Воспитательно познавательное мероприятие, посвящённое казачей тематике Маленькая казачка

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий праздничного мероприятия в д/о «Волшебница»

«Маленькая казачка»

Цель мероприятия: создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества;

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к культуре своего народа через изучение уклада жизни и творчества донского казачества;

- развивать эмоциональное восприятие красоты, национального своеобразия традиций донского казачества;

- развивать умение выражать свое отношение к культуре Донского края.

Оборудование:

- аудитория подготовлена для проведения праздничного мероприятия;

- ноутбук для просмотра видео презентации.

Ход праздника.

Педагог:

Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён

Прекрасный здесь живёт народ.

Казаки - мир его зовёт

Казак - опора всей России

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь

Гордятся все, и я горжусь

Ведущий:

Средь донских степных полей
И волнистых ковылей,

Где реки Дона все текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

Педагог: Давным - давно, это было… Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, города теперь стоят, да сады расцветают. Где болота страшные были, теперь рощи шумят зелёные, а в рощах птицы поют весёлые.

Только утёс стоит по-прежнему у Тихого Дона, мохом, как бородою оброс. Стоит на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то. За утёсом Тихий Дон… Тихий Дон - река раздольная, плещет внизу и шепчет что-то, будто мать родная дитя убаюкивает.

Ведущий:

На Донщине моей

Рады встретить всех гостей!

Ой, гости милые, заходите,

Хлеб - соль от нас примите!

Ой, да слово доброе скажите!

Педагог: А говорить мы сегодня будем о казачестве. Славном, вольном, свободолюбивом народе, издавна селившемся по берегам Дона - батюшки, обустроившему свою жизнь на земле, которую сегодня мы называем своей малой Родиной.

Хранительницами домашнего очага во все времена были женщины. А женщины казачки помимо ведения домашнего хозяйства, воспитания детей да работы в поле, могли выйти на защиту своего дома и казачьего стана, если все мужчины были в походе.

Ведущий: Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика: оно было тихое и домашнее, овеянное легендами, молитвами и радостью.

От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось: самое главное в жизни - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - в крепкой семье и достатке.

Перво - наперво, по обычаю, мамки - няньки мыли девочку, «смывали с дочушки заботы». И всё это делали с песнями и добрыми пожеланиями. В это время отец, единственный мужчина, допускавшийся на обряд, ел «отцовскую кашу», специально насоленную, наперчённую, политую горчицей. И есть, он должен был, не морщась, дабы «дочери меньше горького досталось». И съедал всю. Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ленточку «на первый бантик», гребёнку «на косочку», платочек в церковь ходить.

Но нельзя сказать, что жизнь маленькой казачки была сплошным праздником. Девочки начинали работать с раннего детства. Стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. Но была и особенная работа - нянчить младших братьев и сестёр. Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. Но работа не исключала радости и веселья: девочки пели и плясали. А обучали их этому взрослые женщины. Девочки слышали, как пели песни бабушка, мать, сёстры, подражая им, они также начинали петь. Специально этому их никто не обучал. Это была их жизнь. И традиции от старшего поколения передавались младшему без всякого нажима и давления со стороны взрослых.

Педагог: Девочки казачки росли, подрастали, многое умели с ранних лет. А наши девочки тоже многое умеют. И первый конкурс - пришивание пуговиц. (Для участия в конкурсе приглашаются желающие)

Педагог: Молодцы, маленькие казачки! Наш конкурс продолжается. А умеете ли вы петь частушки?

(Проводится конкурс частушек)

Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону - батюшке служить!

Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.

А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону - батюшке верны.

Вот какие мы ребята -
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!

Заиграй, гармошка, громче,

Пусть мне в зале подпоют

Пусть услышат во всём мире,

Как на Донщине поют!

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки!

По станице я иду.

Два колодца новые.

Две девчонки брали воду

Обе чернобровые.

Ой, берёзонька - берёзка,

Раскудря - кудрявая.

Хороша ты, речка Дон,

Речка величавая!

Мой хороший казачок

Посидим под грушею.

Ты частушки запевай,

А я их послушаю!

Гармонисту за игру,

Ну а мне за пляску.

Гармонисту - калачей,

Мне - баранок связку!

На Дону, на Дону

Всё как есть сбывается,

У девчат веселье разом

В гору поднимается!

У меня на сарафане

Длинная оборочка

Кто - то сказки редко бает,

А я скороговорочки.

Педагог: Молодцы и с частушками справились! А знаете ли вы донские пословицы да поговорки? (Проводится конкурс)

1. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

2. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

3. Казачья смелость порушит любую крепость.

4. Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

5. Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.

6. На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

7. Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев.

8. Земля донская - мать родная.

9. Дон тихий, да слава о нём громкая.

10. Казаки в бою не робеют - любого врага одолеют.

11. Казак без друзей что дуб, без корней.

12. Дружба заботой да подмогой крепка.

13. Бери жену с Дону проживёшь без урону.

Педагог: Да, много пословиц о Доне молвится! Наши предки могли пословицей и ленивому указать на недостаток:

- Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда;

- У ленивой казачки и печь не печёт.

и поддержать:

- Каков казак - отец, таков и сын молодец;

- Где хозяин за плугом ходит, там и хлеб родит.

А сколько слов интересных в обиходе донских казаков было, иные и сейчас встречаются. Послушайте, а главное отгадайте какое слово мы используем сейчас. Предлагается вашему вниманию «Казачий словарь»

Ведущий:

Цыбарка - ведро

Нехай - пусть

Квёлый - слабый

Чувяки - тапочки

Хворать - болеть

Завеска - фартук

Гутарить - говорить

Баз - двор

Чи - или

Курень - дом

Амором - быстро, мигом

Бирюк - волк

Гутарить - говорить

Каймак - сливки с топлёного молока

Кочет - петух

Ноне - сегодня

Скрозь - везде

Майдан - площадь

Педагог: И слов много знаете и их значение. А знаете ли вы, что казачки умели и с удовольствием и с достоинством носили красивые шали. Для демонстрации своего мастерства в ношении шали приглашаются все желающие. Ваша задача: повязывание шали и дефиле.

(Проводится конкурс)

Педагог: Все девчонки молодцы! Показали свою стать да красу. А помните ли вы, о чём мы говорили в начале нашей встречи? Что была и особенная работа у маленьких казачек - нянчить младших братьев и сестёр. Догадались, какой конкурс будет следующим?

(Диалог с детьми)

Педагог: Правильно! Конкурс пеленальщиц. Сейчас мы и выясним, можно ли вам доверять воспитание младших братьев и сестёр. Для конкурса приглашаются по две маленькие казачки.

(Проводится конкурс)

Педагог: Хороши наши няньки! Можно доверять им маленьких деток? (Диалог с детьми)

Ведущий: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие… Казачьи потешки.

Для участия приглашаются 6 человек. Раздаются ролевые тексты.

(Чтение по ролям на лучшую импровизацию)

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит - надо идти!

Где моя большая ложка?

Педагог: Ну что ж, и потешки казачьи вам под силу. Нет ничего не возможного и непосильного для маленькой казачки. Но как говорится «Делу время, а потехе час». Незаметно время пролетело и наше мероприятие подходит к концу. Все вы, и своим мастерством, и своими знаниями, и весёлым нравом, заслужили звания «Маленькая казачка»

Ведущий:

Казачья нелегкая доля,

Казак только богу подсуден.

Сквозь годы проносится полем:

«Мы были, мы есть и мы будем!»

Педагог:

И опять зацветут сады,

Ковыль в степи

взволнуется, как сине море.

Пусть говорят,

Что лучше есть и степи, и поля,

Но я люблю лишь эти степи, нивы

Леса, поля и Дон игривый.

Горжусь тобой мой край родной

Великой вольницы Донской.

До новых встреч!

Литература:

1.Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.

Батайское книжное издательство, 2002.

2. Бутенко Т.А. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников. Ростов - на -Дону: Издательство «БАРО - ПРЕСС»,2011.

2.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001.

3.Чёрная А.В. Традиционные игры Дона. Издательство Ростовского государственного педагогического унивеситета,2003.

4.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. Ростов - на - Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС»,2009.


© 2010-2022