Вариативная программа Основы журналистики

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 371.013

ББК 74.261.01

С 32


Согрешилина Е.А

С32 Основы журналистики. Программа вариативного курса / Е.А.Согрешилина. - Семей: Техцентр, ТОО, 2015.-9с

Курс предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Программа курса развивает знания учащихся, полученные в начальной школе. Курс позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи материала в СМИ, развивать инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.

На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать материалы в разных информационных газетных жанрах (хроники, заметки, репортажа, интервью), приобретают практические навыки.


УДК 371.013

ББК 74.261.01

С 32


Согрешилина Е.А.,2015

Оформление, Техцентр, ТОО, 2015

Название программы: «Служу Отечеству пером»

Разработчик: Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Уровень реализации - начальное образование.

Возрастной диапазон - младший школьный возраст.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Мы живём в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, где всё более значимой становится информация.

Информация - это сведения, помогающие общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нём. Информация позволяет человеку стать более свободным, ориентироваться в экономической и социальной жизни страны.

Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам детской журналистики является актуальной.

Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создаёт условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствует выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Программа способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности и государства.

Цель - формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста, развитие посредством слова нравственных качеств; активное внедрение здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения детей, формирование активной гражданской позиции.

Задачи

  • Развитие нравственных качеств.

  • Развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова, повышение речевой грамотности.

  • Формирование интереса к журналистике.

  • Изучение основ журналистского мастерства.

  • Развитие наблюдательности, внимания, ответственности, воображения, коммуникабельности.

  • Овладение навыками работы в команде, объединённой единой целью, развитие организаторских способностей.

  • Организация деятельности школьных пресс-центров.

Программа «Служу Отечеству пером», как конкретная форма осуществления социально-педагогической деятельности, выполняет следующие функции: образовательную, социально-адаптационную, профориентационную, культурообразующую.

Требования к подготовке учащихся

В учебной деятельности в последнее время выросла роль самостоятельности детей при работе с текстами, схемами, иллюстрациями, печатными материалами. Ребенок должен уметь выделять основные смысловые компоненты текста, определять последовательность событий, производить элементарный смысловой анализ текста, комментировать ответ товарища; уметь работать с такими видами письменных работ как изложение, сочинение рассказа.

Межпредметная интеграция: программа позволяет развивать межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое работу со словом, изобразительную деятельность, трудовое обучение, музыку.

Ориентация на профессии: дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. Кроме того, они знакомятся с профессией журналиста, корреспондента, получают первоначальные знания основ журналистики, практические навыки и умения работы в детском печатном издании.

Объем учебного времени: занятия проводятся один раз в неделю, форма обучения - групповая.

Содержание курса с расчасовкой по темам

1 год обучения

1 час в неделю, 34 часа в год


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Этика журналиста.

1

2

Читать - значит искать и находить.

1

3

Книга мира.

1

4

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

1

5-6

Оформление страниц авторской книги.

2

7

Газетный жанр - отзыв. Вступительная часть.

1

8

Отзыв: основная часть.

1

9

Отзыв: заключительная часть.

1

10

Письмо другу.

1

11

Заметка. Виды заметок.

1

12-13

Информационный листок.

2

14

Художественная заметка.

1

15

Подготовка к выпуску новогодней стенгазеты.

1

16

Выпуск стенгазеты.

1

17

Музыка зимы.

1

18-19

Красота - совершенство природы.

2

20

Цветок души.

1

21

Правила успешного интервью.

1

22

Интервью с прохожим.

1

23

Редактирование интервью.

1

24

Интервью. Встреча с интересным человеком.

1

25

Редактирование интервью.

1

26

Газетный жанр - репортаж.

1

27

Репортаж с места события.

1

28

Редактирование репортажа.

1

29

Подготовка к выпуску газеты «Все жанры в гости к нам».

1

30

Выпуск газеты «Все жанры в гости к нам».

1

31

Классная пресс-конференция «Газетные жанры».

1

32-33

Оформление авторской книги.

2

34

Слет «Доброе перо».

1

В конце года дети будут знать:

  • особенности газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

  • различные источники информации;

  • особенности заголовка;

  • что такое макет газеты;

  • значение позитивной информации для сознания читателя.

Будут уметь:

  • собирать информацию;

  • писать материалы в основных газетных жанрах;

  • макетировать газетные полосы;

  • передавать в тексте позитивные настроения;

  • высказывать свои убеждения;

  • размышлять на заданную тему;

  • анализировать текст;

  • работать в команде;

  • композиционно оформлять странички авторской книги.

Форма завершения курса - оформление и выпуск авторской книги.

Система отслеживания учебных результатов учащихся.

Задачи

Показатель

Способ диагностики

Отслеживание

Изучение основных газетных жанров.

Знание.

Творческая мастерская.

Анализ общего уровня знаний. Анализ качественных и количественных результатов.

Овладение организаторскими навыками редактора школьной газеты.

Умение.

Совместная подготовка газетной странички.

Анализ качества выполнения задания.

Создания условий для проявления социально-групповой активности, успешной самореализации в деятельности школьных пресс-центров.

Навыки, отношения, уровень.

Конкурс юных журналистов. Слет «Доброе перо». Выпуск индивидуальных авторских книг. Выпуск собственных материалов на детских страничках местной городской печати.

Анализ результатов. Учет участия. Активное наблюдение.

2 год обучения

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Детские периодические издания. Этика журналиста.

1


2

Слово, знание, информация.

1


3

Выбор проблемы.

1


4

Разработка анкеты по теме «Какая газета нужна школе?».

1


5

Анкетирование.

1


6

Результаты анкетирования. Выводы.

1


7-8

Создание пресс-центра.

2


9

Лицо газеты.

1


10

Содержание и форма газеты. Распространение.

1


11-12

Макетирование и верстка газеты.

2


13

Как и где собрать информацию для газеты.

1


14

Сбор информации.

1


15

Обработка материала.

1


16-17

Выпуск тематических страниц.

2


18

Основные газетные жанры.

1


19-20

Заметка «Один день в моем классе».

2


21-22

Интервью «Интересный человек».

2


23-24

Зарисовка «Любимое время года».

2


25-26

Репортаж с места события.

2


27-28

Иллюстрации в газете.

2


29-30

Подготовка к выпуску газеты.

2


31-32

Компьютерная верстка. Выпуск газеты.

2


33

Подготовка к защите проекта.

1


34

Презентация проекта.

1


В конце года дети будут знать:

  • как организовать пресс-центр и выпустить школьную газету;

  • как и где собрать нужную информацию;

  • какое значение имеет газета в деле формирования положительных человеческих качеств.

Будут уметь:

  • выпускать школьную газету, работать в пресс-центре;

  • писать материалы в изучаемых газетных жанрах;

  • оформлять материалы для газеты;

  • готовить собственные материалы для творческого сборника;

  • общаться с людьми разных возрастов.

Форма завершения курса - выполнение проекта «Школьная газета», выпуск сборника творческих работ учащихся «Творческие россыпи».

Система отслеживания учебных результатов учащихся.

Задачи

Показатель

Способ диагностики

Отслеживание

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков юнкоров по основам журналистики.

Знания. Навыки

Выпуск газет. Выпуск творческого сборника.

Учет результатов.

Освоение навыков макетирования газеты и сбора информации.

Умения.

Выставка лучших материалов.

Активное наблюдение.

Укрепление мотивации к участию в деятельности в профильных объединений юных журналистов на летних школьных оздоровительных площадках.

Отношение

Рекомендации для работы в пресс-центре на итоговом занятии. Награждение активных юнкоров.

Учет индивидуальных пожеланий, приглашений.

Подготовка и издание коллективного сборника творческих работ «Творческие россыпи».

Знания.

Подведение итогов, выдача свидетельств.

Выпуск «Творческих россыпей».

Рекомендуемая литература:


Для учителя

  1. Агапова И. Д. Веселая литература в начальной школе. М., 2000.

  2. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. М., 2005.

  3. Архипова И. А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. М.,2001.

  4. Ворошилов В. В. Журналистика. Учебник. С - П., 2002.

  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

  6. Есенина С. А. Как научить вашего ребенка писать изложения и сочинения. М., 2004.

  7. Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета. Волгоград, 2008.

  8. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. М., 1982.

  9. Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами души. М., 1996.

  10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1998.

  11. Ставская Г. М. Учусь понимать образные выражения. М., 2000.

  12. Сухомлинский В. А. Книга о совести. Симферополь, 2003.

  13. Шостак М. И. Журналист и его профессия. М., 1998.

  14. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2002.

  15. Уроки человечности. Авторские программы. Алматы, 2001.


Для ученика

  1. Гуркова И. В. Выбери ответ. Что такое родственные слова? М.: «Дрофа», 2004.

  2. Курочкина И. В., Сдобнова А. П. Учусь правильно образовывать слова. Пособие для учащихся. М., 2003.

  3. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, тайнах звука и загадках буквы. С - П, 2002.

  4. Николаева Е. И. Я в мире других. Книга для размышления. М.: «Дрофа», 2004.

  5. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. М.: «Перспектива», 2007.

  6. Разумовская. Игры со словами в школе и дома. М.: «Сфера», 2002.

  7. Шклярова Т. В. Подбери слова. Сборник самостоятельных работ. М.: «Грамотей», 2005.


© 2010-2022