Доклад на тему: Развитие эмоционально-образной сферы обучающихся

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие эмоционально-образной сферы обучающихся

Влияние искусства на духовный мир человека было замечено еще в глубокой древности. Мыслители, художники и поэты, музыканты и педагоги, а в дальнейшем и психологи подчеркивали эмоциональную природу музыки. Музыка способна изменять настроение, побуждать к творчеству, вызывать интерес. Музыка рождает образы и чувства, отражает окружающий мир и самого человека. Музыку называют зеркалом человеческой души. Музыкальное воспитание детей - важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально - эстетического образования. Главная задача педагога дополнительного образования - найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие - желание самого ребёнка и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше походит на приятный досуг - как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок - маленький спектакль, где творцом является сам ученик с помощью педагога.
Развивая эмоциональный мир ребенка, а через игру - и его артистические способности, мы без особых усилий изучаем новый материал.
Эмоционально-образное развитие младшего школьника является важнейшим компонентом эстетического формирования личности. Эмоции определяют успешность реализации полученного опыта образования в жизни. В музыкальном воспитании учащихся значение эмоций, чувств, настроений возрастает, так как содержание музыки составляют эмоции, настроение, вызванные реалиями мира. Поэтому и в познании этого искусства наличие развитой эмоциональной сферы является определяющим. Важным периодом в развитии эмоциональной сферы является начальная школа, в частности младший подростковый возраст (к данному периоду относятся учащиеся подготовительного отделения). Именно в это время происходит интенсивное развитие ощущений, эмоций, чувств. Поставленная цель-это выявить влияние специально подобранного репертуара на эмоциональное развитие учащихся, который непосредственно развивал бы эмоциональную сферу учащихся.
На уроке освоение всех элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания. Это одно из главных направлений моей педагогической деятельности в школе. Сам принцип проведения урока я стараюсь основывать, прежде всего, на оптимизации воображения, развитии эмоционально - образной сферы учащихся. Целый ряд психологический явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это - сопереживание, вовлечение.
Как часто в классе мы встречаем учащихся младшего школьного возраста, которые очень стеснительны, зажаты в выражении своих эмоций или наоборот есть дети, которые всеми силами стараются прилечь к себе внимание любым способом. Это происходит по разным причинам. Тот год, когда дети приходят в школу является для них кризисным. Перестраивается все, к чему дети привыкли ранее, учитель становится центром жизни. Порой они не слушают никого, только своего преподавателя. Поэтому, учителю необходимо быть одинаково внимательным к каждому ребенку. Правильно строить свое поведение и с беспокойным ребенком, и с конфликтным, и с застенчивым, замкнутым. В каждом случае можно и необходимо помочь. Постепенно необходимо знакомить маленького школьника с выражением основных эмоций и с тем как они проявляются. В каждом занятии должны быть упражнения тренинга мышечного расслабления, т к. эмоционально неустойчивые дети часто отличаются общей двигательной расторможенностью, беспокойным сном, они иногда бывают сильно напряжены, что также влечет за собой эмоциональные срывы. С самого первого урока нужно распланировать последовательность упражнений. Например, тренинг на выражение эмоций радости и на развитие языков жестов, мимики и пантомимы.

Расскажите стихи без слов:

Ждет гостей сегодня кошка. И волнуется немножко,
«Что ж так долго не идут!» Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке. Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке. Везет орешки
Кудрявый барашек. С букетом ромашек.
Катит медвежонок меду бочонок.
Тащит петушок проса мешок.
До чего ярок лисий подарок!
Еще один гость. В зубах кость.
Подарок царский - сыр швейцарский.
А кот Тимофей. Принес двух мышей.
Всем подаркам кошка рада, с одного не сводит взгляда.
Догадайтесь поскорей, чей подарок всех милей?
(Е.Ефимовский.)

Этот тренинг может послужить тестом излишне стеснительных, зажатых и даже агрессивных детей, а также на раскрепощение. Это важно, т. к только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

Азбука настроения.

Игра построена на ролевых попевках. Я использую попевки З. Кодая, Б. Бартока. Любая народная музыка это превосходный материал для работы над эмоциональной сферой. Одна и та же попевка может быть спета с разным настроением. Вот те немногие упражнения, которые помогают мне в работе с учащимися младшего школьного возраста, которые очень непосредственны и не любят сидеть на месте. Конечно, игры не повторяются, кроме тех которые направлены на закрепление определенных навыков.
Важнейшим фактором творческого развития детей становится игровая ситуация. Восприятие музыкальных произведений происходит через познание их жанровости, тесно связанных с жизненными ситуациями. Этому способствуют темы четвертей: "Краски осени", "Музыкальный карнавал животных", "Волшебница зима", "Музыка о доме", "Весну встречаем". Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца, и реализуются через освоение тематических комплексов - сквозных и этапных тем. Выразить в своих рисунках свое видение песни, давайте рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали, или так:
Давайте придумаем или вспомним ситуацию, созвучную тексту, настроению песни.
Для активизации процесса развития эмоционально-образной сферы обучающихся было предложено применить в работе такие методы как:

-словесные методы: беседа, рассказ,
- метод сравнительного анализа,
- метод направленных ассоциаций звук и цвет звук и образ.
- наглядные методы: зрительные, слуховые обьяснительно-иллюстративные.
- практические методы: музыкально- ритмические движения.
После применения методов использовать диагностические задания:
- прослушав музыкальное произведения, определить характер, подобрать краски, соответствующие настроению - изобразить на бумаге в цвете музыкальный образ.
- Прослушать музыку и придумать название,

-выполнить движения под музыку, соответствующие ее настроению,

-определить соответствие музыкальных представлений представленными иллюстрациям.

из предложенных музыкальных инструментов выбрать те, которые соответствуют заданному педагогом произведению, исполнить ансамблем данное произведение.
Благодаря этим методам позволило разделить обучающихся на три группы: с высоким, средним, низким уровнями развития эмоционально сферы и пониманием образной сферы сочинения.
Главной целью является "Познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности, как помощниками воспитания вдумчивого слушателя, умеющего красиво воспринимать музыку через чувства".Также учащиеся рисуют музыку. Какое - то произведение в цвете, следующее в орнаменте, следующее в образе. Но ведь сначала надо охарактеризовать музыкальное произведение, понять замысел. Составляя свои рисунки по прослушанному музыкальному фрагменту, учащиеся раскрывают эмоциональную отзывчивость, развивая свой художественный вкус.

Результаты показали, что работа по развитию эмоционально-образной сферы у учащихся младшего школьного образа имела положительную динамику.
В связи с этим следует уделить внимание по подбору репертуара:
- выбирать произведения для репертуара ансамбля с учетом доступности и увлекательности по музыке,
- подбирать репертуар интересный для учащихся по содержанию,
- стимулировать интерес детей не только игре в ансамбле, но и музыке в целом,
- целенаправленно учить детей понимать язык музыки, его образную сферу, формировать эмоциональное отношение к музыке,
- применять игровые, проблемные ситуации при работе с младшими школьниками,

Часто менять виды деятельности, давать детям творческие здания,
- добиваться выразительного исполнения произведения, добиваться доброжелательной атмосферы в детском коллективе, способствующей более активной творческой деятельности, внутренней свободе.

В заключении хочется сказать, что каждый преподаватель может открыть для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, появляется свой неповторимый стиль преподавания. Почему неповторимый? Да потому, что главное здесь - это творчество! А у творчества границ нет. Педагог может строить свою работу с детьми как угодно, изучать с ними произведения различных жанров, стилей, так как творческая обстановка раскрывает ребят с неизвестных сторон, помогает лучше понять их творческие возможности, и развивает у детей чуткость к красоте музыки. Я поняла, что к его преподаванию надо подходить по - новому, нешаблонно, и тогда результат может превзойти все ожидания.

© 2010-2022