Рабочая программа школьный музей

Раздел Дополнительное образование
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования «Школьный музей» составлена на основе:

  • «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

  • Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев.:Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005;

  • Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011;

  • Положения МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области» «О работе с одаренными детьми».

  • Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

ЗАДАЧИ:

  • Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, города, края;

  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

  • Оформление и экспонирование материалов;

  • Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

  • Организация научно-исследовательской работы

  • Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ

Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Музеи образовательных учреждений эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и воспитательным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа дополнительного образования «Школьный музей» рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Планирование предполагает последовательное изучение курса.

Рабочая программа предназначена для реализации в 2015-2016 учебном году в МБОУ СОШ№3 г. Щигры Курской области».







ОПИСАНИЕ ФОРМ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Текущая аттестация обучающихся проводится в формах:

- выполнение индивидуальных и групповых заданий;

- защита проектов, творческих работ, презентаций;

- решение познавательных заданий;

- решение проблемных вопросов;

- анализ документов;

- составление исторических прогнозов;

- оставление обобщающей таблицы;

- составление схемы;

- дифференцированный зачёт.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме защиты творческих проектов.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно - ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно - исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА

Организация поисково-исследовательской деятельности

Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

Первый этап - информационный или ознакомительный. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.

Блок №1 «Музей и история родного края»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Школьный краеведческий музей.

Экскурсия.

Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.

2

История основания города Щигры.

Беседа.

Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.

3

Быт жителей Курской области.

Экскурсия.

Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.

4

Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

Театрализованное представление.

Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.

5

Легенды о нашем крае.

Литературная гостиная.

Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях.

6

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

7

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

8

История родной школы.

Экскурсия.

Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.


Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.

Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это - «История микрорайона Авангард», «История родной школы», «Наши земляки - участники войн», «Быт и нравы наших предков», «Боевой путь 132-ой дивизии».

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.


Блок №2 «Документоведение»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи.

1

Фонды музея.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

2

Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Лекция.




Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.

3

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

Практическое занятие.

Формирование навыков составления картотек и каталогов.

4

Правила хранения вещественных исторических источников.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея

5

Исторический документ.

Практическое занятие.

Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.

Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.


Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Роль экскурсовода в работе музея.

Беседа.

Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.

2

Методика подготовки экскурсий.

Лекция.

Практическое занятие.

Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.

3

Как провести экскурсию.

Практическое занятие.

Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

4

Я - экскурсовод.

Психологические тренинги.

Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.

Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.

Четвертый этап - организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

-выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

-создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

-развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

-развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

-развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.



Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Введение.

Лекция.

Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.

2

Источниковедение и его роль в изучении истории.

Лекция.

Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.

3

Основные этапы работы с источниками.

Лекция и практическое занятие.

Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.

4

Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

Лекция и практическое занятие.

Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

5

Оформление творческой работы.

Лекция.

Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.

6

Учимся строить выступление.

Психологический тренинг.

Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

7

Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.

Закрепление навыков публичных выступлений.


Практическая культурно-образовательная деятельность музея

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

  • Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор - неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

  • Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр, фестивалей и встреч.

  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.

  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), чаепития для ветеранов и гостей школы.

По основной направленности программа является:

развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры)

социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Программа разработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Направления деятельности:

  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Вводное занятие.

Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.

Практика:Ведение музейной документации.


  1. «Я - житель Курской области».

Теория: История города Щигры. Посещениегородского краеведческого музея. «Город прежде», «Город сегодня».

Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города и посёлка». Выставка по итогам акции «Виды родного города и посёлка». Экспозиция «Город и посёлок прежде», «Город и посёлок сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.


  1. Музейный работник.

Теория: Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.


  1. Экспозиция «Листая школьные страницы».

Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.

Практика: Пополнение экспозиции.


  1. Экспозиция «Гордость школы».

Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.

Практика: Пополнение экспозиции.

6. Символика города и области.

Теория: История курской символики. История создания герба Курской области и города Щигры.

Практика: Выставка рисунков на тему курской символики.

7. История моей семьи в истории области.

Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».

Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».


  1. Военная история края.

Теория: Изучение военной истории края

Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.


  1. Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.

Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи ибеседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.

Практика: Фотосессия «Портрет ветерана, труженика тыла, детей войны» Пополнение экспозиций - «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда - моя победа».


  1. «Чтобы помнили».

Теория: Ознакомление с экспозицией Щигрыв годы ВОВ

Практика: Проведение экскурсии для учащихся.


  1. «Культура края».

Теория: Изучение материальной культуры края. Предметы быта, костюмы народов населяющих наш край.

Практика: Пополнение экспозиции «Культура края». Проведение экскурсии для учащихся.


  1. Растительный и животный мир Курской области.

Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Курской области.

Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира Курского края.


  1. «Экология края».

Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.

Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.


  1. Музейное сотрудничество.

Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.

Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.


  1. «История техники».

Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники.

Практика: Пополнение экспозиции.


  1. Защита творческих проектов учащихся.


  1. Итоговое занятие.

Теория: Итоги работы школьного музея.

Практика: Учет экспонатов и документального фонда.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема

К-во часов

(всего)

Из них

Теоретические занятия

Практические занятия

Проверочные работы

1

Вводное занятие. Постановка целей и задач музея.

2

1

1

2

Ведение музейной документации. Организация учёта экспонатов

2

1

1

3

История города Щигры.

2

1

1

4

Практическое занятие. Подготовка к проведению акции: «Виды родного города и посёлка»

2

1

1

5

Музейный экспонат.

2

1

1

6

Оформление музейных экспозиций.

2

1

1

7

Летопись школы. Изучение истории школы.

2

1

1

8

Ознакомление с Уставом школы и её традициями. Пополнение экспозиции.

2

1

1

9

Поисково-исследовательская деятельность. Поиск бывших учителей и выпускников школы.

2

1

1

10

Создание экспозиции «Гордость школы».

2

1

1

11

История курской символики. История создания герба Курска и Щигров.

2

1

1

12

Создание экспозиции «Наш город».

2

1

1

13

Подготовка работ к конкурсу «Самая интересная фотография нашей семьи»

2

1

1

14

Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».

2

1

1

15

Изучение военной истории нашего края.

2

1

1

16

Изучение военной истории нашего края. Оформление тематической выставки.

2

1

1

17

Проведение акции: «Мы против войны».

2

1

1

18

Встреча и беседа с ветеранами.

2

1

1

19

Проектная деятельность. Работа над проектом «Щигры в годы ВОВ».

2

1

1

20

Проектная деятельность. Работа над проектом «Щигры в годы ВОВ».

2

1

1

21

Изучение материальной культуры края.

2

1

1

22

Предметы быта, костюмы народов, населяющих наш край.

2

1

1

23

Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Курской области.

2

1

1

24

Защита проектов по разнообразию растительного и природного мира Курского края.

2

1

1

25

Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.

2

1

1

26

Защита проектов по экологическим проблемам.

2

1

1

27

Посещения музеев города и образовательных учреждений.

2

1

1

28

Обзорная лекция-экскурсия для учащихся школы.

2

1

1

29

Знакомство с развитием технической мысли в крае. С.П.Непобедимый.

2

1

1

30

Достижения науки и техники.

2

1

1

31

Защита творческих проектов учащихся.

2

1

1

32

Защита творческих проектов учащихся.

2

1

1

33

Защита творческих проектов учащихся.

2

1

1

34

Учёт экспонатов и документального фонда.

2

1

1

35

Подведение итогов работы музея за год.

2

2

ИТОГО:






© 2010-2022