Сенина Галина Владимировна. Методическая разработка занятия по музыке в дополнительном образовании, проведённого 1 марта 2016 года. Тема занятия: «Колыбельная песня»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сенина Галина Владимировна.

Методическая разработка занятия по музыке в дополнительном образовании, проведённого 1 марта 2016 года.

Тема занятия: «Колыбельная песня».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора

Задачи:

  1. образовательная: усвоение жанра колыбельных песен, дать образное представление об истоках колыбельной песни;

  2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вокально-хоровых навыков ассоциативного мышления.

  3. воспитательная: воспитание доброты и любви к музыке. приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова.

Оборудование: Баян, магнитофон, проектор, экран, ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте, ребята. Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину.

Слайд №1. «Спальня».

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА СПИТСЯ В НЕЙ ТАК СЛАДКО

ОБНИМИ ПОДУШКУ, УЛОЖИ ИГРУШКУ.

И ПОСЛУШАЙ НЕЖНО ПЕСЕНКУ МОЮ. БАЮ, БАЮ, БАЮШКИ, БАЮШКИ-БАЮ.

- Какую картину вы представили, слушая эти строки?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

- Какова тема его?

- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется учителем колыбельная песня про котика)

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- Что вы сейчас прослушали?

- Это колыбельная песня.

- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

(Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

- Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют? (Мама).

- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

История колыбельных песен.

Слайд №2. «Колыбель»

- Колыбельные песни передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Представьте себе старинную обстановку крестьянской избы, никакого в ней убранства: печь посреди дома, стол, лавки. На печи горшки глиняные, в которых щи да каша готовились хозяюшкой. (накинуть платок Целый день она по хозяйству управляется, присесть времени нет, а тут ещё малыш неугомонный плачет. Положит она его в колыбельку, время от времени качает да свои дела делает. Качает, качает и убаюкает. Долго спит он, сладко.

- Как вы думаете, почему колыбельную песню так называют?

- Подберите слова к слову «колыбель»

Слайд №3 Люлька,качалка.

-Смотрите, к нам в гости идёт нянюшка.

Выход Нянюшки- старушки под музыку.

Здравствуйте, детушки!

- Послушайте сказку!

«Жили-были Иван да Марья. Было у них 11 детей. Шесть дочек, пять сыновей. И чтобы прокормить, да одеть, родителям приходилось на работу ходить. Старшие по хозяйству помогали, а за младшенькими нянюшка приглядывала.

Вот однажды ушли родители на работу, а нянюшка заболела. Делать нечего, надо старшенькой, Машеньке, за младшими приглядывать. Потешками развлекать, да колыбельными убаюкивать. Стала Машенька вспоминать, как её мама в детстве баюкала, да ни одной песенки что-то и не припомнит. Сидела Машенька, думала-думала, пригорюнилась - не слушаются её братики-сестренки. Решила она меня на помощь позвать. Жила я тогда по соседству. Не могла я Машеньке отказать. Научила её деток забавлять, спать их укладывать. Вот я вижу, и тут красны девицы сидят. Садитесь-ка на лавки, я вам покажу, как я Машеньку учила.

Покажу, как дело было, заодно и вас научу.

Физкультминутка: «Всем нам пели колыбели», с танцевально- игровыми движениями.

- А вот так выглядела Няня.

Слайд№4. «Нянюшка».

- У вас на партах есть карточки с картинками колыбельных песен, внимательно посмотрите на них.

- О чем они говорят ?

Слайд №5. «Сны».

Баю - баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок. Под ракитовый кусток

Ой, баю, баю, баю,

Живёт котик на краю.

Он ни беден, ни богат,

У него много ребят,

У него трое ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

Байки-побайки,

Прискакали зайки.

Стали в скрипочку играть

И сыночка забавлять.

Стали люльку качать,

Стал сыночек засыпать.

- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне? (к разным животным: зайкам, котику, чтобы защитили от невзгод её малыша, пока он спит).

- Какие слова обязательны в такой песне?

- баю, баюшки, ласкательные: сыночек, скрипочка, лавочки, котик, волчок, кусток.

- Какие чувства помогают матери передать своему дитя такие выразительные средства?

-любовь, заботу, ласку, нежность.

- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней.

Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

- Каким тоном и какой интонацией должна исполнятся

колыбельная, чтобы передать чувства доброй ласковой матери?

- нежно, спокойно, неторопливо и выразительно.

- Думаю, вот теперь деточки, вы уже готовы помочь Машеньке спеть колыбельную песню для младших сестрёнок-братишек.

Но для того, чтобы пение наше получилось красивым, нужно правильно сидеть и научиться правильно дышать. Потому перед началом убаюкивания распевка:

  1. Дыхательное упражнение «свеча», «аромат розы»

  2. Распевка о-о-о-о-о-о-о Звук поется на одной ноте, монотонно, слитно.

3. Распевка «Ли-ли-я, бе-е-ла-а-я»

- Думаю, теперь за дело. Вот малец, который плачет.

Магнитофонная запись детского плача.

Успокоим мальца, убаюкаем.

Вручается кукла, дети по очереди исполняют колыбельные:

Баю - баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

Отнесёт за кустик

И назад не пустит.

А баю, баю, баю,

Не ложися на краю.

Придёт к тебе бирючок,

И ухватит за бочок,

За бочок за правенький,

Мой сынок кудрявенький.

- Спасибо вам, ребятушки, приглядели вы за дитяткой, убаюкали. Спит он теперь сладко. Хорошими помощниками будете своим мамам и бабушкам воспитывать малышей. И колыбельные выучили.

Подведение итогов . Рефлексия.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Кому из вас мама или бабушка пела колыбельную на ночь?

- Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, где мама пела вам колыбельную песню. Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу. До свидания, ребята!

Нянюшка уходит под музыку прощаясь с детьми.

Наше занятие подходит к концу, теперь вы знаете назначение колыбельных песен, когда их поют, для чего их поют. А после волшебной ночи всегда наступает радостное утро. Пора показать своё настроение пройденного с помощью ноток. Подойдите к столу и выберите своё настроение.

© 2010-2022