Программа дополнительного образования «Геоэкология»

Целенаправленная работа по дополнительной образовательной программе«Экологическая география» позволяет мне повысить мотивацию к изучению предметаэкологии, географии, развивать творческие способности школьников, подготовить их к практическойдеятельности в области экологии, охраны природы. В процессе обучения попредлагаемой программе учащийся должен овладеть базовыми знаниями по экологии,методикой работы с научной литературой, методикой экспериментальныхисследований, статистической обработкой дан...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»









Возраст обучающихся - 15 - 17 лет.

Срок реализации программы - 1 год.



Составитель: педагог: Идрисова Минзада Бахтияровна

Образование - высшее.

Педагогический стаж - 31 лет.

Квалификационная категория - высшая.








Лянтор , 2014 г.


Информационная карта

Продолжительность освоения программы 1 учебный год

Возрастной диапазон начала освоения программы 15-17 лет

Образовательная область: эколого-географическая

Уровень освоения программы: углубленный

Тип программы: ориентационная

Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации

Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная


Пояснительная записка

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Актуальность программы экологического направления определяется изменившимися социально-экологическими условиями в обществе. Антропогенная нагрузка на природную среду и возникающие в связи с этим экологические проблемы требуют разработки путей их решения. Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является изменение сознания людей и системы ценностей в обществе. Формированию экологического мышления способствуют знания о системах взаимосвязей в окружающей среде. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является исследовательская деятельность.

Работа объединения, реализующая данную дополнительную образовательную программу, заключается в организации исследовательской деятельности в сфере образования среди учащихся по различным естественнонаучным направлениям, а именно:

- экология (общая экология, промышленная экология и др.);

- экологическая география;

- география и экология ХМАО;

- биология;

- география

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления

Целью предлагаемой дополнительной образовательной программы является создание условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных, творческих способностей, формирования знаний и умений для понимания биосферных процессов, экологического и географического мышления, умений ориентироваться в природной среде.

Разработанная адаптированная программа рассчитана на один год и предусматривает как теоретические занятия в сфере географического и экологического образования, так и научно-практические исследования обучающимися. Курс рассчитан на 333 часов без учета комплектования групп, из которых 50% отводится на теоретические занятия и 50% - на практические. После того, как учащийся получит необходимые базовые знания и навыки научной работы, наступает новый этап программы, заключающийся в индивидуальной работе по конкретным исследовательским проектам.

Исходя из цели, адаптированная программа призвана решать следующие задачи:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, о глобальных проблемах человечества;

- формирование умений работать с разнообразными источниками эколого- географической информации;

- привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;

- научить правильно оформлять результаты работы и представлять их;

- знакомство и приобретение простейших навыков работы по оценке экологического состояния помещений, природных и антропогенных ландшафтов;

- формирование нового ценностного отношения школьников к природе, экологического стиля мышления;

- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;

-подготовка исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях в рамках программы «Шаг в будущее»;

-подготовка школьников к практической деятельности в области экологии, географии, охраны природы, здравоохранения.

Данная программа предусматривает применение проектного подхода в обучении. Проектная деятельность позволяет педагогу эффективно использовать современные образовательные технологии и реализовать вариативность обучения.

Данная программа составлена на основе программно-методических материалов по географии (факультативного курса экологической географии (геоэкологии). Автор В.И.Сиротин (Москва. «Дрофа»,2004г.), а также на основе программно-методических материалов по экологии. Автор В.Н.Кузнецов (Москва. «Дрофа.2000г.)

Участниками образовательного процесса в объединении являются учащиеся в возрасте от 14 до 17 лет. Комплектование групп проводится в соответствии с установленными нормами. В зависимости от содержания и особенностей работы группы руководитель проводит занятия одновременно со всеми учащимися, по подгруппам - индивидуально. составом группы, по подгруппам - индивидуально.

Занятие групп проводятся не более 3-х раз в неделю по 3 академических часа с обязательными перерывами через каждый академический час. Расписание занятий групп составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом режима работы школы.

В процессе обучения детей в объединении по данной программе применяются репродуктивные, исследовательские, экспериментальные, креативные, частично-поисковые и поисковые формы и методы работы. Основными формами занятий являются традиционные, групповые и индивидуальные консультации. Формой подведения итогов являются ученические чтения и научно-практические конференция различного уровня.

К концу 1 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

- глобальные проблемы, в том числе экологические проблемы человечества;

- экологический потенциал ландшафтов;

- экосистемы, равновесие экосистем;

- городские и промышленные экосистемы;

- особенности природы ХМАО;

- экологические функции лесов, болот;

- Особо охраняемые природные территории;

- о Красной книге МСОП и России;

- о принципах рационального природопользования;

- о биосфере как глобальной экосистеме.

Уметь:

- применять полученные теоретические знания в повседневной жизни;

- работать с разнообразными источниками эколого - географической информации;

- оценивать экологическое состояние окружающей среды: рабочего места, классного помещения, микрорайона, природных объектов;

- анализировать экологические и географические карты;

- решать простейшие экологические задачи;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

Иметь навыки:

- коммуникативности;

- заботливого обращения с природой;

- самостоятельно планировать исследовательскую деятельность;

- публичного выступления перед аудиторией.

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения по предлагаемой программе к концу учебного года учащийся должен овладеть базовыми знаниями по геоэкологии, методикой работы с научной литературой, методикой экспериментальных исследований, статистической обработкой данных, требованиями к оформлению научной работы и публичной защите творческой работы. В результате учащийся должен уметь грамотно и научно обоснованно построить научные исследования в любой естественнонаучной области и оформить соответствующую научную работу.

Итогом работы объединения являются:

- участие обучающихся в научно-практических конференциях городского, районного, регионального, Всероссийского и международного масштаба;

  • открытые занятия для педагогического коллектива, родителей, общественности.


Примерный учебно-тематический план объединения «ГЕОЭКОЛОГИЯ»



Наименование тем и разделов


Количество часов

Всего

Теория

Практика

Комплектование групп

18

-

-

Вводное занятие

3

3

1

Раздел Планетарные эколого-географические проблемы

69

48

21

1. Предмет и задачи геоэкологии

3

3

-

2. Глобальные проблемы человечества

30

21

9

3. Концепция устойчивого развития мира

6

3

3

4. Международное законодательство и организации экологической направленности

9

6

3

21

15

6

5. Эколого-географические проблемы материков и океанов

21

15

6

2

Раздел Эколого-географические проблемы России

90

48

42

Естественные экосистемы России и их использование

33

21

12

Экологический потенциал ландшафта

12

6

6

Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта

21

9

12

Городские и промышленные экосистемы

24

12

12


3

Раздел Эколого-географические проблемы ХМАО

96

39

57

Эколого-географические карты, атласы

12

3

9

Особенности природы ХМАО

18

9

9

Эколого-географическая обстановка

21

9

12

Загрязнение поверхностных вод

18

6

12

Мониторинг ОПС

12

3

9

Охрана окружающей природной среды

15

9

6

4

Раздел Научно-исследовательская деятельность

54

21

33

Работа с литературой

Методика экспериментальной работы

Статистическая обработка результатов

Наглядное представление результатов

Оформление научной работы

6

15

9

9

15

6

6

3

3

3

-

9

6

6

12

5

Итоговое занятие

3

3

-


ИТОГО:

333

162

153





Содержание программного материала


1год обучения


Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. План работы объединения. Режим работы объединения. Правила поведения. Вводный инструктаж по ТБ. Значение экологического образования.

Раздел 1. Планетарные эколого-географические проблемы

Тема 1.Предмет и задачи геоэкологии.

Теория: Термин «экология». Знакомство с главными объектами изучения: экосистемы, биоценоз, биосфера. Термин «геоэкология». Знакомство с предметом и задачами геоэкологии.

Тема 2.Глобальные проблемы человечества.

Теория:

Основные понятия о глобальных проблемах человечества. Экологические проблемы: глобальное потепление климата, сокращение биоразнообразия, истощение озонового слоя, загрязнение вод Мирового океана и их эколого-географические аспекты.

Практические занятия:

  1. Выявление причин глобальных проблем человечества;

  2. Выявление экологических проблем округа;

  3. Работа с эколого-географическими картами, атласом округа.

Тема 2.Концепция устойчивого развития.

Теория: Информация о Концепции устойчивого развития. Знакомство с «Повесткой дня на 21 век» (Конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию).

Практические занятия:

  1. Подготовка сообщений, работа с дополнительной информацией.

Тема 3.

Международное законодательство. Организации экологической направленности.

Теория: Знакомство с основными принципами международного экологического сотрудничества. Подробно рассматриваются организации экологической направленности: Гринпис, ЮНЕП, ФАО, МСОП, ЮНЕСКО.

Тема 4. Особо охраняемые природные территории

Теория: Понятия «Особо охраняемые природные территории», природные заповедники, природные заказники и памятники природы, национальные природные парки. Знакомство с объектами Всемирного наследия.

Практические занятия:

  1. Работа с картами «Биосферные заповедники», « ООПТ ХМАО».

Тема 5.Эколого-географические проблемы материков и океанов.

Теория: Рассматриваются экологические проблемы материков: гибель лесов, опустынивание, нефтяное загрязнение, озоновые дыры и их эколого-географические аспекты. Энерго - сырьевые проблемы и пути оптимизации их освоения в Мировом океане и на суше. Проблема народонаселения и продовольствия разных материков и пути их преодоления.

Практические занятия:

1.Изучение эколого-географических проблем и выявление их причин;

2. Составление экологических прогнозов.

Практические занятия:

Проводятся занятия по выявлению причин глобальных проблем человечества, в том числе экологических. Работа по эколого-географическим картам, выявление критических в экологическом отношении регионов. Проводятся экологические игры по соответствующим темам. Занятия по навыкам мониторинга за параметрами окружающей среды.

Методическое обеспечение:

Эколого-географические карты, карточки для экологических игр, видеофильм «Экология», «Жить или не жить».

Формы занятий:

Традиционные, игровые, групповые занятия, индивидуальные исследования.

Форма подведения итогов:

Собеседование, диспуты.

Раздел 2.Эколого-географические проблемы России

Тема 1. «Естественные экосистемы и их использование»

Теория:

Основные положения учения о биосфере В.И. Вернадского. Понятие об экосистеме, о компонентах экосистемы, Типы экосистем, экологические сукцессии. Знакомство с экологической нишей. Экологическое равновесие. На примере естественных экосистем рассматриваются принципы их рационального использования.

Практические занятия:

  1. Проведение практических исследований экосистем;

  2. Определение загрязнения почвы;

  3. Определение загрязнения воздуха;

  4. Определение загрязнения воды.

Тема 2. Экологический потенциал ландшафта.

Теория: Понятие о ландшафте. Экологический потенциал ландшафта.

Практические занятия:

  1. Экологическая оценка пришкольной территории;

  2. Экологическая оценка зеленых растений в городе;

Тема3. Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта.

Теория: Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта: влияние климата на здоровье людей, водообеспеченнность и качество природных вод, обводненность ландшафтов. Экологическая роль живых организмов.

Практические занятия:

1.Оценка экологического состояния воды и водных объектов;

2. Оценка экологического состояния почвы и рельефа;

3. Оценка экологического состояния воздуха;

4.Изучение аквариума.

Тема 4.Городские и промышленные экосистемы.

Теория: Общая характеристика городских экосистем. Понятие об урбанизации. Функциональные зоны городов: промышленная, селитебная, лесопарковая. Особенности промышленного загрязнения. Квартира как экосистема.

Практические занятия:

  1. Изучение промышленной, селитебной, лесопарковой зон. Работа с картой города.

  2. Наглядное представление результатов эксперимента;

  3. Биондикация состояния окружающей среды;

  4. Наглядное представление результатов.

Практические занятия:

Проводятся простейшие физико-химические исследования почвы, воды и воздуха, как основы экосистемы. Экспериментальные исследования процесса фотосинтеза. Изучение экологических систем на примере аквариума. Экологическая оценка пришкольной территории. Выявление источников загрязнения квартиры. Работа по эколого-географическим картам с целью изучения рационального использования экосистем.

Методическое обеспечение:

Географические карты, образцы элементов биосферы, карточки для экологических игр по имитации экологических систем, таблицы по экологии,

видеофильм «Экосистемы».

Формы занятий:

Традиционные, научно-исследовательские как индивидуальные, так и групповые, игровые.

Форма подведения итогов:

Собеседование, индивидуальные задания по изучению экосистем.

Раздел 3.Эколого-географические проблемы ХМАО

Тема 1. Эколого-географические карты, атласы.

Теория: Знакомство с картами, атласом округа.

Практические занятия:

1.Изучение атласа «Природа и экология ХМАО»;

2. Работа с картами атласа.

3.Статистическая обработка результатов.

Тема 2. Особенности природы ХМАО.

Теория: Знакомство с особенностями природы: геологическое строение, рельеф, климат, воды, почвы ХМАО.

Практические занятия:

1.Работа с географическими картами, изучение микрорельефа;

2.Работа с картами атласа округа: анализ климатических карт;

3.Работа с картами: изучение водных объектов.

Тема 3.Эколого-географическая обстановка ХМАО.

Теория: Эколого-географическая обстановка округа: состояние лесных экосистем, загрязнение атмосферного воздуха, качество поверхностных и подземных вод. Знакомство с экологическими функциями лесов, растительного покрова, болот. Видовое разнообразие болот.

Практические занятия:

1.Составление вопросов для социологического опроса;

2.Проведение социологического опроса по проблемам экологии;

3. Выявление причин проблем округа;

4.Оценка экологической обстановки округа.

Тема 4.Загрязнение поверхностных вод.

Теория: Использование водных ресурсов ХМАО, водно-болотных угодий. Проблема загрязнения поверхностных вод округа, особенно нефтью и нефтепродуктами (на примере Оби, Пима)

Практические занятия:

  1. Выявление причин загрязнения вод и водных объектов;

  2. Определение загрязнения воды на Пиме;

  3. Определение качества питьевой воды;

  4. Наглядное представление результатов.

Тема 5. Мониторинг окружающей природной среды.

Теория: Понятие о мониторинге ОПС, о службах и системах мониторинга. Знакомство с основными задачами экологического мониторинга.

Практические занятия:

1.Региональный мониторинг;

2.Изучение служб и систем мониторинга района;

3.Анализ наблюдений за погодой своей местности.

Тема 6. Особо охраняемые территории ХМАО.

Теория: Знакомство с особо охраняемыми территориями ХМАО. Государственные заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Общественные организации по охране ОПС.

Практические занятия:

1.Изучение материалов по ООПТ округа;

2.Составление материалов к экологическому слету «Спасти и сохранить».

Практические занятия:

Занятия по навыкам мониторинга за параметрами окружающей среды. Выявление причин загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. Практическая работа по изучению особо охраняемых территорий региона. Экскурсия в этнографический музей.

Методическое обеспечение:

Таблицы по экологии, слайды, атлас «Природа и экология ХМАО», статистический материал.

Формы занятий:

Традиционные, индивидуальные.

Форма подведения итогов:

Собеседование, индивидуальные задания по изучению ООПТ.

Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность.

Теоретические сведения:

Лекционный материал по особенностям работы с научной литературой, обобщенные методики научных исследований в области естествознания, работы и достижения известных ученых, теория статистических методов в научном познании мира, особенности в оформлении научной статьи.

Практические занятия:

Работа с научной литературой, формирование литературного обзора по исследуемой теме, статистическая обработка экспериментальных данных на компьютере, оформление научной работы.

Методическое обеспечение:

Методические материалы Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», методики статистической обработки данных, программное обеспечение, тезисы докладов молодых исследователей.

Формы занятий:

Традиционные, групповые и индивидуальные консультации, креативные.

Форма подведения итогов:

Ученические чтения и научно-практические конференции различного уровня.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Подводятся итоги работы учащихся за год, планирование индивидуальной научно-исследовательской работы учащихся на следующий учебный год; проведение экологического слета «Спасти и сохранить».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Одум Э.Т. Экология (2 тома). Москва. М. - 1998 г.

  2. Экология ХМАО./ Под ред. В.В. Плотникова. Тюмень, 1997 г.

  3. Б.Е. Чижов. Лес и нефть ХМАО. Тюмень, 1998 г.

  4. В.М. Еськов. Современное естествознание. Практикум. Сургут, 1998 г.

  5. В.М. Еськов. Практический курс экологии. Сургут, 1998 г.

  6. В.М. Еськов, О.Е. Филатова. Курс лекций по экологии. Сургут, 2000 г.

  7. В.В.Бакулин и другие. География ХМАО. Экопрос, Москва,2000г.

  8. Харченко Р.А., Козлов А.Г. Справочник основных понятий и терминов по экологии и этологии. 1992 г.

  9. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека: экологические системы и биосфера. Москва, 1995 г.

  10. Консурская В.М., Верзилин Н.М. «В.И. Вернадский». М. 2004 г.

  11. В.А.Лось. Экология. Москва, «Экзамен», 2006г..

  12. Н.М.Чернова, В.М. Галушин. Основы экологии. Дрофа, Москва,2010г.










© 2010-2022