Дополнительная общеобразовательная программа Мастерица

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧУНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»

Рассмотрено

На МС МБОУДО ЦРТ

«Народные ремесла»

протокол №1

от «__»____________2015г.

Утверждаю:

Директор МБОУДО ЦРТ

«Народные ремесла»

Ермолаева О.Н.

_____________________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МАСТЕРИЦА»








Направленность: художественная

Первый год обучения

Составитель: Аверина Надежда Анатольевна,

педагог дополнительного образования
















р.п. Чунский

2015 - 2016 уч.г.



СОДЕРЖАНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Педагогическая целесообразность программы

3

1.3.

Направленность программы

3

1.4.

Цель и задачи программы

4

1.5.

Педагогические принципы программы

4

1.6.

Возраст обучающегося. Сроки реализации программы

4

1.7.

Формы подведения итогов обучения по программе

5

1.8.

Ожидаемые результаты обучения

5

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2.1.

Учебно-тематический план 1 года обучения

6

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1.

Содержание программы первого года обучения

7

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

9

V.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11

VI.

ПРИЛОЖЕНИЕ

12





































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием их успешной социализации. Дети с ОВЗ обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.

Традиционные техники аппликации, изготовление мягких игрушек и вязание крючком требуют от ребенка сформированных графических навыков и умений, развитой зрительно-моторной координации и подразумевают высокий уровень владения различными инструментами и материалами. Для детей имеющих заболевания опорно-двигательной системы, эти навыки сложны, и в силу специфики развития, овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как низкая работоспособность, сниженная познавательная активность, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-моторной координации на практике неизбежно оказывает влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и декоративно-прикладной.

Декоративно-прикладное творчество является наиболее благоприятным видом деятельности для детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, так как выполняя изделия в технике аппликации, мягкой игрушке, вязании, ребенок учится работать с различными материалами и инструментами, что позволяет расширить сенсорный опыт. Результат работы всегда получается хорошим, что создает на занятиях ситуацию успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу, повышает самооценку, вселяет уверенность в своих силах, развивает интерес к творческой деятельности.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанницы выступает реализуемая в педагогических технологиях идея свободы выбора. Обучающейся предоставляется право выбора творческих работ, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержимого материала.

1.2. Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность определяется учетом возрастных особенностей обучающейся и содержанием программы, которое направлено не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности ребенка, формирование познавательных и созидательных способностей.

Работая по данной программе, ребенок учится рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, таким образом у ученика вырабатываются и развиваются элементарные навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Основная роль декоративно-прикладного творчества - научить воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в поведении людей, в общественной жизни. Занятия творчеством позволяет дать ребенку систему нравственных и эстетических ценностей, пробудить мысли и чувства, активировать способности, помочь адаптироваться в социуме. Сам процесс "сотворчества" педагога и обучающегося является важным фактором в коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сферы, в формировании вкусов и идеалов ребенка, положительных качеств личности и характера. Таким образом, данная программа, кроме общеразвивающего, имеет еще и коррекционный характер и в своем содержании ориентируется на качественные особенности развития декоративно-прикладной деятельности у ребенка, имеющего заболевания опорно-двигательной системы.

1.3. Направленность программы

Настоящая программа представляет собой общеобразовательный курс художественной направленности, предназначена для индивидуальных занятий с ребенком - инвалидом, с сохраненным интеллектом, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата и нуждающимся в педагогической коррекции в части мотивации к труду и обучению.

1.4. Цель и задачи программы

Цель программы: обеспечение условий для развития художественно-творческих способностей ребенка, имеющего заболевания опорно-двигательного аппарата, посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

образовательные:

- формирование интереса к декоративно-прикладной деятельности;

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе знакомства с изучаемыми видами декоративно-прикладного творчества;

- обучение созданию изделий декоративно-прикладного творчества, с использованием разнообразных материалов и инструментов;

- создание условий для творческого роста ребенка.

Развивающие:

- повышение самооценки и развитие самоконтроля;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности;

- повышение умственной и физической работоспособности, развитие мотивации обучающегося к творческому поиску;

- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.);

- развитие умений организации учебного труда;

- развитие координации движения, памяти, мелкой моторики рук; глазомера и образного мышления.

Воспитательные:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на процесс изготовления изделия и полученный результат;

- воспитание эстетической потребности, художественного вкуса;

- воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности;

- воспитание терпения, аккуратности, ответственности за порученное дело;

- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;

- воспитание творческой индивидуальности ребенка;

- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;

- создание комфортной обстановки для развития художественно-творческой активности.

1.5. Педагогические принципы программы

- принцип системности и последовательности: от простого к сложному, от неизвестного к известному;

- принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего развития;

- принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации;

- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;

- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения-родителей, других родственников;

- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон, как в процессе работы, так и при ее окончании.

1.6. Возраст обучающегося. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для ребенка с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 13 лет.

Объем программы -144 часа. 1 год обучения -144 часа, 4 часа в неделю (2 раза в неделю, по 2 часа). Занятия проводятся согласно расписанию. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут с двумя 5-минутными перерывами во время занятия и 10 минутной переменой между занятиями.

1.7. Формы подведения итогов обучения по программе

Итоговая аттестация по программе дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов не предусмотрена.

1.8.Ожидаемые результаты обучения

Результаты формирования универсальных учебных действий на этапах обучения.

Личностные результаты:

- расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях;

- развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов;

- обогащение эмоционального спектра, умения выражать свои эмоции;

- формирование адекватной самооценки;

- обогащение сенсорного опыта;

- развитие общей ручной умелости, тонкой моторики.

Метапредметные результаты:

- умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной педагогом задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Предметные результаты:

К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:

- правила безопасности труда при работе с инструментами;

- назначение материалов и инструментов;

- основы бумажной пластики;

- способы укладывания полос в технике Айрис Фолдинг";

- историю возникновения поздравительной открытки;

- условные обозначения при вязании крючком;

- технологические этапы выполнения изделий в изученных техниках;

уметь:

- пользоваться инструментами и материалами;

- подбирать материалы по цветовому решению;

- составлять композиции (из цветов, сюжетные);

- выполнять изделия в изучаемых техниках;

владеть:

- материалами и инструментами;

- приемами работы в изученных техниках выполнения изделий.






II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1.Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I. Аппликация

1.1.

Вводное занятие

2

2

1.2.

Изготовление сложных цветов из 3 и более элементов.

2

12

14

1.3.

Техника "Айрис фолдинг"

1

3

4

1.4.

Техника вырезания из бумаги "Вытынанка"

1

7

8

1.5.

Сюжетная композиция

1

7

8

II. Мягкая игрушка

2.1.

Изготовление мягких игрушек сложной конструкции.

10

42

52

III. Вязание крючком

3.1.

Салфетка

2

18

20

3.2.

Декоративное сердечко

2

12

14

4.3.

Панно "Бабочка"

2

18

20

4.

Заключительное занятие

2

2

Итого:

25

119

144











  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1. Содержание программы первого года обучения

Занятие 1. Вводное занятие (2 часа).

Краткий обзор результатов работы первого года обучения. Знакомство с содержанием программного материала второго года обучения и режимом работы.

Демонстрация изделий. Решение организационных вопросов.

Раздел 1. Аппликация

Занятие 2-8. Изготовление сложных цветов из 3 и более элементов (14 часов).

Подбор материала (цветная бумага, береста, соломка). Изготовление декоративных цветов по технологическим операциям. Составление композиций. Оформление работы в рамку.

Практическая работа: Изготовление цветов: георгин; роза.

Занятие 9-10. Техника "Айрис фолдинг"(4 часа).

Технологические этапы изготовления изделия. Способы укладывания полос: при выполнении панно «бабочка» - «вертикальный ряд»; «веер»; «диафрагма» - базовый элемент «треугольник».

Практическая работа: выполнение изделия: панно «Бабочка».

Занятие 11-14. Техника вырезания из бумаги "Вытынанка" (8 часов).

Поздравительные открытки. История возникновения. Материалы и инструменты для изготовления открытки. Изготовление изделия по технологическим операциям. Применение фигурных ножниц, при изготовлении открыток. Оформление работы.

Практическая работа: Поздравительная открытка «Валентинка».

Занятие 15-18. Сюжетная композиция (8 часов).

Сюжетные композиции. Выбор эскиза, из предложенных вариантов.

Подбор материала. Поиск изобразительного решения каждого из элементов композиции. Выполнение композиции по технологическим операциям.

Практическая работа: Выполнение сюжетной композиции на тему: «Новый год», с элементами техники «Вытынанка».

Раздел 2. Мягкая игрушка

Занятие 19-44. Изготовление мягких игрушек сложной конструкции ( 52 часа).

Демонстрация образцов игрушек. Выбор изделия. Технологические этапы выполнения мягкой игрушки: подбор материала и подготовка его к работе; выкраивание деталей; ручные швы; сборка изделия по технологическим операциям; придание формы отдельным деталям (набивка); сборка изделия; оформление изделия: установка глаз и носика; вышивание ротика; утяжка лица или мордочки. Изготовление дополнительных элементов, для оформления игрушек: банты, шапочки, шарфики.

Практическая работа: Выполнение мягких игрушек: снеговик, ежик, кукла, гусеница, театральная игрушка, мягкая мебель для куклы (диван, кресло).

Раздел 5. Вязание крючком

Занятие 45-54. Салфетка (20 часов).

История возникновения салфетки. Работа с литературой. Выбор схемы изделия. Изучение условных обозначений. Чтение и поэтапный разбор схематического изображения. Вязание по схеме. Оформление изделия.

Практическая работа: Вязание салфетки.

Занятие 55-61. Декоративное сердечко (14 часов).

Демонстрация журналов по вязанию крючком. Выбор схемы изделия. Вязание и соединение мотивов.

Практическая работа: вязание изделий: панно «Декоративное сердечко»;

Занятие 62-71. Панно "Бабочка" (20 часов).

История возникновения филейной техники. Показ изделий выполненных в технике филейного вязания. Расчет воздушных петель. Образование сетки «Филе» путем чередования воздушных петель и столбиков с 2 - мя накидами. Вывязывание узора путем чередования пустых и заполненных клеток. Плотность вязания. Формирование угла. Практическая работа: вязание панно «Бабочка». Оформление работы в рамку.

Занятие 72. Заключительное занятие (2 часа).

Просмотр выполненных работ. Подведение итогов и анализ работ выполненных за год. Поощрение обучающейся.










  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Форма обучения и структура занятий

Основной дидактический принцип-обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, экскурсии.

Каждое занятие, как правило включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит работа в материале.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы);

-практические (в творческой деятельности, обучающаяся опытным экспериментальным путем осуществляет поиск оптимального художественного и конструктивного решения).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности творческой активности:

-поощрение;

-создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха;

-создание игровой ситуации.

Методы организации контроля учебной деятельности:

-оценка и анализ выполненных работ;

-опрос;

-сравнение;

-наблюдение.

Помещение и оборудование

Для организации и грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный, хорошо освещенный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. Чистота и порядок в кабинете, красивое оформление, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Это дисциплинирует ученика к творческой активности.

Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают обучающаяся и педагог, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, инструменты, материалы, рамки.

Столы со стульями для обучающегося и педагога следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. В помещении должна быть настенная доска для размещения наглядных пособий.

Дидактическое оснащение занятий

- технологические карты;

- презентация Power Point по темам: «Айрис Фолдинг, "Вытынанка", "Салфетки, связанные крючком";

- эскизы для аппликации;

- шаблоны для техники «Айрис фолдинг»;

- шаблоны для техники «Вытынанка»

- выкройки мягких игрушек;

- схемы вязания крючком.

Материалы, инструменты, приспособления

Для аппликации:

Бумага (копировальная, калька, цветная - разных оттенков, картон, бархатная, гофрированная и т.д.); клей - «П.В.А.», «Момент», обойный клей; ножницы; карандаши простые; ручка; точилка; кисточка; рамки для готовых работ - разного размера.

Для мягкой игрушки:

Ткань - «Флис»; нитки под цвет ткани, синтепон - для наполнения изделия; мелок для раскроя; ножницы; игла и игольница для шитья;

Для вязания крючком: набор крючков, нитки "Пехорка"ажурная, "Ирис", ножницы.













V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов.- М.: Культура и традиции, 2002. - 112., ил.

3. Джейн Холл. Образы природы в искусстве рукоделия. Перевод с английского. Издательство «Кристина-новый век», 2007. - 127с., ил.

4. Евстратова Л.М. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев.- М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 160с.

5. Митителло К.Б. Любимые игрушки из меха и ткани/ Ксения Митителло.-М.: Эксмо, 2008.-72 с.: ил.

6. Чудин А.В. Цветы: Альбом № 2.- М.: ТЕРРА, 1995. - 32с.: ил.- (Бумажная планета)

7. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги.- М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006.- 48с.

8. Электронные ресурсы:

pedlib.ru/Books/5/0347/index.shtml

nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/10/primenenie-gibkikh-metodov-obucheniya-detey-s-ovz

ifap.ru/library/book140.pdf

cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-vospitanii-i-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

tvorim-sami.ru/313-ayris-folding-istoriya-vozniknoveniya.html

kotikit.ru/qanda/ajris-folding/







ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Словарь терминов.

Вытынанка (от - «вытинати» - «витинати» - «выцінаць» - «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.
В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка.
Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие.

По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.
kimiburan.livejournal.com/46893.html

Техника айрис фолдинг возникла на территории Голландии. Эта техника достаточно проста и интересна для людей любого возраста, особенно она нравится детям, так как получаемое в результате изображение радует глаз объёмом и ярким пространственным решением.
На первый взгляд странное название этой техники объясняется достаточно просто - готовое изображение, созданное с использованием данной техники, очень напоминает по своей структуре строение радужной оболочки человеческого глаза.
Первоначально для изготовления работ в технике айрис фолдинг использовались полоски цветной бумаги, при помощи которых можно получить самые неожиданные и оригинальные изображения.

Приложение 2. Цикл годовых мероприятий и организации деятельности

№ п/п

Мероприятие

1

год обучения

1.

Участие в конкурсах и выставках, в том числе дистанционных.

В течение года

2.

Участие в школьных праздниках, акциях.

В течение года

3.

Чаепития к праздникам

В течение года


© 2010-2022