- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная общеобразовательная программа Мастерица
Дополнительная общеобразовательная программа Мастерица
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аверина Н.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧУНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Рассмотрено
На МС МБОУДО ЦРТ
«Народные ремесла»
протокол №1
от «__»____________2015г.
Утверждаю:
Директор МБОУДО ЦРТ
«Народные ремесла»
Ермолаева О.Н.
_____________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МАСТЕРИЦА»
Направленность: художественная
Первый год обучения
Составитель: Аверина Надежда Анатольевна,
педагог дополнительного образования
р.п. Чунский
2015 - 2016 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Актуальность программы
3
1.2.
Педагогическая целесообразность программы
3
1.3.
Направленность программы
3
1.4.
Цель и задачи программы
4
1.5.
Педагогические принципы программы
4
1.6.
Возраст обучающегося. Сроки реализации программы
4
1.7.
Формы подведения итогов обучения по программе
5
1.8.
Ожидаемые результаты обучения
5
II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1.
Учебно-тематический план 1 года обучения
6
III.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.
Содержание программы первого года обучения
7
IV.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
9
V.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11
VI.
ПРИЛОЖЕНИЕ
12
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием их успешной социализации. Дети с ОВЗ обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.
Традиционные техники аппликации, изготовление мягких игрушек и вязание крючком требуют от ребенка сформированных графических навыков и умений, развитой зрительно-моторной координации и подразумевают высокий уровень владения различными инструментами и материалами. Для детей имеющих заболевания опорно-двигательной системы, эти навыки сложны, и в силу специфики развития, овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как низкая работоспособность, сниженная познавательная активность, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-моторной координации на практике неизбежно оказывает влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и декоративно-прикладной.
Декоративно-прикладное творчество является наиболее благоприятным видом деятельности для детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, так как выполняя изделия в технике аппликации, мягкой игрушке, вязании, ребенок учится работать с различными материалами и инструментами, что позволяет расширить сенсорный опыт. Результат работы всегда получается хорошим, что создает на занятиях ситуацию успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу, повышает самооценку, вселяет уверенность в своих силах, развивает интерес к творческой деятельности.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанницы выступает реализуемая в педагогических технологиях идея свободы выбора. Обучающейся предоставляется право выбора творческих работ, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержимого материала.
1.2. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность определяется учетом возрастных особенностей обучающейся и содержанием программы, которое направлено не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности ребенка, формирование познавательных и созидательных способностей.
Работая по данной программе, ребенок учится рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, таким образом у ученика вырабатываются и развиваются элементарные навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Основная роль декоративно-прикладного творчества - научить воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в поведении людей, в общественной жизни. Занятия творчеством позволяет дать ребенку систему нравственных и эстетических ценностей, пробудить мысли и чувства, активировать способности, помочь адаптироваться в социуме. Сам процесс "сотворчества" педагога и обучающегося является важным фактором в коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сферы, в формировании вкусов и идеалов ребенка, положительных качеств личности и характера. Таким образом, данная программа, кроме общеразвивающего, имеет еще и коррекционный характер и в своем содержании ориентируется на качественные особенности развития декоративно-прикладной деятельности у ребенка, имеющего заболевания опорно-двигательной системы.
1.3. Направленность программы
Настоящая программа представляет собой общеобразовательный курс художественной направленности, предназначена для индивидуальных занятий с ребенком - инвалидом, с сохраненным интеллектом, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата и нуждающимся в педагогической коррекции в части мотивации к труду и обучению.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы: обеспечение условий для развития художественно-творческих способностей ребенка, имеющего заболевания опорно-двигательного аппарата, посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
образовательные:
- формирование интереса к декоративно-прикладной деятельности;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе знакомства с изучаемыми видами декоративно-прикладного творчества;
- обучение созданию изделий декоративно-прикладного творчества, с использованием разнообразных материалов и инструментов;
- создание условий для творческого роста ребенка.
Развивающие:
- повышение самооценки и развитие самоконтроля;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности;
- повышение умственной и физической работоспособности, развитие мотивации обучающегося к творческому поиску;
- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.);
- развитие умений организации учебного труда;
- развитие координации движения, памяти, мелкой моторики рук; глазомера и образного мышления.
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на процесс изготовления изделия и полученный результат;
- воспитание эстетической потребности, художественного вкуса;
- воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности;
- воспитание терпения, аккуратности, ответственности за порученное дело;
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;
- воспитание творческой индивидуальности ребенка;
- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
- создание комфортной обстановки для развития художественно-творческой активности.
1.5. Педагогические принципы программы
- принцип системности и последовательности: от простого к сложному, от неизвестного к известному;
- принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего развития;
- принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации;
- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения-родителей, других родственников;
- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон, как в процессе работы, так и при ее окончании.
1.6. Возраст обучающегося. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для ребенка с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 13 лет.
Объем программы -144 часа. 1 год обучения -144 часа, 4 часа в неделю (2 раза в неделю, по 2 часа). Занятия проводятся согласно расписанию. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут с двумя 5-минутными перерывами во время занятия и 10 минутной переменой между занятиями.
1.7. Формы подведения итогов обучения по программе
Итоговая аттестация по программе дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов не предусмотрена.
1.8.Ожидаемые результаты обучения
Результаты формирования универсальных учебных действий на этапах обучения.
Личностные результаты:
- расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях;
- развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов;
- обогащение эмоционального спектра, умения выражать свои эмоции;
- формирование адекватной самооценки;
- обогащение сенсорного опыта;
- развитие общей ручной умелости, тонкой моторики.
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной педагогом задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Предметные результаты:
К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:
- правила безопасности труда при работе с инструментами;
- назначение материалов и инструментов;
- основы бумажной пластики;
- способы укладывания полос в технике Айрис Фолдинг";
- историю возникновения поздравительной открытки;
- условные обозначения при вязании крючком;
- технологические этапы выполнения изделий в изученных техниках;
уметь:
- пользоваться инструментами и материалами;
- подбирать материалы по цветовому решению;
- составлять композиции (из цветов, сюжетные);
- выполнять изделия в изучаемых техниках;
владеть:
- материалами и инструментами;
- приемами работы в изученных техниках выполнения изделий.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1.Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Всего
I. Аппликация
1.1.
Вводное занятие
2
2
1.2.
Изготовление сложных цветов из 3 и более элементов.
2
12
14
1.3.
Техника "Айрис фолдинг"
1
3
4
1.4.
Техника вырезания из бумаги "Вытынанка"
1
7
8
1.5.
Сюжетная композиция
1
7
8
II. Мягкая игрушка
2.1.
Изготовление мягких игрушек сложной конструкции.
10
42
52
III. Вязание крючком
3.1.
Салфетка
2
18
20
3.2.
Декоративное сердечко
2
12
14
4.3.
Панно "Бабочка"
2
18
20
4.
Заключительное занятие
2
2
Итого:
25
119
144
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы первого года обучения
Занятие 1. Вводное занятие (2 часа).
Краткий обзор результатов работы первого года обучения. Знакомство с содержанием программного материала второго года обучения и режимом работы.
Демонстрация изделий. Решение организационных вопросов.
Раздел 1. Аппликация
Занятие 2-8. Изготовление сложных цветов из 3 и более элементов (14 часов).
Подбор материала (цветная бумага, береста, соломка). Изготовление декоративных цветов по технологическим операциям. Составление композиций. Оформление работы в рамку.
Практическая работа: Изготовление цветов: георгин; роза.
Занятие 9-10. Техника "Айрис фолдинг"(4 часа).
Технологические этапы изготовления изделия. Способы укладывания полос: при выполнении панно «бабочка» - «вертикальный ряд»; «веер»; «диафрагма» - базовый элемент «треугольник».
Практическая работа: выполнение изделия: панно «Бабочка».
Занятие 11-14. Техника вырезания из бумаги "Вытынанка" (8 часов).
Поздравительные открытки. История возникновения. Материалы и инструменты для изготовления открытки. Изготовление изделия по технологическим операциям. Применение фигурных ножниц, при изготовлении открыток. Оформление работы.
Практическая работа: Поздравительная открытка «Валентинка».
Занятие 15-18. Сюжетная композиция (8 часов).
Сюжетные композиции. Выбор эскиза, из предложенных вариантов.
Подбор материала. Поиск изобразительного решения каждого из элементов композиции. Выполнение композиции по технологическим операциям.
Практическая работа: Выполнение сюжетной композиции на тему: «Новый год», с элементами техники «Вытынанка».
Раздел 2. Мягкая игрушка
Занятие 19-44. Изготовление мягких игрушек сложной конструкции ( 52 часа).
Демонстрация образцов игрушек. Выбор изделия. Технологические этапы выполнения мягкой игрушки: подбор материала и подготовка его к работе; выкраивание деталей; ручные швы; сборка изделия по технологическим операциям; придание формы отдельным деталям (набивка); сборка изделия; оформление изделия: установка глаз и носика; вышивание ротика; утяжка лица или мордочки. Изготовление дополнительных элементов, для оформления игрушек: банты, шапочки, шарфики.
Практическая работа: Выполнение мягких игрушек: снеговик, ежик, кукла, гусеница, театральная игрушка, мягкая мебель для куклы (диван, кресло).
Раздел 5. Вязание крючком
Занятие 45-54. Салфетка (20 часов).
История возникновения салфетки. Работа с литературой. Выбор схемы изделия. Изучение условных обозначений. Чтение и поэтапный разбор схематического изображения. Вязание по схеме. Оформление изделия.
Практическая работа: Вязание салфетки.
Занятие 55-61. Декоративное сердечко (14 часов).
Демонстрация журналов по вязанию крючком. Выбор схемы изделия. Вязание и соединение мотивов.
Практическая работа: вязание изделий: панно «Декоративное сердечко»;
Занятие 62-71. Панно "Бабочка" (20 часов).
История возникновения филейной техники. Показ изделий выполненных в технике филейного вязания. Расчет воздушных петель. Образование сетки «Филе» путем чередования воздушных петель и столбиков с 2 - мя накидами. Вывязывание узора путем чередования пустых и заполненных клеток. Плотность вязания. Формирование угла. Практическая работа: вязание панно «Бабочка». Оформление работы в рамку.
Занятие 72. Заключительное занятие (2 часа).
Просмотр выполненных работ. Подведение итогов и анализ работ выполненных за год. Поощрение обучающейся.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма обучения и структура занятий
Основной дидактический принцип-обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, экскурсии.
Каждое занятие, как правило включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит работа в материале.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы);
-практические (в творческой деятельности, обучающаяся опытным экспериментальным путем осуществляет поиск оптимального художественного и конструктивного решения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности творческой активности:
-поощрение;
-создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха;
-создание игровой ситуации.
Методы организации контроля учебной деятельности:
-оценка и анализ выполненных работ;
-опрос;
-сравнение;
-наблюдение.
Помещение и оборудование
Для организации и грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный, хорошо освещенный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. Чистота и порядок в кабинете, красивое оформление, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Это дисциплинирует ученика к творческой активности.
Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают обучающаяся и педагог, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, инструменты, материалы, рамки.
Столы со стульями для обучающегося и педагога следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. В помещении должна быть настенная доска для размещения наглядных пособий.
Дидактическое оснащение занятий
- технологические карты;
- презентация Power Point по темам: «Айрис Фолдинг, "Вытынанка", "Салфетки, связанные крючком";
- эскизы для аппликации;
- шаблоны для техники «Айрис фолдинг»;
- шаблоны для техники «Вытынанка»
- выкройки мягких игрушек;
- схемы вязания крючком.
Материалы, инструменты, приспособления
Для аппликации:
Бумага (копировальная, калька, цветная - разных оттенков, картон, бархатная, гофрированная и т.д.); клей - «П.В.А.», «Момент», обойный клей; ножницы; карандаши простые; ручка; точилка; кисточка; рамки для готовых работ - разного размера.
Для мягкой игрушки:
Ткань - «Флис»; нитки под цвет ткани, синтепон - для наполнения изделия; мелок для раскроя; ножницы; игла и игольница для шитья;
Для вязания крючком: набор крючков, нитки "Пехорка"ажурная, "Ирис", ножницы.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов.- М.: Культура и традиции, 2002. - 112., ил.
3. Джейн Холл. Образы природы в искусстве рукоделия. Перевод с английского. Издательство «Кристина-новый век», 2007. - 127с., ил.
4. Евстратова Л.М. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев.- М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 160с.
5. Митителло К.Б. Любимые игрушки из меха и ткани/ Ксения Митителло.-М.: Эксмо, 2008.-72 с.: ил.
6. Чудин А.В. Цветы: Альбом № 2.- М.: ТЕРРА, 1995. - 32с.: ил.- (Бумажная планета)
7. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги.- М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006.- 48с.
8. Электронные ресурсы:
pedlib.ru/Books/5/0347/index.shtml
nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/10/primenenie-gibkikh-metodov-obucheniya-detey-s-ovz
ifap.ru/library/book140.pdf
cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-vospitanii-i-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
tvorim-sami.ru/313-ayris-folding-istoriya-vozniknoveniya.html
kotikit.ru/qanda/ajris-folding/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Словарь терминов.
Вытынанка (от - «вытинати» - «витинати» - «выцінаць» - «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.
В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка.
Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие.
По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.
kimiburan.livejournal.com/46893.html
Техника айрис фолдинг возникла на территории Голландии. Эта техника достаточно проста и интересна для людей любого возраста, особенно она нравится детям, так как получаемое в результате изображение радует глаз объёмом и ярким пространственным решением.
На первый взгляд странное название этой техники объясняется достаточно просто - готовое изображение, созданное с использованием данной техники, очень напоминает по своей структуре строение радужной оболочки человеческого глаза.
Первоначально для изготовления работ в технике айрис фолдинг использовались полоски цветной бумаги, при помощи которых можно получить самые неожиданные и оригинальные изображения.
Приложение 2. Цикл годовых мероприятий и организации деятельности
№ п/п
Мероприятие
1
год обучения
1.
Участие в конкурсах и выставках, в том числе дистанционных.
В течение года
2.
Участие в школьных праздниках, акциях.
В течение года
3.
Чаепития к праздникам
В течение года