Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ИЗО

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 28.08.2015 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2015 №141



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Изобразительное искусство»


Направленность: художественная

Срок обучения: 3 года

Возрастная категория: 7-13 лет

(в редакции приказа от 12.01.2016 № 7)












Составитель:

Никитина Е.Н.,

педагог дополнительного образования











Черногорск, 2015

  1. Пояснительная записка

«Все, что прекрасно, - нравственно»

Г. Флобер

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Изобразительное искусство» (далее - программа) направлена на обучение основам рисования и живописи, знакомство с традиционной культурой и народным искусством России.

В наше время изобразительное искусство всё шире вливается в современную действительность. Развитие творческих начал сопряжено с формированием высокой духовности и нравственности, которые являются основами человеческих взаимоотношений, жизни человека в обществе. Рисуя, фантазируя, наблюдая мир вокруг себя, человек имеет возможность быстро запечатлеть увиденное и зримо показать возникшую мысль на загадочной белизне. Искусство рисовать отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы окружающего мира через творчество человека. Приобщение к изобразительному искусству в системе образования призвано способствовать нравственно - эстетическому и духовному развитию личности.

Новизна программы заключается в том, что учебный план дополнен разделом «Народное искусство», углублены разделы «Рисунок» и «Живопись»: впервые введены следующие темы: «Кляксография», материалы графики и их выразительные возможности; «Улица, на которой я живу», образ города и его памятников; «Чугунное кружево», изображение декора городской архитектуры; «Заманчивая реклама», информативность и оформление.

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия в объединении, направленные на развитие духовной свободы, реализации творческих способностей, не раскрытых в рамках школьных дисциплин, но необходимых во всех областях деятельности человека в настоящее время все более востребованными становятся в современном обществе. Учащимся предоставляется широкая возможность для выражения художественной деятельности и мастерства, умения организовать свободное время, направляет их интересы. На занятиях создаётся особая эмоциональная атмосфера увлечённости, она достигается с помощью показа репродукций, поэтического текста, игровых ситуаций.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе формы и методы обучения наиболее действенны для возрастной категории учащихся, на которых рассчитана программа, следовательно, изучение элементов искусства облегчат учащемуся обучение в школе по общеобразовательным предметам, например, математике (развивает пространственное воображение и абстрактное мышление).

Цель программы: развитие творческой личности через изобразительное искусство, обучение основам рисования и живописи, знакомство с традиционной культурой и народным искусством России.

Задачи программы:

  • обучать основам рисования и живописи с натуры, по памяти и воображению;

  • обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;

  • развивать эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности;

  • осуществлять знакомство с традиционной культурой и народным искусством России.

Характеристика программы:

  • возраст учащихся, участвующих в реализации программы -7-13 лет;

  • срок реализации - 3 года;

Формы проведения занятий - беседы, практические занятия, учебные игры, участие в конкурсах, рисование на пленере.

Ожидаемые результаты -обучение нацелено на приобретение


знаний:

умений и навыков:

простейших процессов создания рисунка;

изучения и смешивание цветов, обучение разнообразным живописным техникам


рисования с натуры, по памяти и по воображению;

выполнения сложных по технике выполнения работ

(гуашевый мазок, пастельный рисунок, акварель по «сырому»)


Формы проведения занятий - беседы, лекции, практические занятия, учебные игры, участие в конкурсах, акциях

Формы текущего контроля - опрос, викторины, выставки работ учащихся, итоговая работа учащегося

Формы проведения промежуточной аттестации - зачетная работа, тестирование, творческое задание - рисунок (акварелью, гуашью, по выбору).

Промежуточная аттестация по окончании обучения по программе одновременно является итоговой аттестацией учащихся.


2. Учебно-тематический план

2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п


Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Рисунок.

44

10

34

1.1.

Вводное занятие. «Мир в карандаше». Беседа о рисунке.

2

1

1

1.2

«Волшебный карандаш». Материалы и принадлежности. Тоновые рисунки.

2

1

1

1.3

«Сказочные цветы». Основные формы. Карандашный рисунок.

4

1

3

1.4

«Осенний листопад». Знакомство с композицией. Закон симметрии. Выразительность штриховки различной направленности. Тональная разница.

8

2

6

1.5

«Познакомимся с узором». Детали геометрической формы и их оформление.

6

1

5

1.6

«Деревья, как люди». Силуэт. Характер. Ближний и дальний план.

4

1

3

1.7

«Зимняя сказка на улице». Линия горизонта. Точка схода. Знакомство с пейзажем.

6

2

4

1.8

«Кляксография». Материалы графики и их выразительные возможности.

2

-

2

1.9

«Весенний день на улице». Рисунок на природе. Из каких частей состоит дом.

4

-

4

1.10

«Вкусные рисунки». Знакомство с натюрмортом.

4

1

3

1.11

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2

-

2

II

Живопись.

72

17

55

2.1

Вводное занятие. «В мире красок». Материалы и принадлежности. Приемы работы.

2

1

1

2.2

«Главные краски в стране ИЗО». Основные, составные цвета. Оттенки цвета.

4

1

3

2.3

«Теплое и холодное». Теплая и холодная цветовые гаммы. Эмоциональное воздействие теплых и холодных цветов. Цвет как средство выражения.

4

2

2

2.4

«Лес, точно терем расписной…» Краски осени в природе, линия горизонта, дополнительные цвета.

10

2

8

2.5

«Волшебство черного и белого». Хроматические и ахроматические цвета.

4

1

3

2.6

«Здравствуй, зимушка - зима». Эмоциональное воздействие линии и цвета.

10

3

7

2.7

«Снегурочка». Выражение характера по средствам цвета.

4

1

3

2.8

«Весенние проталины». Пробуждение природы. Задний и передний план.

10

2

8

2.9

«Весенний букет». Выражение отношения посредством цвета.

8

1

7

2.10

«Волшебная сказка». Выразительные возможности цвета и линии. Узнаваемость, красочность, яркость.

14

3

11

2.11

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2

-

2

III

Народное искусство.

14

8

6

3.1.

Вводное занятие. Знакомство с «народной игрушкой». История промысла.

2

2

-

3.2.

«Дымковская игрушка». История промысла. Узор дымковской игрушки, его смысловая, декоративная роль.

4

2

2

3.3.

«Филимоновская игрушка». Основные элементы росписи.

4

2

2

3.4.

Промежуточная аттестация. Зачетная работа.

4

2

2

IV

Подготовка конкурсных работ.

14


14

Итого:

144

35

109


2.2. Учебно-тематический план 2 года обучения


№ п/п

Раздел/ тема.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Рисунок.

88

21

67

1.1.

Вводное занятие. «Веселый карандаш». Рисунок - основа изображения.

4

1

3

1.2.

«Геометрия в рисунках». Ознакомление с геометрическим строением предметов. Простейшие основы перспективы, светотени.

10

2

8

1.3.

«Объемный рисунок». Обучение объемной штриховки. Компоновка рисунка.

12

1

11

1.4.

«Кубик», «Кувшин». Рисунок с натуры. Способы построения.

12

3

9

1.5.

«Дары осени». Зарисовки овощей и фруктов. Фон (светлый, темный)

14

1

13

1.6.

«Деревянная посуда». Круг. Овал.

10

5

5

1.7.

«Кора дерева». Фактура предмета.

6

1

5

1.8.

«Новогодняя игрушка». Рисунок предмета несложной формы.

6

2

4

1.9.

«Моя семья». Общий портрет моей семьи

12

2

10

1.10

Текущий контроль Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2

-

2

II

Живопись.

90

25

65

2.1.

Вводное занятие. «Веселая радуга». Цветовой круг.

4

1

3

2.2.

«Воспоминание о лете». Изображение по памяти. Линия горизонта. Плановость.

6

2

4

2.3.

«Бабочка». Изображение бабочки с индивидуальным узором.

4

-

4

2.4.

«Золотая осень». Осенний натюрморт. Выражение состояния в природе.

12

3

9

2.5.

«Подводный мир». Понятие о равновесии. Выразительные возможности линии, колорита, ритма, цветовых пятен.

10

5

5

2.6.

«Петушок». Яркость красок, декоративность изображения.

4

2

2

2.7.

«Мой быстроногий конь». Динамика и статика.

14

3

11

2.8.

«Зимний день». Внутренняя жизнь природы.

8

2

6

2.9.

«Русский богатырь». Величие подвига, патриотизм.

8

2

6

2.10.

«Весна - красна». Выражение настроения.

12

2

10

2.11.

«Добрый, злой волшебник». Эмоциональное состояние (радость, надежда).

6

3

3

2.12.

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2

-

2

III

Народное искусство.

14

3

11

3.1.

Вводное занятие. Знакомство с искусством «роспись».

2

1

1

3.2.

«Гжель». Украшение синим.

4

1

3

3.3.

«Золотая Хохлома». Элементы, композиция и цветосочетание хохломской росписи.

4

1

3

3.4.

Промежуточная аттестация. Зачетная работа.

4


4

IV

Подготовка конкурсных работ.

20


20

Итого:

216

52

164


2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения


№ п/п

Раздел/ тема.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Рисунок.

78

16

62

1.1.

Вводное занятие. «Волшебные хранилища». Ведущие музеи России.

4

2

2

1.2.

«Улица, на которой я живу». Дома, скверы. Образ города и его памятников.

10

2

8

1.3.

«Чугунное кружево». Графика. Изящное искусство народных мастеров.

10

2

8

1.4

«Орнамент». Композиционное расположение рисунка в заданной геометрической форме.

8



1.5.

«Изба». Внутренний мир избы. Детальный рисунок.

10

2

8

1.6.

«Мои друзья - животные». Пропорции. Методы прорисовок.

12

2

10

1.7.

«Интерьер комнаты». Выражение отношения. Дизайн

8

2

6

1.8.

«Пусть всегда будет солнце». Творческая композиция.

12

2

10

1.9.

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

4

-

4

II

Живопись.

94

24

70

2.1.

Вводное занятие. «Летний отдых». Выразительные возможности цвета.

4

2

2

2.2.

«Крестьянский двор». Быт русского народа.

8

2

6

2.3.

«Цветы в парке». Пленер.

8

2

6

2.4.

«Богатство осени». Рисование и живопись с натуры овощей и фруктов. Гризайль.

10

2

8

2.5.

«Осенний букет». Драпировка. Понятие о колорите.

8

2

6

2.6.

«Наши четвероногие друзья». Рисование и живопись животных и птиц.

12

2

10

2.7.

«Мамочка - любимая, родная». Портрет мамы. Выражение отношения.

8

2

6

2.8.

Композиция «Русская сказка». Иллюстрация.

8

1

7

2.9.

«Открытка». Техника «батик».

6

2

6

2.10.

«Красота в обыденном». Дизайн. Наброски, зарисовки архитектуры. Декор предметов.

6

2

4

2.11.

«Заманчивая реклама». Информативность. Оформление. Знакомство с шрифтом.

8

2

6

2.12.

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

6

-

6

III

Народное искусство.

24

10

14

3.1.

Вводное занятие. «Дорогая Русь». Древние образы в народном искусстве. История народного костюма.

4

4

-

3.2.

«Русская одежда». Русский народный костюм. Пропорции в одежде. Элементы и формы.

8

2

6

3.3.

«Узоры для бабушки и мамы». Роспись праздничного платка.

6

2

4

3.4.

Промежуточная аттестация. Зачетная работа.

6

2

4

IV

Подготовка конкурсных работ.

20


20

Итого:

216

48

168











3. Содержание программы

3.1. Содержание программы 1 года обучения


1. Рисунок.

  1. Вводное занятие. «Мир в карандаше». Беседа о рисунке.

  2. Теория: Режим работы кружка. Правила ТБ и пожарной безопасности. Правильная посадка за мольбертом.

Практика: Беседы о рисунке как основе любого произведения изобразительного искусства, о различных сюжетах в рисунках.

1.3.«Волшебный карандаш». Материалы и принадлежности. Тоновые рисунки. Теория: Линия. Точка. Пятно. Методы работы карандашом. Способы нанесения линий. Бережное отношение к материалам и инструментам.

Практика: Формирование навыков работы с карандашом. Постановка руки.

1.4. «Сказочные цветы». Основные формы. Карандашный рисунок.

Теория: Форма предмета. Центральная ось. Примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги.

Практика:Измерение и сравнение длины и ширины. Сравнение верхней и нижней части предмета. Знакомства с различными видами цветов.

1.5. «Осенний листопад». Знакомство с композицией. Закон симметрии. Выразительность штриховки различной направленности. Тональная разница.

Теория: Понятие симметрии, композиции. Развитие чувства равновесия.

Практика: Ось симметрии. Изображаем листья разных пород, передавая основную форму. Первичные навыки штриховки, передача темных и светлых тонов.

1.6. «Познакомимся с узором». Детали геометрической формы и их оформление.

Теория: Познакомимся с узором. Изображение узора в полосе, круге, квадрате.

Практика:Выполнение геометрического узора в полосе, круге, квадрате.

1.7. «Деревья, как люди». Силуэт. Характер. Ближний и дальний план.

Теория: Методы работы на плоскости. Строение деревьев. Знакомство с понятиями: силуэт, характер.

Практика: Отработка навыков изображения предметов « ближе - дальше». Выполнение рисунка дерева. Наметить высоту, ширину, общую форму кроны. Выражение настроения.

1.8. «Зимняя сказка на улице». Линия горизонта, Точка схода. Знакомство с пейзажем.

Теория: Знакомство с понятиями: эскиз, зарисовки, линия горизонта, точка схода.

Практика: Рисунок перспективного сокращения дороги, уходящей вдаль. Зимние изменения в природе. Показ репродукций с картин великих художников.

1.9. «Кляксография». Материалы графики и их выразительные возможности.

Теория: Мир графики. Выразительные возможности и особенности графических материалов (карандаш, уголь, пастель, гелиевая ручка). Виды. Знакомство с произведениями великих художников.

Практика: Заливаем черное пятно произвольной формы(кляксы). Завершаем образ прорисовкой деталей (лапы, уши, хвост).

1.10.«Весенний день на улице». Рисунок на природе. Из каких частей состоит дом.

Теория: Работа на пленэре. Знакомство с законами природы. Дом, как часть архитектуры.

Практика: Выполнение наброска пейзажа. Показ пробуждения природы.

1.11.«Вкусные рисунки». Знакомство с натюрмортом.

Теория: Понятие о натюрморте. Правила построения композиции.

Практика: Изображаем фрукты, овощи на блюде.

1.12. Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2.Живопись.

2.1. Вводное занятие. «В мире красок» Материалы и принадлежности. Приемы работы.

Теория: Материалы и принадлежности. Приемы работы с красками. Посадка за мольбертом. Краски, кисточки - друзья и помощники.

Практика: Отработка первоначальных навыков. Учимся правильно держать кисть, набирать краску, пользоваться палитрой. Что напоминает нам каждый цвет? Выполнение кистью несложного узора.

2.2. «Главные краски в стране ИЗО». Цвет. Основные, составные цвета. Оттенки цвета.

Теория: Отличительные особенности работы гуашью и акварелью. Основные и составные цвета. Насыщенные, темные и светлые цвета. Знакомство с тремя основными красками. Основные отличия краски от цвета. Группа составных цветов.

Практика: «Поляна цветов». Изучение трех основных цветов. Смешивание красок на палитре для получения составных цветов. Изображение цветового круга из шести цветов. Формирование привычных навыков работы гуашевыми красками, составление сложных оттенков.

2.3. «Теплое и холодное». Теплая и холодная цветовые гаммы. Эмоциональное воздействие теплых и холодных цветов.Цвет, как средство выражения.

Теория: Деление цветов на теплые и холодные. Самый теплый и самый холодный цвет. Контраст теплого и холодного как средство выразительности.

Практика: «Сказка о красках веселых». Создание образа солнышка (возможно с человеческим лицом) - доброго, ласкового, живого, дающего жизнь. «Сказка о грустном». Создание образа облака - грустного и печального.

2.4. «Лес, точно терем расписной…» Краски осени в природе, линия горизонта, дополнительные цвета. Теория: Краски осени в природе. Линия горизонта. Краски неба. Цветовое пятно как средство изображения. Строение и цвет деревьев: ствол, ветки, крона. Ближние и дальние деревья.

Практика: Закрепление навыков получения разнообразных оттенков путем смешивания красок. Выполнение кистью деревьев разных пород. Создание образа золотой осени.

2.5. «Волшебство черного и белого». Хроматические и ахроматические цвета.

Теория: Особое положение белой краски. Понятия: «легкость», «воздушность». Таинственное положение черной краски. Понятие меры в работе с черной краской. Что могут черное и белое вместе.

Насыщенные темные и светлые. Способы выделения. Композиционный центр.

Практика: «Камешки». Строение композиции из простых овальных форм. Центральный элемент выражаем цветом, остальные гладко закрашиваем. Формирование сложных оттенков.

2.6. «Здравствуй, зимушка - зима». Эмоциональное воздействие линии и цвета.

Теория: Учимся понимать состояние природы. Изучение холодной цветовой гаммы.

Практика: «Первый снег». Работа в холодной гамме. Выражение эмоций с помощью цвета, пластики линий и формы цветовых пятен при прослушивании грустной мелодии. Изображение снежных деревьев.

2.7. «Снегурочка». Выражение характера по средствам цвета.

Теория: Знакомство с основными пропорциями фигуры человека.

Практика: Создание сказочного образа снегурочки. Написание портрета снегурочки.

2.8. «Весенние проталины». Пробуждение природы. Задний и передний план. Эмоциональное воздействие.

Теория: Понятие о колорите. Состояние природы, наблюдение за весенним небом и изменением цвета таявшего снега.

Практика: «Бегут ручьи». С помощью выразительных средств цвета выражение своего отношения к пробуждению природы.

2.9.«Весенний букет». Выражение отношения посредством цвета.

Теория:Нежная гамма первых весенних цветов.

Практика: «Весенний букет - подарок маме». Изучение техники изготовления открытки. Выражение чувств дорогому человеку.

2.10. «Волшебная сказка». Выразительные возможности цвета и линии. Узнаваемость, красочность, яркость.

Теория: Составление и выбор композиции. Злой и добрый герой.

Практика: «Буратино». Чтение сказки. Выбор эпизода. Изображение понравившегося героя. Умение передать характер.

2.11. Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

3. Народное искусство.

3.1. Вводное занятие. Знакомство с «народной игрушкой». История промысла.

Теория: Беседа об истории народного промысла: «Народная игрушка». Праздничное восприятие мира - источник творческого народного мастерства. Смысловая, декоративная, эмоциональная роль узора «народной игрушки»

Практика: Рассматривание фотографий игрушек.

3.2 «Дымковская игрушка». История промысла. Узор дымковской игрушки, его смысловая, декоративная роль.

Теория: Материалы народного промысла. Технология изготовления. Образный строй игрушки.

Практика: Изображение лошадки, кошки, птицы. Роспись гуашевыми красками по белому фону.

3.3 «Филимоновская игрушка». Основные элементы росписи.

Теория: «Филимоновская игрушка». Солнечный, яркий образ «филимоновской игрушки». Сравнительный анализ «филимоновской игрушки» с «дымковской».

Практика: Пишем «филимоновскую игрушку» (барыню, свистульку).

3.4. Промежуточная аттестация. Зачетная работа.

4. Подготовка конкурсных работ.



3.2. Содержание программы 2 года обучения

1. Рисунок.

1.1. Вводное занятие. «Веселый карандаш». Рисунок - основа изображения.

Теория: Режим занятий. Особенности второго года обучения. Правила ТБ.

Практика: «Веселый карандаш». Беседа о рисунке. Повторение понятий: «линия горизонта», «точка схода».

1.2. «Геометрия в рисунках». Ознакомление с геометрическим строением предметов. Простейшие основы перспективы, светотени.

Теория: Понятие геометрической формы в рисунке. Композиционное расположение предметом геометрической формы на листе бумаги.

Практика: «Разделочная доска». Передачи формы с помощью карандаша.

1.3.«Объемный рисунок». Обучение объемной штриховки. Компоновка рисунка.

Теория: Что такое свет. Понятие светотени, собственной падающей тени. Полутон, рефлекс. Тональные отношения.

Практика: Изображение посуды: чашка с блюдцем. Светотеневой разбор.

  1. .«Кубик», «Кувшин». Рисунок с натуры. Способы построения.

Теория: Понятия «фронтальное» и «угловое положение», «линейный рисунок». Геометрическая форма.

Практика: Способы построения. Рисунок коробки, кувшина со сквозным построением.

  1. «Дары осени». Зарисовки овощей и фруктов. Фон (светлый, темный)

Теория: Понятие «светотеневой рисунок». Распределение светотени на предмете. Значение фона в рисунке.

Практика: Изображение пышных даров осени. Навыки светотеневой штриховки. Задействование фона в рисунке.

1.6 «Деревянная посуда». Круг. Овал.

Теория: Понятие «круг» и «овал». Перспективные изменения.

Практика: Зарисовки деревянной посуды. Композиционное распределение главного и второстепенного. Особенности построения круга и овала.

1.7. «Кора дерева». Фактура предмета.

Теория: Понятие фактуры. Показ репродукций художников. Умение передавать предметы из различных материалов.

Практика: Передача текстуры кусочков коры дерева с помощью штриха.

1.8. «Новогодняя игрушка». Рисунок предмета несложной формы.

Теория: Разбор общей формы предмета на геометрические.

Практика: Линейное построение игрушки. Расписывание орнамента по мотивам народного праздника.

1.9. «Моя семья». Общий портрет моей семьи.

Теория: Пропорции лица человека. Возрастные и индивидуальные особенности. Отношение к близким людям.

Практика: Изображение портрета моей семьи или создание композиции на сюжет из жизни моей семьи (по выбору)

1.10. Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2.Живопись.

2.1. Вводное занятие. «Веселая радуга». Цветовой круг.

Теория:Особенности занятий второго года обучения. Правила ТБ. Знакомство с цветовым кругом.

Практика: Пишем радугу по-мокрому, дополняя работу элементами пейзажа.

2.2.«Воспоминание о лете». Изображение по памяти. Линия горизонта. Плановость.

Теория: Изменение состояния природы. Линия горизонта - самая значительная линия пейзажа. Близкие и далекие объекты.

Практика: Экскурсия в парк. Пишем летний пейзаж. Вводим в пейзаж деревья, фигурки людей.

2.3. «Бабочка». Изображение бабочки с индивидуальным узором.

Теория:Понятие о цельности композиции. Художественный образ.

Практика:Пишем бабочку, используя цвета и пластику линии.

2.4. «Золотая осень». Осенний натюрморт. Выражение состояния в природе.

Теория: Красота, целесообразность, глубокая жизнь в природе. Образ осени: печальной и радостной. Дополнительные цвета. Контраст.

Практика: Выполнение осеннего пейзажа. Отработка навыков работы с гуашью

2.5. «Подводный мир». Понятие о равновесии. Выразительные возможности линии, колорита, ритма, цветовых пятен.

Теория: Образ тишины и спокойствия.

Практика: Изображение рыб и подводных растений.

2.6. «Петушок». Яркость красок, декоративность изображения.

Теория: Строение птицы. Характер пропорции. Стилизация.

Практика: Изображение птицы. Передача яркости, окраски деталей и характер.

2.7. «Зимний день». Внутренняя жизнь природы.

Теория:Красота зимнего дня. Состояние птиц, деревьев в зимнее время.

Практика:Изображение птиц, деревьев на фоне зимы.

2.8. «Мой быстроногий конь». Динамика и статика.

Теория: Динамика и статика в композиции. Строение лошади. Правила передачи движения.

Практика: Изображение лошади. Передаем красоту и грацию животного.

2.9.«Русский богатырь». Величие подвига, патриотизм.

Теория: Красота мужского образа. Костюм древнерусского воина, оружие, доспехи.

Практика: Пишем воина, русского богатыря. Закрепление навыков изображения человеческого лица и фигуры.

2.10. «Весна красна». Выражение настроения.

Теория: Образ весны - образ юности и надежды. Красота весеннего дня. Воплощение в облике прекрасной девушки. Воспевание красоты русской женщины.

Попытка проникнуться внутренней жизнью весенней природы.

Практика: Воплощение образа весны в облике прекрасной девушки. Выполнение ее одежды в традициях русского народного костюма - сарафана на фоне весеннего пейзажа.

2.11. «Добрый, злой волшебник». Эмоциональное состояние (радость, надежда).

Теория: Сказочная история о злом и добром волшебнике.

Практика: Выражаем свое отношение к отрицательному (положительному) персонажу через цвет и линии.

2.12. Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

3.Народное искусство.

3.1. Знакомство с искусством «роспись».

Практика: Просмотр фотографий различных видов росписи. Особая выразительность, отточенность, декоративность.

3.2. «Гжель». Украшение синим.

Теория: Изящество и чистота гжельской росписи.

Практика: Приемы выполнения росписи и составление узорной композиции.

3.3. «Золотая Хохлома». Элементы, композиция и цветосочетание хохломской росписи.

Теория: Хохломской промысел, его история. Как рождается золотая хохлома. Единство образа хохломской посуды с цветущей природой.

Практика: Пишем хохломскую роспись на предметах по выбору: ковши-скобкари, ложки, чашки, утицы.

3.4. Промежуточная аттестация. Зачетная работа.

4. Подготовка конкурсных работ.

3.3. Содержание программы 3 года обучения

1. Рисунок.

1.1. Вводное занятие. Ведущие музеи России.

Теория: Особенности занятий третьего года обучения. Знакомство с музеями искусств. Многообразная деятельность художников.

Практика: Изображение интерьера музея. Вписывание в композицию фигур людей-зрителей - истинных ценителей искусства.

1.2. «Улица, на которой я живу». Дома, скверы. Образ города и его памятников.

Теория: Линия горизонта. Точка схода. Родной город - дома, архитектурные сооружения, памятники.

Практика:Рисуем свою улицу. Формирование навыка владения перспективой. Выполнение набросков и зарисовок городских зданий и отдельных архитектурных элементов (колон, арок, ворот, решеток, фронтонов).

  1. «Чугунное кружево». Графика. Изящное искусство народных мастеров

Теория: Знакомство с изящным искусством русских мастеров. Целостность узора.

Практика:Рисование ажурных узоров. Особенности работы с гелиевой ручкой.

  1. «Орнамент». Композиционное расположение рисунка в заданной геометрической форме.

Теория: Разнообразие и красота природных орнаментальных мотивов. Ритм, как средство его организации.

Практика: Выполнение рисунка орнамента в геометрических формах.

  1. «Изба». Внутренний мир избы. Детальный рисунок.

Теория: Интерьер крестьянской избы. Русская прялка. Иллюстрации модели. Текстильное убранство избы. Выражение характера и внутреннего мира.

Практика: Рисование домашней утвари, посуды. Передача пространственной глубины и света. Создание образа русского крестьянского быта.

  1. «Мои друзья - животные». Пропорции. Методы прорисовок.

Теория: Наблюдение за поведением животных. Грация и пластика движений. Выражение любви человека к друзьям - животным.

Практика: Выполнение набросков домашних животных и обитателей дикой природы.

  1. «Интерьер комнаты». Выражение отношения. Дизайн.

Теория:Перспектива построения. Линия горизонта. Создание домашнего уюта. Знакомство с элементами дизайна.

Практика:Выполнение рисунка комнаты. Создание собственного дизайна.


  1. «Пусть всегда будет солнце». Творческая композиция.

Теория: Призыв к радости, восхищению, счастью и гордости за мир окружающий нас. Выражение отношения и любви к природе.

Практика: Изображение ясного голубого неба, зеленой травы, ярких цветов.

  1. Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ учащихся.

2.Живопись.

2.1. Вводное занятие. «Летний отдых». Выразительные возможности цвета.

Теория: Линия горизонта. Основы перспективы линейной и воздушной.

Практика: Пишем небо и землю различными оттенками. Деревья, фигурки людей и животных. Передача состояния летней природы.

2.2. «Крестьянский двор». Быт русского народа.

Теория: Крестьянский дом. Система резных изображений, украшающих дом, их значение, жизнь в гармонии с природой.

Практика: Изображение крестьянской избы с нарядным крыльцом, с наличниками, воротами.

2.3. «Цветы в парке». Пленер.

Теория: Приемы построения бутона цветка.

Практика: Зарисовки с натуры.

2.4. «Богатство осени». Рисование и живопись с натуры овощей и фруктов. Гризайль.

Теория: Понятие об объеме. Свет, тень, падающая тень. Локальный цвет. Понятие драпировки.

Практика: Передача фактуры ткани. Выполнение с натуры зарисовки овощей и фруктов на фоне драпировки без складок.

2.5. «Наши четвероногие друзья».

Теория:Рисование и живопись животных и птиц. Окрас животных. Передача внешнего вида, характера и пластики животных.

Практика: Изображение животных и птиц, их жилищ и место обитания.

2.6. «Мамочка - любимая, родная». Портрет мамы. Выражение отношения.

Теория: Жанр портрета. Выражение характера и внутреннего мира изображаемого человека в произведениях изобразительного искусства.

Практика: Создание образа доброго и любимого человека с помощью выразительных средств живописи.

2.7. Композиция «Русская сказка». Иллюстрация.

Теория:Понятие иллюстрации. Связь словесного образа с изображаемым.

Практика: Выбор характерного сюжета. Разработка композиции, цветовое решение, узнаваемость сюжета.

2.8. «Открытка». Техника «батик».

Теория: Открытка в технике «батик». «Батик» - искусство древнее и современное. Особенности работы на ткани.

Практика: Подготовка ткани для росписи, выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань, роспись, оформление открытки.

2.9. «Красота в обыденном». Дизайн. Наброски, зарисовки архитектуры. Декор предметов.

Теория: Понятие о дизайне. Памятники архитектуры.

Практика: Выполнение зарисовок городских зданий и их отдельных элементов.

2.10. «Заманчивая реклама». Информативность. Оформление. Знакомство с шрифтом.

Практика: Знакомство с рекламой. Подбор цветовых отношений. Разбор шрифта.

Пишем баннер на выбранную тему.

2.11.Текущий контроль. Итоговая работа.Выставка работ учащихся.

3.Народное искусство.

3.1. Вводное занятие. «Дорогая Русь». Древние образы в народном искусстве. История народного костюма.

Теория: Народный костюм. Стиль костюма.

Практика:Просмотр фотографий сарафанных комплектов воронежской и архангельской губерний. Вышивка орнамента. Узоры, выполненные тесьмой.

3.2. «Русская одежда». Русский народный костюм. Пропорции в одежде. Элементы и формы.

Теория: Женский народный костюм. Элементы и формы. Пропорции женской фигуры.

Практика: Создание образа русской женщины-крестьянки. Мягкость, доброта, величавость. Изображение фигуры человека (женщины, девушки) в народном костюме. Передача красочно живописными средствами, дополнение орнаментом.

3.3. «Узоры для бабушки и мамы».

Теория: Замкнутая композиция узора. Целостность, акцент.

Практика: Рисование схемы платка, расстановка акцентов, прописывание элементов красочными живописными средствами.

3.4. Промежуточная аттестация. Зачетная работа.

4. Подготовка конкурсных работ.

4. Методическое обеспечение

Изобразительное творчество учащихся имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества (живопись, графика); у других отмечаются колебания и длительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; некоторые болезненно реагируют на замечания. Вследствие этого в обучении целесообразно применять следующие педагогические технологии:

Технология развивающего обучения/ Л.В. Занков

Личностно-ориентированного обучения/Якиманская И.С.

Художественная деятельность учащихся способствует развитию их высокой эстетической взыскательности и художественного вкуса, самостоятельности суждений; пониманию терминологии изобразительного искусства, воспитанию любви к сокровищам национальной культуры и произведениям мировой культуры.

Приемы и методы организации образовательной деятельности соответствуют возрастным особенностям учащихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. В процессе обучения используются следующие методы обучения:

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, лекция.

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Практические: упражнение, выполнение задания.

Дидактические материалы и техническое оборудование

1. Репродукции картин, фотографии скульптур.

2. Литература по искусству.

3. Аудиозаписи музыкальных произведений.

4. Натюрмортный фонд.

5. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, уголь, пастель, тушь, кисти, бумага и т.д.).

6. Компьютер.

7. Магнитофон.

8. Столы, стулья, мольберты.

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.


5. Список литературы

1. Горяева Н.А., Островская О.В. под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013г, 191ст.

  1. Копцев Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. «Изобразительное искусство». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. ООО «Ассоциация ХХI век» 2012г,176ст.

  2. Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013г,175ст.

  3. Неменская Л.А., под редакцией Б.М. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2012г, 159ст.

  4. Савенкова Л.Г., .Ермолинская Е,А., Селиванова Т.В., Селиванов Н.Л. «Изобразительное искусство».Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений ООО «Русское слово-учебник» 2012г,112ст.

  5. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А, Селиванова Т.В. Селиванов Н.Л. «Изобразительное искусство». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. ООО «Русское слово-учебник» 2012г,112ст.

  6. Шматова О.В. «Самоучитель по рисованию акварелью». ООО «Издательство Эксмо» 2010г,79ст.



© 2010-2022