Проект взаимодействия дополнительного образования и семьи

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеенко Сергей Петрович, Сидоренко Мария Ермаковна, Парачук Андрей Валентинович методисты, государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи», 40-95- 54.


Тема: «Дополнительное образование и семья: сотрудничество и сотворчество»

Актуальность проекта

Актуальность выбранного направления объясняется тем, что работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учащихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Опыт взаимодействия семьи и школы в основном и главном сложился в прошлом столетии в условиях единой и однообразной системы образования советского периода, обеспечивавшей государственный заказ на образование и воспитание новых поколений. Профессионально подготовленные кадры, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения.

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи.

Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов учебных заведений. Возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного обучения. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им услуг. Как следствие - появилась возможность прямого и косвенного влияния на образование через свой выбор.

Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Изменилась общая социальная стратификация населения. Формировавшиеся слои общества начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждения образования и семья.

Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе по вопросам взаимодействия с семьями обучающихся.

Ведущую роль в организации сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи играют педагоги дополнительного образования.

Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.

Практически каждый шаг педагога, любая инициатива организатора образовательного процесса сопряжены с необходимостью внедрения новых педагогических идей, педагогически последовательного освоения воспитательных моделей и технологий, моделей соотрудничесва и взаимодействия. Учреждения дополнительного образования формируют сегодня новую практику образования, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени и людей нового поколения. В условиях, когда дополнительное образование ориентировано на развитие созидательных и познавательных способностей обучающихся, необходима разработка подходов к выявлению личностных компетенций участников образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования, что будет способствовать обновлению содержания деятельности объединений по интересам, росту профессиональных компетенций педагогов, повышению престижа учреждений дополнительного образования на уровне с семьями обучающихся.

Именно поэтому одним из основных критериев успешной деятельности каждого учреждения по взаимодействию с родителями обучающихся, каждого творческого объединения становится результативная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.

Педагог-преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего профессионала и как конкурентоспособного работника, и как личность способную к саморазвитию.

Основная составляющая проекта и направления его реализации

Ведущей идеей опыта является стратегия взаимодействия с родителями, целыми семьями обучающихся, направленная на создание оптимальных условий для творческого развития, с учётом интересов и индивидуальной траектории каждого в интересах совершенствования культурно-образовательного пространства учреждения дополнительного образования.

Содержательным аспектом проекта является:

  1. Создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики.

  2. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на основе преемственности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

  3. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.

  4. Получение теоретических и практических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.

  5. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнёрских связей и развитие взаимодействия с другими социальными институтами).

Этапы реализации

1 этап

Определение системы работы, то есть выбор форм и методов по работе с семьями.

2 этап

Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов, определение роли и места каждого структурного компонента внутри целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с обновлением содержания образования, в том числе методическое, дидактическое, издательское направления.

Изучение педагогами дополнительного образования системы ценностей, которых придерживаются родители, выстраивание шкалы ценностей.

Выработка «ядра ценностей», имеющих важное значение в системе работы педагогов дополнительного образования по взаимодействию с семьями.

3этап

Создание педагогического взаимодействия, создание материалов по вопросам взаимодействия с семьями.


Основные направления по работе с контингентом

  1. Изучение семей обучающихся в объединениях по интересам

Действия

Ожидаемый результат

1. Изучение семей обучающихся, знакомство с системой обучения в объединении по интересам.

2. Ежегодное составление социального паспорта объединения по интересам.

3. Посещение семьи.

4. Диагностика «Рисунок семьи».

5. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с педагогом дополнительного образования или получить консультацию.

6. Использование средств телекоммуникации.

Формирование единых педагогических требований

Создание банка данных.

Выявление кризисных семей.

Выявление детей, требующих внимания


  1. Работа с родителями

Действия

Ожидаемый результат

Создание условий для участия родителей в учебно-воспитательном процессе объединения по интересам:

1. День открытых дверей для родителей.

2. День семьи.

3. Вечера вопросов и ответов.

4. Выставка поделок семейного творчества.

5. Выставка семейных газет.

6. Защита семейных гербов.

7. Спортивные соревнования «Папа, мама и я - спортивная семья».

8. Поздравление дедушек и бабушек кружковцев с Днем Победы, мам с 8 мартом, пап с 23 февралем. Проведение конкурса « А ну-ка, бабушки!», «А ну-ка, дедушки!», « А ну-ка, мамы!», « А ну-ка, папы!»

9. Вечера, посвященные родителям.

10. Ролевые игры.

11. Родительские собрания.

12. Родительские дни.

13. Совместные творческие дела.

14. Помощь в укреплении материально- технической базы.

15. Семейные гостиные.

16. Поиск родителей - спонсоров праздников.

17. Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей.

18. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в объединении, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс в объединении по интересам

Педагогическое и психологическое просвещение родителей:

1.Открытые занятия для родителей.

2. Психолого-педагогический лекторий.

3. Собрания-практикумы для родителей.

4. Индивидуальная работа с родителями.

5. Итоговое годовое собрания.

6. Родительские конференции.

7. Родительские университеты.

8. Клуб интересных и полезных встреч со специалистами.

9. Консультации.

10. Педагогический практикум.

11. Педагогическая дискуссия.

12. Профессиональные выставки детских работ.

13. Психолого-педагогические практикумы.

14. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Терапия семейных отношений.

Улучшение микроклимата в семье.



Развитие творческих способностей обучающихся

  1. Работа с проблемными семьями

Действия

Ожидаемый результат

Работа педагога дополнительного образования:

а) регулярное посещение проблемных семей;

б) индивидуальные беседы с родителями;

в) составление индивидуальных программ воспитания;

г) ведение учета пропусков занятий обучающихся, способных не посещать занятия без уважительной причины, а также интересоваться посещением ими уроков в школе.

Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП среди подростков.

Работа администрации:

а) индивидуальные беседы и консультации;

б) контроль за работой педагогов дополнительного образования;

в) тематические совещания при зам.директоре;

г) индивидуальные отчеты педагога дополнительного образования об успехах и посещаемости обучающихся из проблемных семей;

д) уточнение списков проблемных семей раз в три месяца.

Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.

Работа с семьями опекаемых детей и с многодетными семьями:

а) проведение совместно с городским центром социальной помощи семье и детям, школой, собраний для родителей;

б) проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций Центра;

в) индивидуальные собеседования с опекунами.

Составление банка данных.

Своевременная помощь семьям в различных ситуациях.

Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей.


  1. Работа с педагогическими кадрами

Действия

Ожидаемый результат

  1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

  2. Привлечение к работе педагогов городского центра социальной помощи семье и детям.

  3. Создание информационного центра в библиотеке.

  4. Выявление потребности педагогов дополнительного образования в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей.

  5. Создание творческих групп педагогов дополнительного образования по работе с родителями.

  6. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей.

Знание педагами дополнительного образования необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь педагогу дополнительного образования детей и молодежи.


  1. Работа с социумом

Действия

Ожидаемый результат

Центр традиционно поддерживает отношения:

- с Детским домом;

- с комиссией по делам несовершеннолетних;

- с отделом социальной помощи семье и детям;

- с городскими детскими библиотеками;

- с ГУО «Вспомогательная школа-интернат №5 г. Гомеля»;

- с учреждением «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

- с учреждением «Гомельский городской социально-педагогический центр»;

- с ГУО «Гомельское городское кадетское училище»;

- с кинотеатром «Октябрь».

Расширение культурно-воспитательного пространства

Основные направления реализации проекта

Работа с педагогами и семьями

Разработка стратегии и тактики, овладение методами и формами по работе с семьями


Развитие знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами проекта

Ознакомление педагогов, участников проекта с содержанием проекта

Деятельность

творческих групп

Специально-организованная деятельность

мастер-классы, конференции, форумы, круглые столы

Работа по самообразованию в рамках реализации проекта

Занятия объединений по интересам, творческие гостиные



Обучение на целевых курсах по вопросам работы с семьёй

Обучение на курсах

Участие педагогов, родителей, обучающихся в мероприятиях проекта

Психолого-педагогическое сопровождение реализации проекта

Взаимодействие с государственными организациями, другими заинтересованными институтами, принимающими участие в работе с семьями.

Структурно-функциональная модель партнерского взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи

  • научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность по изучению и организации взаимодействия и взаимовлияния учреждений дополнительного образования и семьи на уровне социально-педагогического партнерства;

  • организационное и научно-методическое обеспечение социально-педагогического партнерства семьи и учреждений дополнительного образования;

  • выявление и учет образовательных потребностей характерных групп населения (социального заказа на образование детей);

  • привлечение родительской и иной общественности к обсуждению образовательных программ (содержания образования).

В организации психолого-педагогического просвещения родителей:

  • изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп в подготовке;

  • использование традиционных фронтальных форм в данном вопросе;

  • организация дифференцированной подготовки в соответствии с выявляемыми образовательными потребностями;

  • организационное и научно-методическое обеспечение;

  • уровни - ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, творческий.

Факторы повышения эффективности


  • Согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех субъектов деятельности в рамках взаимодействия с семьями;

  • наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;

  • наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную деятельность;

  • создание специальной инфраструктуры - кафедр, лабораторий и т.д.;

  • наличие постоянной и эффективной поддержки;

  • наличие горизонтальных и вертикальных связей между участниками и организаторами взаимодействия, а также преемственность в целях, содержании и организации инновационной работы;

  • предварительная подготовка кадров к профессиональному осуществлению взаимодействия с семьями.

Успех сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;

  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

  • педагогическому просвещению родителей;




Литература и информационный ресурс


  1. Блошенко, В.В. Моя семья - моя радость / В.В. Блошенко. - М., 2004.

  2. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания / Н.И.Дереклеева. - Мн., 2005.

  3. Кабуш, В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества / В.Т.Кабуш.-. Мн., 1994.

  4. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки / Под ред. Н.А. Алексеевой. - М., 2002.

  5. Семенюк, Н.И. Тематика родительских собраний по классам / Н.И. Семенюк // Классный руководитель. - М., 2003. - № 3.

  6. Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей. // Классный руководитель. М., 2001. - № 6.

  7. Ястребова, А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя / А.П.Ястребова.- М., 2001.

  8. Акутина, С.П. О направлениях работы с семьей / С.П. Акутина. - М.,2007.

  9. Курганский, С.М. План работы клуба «Мир семейных увлечений» / С.М. Курганский, 2006.

  10. Богословская, В.С. Взаимодействие семьи и школы - систематичность, управляемость и продуктивность. // Праблемы выхавання. Мн., 1997 - № 8

  11. Лубовский, Д.Н. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет // Воспитание школьников, 1997. - № 2.

  12. Макарова, Л.В., Подвинцева, Л.И. Ребенок - взрослый: терапия отношений // Школьный психология, 2004. - № 27-28.

  13. Лавский, В.В. Притчи человечества / В.В.Лавский.- Мн., 1998.

  14. Амонашвилли, Ш.А. Созидая человека / Ш.А.Амонашвили.- М., 1982.

  15. Зайцев, Н.А. В помощь ученикам и родителям. // Педагогический вестник. 1995.

  16. Зайцев, В.Н., Разин, А.Ф. Мамина школа / В.Н.Зайцев, А.Ф.Разин.- Донецк, 1995.

  17. Клари, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В.Клари. - Рига, 1995.

  18. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко.- Москва: Просвещение, 1969.

  19. Мурашов, В.И. Интегральное воспитание / В.И.Мурашов.- М., 1997.

  20. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А.Самарин. - М., 1962.

  21. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л.Соловейчик.- М, 1987.

  22. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения/ М.А.Чошанов.- М.: Народное образование, 1996.

10


© 2010-2022