.

Артикуляционная гимнастика и ее значение.

21

1

Тема 9.

Дикция.

Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.

Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности



Четкое произношение всех звуков речи - неотъемлемая часть спектакля.

Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.

Проверка ударения.

22

1

Тема 10. Понятие об интонировании

Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.

Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности

Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику и импровизацию.

Знакомство детей с разнообразием подтекстов.

4 четверть

23

1

Тема 1.

Тембрирование.

Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Владеть искусством тембрирования.

Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок.

24

1

Тема 2.

Совмещение речи и движения.

Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.

Готовность и способность к участию в игровых упражнениях.

Выполнение упражнений для четкого совмещения речи и движения.

Правильное отношение к собственным ошибкам, к победе, поражению.

25

1

Тема 3.

Сила звука и эмоциональная выразительность.

Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются

следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Владеть искусством тембрирования.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

26

1

Тема 4. Забавные чистоговорки

Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи.

Игры со словами. Заучивать чистоговорки.

Владеть искусством тембрирования.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

27

1

Тема 5.

Игры говорилки.

Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи.

Игры со словами. Заучивать мини текст для быстрого проговаривания

Владеть искусством тембрирования

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

29

1

Тема 6. «Фехтование»

Предлагаемые упражнения учат навыкам фехтования, что может быть использовано в спектакле и помогает выработать осанку и раскрепощение мышц.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Правила поведения в игровом творческом процессе.

Научиться навыкам фехтования используя в работе сценическую бутафорию.

30

1

Тема 7.

Этюды на пластическую выразительность.

Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это - «скульптуры», «живая

фотография» и другие задания.

Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Правила игрового общения.

Проговаривать последовательность действий.

31

1

Тема 8. «Хаотичное» движение в пространстве

Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.

Устанавливать целевые приоритеты.

Применять правила поведения в игровом творческом процессе.

Научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения.

32

1

Тема 9.

Движения в «рапиде».

Научится двигаться в замедленном темпе.



Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.

Научится двигаться в замедленном и быстром темпах.

33

1

Тема 10. Подготовительная работа к заключительным занятиям.

Прогон коллективной работы. Сценические зарисовки.

Устанавливать целевые приоритеты.

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками.

34

1

Тема 11. Заключительное занятие.

Показ коллективной работы. Сценические зарисовки.

Устанавливать целевые приоритеты.

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками.





Библиографический список

1 .Акимов А. «Не только о театре». Л.-М., «Искусство», 1966г.

2. Ворошилов В. «Заметки театрального художника», М: Советская Россия 1978г.

3. Горчаков Н. «Режиссерские уроки К.С.Станиславского». М., «Искусство», 1952 г.

4. Ершов П.М. «Режиссура как практическая психология». М., «Искусство», 1972 г.

5. Завадский Ю. «Об искусстве театра». М., Изд-во ВТО, 1965 г.

6. Запорожец Т.И. «Логика сценической речи». (Учебное пособие для театрально-учебных заведений)

М: «Просвещение» 1974г.

7. Захаржевская Р.В. «Костюм для сцены» (часть1) М: «Советская Россия» 1973г.

8. Кнебель М. «Слово в творчестве актера». М. Изд-во ВТО, 1970г.

9. Корогодский З.Я. «Режиссер и актер» М: «Советская Россия», 1967г.

10. Логинова В.А. «Заметки художника гримера». (Методическое пособие) М: Искусство 1978г.

11. Лисица А.П. «Секрет бутафора» М: «Советская Россия» 1977г.

12. Львов Н. «Грим и образ». М., Профиздат, 1960г.

13. Попов В. «Звуко-шумовое оформление спектакля». М., «Искусство», 1961г.

14. Ремез О. «Мизансцена - язык режиссера». М., «Искусство», 1963г.

15. Рубина Ю.И. «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» М

«Просвещение», 1074г

16.Сидоркина И.К. Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» М: «Советская Россия», 1974г.







© 2010-2022