- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа школьный музей
Рабочая программа школьный музей
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сливнюк Е.А. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Школьный музей» составлена на основе:
-
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;
-
Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев.:Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005;
-
Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011;
-
Положения МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области» «О работе с одаренными детьми».
-
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
ЗАДАЧИ:
-
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
-
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, города, края;
-
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
-
Оформление и экспонирование материалов;
-
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
-
Организация научно-исследовательской работы
-
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.
СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ
Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Музеи образовательных учреждений эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и воспитательным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа дополнительного образования «Школьный музей» рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Планирование предполагает последовательное изучение курса.
Рабочая программа предназначена для реализации в 2015-2016 учебном году в МБОУ СОШ№3 г. Щигры Курской области».
ОПИСАНИЕ ФОРМ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущая аттестация обучающихся проводится в формах:
- выполнение индивидуальных и групповых заданий;
- защита проектов, творческих работ, презентаций;
- решение познавательных заданий;
- решение проблемных вопросов;
- анализ документов;
- составление исторических прогнозов;
- оставление обобщающей таблицы;
- составление схемы;
- дифференцированный зачёт.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме защиты творческих проектов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно - ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно - исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА
Организация поисково-исследовательской деятельности
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап - информационный или ознакомительный. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
1
Школьный краеведческий музей.
Экскурсия.
Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.
2
История основания города Щигры.
Беседа.
Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.
3
Быт жителей Курской области.
Экскурсия.
Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.
4
Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.
Театрализованное представление.
Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.
5
Легенды о нашем крае.
Литературная гостиная.
Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях.
6
Моя родословная.
Беседа, практическое занятие.
Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.
7
Моя родословная.
Беседа, практическое занятие.
Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.
8
История родной школы.
Экскурсия.
Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это - «История микрорайона Авангард», «История родной школы», «Наши земляки - участники войн», «Быт и нравы наших предков», «Боевой путь 132-ой дивизии».
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи.
1
Фонды музея.
Лекция.
Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.
2
Учет и обеспечение сохранности фондов музея.
Лекция.
Знакомство с правилами учета
и хранения документов, ведения учетной документации.
3
Классификация и систематизация музейных экспонатов.
Практическое занятие.
Формирование навыков составления картотек и каталогов.
4
Правила хранения вещественных исторических источников.
Лекция.
Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея
5
Исторический документ.
Практическое занятие.
Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
1
Роль экскурсовода в работе музея.
Беседа.
Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.
2
Методика подготовки экскурсий.
Лекция.
Практическое занятие.
Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.
Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.
3
Как провести экскурсию.
Практическое занятие.
Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.
4
Я - экскурсовод.
Психологические тренинги.
Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.
Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап - организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
-выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
-создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
-развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
-развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
-развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
1
Введение.
Лекция.
Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.
2
Источниковедение и его роль в изучении истории.
Лекция.
Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.
3
Основные этапы работы с источниками.
Лекция и практическое занятие.
Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.
4
Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.
Лекция и практическое занятие.
Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.
5
Оформление творческой работы.
Лекция.
Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.
6
Учимся строить выступление.
Психологический тренинг.
Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
7
Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.
Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.
Закрепление навыков публичных выступлений.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
-
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
-
Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор - неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
-
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр, фестивалей и встреч.
-
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.
-
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), чаепития для ветеранов и гостей школы.
По основной направленности программа является:
развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры)
социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Программа разработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
-
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
-
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
-
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
-
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
-
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Вводное занятие.
Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика:Ведение музейной документации.
-
«Я - житель Курской области».
Теория: История города Щигры. Посещениегородского краеведческого музея. «Город прежде», «Город сегодня».
Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города и посёлка». Выставка по итогам акции «Виды родного города и посёлка». Экспозиция «Город и посёлок прежде», «Город и посёлок сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
-
Музейный работник.
Теория: Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
-
Экспозиция «Листая школьные страницы».
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.
Практика: Пополнение экспозиции.
-
Экспозиция «Гордость школы».
Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.
Практика: Пополнение экспозиции.
6. Символика города и области.
Теория: История курской символики. История создания герба Курской области и города Щигры.
Практика: Выставка рисунков на тему курской символики.
7. История моей семьи в истории области.
Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».
Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
-
Военная история края.
Теория: Изучение военной истории края
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
-
Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.
Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи ибеседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.
Практика: Фотосессия «Портрет ветерана, труженика тыла, детей войны» Пополнение экспозиций - «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда - моя победа».
-
«Чтобы помнили».
Теория: Ознакомление с экспозицией Щигрыв годы ВОВ
Практика: Проведение экскурсии для учащихся.
-
«Культура края».
Теория: Изучение материальной культуры края. Предметы быта, костюмы народов населяющих наш край.
Практика: Пополнение экспозиции «Культура края». Проведение экскурсии для учащихся.
-
Растительный и животный мир Курской области.
Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Курской области.
Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира Курского края.
-
«Экология края».
Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
-
Музейное сотрудничество.
Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.
Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.
-
«История техники».
Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники.
Практика: Пополнение экспозиции.
-
Защита творческих проектов учащихся.
-
Итоговое занятие.
Теория: Итоги работы школьного музея.
Практика: Учет экспонатов и документального фонда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
К-во часов
(всего)
Из них
Теоретические занятия
Практические занятия
Проверочные работы
1
Вводное занятие. Постановка целей и задач музея.
2
1
1
2
Ведение музейной документации. Организация учёта экспонатов
2
1
1
3
История города Щигры.
2
1
1
4
Практическое занятие. Подготовка к проведению акции: «Виды родного города и посёлка»
2
1
1
5
Музейный экспонат.
2
1
1
6
Оформление музейных экспозиций.
2
1
1
7
Летопись школы. Изучение истории школы.
2
1
1
8
Ознакомление с Уставом школы и её традициями. Пополнение экспозиции.
2
1
1
9
Поисково-исследовательская деятельность. Поиск бывших учителей и выпускников школы.
2
1
1
10
Создание экспозиции «Гордость школы».
2
1
1
11
История курской символики. История создания герба Курска и Щигров.
2
1
1
12
Создание экспозиции «Наш город».
2
1
1
13
Подготовка работ к конкурсу «Самая интересная фотография нашей семьи»
2
1
1
14
Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
2
1
1
15
Изучение военной истории нашего края.
2
1
1
16
Изучение военной истории нашего края. Оформление тематической выставки.
2
1
1
17
Проведение акции: «Мы против войны».
2
1
1
18
Встреча и беседа с ветеранами.
2
1
1
19
Проектная деятельность. Работа над проектом «Щигры в годы ВОВ».
2
1
1
20
Проектная деятельность. Работа над проектом «Щигры в годы ВОВ».
2
1
1
21
Изучение материальной культуры края.
2
1
1
22
Предметы быта, костюмы народов, населяющих наш край.
2
1
1
23
Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Курской области.
2
1
1
24
Защита проектов по разнообразию растительного и природного мира Курского края.
2
1
1
25
Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
2
1
1
26
Защита проектов по экологическим проблемам.
2
1
1
27
Посещения музеев города и образовательных учреждений.
2
1
1
28
Обзорная лекция-экскурсия для учащихся школы.
2
1
1
29
Знакомство с развитием технической мысли в крае. С.П.Непобедимый.
2
1
1
30
Достижения науки и техники.
2
1
1
31
Защита творческих проектов учащихся.
2
1
1
32
Защита творческих проектов учащихся.
2
1
1
33
Защита творческих проектов учащихся.
2
1
1
34
Учёт экспонатов и документального фонда.
2
1
1
35
Подведение итогов работы музея за год.
2
2
ИТОГО: