- Преподавателю
- Дополнительное образование
- ПОСОБИЕ ДЛЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА по народно-сценическому танцу
ПОСОБИЕ ДЛЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА по народно-сценическому танцу
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кайдалов А.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОСОБИЕ ДЛЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ
ПО
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ
Из опыта работы концертмейстера
МОУ лицей «МОК №2»
г.Джанкой, АР Крым, Россия
Кайдалова Андрея Аркадьевича
Роль концертмейстера на уроках народно - сценического танца.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.
Изучение народно-сценического танца начинается с упражнений у станка и продолжается на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под заданную музыку.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Пособие включает в себя в основном русскую, а также украинскую, белорусскую, эстонскую, молдавскую, итальянскую, венгерскую музыку в переложении для баяна или аккордеона. Музыкальный материал сопровождает упражнения экзерсиса у станка и на середине зала. Музыкальные примеры соответствуют характеру танцевальных комбинаций. Медленные упражнения плавного характера чередуются с быстрыми и четкими. Музыкальный материал соответствует порядку упражнений у станка и на середине зала на протяжении всего урока.
Подборка нотного материала для уроков народно - сценического танца в классе хореографии.
Упражнения у станка.
1.Plie- в характере украинского танца. Музыкальный размер 4/4.
«Украинский лирический»
2. Battementtendu - в характере эстонского танца. Музыкальный размер 3/4.
«Лён»
3. Battementtendujete - в характере итальянского танца. Музыкальный размер 6/8.
«Тарантелла»
4. Каблучныйbattementtendu- в характерерусского танца. Музыкальный размер 2/4.
«Ах, Самара - городок!»
5. Flik - flak -музыкальный размер 2/4.
«Словацкая полька»
6. Ronddejambparterreetronddepied- вхарактеребелорусскоготанца. Музыкальный размер 4/4.
«Юрачка»
7. Battementfondu- вхарактеремолдавскоготанца. Музыкальный размер 6/8.
«Хора»
8. Подготовка к верёвочке- в характерерусского танца. Музыкальный размер 2/4.
«Как на тоненький ледок»
9. Battementdeveloppe - в венгерском характере.Музыкальный размер 2/4.
«Венгерский народный танец»
10. Grandbattementjete - - в украинскомхарактере. Музыкальный размер 2/4.
«Гопак»
Упражнения на середине зала.
-
Комбинация прыжков.
-
Комбинация моталочек.
3.Ковырялочка на подскоках.
-
Комбинация ключей.
-
Комбинация верёвочек.
-
Дробь.
-
Обертасы.
-
Венгерский танцевальный этюд.
-
Белорусский танцевальный этюд.
Диагональ.
-
Бег в повороте с ударом в пол.
2. Комбинация моталочки с ковырялочкой.
Список литературы
-
«Начальный курс игры на баяне». Составитель: А. Иванов. Москва. Музыка. 2000г.
-
«Баян в музыкальной школе». Выпуск 36. Пьесы для 3-4 классов. Санкт-Петербург. Композитор. 2000 г.
-
ДМШ «Баян 3 класс». Составители: И.Д. Алексеев, Н.И. Корецкий. Москва. Кифара.2004г.
-
ДМШ «Баян 4 класс». Составители: И.Д. Алексеев, Н.И. Корецкий Москва. Кифара. 2004г.
-
«Баян 4 класс». Учебный репертуар ДМШ. Киев. Музична Украина. 2001г.
-
«Школа игры на баяне». Составитель: Ю. Акимов Москва. Музыка. 2008г.
-
Альбом начинающего аккордеониста. Выпуск 33. Москва. Композитор. 2000г.
-
Хрестоматия аккордеониста. ДМШ 3-4 классы. Москва. Музыка. 2000г.
-
Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Москва. Музыка. 2000г.
-
Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Москва. Музыка.2000г
-
Альбом начинающего баяниста № 22. Составитель: А. Талакин Москва Композитор. 2000г.
-
Народные мелодии для баяна (аккордеона). Санкт-Петербург. Композитор. 2007г.
-
А.Мирек. Самоучитель игры на аккордеоне. Салон музыкальных инструментов. Аккорд.2000г.
-
Народные песни и танцы в обработке для баяна. Вып.18. Санкт-Петербург. Композитор. 2008г.
-
Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Выпуск 9. Москва. Композитор. 2000г.
-
Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 5 класс ДМШ. «Феникс». Ростов-на-Дону.2010г.
-
Р. Н. Бажилин. Школа игры на аккордеоне. Издательство Владимира Катанского. Москва. 2008г.
-
В. Семёнов. Современная школа игры на баяне. «Музыка». Москва. 2010г.
-
Хрестоматия баяниста. 5класс ДМШ. Составление В. Нестерова и А. Чинякова. Москва. Музыка. 2000г.