- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа дополнительного образования «Геоэкология»
Программа дополнительного образования «Геоэкология»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Идрисова М.Б. |
Дата | 20.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Возраст обучающихся - 15 - 17 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Составитель: педагог: Идрисова Минзада Бахтияровна
Образование - высшее.
Педагогический стаж - 31 лет.
Квалификационная категория - высшая.
Лянтор , 2014 г.
Информационная карта
Продолжительность освоения программы 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы 15-17 лет
Образовательная область: эколого-географическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Пояснительная записка
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Актуальность программы экологического направления определяется изменившимися социально-экологическими условиями в обществе. Антропогенная нагрузка на природную среду и возникающие в связи с этим экологические проблемы требуют разработки путей их решения. Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является изменение сознания людей и системы ценностей в обществе. Формированию экологического мышления способствуют знания о системах взаимосвязей в окружающей среде. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является исследовательская деятельность.
Работа объединения, реализующая данную дополнительную образовательную программу, заключается в организации исследовательской деятельности в сфере образования среди учащихся по различным естественнонаучным направлениям, а именно:
- экология (общая экология, промышленная экология и др.);
- экологическая география;
- география и экология ХМАО;
- биология;
- география
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления
Целью предлагаемой дополнительной образовательной программы является создание условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных, творческих способностей, формирования знаний и умений для понимания биосферных процессов, экологического и географического мышления, умений ориентироваться в природной среде.
Разработанная адаптированная программа рассчитана на один год и предусматривает как теоретические занятия в сфере географического и экологического образования, так и научно-практические исследования обучающимися. Курс рассчитан на 333 часов без учета комплектования групп, из которых 50% отводится на теоретические занятия и 50% - на практические. После того, как учащийся получит необходимые базовые знания и навыки научной работы, наступает новый этап программы, заключающийся в индивидуальной работе по конкретным исследовательским проектам.
Исходя из цели, адаптированная программа призвана решать следующие задачи:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, о глобальных проблемах человечества;
- формирование умений работать с разнообразными источниками эколого- географической информации;
- привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
- научить правильно оформлять результаты работы и представлять их;
- знакомство и приобретение простейших навыков работы по оценке экологического состояния помещений, природных и антропогенных ландшафтов;
- формирование нового ценностного отношения школьников к природе, экологического стиля мышления;
- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
-подготовка исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях в рамках программы «Шаг в будущее»;
-подготовка школьников к практической деятельности в области экологии, географии, охраны природы, здравоохранения.
Данная программа предусматривает применение проектного подхода в обучении. Проектная деятельность позволяет педагогу эффективно использовать современные образовательные технологии и реализовать вариативность обучения.
Данная программа составлена на основе программно-методических материалов по географии (факультативного курса экологической географии (геоэкологии). Автор В.И.Сиротин (Москва. «Дрофа»,2004г.), а также на основе программно-методических материалов по экологии. Автор В.Н.Кузнецов (Москва. «Дрофа.2000г.)
Участниками образовательного процесса в объединении являются учащиеся в возрасте от 14 до 17 лет. Комплектование групп проводится в соответствии с установленными нормами. В зависимости от содержания и особенностей работы группы руководитель проводит занятия одновременно со всеми учащимися, по подгруппам - индивидуально. составом группы, по подгруппам - индивидуально.
Занятие групп проводятся не более 3-х раз в неделю по 3 академических часа с обязательными перерывами через каждый академический час. Расписание занятий групп составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом режима работы школы.
В процессе обучения детей в объединении по данной программе применяются репродуктивные, исследовательские, экспериментальные, креативные, частично-поисковые и поисковые формы и методы работы. Основными формами занятий являются традиционные, групповые и индивидуальные консультации. Формой подведения итогов являются ученические чтения и научно-практические конференция различного уровня.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- глобальные проблемы, в том числе экологические проблемы человечества;
- экологический потенциал ландшафтов;
- экосистемы, равновесие экосистем;
- городские и промышленные экосистемы;
- особенности природы ХМАО;
- экологические функции лесов, болот;
- Особо охраняемые природные территории;
- о Красной книге МСОП и России;
- о принципах рационального природопользования;
- о биосфере как глобальной экосистеме.
Уметь:
- применять полученные теоретические знания в повседневной жизни;
- работать с разнообразными источниками эколого - географической информации;
- оценивать экологическое состояние окружающей среды: рабочего места, классного помещения, микрорайона, природных объектов;
- анализировать экологические и географические карты;
- решать простейшие экологические задачи;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
Иметь навыки:
- коммуникативности;
- заботливого обращения с природой;
- самостоятельно планировать исследовательскую деятельность;
- публичного выступления перед аудиторией.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения по предлагаемой программе к концу учебного года учащийся должен овладеть базовыми знаниями по геоэкологии, методикой работы с научной литературой, методикой экспериментальных исследований, статистической обработкой данных, требованиями к оформлению научной работы и публичной защите творческой работы. В результате учащийся должен уметь грамотно и научно обоснованно построить научные исследования в любой естественнонаучной области и оформить соответствующую научную работу.
Итогом работы объединения являются:
- участие обучающихся в научно-практических конференциях городского, районного, регионального, Всероссийского и международного масштаба;
-
открытые занятия для педагогического коллектива, родителей, общественности.
Примерный учебно-тематический план объединения «ГЕОЭКОЛОГИЯ»
№
Наименование тем и разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Комплектование групп
18
-
-
Вводное занятие
3
3
1
Раздел Планетарные эколого-географические проблемы
69
48
21
1. Предмет и задачи геоэкологии
3
3
-
2. Глобальные проблемы человечества
30
21
9
3. Концепция устойчивого развития мира
6
3
3
4. Международное законодательство и организации экологической направленности
9
6
3
21
15
6
5. Эколого-географические проблемы материков и океанов
21
15
6
2
Раздел Эколого-географические проблемы России
90
48
42
Естественные экосистемы России и их использование
33
21
12
Экологический потенциал ландшафта
12
6
6
Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта
21
9
12
Городские и промышленные экосистемы
24
12
12
3
Раздел Эколого-географические проблемы ХМАО
96
39
57
Эколого-географические карты, атласы
12
3
9
Особенности природы ХМАО
18
9
9
Эколого-географическая обстановка
21
9
12
Загрязнение поверхностных вод
18
6
12
Мониторинг ОПС
12
3
9
Охрана окружающей природной среды
15
9
6
4
Раздел Научно-исследовательская деятельность
54
21
33
Работа с литературой
Методика экспериментальной работы
Статистическая обработка результатов
Наглядное представление результатов
Оформление научной работы
6
15
9
9
15
6
6
3
3
3
-
9
6
6
12
5
Итоговое занятие
3
3
-
ИТОГО:
333
162
153
Содержание программного материала
1год обучения
Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. План работы объединения. Режим работы объединения. Правила поведения. Вводный инструктаж по ТБ. Значение экологического образования.
Раздел 1. Планетарные эколого-географические проблемы
Тема 1.Предмет и задачи геоэкологии.
Теория: Термин «экология». Знакомство с главными объектами изучения: экосистемы, биоценоз, биосфера. Термин «геоэкология». Знакомство с предметом и задачами геоэкологии.
Тема 2.Глобальные проблемы человечества.
Теория:
Основные понятия о глобальных проблемах человечества. Экологические проблемы: глобальное потепление климата, сокращение биоразнообразия, истощение озонового слоя, загрязнение вод Мирового океана и их эколого-географические аспекты.
Практические занятия:
-
Выявление причин глобальных проблем человечества;
-
Выявление экологических проблем округа;
-
Работа с эколого-географическими картами, атласом округа.
Тема 2.Концепция устойчивого развития.
Теория: Информация о Концепции устойчивого развития. Знакомство с «Повесткой дня на 21 век» (Конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию).
Практические занятия:
-
Подготовка сообщений, работа с дополнительной информацией.
Тема 3.
Международное законодательство. Организации экологической направленности.
Теория: Знакомство с основными принципами международного экологического сотрудничества. Подробно рассматриваются организации экологической направленности: Гринпис, ЮНЕП, ФАО, МСОП, ЮНЕСКО.
Тема 4. Особо охраняемые природные территории
Теория: Понятия «Особо охраняемые природные территории», природные заповедники, природные заказники и памятники природы, национальные природные парки. Знакомство с объектами Всемирного наследия.
Практические занятия:
-
Работа с картами «Биосферные заповедники», « ООПТ ХМАО».
Тема 5.Эколого-географические проблемы материков и океанов.
Теория: Рассматриваются экологические проблемы материков: гибель лесов, опустынивание, нефтяное загрязнение, озоновые дыры и их эколого-географические аспекты. Энерго - сырьевые проблемы и пути оптимизации их освоения в Мировом океане и на суше. Проблема народонаселения и продовольствия разных материков и пути их преодоления.
Практические занятия:
1.Изучение эколого-географических проблем и выявление их причин;
2. Составление экологических прогнозов.
Практические занятия:
Проводятся занятия по выявлению причин глобальных проблем человечества, в том числе экологических. Работа по эколого-географическим картам, выявление критических в экологическом отношении регионов. Проводятся экологические игры по соответствующим темам. Занятия по навыкам мониторинга за параметрами окружающей среды.
Методическое обеспечение:
Эколого-географические карты, карточки для экологических игр, видеофильм «Экология», «Жить или не жить».
Формы занятий:
Традиционные, игровые, групповые занятия, индивидуальные исследования.
Форма подведения итогов:
Собеседование, диспуты.
Раздел 2.Эколого-географические проблемы России
Тема 1. «Естественные экосистемы и их использование»
Теория:
Основные положения учения о биосфере В.И. Вернадского. Понятие об экосистеме, о компонентах экосистемы, Типы экосистем, экологические сукцессии. Знакомство с экологической нишей. Экологическое равновесие. На примере естественных экосистем рассматриваются принципы их рационального использования.
Практические занятия:
-
Проведение практических исследований экосистем;
-
Определение загрязнения почвы;
-
Определение загрязнения воздуха;
-
Определение загрязнения воды.
Тема 2. Экологический потенциал ландшафта.
Теория: Понятие о ландшафте. Экологический потенциал ландшафта.
Практические занятия:
-
Экологическая оценка пришкольной территории;
-
Экологическая оценка зеленых растений в городе;
Тема3. Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта.
Теория: Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта: влияние климата на здоровье людей, водообеспеченнность и качество природных вод, обводненность ландшафтов. Экологическая роль живых организмов.
Практические занятия:
1.Оценка экологического состояния воды и водных объектов;
2. Оценка экологического состояния почвы и рельефа;
3. Оценка экологического состояния воздуха;
4.Изучение аквариума.
Тема 4.Городские и промышленные экосистемы.
Теория: Общая характеристика городских экосистем. Понятие об урбанизации. Функциональные зоны городов: промышленная, селитебная, лесопарковая. Особенности промышленного загрязнения. Квартира как экосистема.
Практические занятия:
-
Изучение промышленной, селитебной, лесопарковой зон. Работа с картой города.
-
Наглядное представление результатов эксперимента;
-
Биондикация состояния окружающей среды;
-
Наглядное представление результатов.
Практические занятия:
Проводятся простейшие физико-химические исследования почвы, воды и воздуха, как основы экосистемы. Экспериментальные исследования процесса фотосинтеза. Изучение экологических систем на примере аквариума. Экологическая оценка пришкольной территории. Выявление источников загрязнения квартиры. Работа по эколого-географическим картам с целью изучения рационального использования экосистем.
Методическое обеспечение:
Географические карты, образцы элементов биосферы, карточки для экологических игр по имитации экологических систем, таблицы по экологии,
видеофильм «Экосистемы».
Формы занятий:
Традиционные, научно-исследовательские как индивидуальные, так и групповые, игровые.
Форма подведения итогов:
Собеседование, индивидуальные задания по изучению экосистем.
Раздел 3.Эколого-географические проблемы ХМАО
Тема 1. Эколого-географические карты, атласы.
Теория: Знакомство с картами, атласом округа.
Практические занятия:
1.Изучение атласа «Природа и экология ХМАО»;
2. Работа с картами атласа.
3.Статистическая обработка результатов.
Тема 2. Особенности природы ХМАО.
Теория: Знакомство с особенностями природы: геологическое строение, рельеф, климат, воды, почвы ХМАО.
Практические занятия:
1.Работа с географическими картами, изучение микрорельефа;
2.Работа с картами атласа округа: анализ климатических карт;
3.Работа с картами: изучение водных объектов.
Тема 3.Эколого-географическая обстановка ХМАО.
Теория: Эколого-географическая обстановка округа: состояние лесных экосистем, загрязнение атмосферного воздуха, качество поверхностных и подземных вод. Знакомство с экологическими функциями лесов, растительного покрова, болот. Видовое разнообразие болот.
Практические занятия:
1.Составление вопросов для социологического опроса;
2.Проведение социологического опроса по проблемам экологии;
3. Выявление причин проблем округа;
4.Оценка экологической обстановки округа.
Тема 4.Загрязнение поверхностных вод.
Теория: Использование водных ресурсов ХМАО, водно-болотных угодий. Проблема загрязнения поверхностных вод округа, особенно нефтью и нефтепродуктами (на примере Оби, Пима)
Практические занятия:
-
Выявление причин загрязнения вод и водных объектов;
-
Определение загрязнения воды на Пиме;
-
Определение качества питьевой воды;
-
Наглядное представление результатов.
Тема 5. Мониторинг окружающей природной среды.
Теория: Понятие о мониторинге ОПС, о службах и системах мониторинга. Знакомство с основными задачами экологического мониторинга.
Практические занятия:
1.Региональный мониторинг;
2.Изучение служб и систем мониторинга района;
3.Анализ наблюдений за погодой своей местности.
Тема 6. Особо охраняемые территории ХМАО.
Теория: Знакомство с особо охраняемыми территориями ХМАО. Государственные заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Общественные организации по охране ОПС.
Практические занятия:
1.Изучение материалов по ООПТ округа;
2.Составление материалов к экологическому слету «Спасти и сохранить».
Практические занятия:
Занятия по навыкам мониторинга за параметрами окружающей среды. Выявление причин загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. Практическая работа по изучению особо охраняемых территорий региона. Экскурсия в этнографический музей.
Методическое обеспечение:
Таблицы по экологии, слайды, атлас «Природа и экология ХМАО», статистический материал.
Формы занятий:
Традиционные, индивидуальные.
Форма подведения итогов:
Собеседование, индивидуальные задания по изучению ООПТ.
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность.
Теоретические сведения:
Лекционный материал по особенностям работы с научной литературой, обобщенные методики научных исследований в области естествознания, работы и достижения известных ученых, теория статистических методов в научном познании мира, особенности в оформлении научной статьи.
Практические занятия:
Работа с научной литературой, формирование литературного обзора по исследуемой теме, статистическая обработка экспериментальных данных на компьютере, оформление научной работы.
Методическое обеспечение:
Методические материалы Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», методики статистической обработки данных, программное обеспечение, тезисы докладов молодых исследователей.
Формы занятий:
Традиционные, групповые и индивидуальные консультации, креативные.
Форма подведения итогов:
Ученические чтения и научно-практические конференции различного уровня.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Подводятся итоги работы учащихся за год, планирование индивидуальной научно-исследовательской работы учащихся на следующий учебный год; проведение экологического слета «Спасти и сохранить».
ЛИТЕРАТУРА:
-
Одум Э.Т. Экология (2 тома). Москва. М. - 1998 г.
-
Экология ХМАО./ Под ред. В.В. Плотникова. Тюмень, 1997 г.
-
Б.Е. Чижов. Лес и нефть ХМАО. Тюмень, 1998 г.
-
В.М. Еськов. Современное естествознание. Практикум. Сургут, 1998 г.
-
В.М. Еськов. Практический курс экологии. Сургут, 1998 г.
-
В.М. Еськов, О.Е. Филатова. Курс лекций по экологии. Сургут, 2000 г.
-
В.В.Бакулин и другие. География ХМАО. Экопрос, Москва,2000г.
-
Харченко Р.А., Козлов А.Г. Справочник основных понятий и терминов по экологии и этологии. 1992 г.
-
Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека: экологические системы и биосфера. Москва, 1995 г.
-
Консурская В.М., Верзилин Н.М. «В.И. Вернадский». М. 2004 г.
-
В.А.Лось. Экология. Москва, «Экзамен», 2006г..
-
Н.М.Чернова, В.М. Галушин. Основы экологии. Дрофа, Москва,2010г.