- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Конспект урока на тему Особенности построения урока самопознания
Конспект урока на тему Особенности построения урока самопознания
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахметова А.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая
Предмет: «Содержание предмета «Самопознание» и учебно - методический комплекс»
Тема: «Особенности построения урока самопознание»
Преподаватель:
Ахметова Айнур Асылбаевна
Тараз - 2016
Введение.
Вопросы духовно-нравственного образования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовного развития становится все более важной. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.
В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А. Назарбаев нас, казахстанцев. И кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности? Именно поэтому учитель, решая задачи воспитания в процессе учебной деятельности, должен опираться на духовное и разумное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Основной предпосылкой для духовно-нравственного образования учащихся является предмет «Самопознание», который обусловлен единством цели, принципов, задач, содержания и условий преподавания. Такое единство обуславливает процесс трансформации не только ученика, но и учителя.
Эффективность предмета «Самопознание» напрямую зависит от соблюдения одного из важнейших условий - создание комфортного морально-психологического климата в классе. Так, если в душе учителя царят мир и покой, то и ученики на уроке будут дисциплинированы и сконцентрированы.
Если учитель встречает ребят доброжелательной улыбкой, то и ученики будут позитивно настроены. Ш.А. Амонашвили в труде «Улыбка моя, где ты?» пишет о роли улыбки учителя в педагогическом процессе: «Педагог, лишенный улыбки, может только навредить своим воспитанникам. Улыбка, которая от сердца, преобразует жизнь, делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь...».
Когда учитель вдохновлен, то вдохновляются и ученики. Поэтому важнейшим условием духовно-нравственного образования в школе является использование таких методов и приемов преподавания «Самопознания» как позитивный настрой, позитивное высказывание (цитата урока), рассказывание историй, творческая групповая деятельность, музыка и пение хором. Эти методы и приемы, помноженные на любовь учителя, его педагогическое мастерство и глубокое духовно-нравственное чутье, позволяют испытать чудо урока и ученикам, и самому педагогу.
Основная задача занятий по дисциплине «Методика преподавания самопознания» - углубление и закрепление знаний студентов в области преподавания самопознания как гуманитарной дисциплины в средней и высшей школе. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме, нормативно-правовые документы.
Тема урока: «Особенности построения урока самопознание»
Цели урока: Раскрыть особенности преподавания уроков самопознания. Дать характеристику методическим приемам на уроках самопознания.
Задачи:
Образовательная:
- знакомить с типологией и формами проведения уроков.
-развить приемы мыслительной деятельности учащихся.
Развивающая:
- развивать общую активность человека по взаимодействию с окружающими людьми;
- уметь анализировать свое поведение и поведение собеседника;
- развивать в себе качества коммуникабельного человека.
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к межличностному контакту;
- правильно использовать межличностное пространство;
Тип урока: лекционно-практический
Метод: Познавательный, проблемный, аудиальный, визуальный, словесный, интерактивны.
Межпредметные связи: культурология, социология; социальная психология, музыка, литература.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, видеоролики, плакат, фломастеры и цветные карандаши, карточки, стикеры, кейс, пальчиковые краски, шарики для оценивания, караоке песни, музыка для разминки, для релаксации.
Ход урока:
Орг. момент
Круг радости
(пожелания учащихся)
Видео материал: « Мультфильм о самопознании»
Лекция учителя:
Особенности построения урока самопознания.
Все чаще в педагогической среде затрагиваются вопросы психологического воспитания школьников. Самопознание - предмет достаточно новый в школьной программе, который был введен в программу обучения всего 5 лет назад. Предмет самопознание призванный привить детям потребность в самовоспитании, выработать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью и собственной судьбе.
Особенностью уроков в начальной школе является наличие в структуре элементов игры. Перед учителем встает задача в доступной для ребенка форме осветить вопросы нравственно-этического поведения, воспитать положительные черты характера, показать взаимосвязь нравственного, психического и физического здоровья человека. Это возможно лишь посредством проживания созданных на уроке конкретных ситуаций. Лишь в случае проживания определенного момента или ситуации произойдет присвоение знания.
Дети узнают, анализируют, что приобретенные привычки, качества могут повлиять на них как положительно, так и отрицательно. Мало того, ребенок учится понимать, что не только сам может влиять на собственную жизнь, но и на жизнь окружающих его людей. Во многом психологическое здоровье человека зависит от него самого и надо учиться тому, как сохранить его.
При построении урока нужно учитывать возраст учеников: материал, предлагаемый к рассмотрению должен быть посильным, доступным, проиллюстрированным наглядно или примерами из литературы. Занятия самопознания проводятся по подгруппам (13-15 учащихся). Подгрупповой способ обучения позволяет в активной форме воспитывать навыки самопознания.
На сегодняшнем занятии, я хочу не только ознакомить вас со структурой урока, но, и провести с вами урок «Самопознания» на тему: «Учись себя держать в руках»
На доске изображение двух человечков: грустного и веселого. Предлагаю предположить, о чем пойдет речь на занятии. Учащиеся предлагают разные ответы: о настроении, о веселом и грустном. Постепенно выходим на слово настроение.
Вывод: по эмоциям на лице, можно определить настроение.
I этап урока: Позитивный настрой
Позитивный настрой - это естественный процесс жизни, гармонии с внешним миром, сохранения своей нормы в сознании и организации всех процессов жизни.
На сегодняшний день разработчиками урока «Самопознание» предлагаются 4 приема на позитивный настрой, которые используют в начале урока:
1. Концентрация на свет;
2. Концентрация на дыхании;
3. Мысленная прогулка в лесу;
4. Мысленное путешествие в подводное царство.
(время проведения позитивного настроя 3-5 минут)
Предлагаю вам выполнить один из приемов позитивного настроя - концентрацию на дыхание. (Сядьте ровно, по удобно. Глубоко вдохните через нос и выдохните через нос. Вдыхайте радость, выдыхайте усталость, негатив.
Опыт применения позитивного настроя в начале урока:
-
Дисциплина
-
Самоконтроль
-
Здоровье
-
Уравновешенность ума
-
Память
-
Способность концентрироваться
-
Интуиция
-
Проявление любви по отношению к другим
-
Внутренний покой
II этап урока: Проверка домашнего задания
Оценивание. Критерии оценивания:
1. Содержание;
2. Правильность составленных вопросов;
3. Эстетическое оформление.
(На дом было задано составить кроссворд ключевым словом которого, является слово «Самопознание» )
III этап урока: Цитата урока.
Чтение хором, вопросы, обсуждения.
(Цитата урока должна соответствовать возрастной особенности обучающихся)
«Внутренний голос, способность прислушиваться к глубинному, его реакции, прислушиваться к тому что происходит внутри, помогает нам в обнаружении своей идентичности. Этот способ может стать основой новой педагогики».
Абрахам Маслоу
IV этап урока: Рассказ истории (беседа)
Рассмотрение ситуаций
Дается ситуация, вот ее содержание.
Мама пообещала Вале в выходной день устроить шопинг. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная.
Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти по магазинам, у меня срочная работа.
Вот разные варианты окончания ситуации.
А) Валя начала кричать, что так происходит всегда, когда ей хочется куда-то пойти.
Б) Валя ушла в свою комнату и долго рыдала, чтобы мама слышала.
В) Надулась и весь вечер не разговаривала с мамой.
Г) Стала утешать маму, сказав , что вовсе не расстроилась, что можно устроить шопинг и в следующий выходной.
Учащиеся обсуждают варианты ситуаций, им предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что при этом почувствовала мама и как она себя вела?
- Что, в конце концов, почувствовал сама Валя?
- Удалось ли найти выход из положения?
Учащиеся высказывают свое мнение, обсуждают, какой вариант поведения принесет больше пользы и почему. Вероятно, кто-то в Вале увидит и себя и, что самое главное, попытается проанализировать правильность своего поведения, поймет, что его действия могут навредить не только ему самому, но и тем, кто находится рядом.
Как пережить огорчение? Учитель предлагает каждому придумать свой вариант совета.
Советов столько, сколько учащихся. Приведу некоторые из них: можно порисовать, погулять, пообщаться с другом, заняться спортом, попрыгать, посмеяться, почитать, лечь спать, посмотреть телевизор и т.д.
Критерии оценивания:
(оценивание учащихся самих себя)
1. Предложенный совет учащегося был отмечен более 4 раз, «отлично»;
2. Совет учащегося был отмечен менее 4 раз, «хорошо».
Назначенный эксперт ведет учет заработанных баллов
Я тоже предлагаю свой совет: потанцевать под веселую детскую песенку и объявляю танцевально-музыкальную паузу.
V этап урока: Творческая деятельность
Чтобы продолжить находиться в эмоциональном состоянии прошу нарисовать радугу хорошего настроения. Каждая работа находит свое место на доске, которая превращается в одну большую радугу. (применяется метод арт-терапии рисованием пальчиками)
Подарок преподавателям.
(в кейсе находится диск с видеозаписью) Видео притча «Кувшин с трещиной»
VI этап урока: Групповое пение
Это обязательный этап урока, который повышает эмоциональное состояние, настроение. Так же имеет возрастную особенность и песня должна соответствовать теме урока.
Дополнительное задание: нарисовать карту страны «Самопознание», в которой города, реки, моря, океаны, поселки, станции, названы этапами урока. (название должны быть вымышленными).
VII этап урока: Домашнее задание
Создать постер настроения
Позитив Негатив
VIII этап урока: Заключительная минутка тишины
Давайте вспомним впечатляющие моменты урока. (звучит релаксиационная музыка).
Литература:
1. Назарбаева С. А. «Этика жизни», Алматы, 2001
2. Учебно - методическое пособие для учителей «Методика преподавания дисциплины «Самопознание», Алматы, 2013
3. Амонашвили Ш. А. «Основы гуманной педагогики», М., 2012
4. Герасимов М. А., Логинов И. П. «Инновационный подход в построении обучения». Учебное пособие, М.: АПКиПРО, 2001
5.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.-176с.
6.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции соджержания и методов обучения. Учебно-методическое пособие для учителей.- Алматы: ННПООЦ «Бобек»,2013.-128 с.