Дополнительная образовательная программа по хору

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара

_____________Шмакова Л.Ф.

« » г.


Принята на Педагогическом Совете

Протокол № ___

«___» _________ 2014г .




Дополнительная образовательная

программа по хору


Срок реализации 7 год

Возраст 7-15 лет






Автор:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара

Щербак Л.Г.








Самара

2014 г.


Пояснительная записка

Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания мы рассматриваем хоровое пение как самый доступный и активный вид творческой деятельности. В основе реализации концепции лежат следующие принципы:

  1. Обучение всех детей;

  2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;

  3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

  • развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;

  • умственное и эмоциональное развитие ребенка.

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;

  • приобретение навыков пения по нотам;

Программа хора основана на произведениях современных композиторов и композиторов-классиков, а-капелльных произведениях. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок хора. Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность прожить несколько жизней вместо одной. Задача педагога - открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна. Духовно-интеллектуальное возвышение ребенка - основной смысл и содержание нашей работы. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности.

Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

Классическая музыка подразумевает овладение профессиональным музыкальным языком: музыкальной терминологией, сольфеджированием, вокально-хоровыми и слуховыми навыками и так далее. Благодаря такому подходу ученику нетрудно сделать анализ формы и структуры музыкального произведения, осознать выразительное значение каждого нюанса, акцента и интонации.

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Предмет «хор» имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.

Дополнительная образовательная программа по хору ориентирована на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу,

  • приобретение навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования,


  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду,

  • формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,

  • формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

  • определение наиболее эффективных способов достижения результата.


Цели и задачи образовательной программы.

Цели программы:

  • раскрытие средствами хорового искусства творческого потенциала учащихся, воспитание высокого художественного вкуса, расширение культурного кругозора;

  • формирование представления о хоре;

  • заинтересованность детей музыкально-хоровым искусством как неотъемлемой частью в жизни каждого человека.

Задачи программы:

  1. Образовательные:

  • уметь сочетать пение по нотам с пением по слуху (способствует развитию музыкальной памяти);

  • углубить знаний детей в области хоровой музыки - классической, народной, современной;

  • формировать вокально-хоровые навыки;

  • обучить академической манере пения в женском регистре.

  1. Воспитательные:

  • привить навыки сценического поведения в хоре;

  • привить навыки общения с музыкой - правильно воспринимать и исполнять ее;

  • формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала известных хоровых коллективов.

  1. Развивающие:

  • развивать хоровые способности, их исполнительские навыки;

  • способствовать расширению музыкального кругозора;

  • формировать навыки общения и культуры поведения.


Принципы обучения:

  • доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;

  • последовательности и систематичности изложения;

  • принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,

  • оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор - сплоченный коллектив.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на 7 лет обучения для учащихся 7-15 лет. Групповые занятия по хору проводятся с нагрузкой, исходя из учебного плана для каждого класса.

При приеме в 1 класс проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение.

Основной формой учебной и воспитательной работы является учебное занятие, продолжительностью 40 минут, проводимое в форме группового занятия педагога с учениками.

За время обучения педагог должен научить учеников самостоятельно разучивать и грамотно,
выразительно исполнять (по нотам и наизусть) хоровые произведения композиторов-классиков, а
также сформировать у учащихся навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, хоровые способности и исполнительские навыки.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется педагогом и обеспечивается нотной партитурой в соответствии с программными требованиями.

Разнообразные формы проведения урока:

  • урок хорового сольфеджио,

  • урок-праздник,

  • урок-концерт,


  • тематический концерт,

  • академический концерт,

  • урок-музыкально-литературная композиция,

  • индивидуальные занятия с солистами и ансамблями.

Оценка качества реализации программы включает в себя

  • текущий контроль успеваемости - систематическую проверку развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения;

  • промежуточную аттестацию обучающихся - проведение различного уровня контрольных уроков, зачетов;

  • итоговую аттестацию обучающихся - чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, прослушивания, технические зачеты.

Промежуточная аттестация, проводимая в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов, может проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях.

По завершении изучения учебного предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании МШ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества произведений отечественной и зарубежной музыки;

знание профессиональной терминологии, вокально-хорового и фортепианного репертуара;

  • наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Формы контроля:

  • наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,

  • выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,

  • предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,

  • наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.

Формы проверки.

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

  • открытые уроки,

  • сольные выступления,

  • хоровые конкурсы,

  • полугодовые и годовые отчетные концерты.

В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные уроки, музыкально-литературные композиции.

Хоровые коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах и поют разножанровую музыку.

Условия реализации программы.

  1. Материально - технические условия.

Для успешной творческой деятельности педагогу необходимы предоставленные ему для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в хоровом классе, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания известных исполнителей и коллективов, с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств.

  1. Методическое обеспечение.

  • методические пособия (см. список литературы)

  • методические разработки

  • нотные издания


Ожидаемый результат.

В результате освоения программы «Хор» учащиеся приобретают:

  1. систему специальных знаний, умений и навыков хорового исполнения:

  • звукообразования в различных регистрах,

  • артикуляции,

  • дыхания,

  • слухового внимания и самоконтроля,

  • выразительности пения.

  1. опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление,

  2. опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.

Формирование хоровых навыков - единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате работы в группе учащиеся получают:

  • опыт творческой деятельности;

  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;

  • навыки коллективного творчества;

  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность каждого класса. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.

В работе используются следующие методы вокально-хорового воспитания детей:

  • концентрический,

  • фонетический метод показа и подражания.

  • мысленного пения.

Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся

1 и 2 года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:

  1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.

  1. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.

  2. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от ре¹ - фа² октавы.

  3. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.

  4. Вокальные упражнения:

  • смена гласных на повторяющемся звуке,

  • мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.

  • трезвучия вниз и вверх,

  • небольшие мелодические обороты,

  • простые поступенные секвенции.

  1. Выразительностью исполнения:

  • выражение глаз, лица, мимика.

  • многообразие тембровых красок голоса,

  • точная и выразительная фразировка,

  • соблюдение темпа, пауз, цезур.

Навыки строя и ансамбля:

Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.

  1. Сольфеджирование и транспонирование доступных по трудности песен.

  2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов.


Работа над исполнением хорового произведения:

  1. показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;

  2. исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.

Учащиеся 3-4 года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:

  1. Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений.

  2. Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы - соль второй октавы. Работа над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.

  3. Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также «в», «д».

  4. Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции. Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры. Пение гармонических последовательностей.

Навыки строя и ансамбля:

  1. Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.

  2. Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.

  3. Усложненное сольфеджирование и транспонирование.

  4. Двухголосное исполнение гамм (параллельных и с альтерированием ступеней). Двухголосное пение интервалов. Сольфеджирование партий без поддержки фортепиано.



Работа над исполнением художественного произведения.


  1. Разбор художественного содержания произведения.

2. Музыкально - теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)

3.Связь музыки и текста.

Учащиеся 5-7 года обучения получили следующие вокально-интонационные навыки:

1. Двух-трехголосное пение без сопровождения.

2. Владение навыками исполнения произведений со сложным, смешанным, переменным размером.

3. Внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука. Повторение, закрепление и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.

4. Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период.

5. Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.

6. Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.

7. Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.

8. Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.

9. Четкая дикция.

10. Вокальные упражнения:

  • формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;

  • пение закрытым ртом;

  • упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;

  • свободное владение приемом «цепного дыхания»;

  • упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);

  • хроматические звукоряды;

  • 2-х, 3-х, 4-хголосные аккордовые сочетания диатонические и хроматические.

11.Градация динамических оттенков от pp до ff.


Навыки строя и ансамбля:

1. Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).

  1. Полифонические произведения (2-х, 3-хголосные) с сопровождением. Пение по партиям, сольфеджирование произведений.

  1. Исполнение секвенционных упражнений в 2-3 голоса сольфеджио и на слоги.

4.Сохранение строя при пении без сопровождения. 2-х, 3-х-голосья.

5.Слуховое внимание и самоконтроль.

Работа над текстом и партиями.

  1. Осознанное пение по нотам способствует прочному запоминанию хорового произведения, развитию навыка пения с листа и ускоряет процесс разучивания.

  2. Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении.


Работа над исполнением хорового произведения.

  1. Анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор произведения.

  1. Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.

3. Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение.

Конечным результатом обучения хоровому пению является:

  • участие в конкурсах детского музыкального творчества,

  • навыки домашнего музицирования,

  • каждый класс-хор, владеющий большим классическим вокально-хоровым репертуаром (20-25 произведений в год ),

  • формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.












Учебно-тематический план по хору.

1-2 год обучения (младший хор)

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1. Диагностика, комплектование групп

2. Пение произведений. (Пение учебно-тренировочного материала (вокальные упражнения, дикция, певческое дыхание, навыки строя)

3.Слушание музыки.

4.Хоровое сольфеджио.

Итого:

2

28




2

4

36

-

1




2

1

4

2

27




-

3

32



3-4 год обучения (средний хор)

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1. Диагностика, комплектование групп

2 Пение произведений. (Пение учебно-тренировочного материала (вокальные упражнения, дикция, певческое дыхание, навыки строя)

3.Слушание музыки.

4.Хоровое сольфеджио.

Итого:

2

28




2

4

36

-

1




2

1

4

2

27




-

3

32

5-7 год обучения (старший хор)

Содержание и виды работ

Всего


Теория

Практика

1. Пение произведений. (Пение учебно-тренировочного материала (вокальные упражнения, дикция, певческое дыхание, навыки строя)

2.Слушание музыки.

3.Хоровое сольфеджио.

4.Городской репертуар

Итого:

78




6

12

12

108

-




6

-

-

6

78




-

12

12

102





Содержание дополнительной образовательной программы.

1-2 год обучения (младший хор)


  1. Диагностика, комплектование групп.

Проведение набора учащихся, обучающихся хоровому пению, в соответствии с их музыкальными данными и возрастными особенностями.

Изучение уровня музыкальности по параметрам: слух, музыкальная память и музыкальный ритм. Анализ полученных результатов ложиться в основу подбора приемов работы, формировании репертуара.

  1. Пение произведений. Пение учебно-тренировочного материала.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для учащихся форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

4.Хоровое сольфеджио.

Пение одноголосных упражнений. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.


Вокально-хоровые навыки:


  1. Певческая установка и дыхание.

  • Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

  • Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

  1. Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Нюансы - mf, mp, р, f.

  • Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.

  • Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

  1. Ансамбль и строй.

  • Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

  1. Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

  2. Работа над формированием исполнительских навыков.

  • Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

  • Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

  • Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.


  • Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.


  1. год обучения (средний хор)


  1. Диагностика, комплектование групп.

Диагностика ЗУНов и уровня музыкальности по параметрам: слух, музыкальная память и музыкальный ритм. Комплектование групп, формирование хорового репертуара.

  1. Пение произведений. Пение учебно-тренировочного материала.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для учащихся форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

4.Хоровое сольфеджио.

Пение многоголосных упражнений. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.

Вокально-хоровые навыки:


  1. Певческая установка и дыхание.

  • Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.


  • Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

  1. Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Нюансы - mf, mp, р, f.

  • Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.

  • Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

  1. Ансамбль и строй.

  • Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

  • Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

  1. Работа над формированием исполнительских навыков.

  • Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

  • Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

  • Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

  • Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.



  1. год обучения (старший хор)

1. Пение произведений. Пение учебно-тренировочного материала.

Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

2. Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

3.Хоровое сольфеджио.

Пение многоголосных упражнений. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.

4. Городской репертуар.

Разучивание и исполнение произведений из репертуара городского сводного хора.

Вокально-хоровые навыки:


  1. Певческая установка и дыхание.

  • Закрепление навыков, полученных на младшем и среднем хорах. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).

  • Работа над дыханием. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.

  1. Звуковедение и дикция.

  • Закрепление навыков, полученных на младшем и среднем хорах. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка.

  • Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp.


  1. Ансамбль и строй.

  • Закрепление навыков, полученных на младшем и среднем хорах. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.


  1. Работа над формированием исполнительских навыков.

  • Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

  • Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

  • Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

  • Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.


Методическое обеспечение образовательной программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Хор» включает в себя «Памятку по использованию приемов развития слуха и голоса» (см. Приложение № 1).

Дидактический материал включает в себя:

  • хрестоматии вокально-хорового репертуара (репертуарные списки прилагаются),

  • комплекты хоровых партитур для каждого вида хора.

Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение»

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно- нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности МХШ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:


  • выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;



  • организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств;

  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов и родителей обучающихся;

  • построения содержания образовательной программы по хору с учетом индивидуального развития детей;

  • эффективного управления образовательным учреждением.

16


Примерный репертуар младшего хора (1-2 классы)

  1. Русская народная песня «Журавель».

  2. Русская народная песня «Как на тоненький лужок».

  3. Русская народная песня «Ходила младешенька».

  4. Русская народная песня «Со вьюном я хожу».

  5. Чешская народная песня «Три синички танцевали».

  6. Бах «За рекою старый дом»,

  7. Моцарт-Флисс «Колыбельная».

  8. Немецкая народная песня в обработке И.Брамса «Божья коровка».

  9. Немецкая народная песня в обработке И.Брамса «Спящая красавица».

  10. Шуман «Мотылек».

  11. Гайдн «Мы дружим с музыкой».

  12. Лядов, слова народные «Окликание дождя».

  13. Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».

  14. Лядов. Две колыбельные.

  15. Украинская народная песня «Веснянка».

  16. Русская народная песня «Сад».

Примерный репертуар среднего хора (3-4 классы)

Одноголосие

  1. Алябьев, ст. Пушкина «Зимняя дорога».

  2. Гурилев, ст. Любецкого «Домик-крошечка».

  3. Гурилев, ст. Сельского «Улетела пташечка».

  4. Гурилев, ст. Макарова «Колокольчик».

  5. Варламов, ст. Фета «На заре ты ее не буди».

  6. Варламов, ст. Лермонтова «Белеет парус одинокий».

  7. Варламов, ст. Мерзлякова «Для чего летишь, соловушка».

  8. Варламов, ст. Грекова «Где ты, звездочка?».

  9. Варламов, ст. Лермонтова «Горные вершины».

  10. Булахов, ст. Толстого «Колокольчики мои».

  11. Глинка, ст. Кукольника «Жаворонок».

Двухголосие

  1. Чешская народная песня «Андулка-душенька».

  2. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

  3. Украинская народная песня «Галя по садочку гуляла».

  4. Латышская народная песня «Где ты был так долго?»

  5. Русская народная песня «Пойду ль я выйду ль я».

  6. Русская народная песня «Заинька».

  7. Русская народная песня «Не летай, соловей».

  8. Сибирская народная песня «Про козла».

  9. Аракишвили «Грузинская песня».

  10. Тома «Вечерняя песня».

  11. Бетховен «Походная песня».

  12. Немецкая народная песня «Возвращение птиц».

  13. Кюи «Времена года».

  14. Моцарт «Тоска по весне».

  15. Брамс «Колыбельная».

  16. Бах «Ария».

  17. Американская народная песня «Маленький Джо».

  18. Паулс «Колыбельная».



Примерный репертуар старшего хора (5-7 классы)

  1. Рубинштейн, ст. Лермонтова «Горные вершины».

  2. Танеев, стихи Лермонтова «Сосна».

  3. Булахов, сл. народные «Пошел козел в огород».

  4. Гречанинов, сл. народные «Звоны».

  5. Глинка, стихи Кукольника «Жаворонок».

  6. Глинка «Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

  7. Перголези «Stabat Mater» « 1, 11, 12, 13.

  1. Словацкая народная песня «Пастух».

  2. Танеев, стихи Лермонтова «Сосна».

  3. Гречанинов, ст. Белоусова «Пришла весна».

  4. Дубравин, ст. Просторовой «Сочиненье о весне».

  5. Гаврилин, ст. Шульгиной «Мама»

  6. Глиэр, стихи Плещеева «Травка зеленеет».

  7. Калинников, слова народные «Жаворонок».

  8. Ботяров «Дружба - главное чудо».

  9. Хренников, стихи Гладкова «Колыбельная Светланы».

Произведения с сопровождением.

  1. Глинка «Славься» заключительный хор из оперы Иван Сусанин».

  2. Глинка «Венецианская ночь».

  3. Даргомыжский, сл. народные «Ванька-Танька».

  4. Кюи, стихи Белявской «Птицы».

  5. Бородин «Хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь».

  6. Рахманинов, ст. Некрасова «Слава народу».

  7. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта».

  8. Словацкая народная песня «Пастух».

  9. Словацкая народная песня «Вечерняя песня».

  10. Кружков, стихи Орлова «Прогулка».

  11. Крылатов, стихи Энтина «Прекрасное далеко».

  12. Ботяров, стихи Синявского «Дружба настоящая».

Произведения без сопровождения.

  1. Русская народная песня «А я по лугу».

  2. Русская народная песня «Со двора, со дворика».

  3. Русская народная песня «Пойду ль я выйду ль я».

  4. Русская народная песня, обр. Гречанинова «В сыром бору тропина».

  5. Латышская народная песня «Ай-я, жу-жу».

  6. Моцарт «Азбука».

  7. Татаринов, стихи Бойко «Идет зима».

Список литературы:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.

  2. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.

  3. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.

  4. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.

  5. Е. Лиманская. Я хочу петь в хоре. Хоровая хрестоматия. Самара

  6. Композиторы - классики для детского хора, вып.1.М. «Музыка» 2001

  7. О. Хромушин. Зачем остывать костру. С-Пб: «Композитор» 2004

  8. Ю. Чичков. Избранные песни для детей. М:, 1988

  9. Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре. - М., «Музыка», 1988

  10. «Детский хор», вып.7. Сост. И. Марисова. - М., «Музыка», 1988

  11. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М., «Музыка», 1988

  12. «Поёт детская хоровая студия «Веснянка»», песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. Авторы-сост. Л. Дуганова, Л. Алдахова. - М., «Владос». 2002

  13. «Репертуар детского хорового коллектива». Сост. А. Григорян. - М., «Музыка». 1990

  14. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. - М., «Советская Россия»


  1. Подгайц Е. И. Полезный совет. Песни и хоры для детей среднего и старшего школьного возраста в сопровождении фортепиано. - М., «Композитор», 1994

  2. Хоровой репертуар. Выпуск 1. Для детских и юношеских хоров. - М., И. Ч. П. «Престо», 1993

  3. Малыши поют классику: Для детского хора в сопровождении фортепиано. Выпуск 2. Русская музыка / Сост. Афанасьева-Шешукова. - СПб., «Композитор», 1998




























Приложение № 1

Памятка по использованию приемов развития слуха и голоса:

  1. Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.

  2. Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.

  3. Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.

  4. Пение без сопровождения.

  5. Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.

  6. Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.

  7. Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.

  8. Выразительная фразировка, логические ударения.

  9. Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.

  10. Самоконтроль и самооценка в процессе пения.

  11. Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.

6


© 2010-2022