Конспект урока на тему Особенности построения урока самопознания

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая

























Предмет: «Содержание предмета «Самопознание» и учебно - методический комплекс»

Тема: «Особенности построения урока самопознание»

Преподаватель:

Ахметова Айнур Асылбаевна





















Тараз - 2016

Введение.

Вопросы духовно-нравственного образования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовного развития становится все более важной. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А. Назарбаев нас, казахстанцев. И кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности? Именно поэтому учитель, решая задачи воспитания в процессе учебной деятельности, должен опираться на духовное и разумное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Основной предпосылкой для духовно-нравственного образования учащихся является предмет «Самопознание», который обусловлен единством цели, принципов, задач, содержания и условий преподавания. Такое единство обуславливает процесс трансформации не только ученика, но и учителя.

Эффективность предмета «Самопознание» напрямую зависит от соблюдения одного из важнейших условий - создание комфортного морально-психологического климата в классе. Так, если в душе учителя царят мир и покой, то и ученики на уроке будут дисциплинированы и сконцентрированы.

Если учитель встречает ребят доброжелательной улыбкой, то и ученики будут позитивно настроены. Ш.А. Амонашвили в труде «Улыбка моя, где ты?» пишет о роли улыбки учителя в педагогическом процессе: «Педагог, лишенный улыбки, может только навредить своим воспитанникам. Улыбка, которая от сердца, преобразует жизнь, делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь...».

Когда учитель вдохновлен, то вдохновляются и ученики. Поэтому важнейшим условием духовно-нравственного образования в школе является использование таких методов и приемов преподавания «Самопознания» как позитивный настрой, позитивное высказывание (цитата урока), рассказывание историй, творческая групповая деятельность, музыка и пение хором. Эти методы и приемы, помноженные на любовь учителя, его педагогическое мастерство и глубокое духовно-нравственное чутье, позволяют испытать чудо урока и ученикам, и самому педагогу.

Основная задача занятий по дисциплине «Методика преподавания самопознания» - углубление и закрепление знаний студентов в области преподавания самопознания как гуманитарной дисциплины в средней и высшей школе. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме, нормативно-правовые документы.





















































































































































Тема урока: «Особенности построения урока самопознание»

Цели урока: Раскрыть особенности преподавания уроков самопознания. Дать характеристику методическим приемам на уроках самопознания.

Задачи:

Образовательная:

- знакомить с типологией и формами проведения уроков.

-развить приемы мыслительной деятельности учащихся.

Развивающая:

- развивать общую активность человека по взаимодействию с окружающими людьми;

- уметь анализировать свое поведение и поведение собеседника;

- развивать в себе качества коммуникабельного человека.

Воспитательная:

- воспитывать положительное отношение к межличностному контакту;

- правильно использовать межличностное пространство;

Тип урока: лекционно-практический

Метод: Познавательный, проблемный, аудиальный, визуальный, словесный, интерактивны.

Межпредметные связи: культурология, социология; социальная психология, музыка, литература.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация, видеоролики, плакат, фломастеры и цветные карандаши, карточки, стикеры, кейс, пальчиковые краски, шарики для оценивания, караоке песни, музыка для разминки, для релаксации.

Ход урока:

Орг. момент

Круг радости

(пожелания учащихся)

Видео материал: « Мультфильм о самопознании»

Лекция учителя:

Особенности построения урока самопознания.
Все чаще в педагогической среде затрагиваются вопросы психологического воспитания школьников. Самопознание - предмет достаточно новый в школьной программе, который был введен в программу обучения всего 5 лет назад. Предмет самопознание призванный привить детям потребность в самовоспитании, выработать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью и собственной судьбе.
Особенностью уроков в начальной школе является наличие в структуре элементов игры. Перед учителем встает задача в доступной для ребенка форме осветить вопросы нравственно-этического поведения, воспитать положительные черты характера, показать взаимосвязь нравственного, психического и физического здоровья человека. Это возможно лишь посредством проживания созданных на уроке конкретных ситуаций. Лишь в случае проживания определенного момента или ситуации произойдет присвоение знания.
Дети узнают, анализируют, что приобретенные привычки, качества могут повлиять на них как положительно, так и отрицательно. Мало того, ребенок учится понимать, что не только сам может влиять на собственную жизнь, но и на жизнь окружающих его людей. Во многом психологическое здоровье человека зависит от него самого и надо учиться тому, как сохранить его.
При построении урока нужно учитывать возраст учеников: материал, предлагаемый к рассмотрению должен быть посильным, доступным, проиллюстрированным наглядно или примерами из литературы. Занятия самопознания проводятся по подгруппам (13-15 учащихся). Подгрупповой способ обучения позволяет в активной форме воспитывать навыки самопознания.

На сегодняшнем занятии, я хочу не только ознакомить вас со структурой урока, но, и провести с вами урок «Самопознания» на тему: «Учись себя держать в руках»

На доске изображение двух человечков: грустного и веселого. Предлагаю предположить, о чем пойдет речь на занятии. Учащиеся предлагают разные ответы: о настроении, о веселом и грустном. Постепенно выходим на слово настроение.

Вывод: по эмоциям на лице, можно определить настроение.

I этап урока: Позитивный настрой

Позитивный настрой - это естественный процесс жизни, гармонии с внешним миром, сохранения своей нормы в сознании и организации всех процессов жизни.

На сегодняшний день разработчиками урока «Самопознание» предлагаются 4 приема на позитивный настрой, которые используют в начале урока:

1. Концентрация на свет;

2. Концентрация на дыхании;

3. Мысленная прогулка в лесу;

4. Мысленное путешествие в подводное царство.

(время проведения позитивного настроя 3-5 минут)

Предлагаю вам выполнить один из приемов позитивного настроя - концентрацию на дыхание. (Сядьте ровно, по удобно. Глубоко вдохните через нос и выдохните через нос. Вдыхайте радость, выдыхайте усталость, негатив.

Опыт применения позитивного настроя в начале урока:

  1. Дисциплина

  2. Самоконтроль

  3. Здоровье

  4. Уравновешенность ума

  5. Память

  6. Способность концентрироваться

  7. Интуиция

  8. Проявление любви по отношению к другим

  9. Внутренний покой


II этап урока: Проверка домашнего задания

Оценивание. Критерии оценивания:

1. Содержание;

2. Правильность составленных вопросов;

3. Эстетическое оформление.

(На дом было задано составить кроссворд ключевым словом которого, является слово «Самопознание» )

III этап урока: Цитата урока.

Чтение хором, вопросы, обсуждения.

(Цитата урока должна соответствовать возрастной особенности обучающихся)

«Внутренний голос, способность прислушиваться к глубинному, его реакции, прислушиваться к тому что происходит внутри, помогает нам в обнаружении своей идентичности. Этот способ может стать основой новой педагогики».

Абрахам Маслоу



IV этап урока: Рассказ истории (беседа)

Рассмотрение ситуаций
Дается ситуация, вот ее содержание.
Мама пообещала Вале в выходной день устроить шопинг. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная.
Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти по магазинам, у меня срочная работа.
Вот разные варианты окончания ситуации.
А) Валя начала кричать, что так происходит всегда, когда ей хочется куда-то пойти.
Б) Валя ушла в свою комнату и долго рыдала, чтобы мама слышала.
В) Надулась и весь вечер не разговаривала с мамой.
Г) Стала утешать маму, сказав , что вовсе не расстроилась, что можно устроить шопинг и в следующий выходной.
Учащиеся обсуждают варианты ситуаций, им предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что при этом почувствовала мама и как она себя вела?
- Что, в конце концов, почувствовал сама Валя?
- Удалось ли найти выход из положения?
Учащиеся высказывают свое мнение, обсуждают, какой вариант поведения принесет больше пользы и почему. Вероятно, кто-то в Вале увидит и себя и, что самое главное, попытается проанализировать правильность своего поведения, поймет, что его действия могут навредить не только ему самому, но и тем, кто находится рядом.
Как пережить огорчение? Учитель предлагает каждому придумать свой вариант совета.

Советов столько, сколько учащихся. Приведу некоторые из них: можно порисовать, погулять, пообщаться с другом, заняться спортом, попрыгать, посмеяться, почитать, лечь спать, посмотреть телевизор и т.д.

Критерии оценивания:

(оценивание учащихся самих себя)

1. Предложенный совет учащегося был отмечен более 4 раз, «отлично»;

2. Совет учащегося был отмечен менее 4 раз, «хорошо».

Назначенный эксперт ведет учет заработанных баллов


Я тоже предлагаю свой совет: потанцевать под веселую детскую песенку и объявляю танцевально-музыкальную паузу.

V этап урока: Творческая деятельность

Чтобы продолжить находиться в эмоциональном состоянии прошу нарисовать радугу хорошего настроения. Каждая работа находит свое место на доске, которая превращается в одну большую радугу. (применяется метод арт-терапии рисованием пальчиками)

Подарок преподавателям.

(в кейсе находится диск с видеозаписью) Видео притча «Кувшин с трещиной»

VI этап урока: Групповое пение

Это обязательный этап урока, который повышает эмоциональное состояние, настроение. Так же имеет возрастную особенность и песня должна соответствовать теме урока.

Дополнительное задание: нарисовать карту страны «Самопознание», в которой города, реки, моря, океаны, поселки, станции, названы этапами урока. (название должны быть вымышленными).

VII этап урока: Домашнее задание

Создать постер настроения

Позитив Негатив

VIII этап урока: Заключительная минутка тишины

Давайте вспомним впечатляющие моменты урока. (звучит релаксиационная музыка).




Литература:

1. Назарбаева С. А. «Этика жизни», Алматы, 2001

2. Учебно - методическое пособие для учителей «Методика преподавания дисциплины «Самопознание», Алматы, 2013

3. Амонашвили Ш. А. «Основы гуманной педагогики», М., 2012

4. Герасимов М. А., Логинов И. П. «Инновационный подход в построении обучения». Учебное пособие, М.: АПКиПРО, 2001

5.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.-176с.

6.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции соджержания и методов обучения. Учебно-методическое пособие для учителей.- Алматы: ННПООЦ «Бобек»,2013.-128 с.



© 2010-2022