- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Воспитательно познавательное мероприятие, посвящённое казачей тематике Маленькая казачка
Воспитательно познавательное мероприятие, посвящённое казачей тематике Маленькая казачка
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойко Т.Н. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий праздничного мероприятия в д/о «Волшебница»
«Маленькая казачка»
Цель мероприятия: создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества;
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к культуре своего народа через изучение уклада жизни и творчества донского казачества;
- развивать эмоциональное восприятие красоты, национального своеобразия традиций донского казачества;
- развивать умение выражать свое отношение к культуре Донского края.
Оборудование:
- аудитория подготовлена для проведения праздничного мероприятия;
- ноутбук для просмотра видео презентации.
Ход праздника.
Педагог:
Я родом из Донского края
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручён
Прекрасный здесь живёт народ.
Казаки - мир его зовёт
Казак - опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь
Гордятся все, и я горжусь
Ведущий:
Средь донских степных полей
И волнистых ковылей,
Где реки Дона все текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Педагог: Давным - давно, это было… Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, города теперь стоят, да сады расцветают. Где болота страшные были, теперь рощи шумят зелёные, а в рощах птицы поют весёлые.
Только утёс стоит по-прежнему у Тихого Дона, мохом, как бородою оброс. Стоит на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то. За утёсом Тихий Дон… Тихий Дон - река раздольная, плещет внизу и шепчет что-то, будто мать родная дитя убаюкивает.
Ведущий:
На Донщине моей
Рады встретить всех гостей!
Ой, гости милые, заходите,
Хлеб - соль от нас примите!
Ой, да слово доброе скажите!
Педагог: А говорить мы сегодня будем о казачестве. Славном, вольном, свободолюбивом народе, издавна селившемся по берегам Дона - батюшки, обустроившему свою жизнь на земле, которую сегодня мы называем своей малой Родиной.
Хранительницами домашнего очага во все времена были женщины. А женщины казачки помимо ведения домашнего хозяйства, воспитания детей да работы в поле, могли выйти на защиту своего дома и казачьего стана, если все мужчины были в походе.
Ведущий: Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика: оно было тихое и домашнее, овеянное легендами, молитвами и радостью.
От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось: самое главное в жизни - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - в крепкой семье и достатке.
Перво - наперво, по обычаю, мамки - няньки мыли девочку, «смывали с дочушки заботы». И всё это делали с песнями и добрыми пожеланиями. В это время отец, единственный мужчина, допускавшийся на обряд, ел «отцовскую кашу», специально насоленную, наперчённую, политую горчицей. И есть, он должен был, не морщась, дабы «дочери меньше горького досталось». И съедал всю. Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ленточку «на первый бантик», гребёнку «на косочку», платочек в церковь ходить.
Но нельзя сказать, что жизнь маленькой казачки была сплошным праздником. Девочки начинали работать с раннего детства. Стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. Но была и особенная работа - нянчить младших братьев и сестёр. Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. Но работа не исключала радости и веселья: девочки пели и плясали. А обучали их этому взрослые женщины. Девочки слышали, как пели песни бабушка, мать, сёстры, подражая им, они также начинали петь. Специально этому их никто не обучал. Это была их жизнь. И традиции от старшего поколения передавались младшему без всякого нажима и давления со стороны взрослых.
Педагог: Девочки казачки росли, подрастали, многое умели с ранних лет. А наши девочки тоже многое умеют. И первый конкурс - пришивание пуговиц. (Для участия в конкурсе приглашаются желающие)
Педагог: Молодцы, маленькие казачки! Наш конкурс продолжается. А умеете ли вы петь частушки?
(Проводится конкурс частушек)
Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону - батюшке служить!
Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону - батюшке верны.
Вот какие мы ребята -
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Заиграй, гармошка, громче,
Пусть мне в зале подпоют
Пусть услышат во всём мире,
Как на Донщине поют!
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки!
По станице я иду.
Два колодца новые.
Две девчонки брали воду
Обе чернобровые.
Ой, берёзонька - берёзка,
Раскудря - кудрявая.
Хороша ты, речка Дон,
Речка величавая!
Мой хороший казачок
Посидим под грушею.
Ты частушки запевай,
А я их послушаю!
Гармонисту за игру,
Ну а мне за пляску.
Гармонисту - калачей,
Мне - баранок связку!
На Дону, на Дону
Всё как есть сбывается,
У девчат веселье разом
В гору поднимается!
У меня на сарафане
Длинная оборочка
Кто - то сказки редко бает,
А я скороговорочки.
Педагог: Молодцы и с частушками справились! А знаете ли вы донские пословицы да поговорки? (Проводится конкурс)
1. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
2. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
3. Казачья смелость порушит любую крепость.
4. Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.
5. Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.
6. На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
7. Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
8. Земля донская - мать родная.
9. Дон тихий, да слава о нём громкая.
10. Казаки в бою не робеют - любого врага одолеют.
11. Казак без друзей что дуб, без корней.
12. Дружба заботой да подмогой крепка.
13. Бери жену с Дону проживёшь без урону.
Педагог: Да, много пословиц о Доне молвится! Наши предки могли пословицей и ленивому указать на недостаток:
- Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда;
- У ленивой казачки и печь не печёт.
и поддержать:
- Каков казак - отец, таков и сын молодец;
- Где хозяин за плугом ходит, там и хлеб родит.
А сколько слов интересных в обиходе донских казаков было, иные и сейчас встречаются. Послушайте, а главное отгадайте какое слово мы используем сейчас. Предлагается вашему вниманию «Казачий словарь»
Ведущий:
Цыбарка - ведро
Нехай - пусть
Квёлый - слабый
Чувяки - тапочки
Хворать - болеть
Завеска - фартук
Гутарить - говорить
Баз - двор
Чи - или
Курень - дом
Амором - быстро, мигом
Бирюк - волк
Гутарить - говорить
Каймак - сливки с топлёного молока
Кочет - петух
Ноне - сегодня
Скрозь - везде
Майдан - площадь
Педагог: И слов много знаете и их значение. А знаете ли вы, что казачки умели и с удовольствием и с достоинством носили красивые шали. Для демонстрации своего мастерства в ношении шали приглашаются все желающие. Ваша задача: повязывание шали и дефиле.
(Проводится конкурс)
Педагог: Все девчонки молодцы! Показали свою стать да красу. А помните ли вы, о чём мы говорили в начале нашей встречи? Что была и особенная работа у маленьких казачек - нянчить младших братьев и сестёр. Догадались, какой конкурс будет следующим?
(Диалог с детьми)
Педагог: Правильно! Конкурс пеленальщиц. Сейчас мы и выясним, можно ли вам доверять воспитание младших братьев и сестёр. Для конкурса приглашаются по две маленькие казачки.
(Проводится конкурс)
Педагог: Хороши наши няньки! Можно доверять им маленьких деток? (Диалог с детьми)
Ведущий: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Да творят насмешки.
Хотите знать какие?
А вот такие… Казачьи потешки.
Для участия приглашаются 6 человек. Раздаются ролевые тексты.
(Чтение по ролям на лучшую импровизацию)
1. (Хозяйка и Федул):
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожог.
-Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2.(Хозяйка и Фома):
-Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идёт!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3. (Хозяйка и сынок):
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит - надо идти!
Где моя большая ложка?
Педагог: Ну что ж, и потешки казачьи вам под силу. Нет ничего не возможного и непосильного для маленькой казачки. Но как говорится «Делу время, а потехе час». Незаметно время пролетело и наше мероприятие подходит к концу. Все вы, и своим мастерством, и своими знаниями, и весёлым нравом, заслужили звания «Маленькая казачка»
Ведущий:
Казачья нелегкая доля,
Казак только богу подсуден.
Сквозь годы проносится полем:
«Мы были, мы есть и мы будем!»
Педагог:
И опять зацветут сады,
Ковыль в степи
взволнуется, как сине море.
Пусть говорят,
Что лучше есть и степи, и поля,
Но я люблю лишь эти степи, нивы
Леса, поля и Дон игривый.
Горжусь тобой мой край родной
Великой вольницы Донской.
До новых встреч!
Литература:
1.Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.
Батайское книжное издательство, 2002.
2. Бутенко Т.А. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников. Ростов - на -Дону: Издательство «БАРО - ПРЕСС»,2011.
2.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001.
3.Чёрная А.В. Традиционные игры Дона. Издательство Ростовского государственного педагогического унивеситета,2003.
4.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. Ростов - на - Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС»,2009.