- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа кружка Прикладной калейдоскоп
Рабочая программа кружка Прикладной калейдоскоп
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тюкпиекова Т.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Таштыпский районный Центр Детского творчества»
«Рассмотрена» «Утверждаю»
на МО директор ЦДТ
протокол № « __» _______2015г.
от «___ »________2015г
Рабочая программа
кружка
«Прикладной
калейдоскоп»
для учащихся 1 года обучения
Педагог ДО:
Тюкпиекова Т.А.
М - Арбаты 2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа занятий кружка составлена на основе авторской образовательной программы « Прикладной калейдоскоп» художественной направленности. Она рассчитана на учащихся 11-15лет и разработана на 2 года. В соответствии с учебным планом, принятым МОУ ДОД Таштыпский ЦДТ, программа кружка «Прикладной калейдоскоп» рассчитана на 128 часов в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Предусмотрены резервные занятия в количестве 6 часов, которые могут быть использованы для подготовки к выставке.
Целью программы кружка « Прикладной калейдоскоп» является развитие творческих способностей учащихся, формирование представления о декоративно - прикладном искусстве, как о составной части мировой художественной культуры, Задачи программы:
- Формировать интерес к народному творчеству
- Научить детей создавать красивые вещи своими руками.
- Обучить культуре оформления и подачи своих изделий.
Теоретическая часть занятия совмещается с практической, и дается кратко. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Овладение приемами работы с материалами начинается с изготовления изделия по образцу и заканчивается изготовлением творческого изделия. В процессе занятий учащиеся получают знания не только по технологии изготовления изделий декоративно - прикладного искусства, но и их отделке, композиционной подаче, дизайне.
При реализации программы прослеживаются следующие межпредметные связи: технология, математика, черчение, история, изобразительное искусство. На занятиях дети знакомятся с композицией, различными видами техник. В содержании теоретического обучения включены вопросы, связанные с традиционной культурой хакасского народа. Практическая часть может быть выполнена как группой, так и индивидуально.
Для смены вида деятельности учащихся в программу введена декоративная пауза с использованием перьев птиц, сухоцветов и других природных материалов. Для повышения качества выполняемых работ программой предусматривается проведение индивидуальных занятий, а для тех, кто проявляет повышенный интерес, успешно справляясь с программой - дополнительные занятия.
Программа включает в себя несколько направлений ДПИ, которые сменяют друг друга, чем поддерживается постоянный интерес к узнаванию нового.
В результате работы по программе «Прикладной калейдоскоп» обучающиеся должны знать:
1) Правила ТБ на занятиях.
2) Основы композиции.
3) Оборудование рабочего стола, материалы и инструменты для работы с глиной, берестой, тканью.
4) Технологическую последовательность изготовления изделия.
5) Названия материалов и инструментов.
Должны уметь:
1) Практически выполнять работу.
2) Правильно подбирать материалы.
3) Самостоятельно украшать и дополнять изделие (если это требуется).
4) Экономно использовать материалы.
5) Работать с шаблонами
Тематическое планирование занятий
№ п/п
Наименование темы раздела
Количество часов
всего
Теор.
Практ.
1
Вводное занятие (экс. в музей)
2
2
-
Береста
32ч
2
Художественная обработка бересты. Инструменты. ТБ.
2
2
-
3
Изготовление шаблона шкатулки. Подготовка к работе с берестой.
2
1
1
4
Изготовление шкатулки из картона
2
0,5
1,5
5
Изготовление шкатулки из картона (Украшение)
2
0, 5
1,5
6
Изготовление шкатулки из бересты (Экиз)
2
1
1
7-10
Изготовление шкатулки.
8
0,5
7,5
11-17
Изготовление картин из бересты
14
1
13
керамика
32
Вводное занятие
2
2
18
Виды изготовления изделий из глины
2
1
1
9
Декоративная пауза
8
10
Подготовка к новому году
Изготовление макетов новогодних елок из различных материалов
4
0,5
3,5
Изготовление игрушек - символов года
4
0,5
3,5
11
Методы изготовления изделий из глины
2
2
-
Изготовление игрушек конструктивным способом
6
1
5
Изготовление игрушек способом вытягивания
6
1
5
5
Знакомство с основными видами росписи
2
1,5
0,5
Роспись игрушек
4
0,5
3,5
Изготовление посуды с использованием жгутов
6
1
5
Роспись готовых изделий
2
2
Декоративная пауза (подарок маме)
8
Изготовление панно из природных материалов
8
1
7
Батик
34
12
Основы композиции.
2
1
1
13
Основы цветоведения.
2
1
1
14
Техника свободной росписи, узелковый батик.
4
1
3
15
Техника выполнения холодного батика. ТБ при работе с резервом.
6
1
5
16
Виды трафаретов. ТБ при работе с ножницами.
2
0,5
1,5
17
Творческая работа, в технике холодного батика с применением свободной росписи, узелкового батика, солевой техники.
14
1
13
18
Подготовка к районной конференции
12
1
11
19
Районная конференция
2
2
20
Выставка в школьном музее
2
2
21
22
23
24
25
итого
128
27
101
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Тема занятия
Вид деятельности
Вид контроля
дата
теория
практика
1
Береста
Вводное занятие (экскурсия в музей)
Экскурсия. Рассказ о берестяном промысле
Опрос
2
Художественная обработка бересты. Инструменты. ТБ.
Рассказ о способах обработки бересты. Знакомство с инструментами и безопасными способами его использования
опрос
3
Подготовка к работе с берестой.
Изготовление шаблона шкатулки.
Рассказ о способах изготовления объемных изделий из бересты. Видах шкатулок. Способах замкового соединения. Практическая работа по изготовлению шаблона шкатулки.
Визуальный осмотр шаблона
4
Изготовление шкатулки из картона
Практическая работа по изготовлению развертки шкатулки. Сбор развертки шкатулки.
Осмотр готовой шкатул-
ки
5
Изготовление шкатулки из картона (Украшение)
Рассказ о способах украшения шкатулки по трафарету. Практическая работа по изготовлению трафарета. Перевод рисунка на шкатулку. Роспись.
Осмотр
Украшенной шкатул-ки
6
Изготовление шкатулки из бересты. Создание эскиза шкатулки.
Повторение: виды шкатулок, виды замковых соединений.
Практическая работа по созданию эскиза шкатулки из бересты.
Фронтальный, осмотр эскизов.
7
Перенос эскиза на бересту
Рассказ о ТБ при работе с берестой. Практическая работа по переносу эскиза на бересту, с использование специальных инструментов.
Опрос по правилам ТБ. Проверка развертки шкатулки
8
Работа над орнаментом
Рассказ о видах орнаментов. Практическая работа по составлению эскиза орнамента в соответствии с формой и размерами шкатулки. Перенос на бересту.
Фронтальный опрос. Визуаль-ный осмотр.
9
Соединение элементов шкатулки в единое целое
Практическая работа по сборке готового изделия.
Фронтальный опрос. Визуаль-ный осмотр.
10
Оформление шкатулки.
Практическая работа по окончательному оформлению шкатулки.
Итоговый.
11
Изготовление картин из бересты. ТБ. Инструменты.
Рассказ о способах изготовления картин из бересты. Презентация о берестяном промысле. ТБ.
Фронталь-
ный опрос.
12
Подготовка бересты к работе
Практическая работа по подготовке бересты к работе. Обработка маслом. Расслоение на пласты
13
Создание эскиза будущей картины
Практическая работа по созданию эскиза картины из бересты.
Фронтальный опрос. Визуаль-ный осмотр.
14
Перенос эскиза на бересту
Практическая работа по переносу эскиза на подготовленный пласт бересты с использованием кальки.
Визуаль-ный осмотр
15
Работа штампиками
Практическая работа по созданию рисунка с помощью штампиков. Создание повторяющегося узора.
Проверка ТБ.
Визуаль-ный осмотр
16
Работа выжигателем
Практическая работа по созданию рисунка с помощью выжигателя. Сюжетный рисунок.
Проверка ТБ.
Визуаль-ный осмотр
17
Оформление картины в раму
Практическая работа по созданию рамки из картона. ТБ при использовании резака, клея, ножниц.
Визуаль-ный осмотр
18
Керамика
Вводное занятие
Знакомство с материалами и инструментами для работы с глиной. ТБ.
Глиняный промысел.
Фронтальный опрос
19
Способы изготовления изделий из глины
Сообщение о способе изготовления глиняных изделий из жгутов.
Практическая работа по изготовлению изделия из жгутов.
Фронтальный опрос
Декоративная пауза
Подготовка к новому году
20
Вводное занятие. ТБ. Инструменты.
Рассказ об особенностях встречи года кота (зайца), символах нового года, материалах, инструментах, ТБ.
Фронтальный опрос
21
Изготовление макетов новогодних елок из бумаги и природных материалов.
Рассказ об альтернативных видах использования материалов для создания макетов новогодних елок. ТБ при использовании режущих и колющих инструментов.
Фронтальный опрос
22
Изготовление игрушек -символов нового года из ткани
Практическая работа по созданию выкройки и игрушки из ткани.
Проверка знаний ТБ
23
Роспись по стеклу -
«Мой кот»
Практическая работа по изготовлению эскиза изображения кота и переноса его на стекло.
Визуаль
ныйосмотр
24
Способы изготовления изделий из глины
Сообщение о способе вытягивания при изготовлении изделий из глины.
Практическая работа по изготовлению изделия
Визуаль
ныйосмотр
25
Изготовление изделий конструктивным способом
Сообщение о конструктивном способе изготовления изделий из глины.
Практическая работа по изготовлению изделия.
Визуаль
ныйосмотр
26
Изготовление игрушек конструктивным способом
Сообщение о дымковской игрушке.
Практическая работа по изготовлению игрушки по мотивам дымковской.
Визуаль-
ный
осмотр
Фронтальный опрос.
27
Изготовление посуды
конструктив-
ным способом
Сообщение об изготовлении посуды.
Практическая работа по изготовлению игрушечной посуды конструктивным способом.
Визуаль-
ный
осмотр
Фронтальный опрос.
28
Изготовление изделий способом вытягивания
Сообщение об истории изготовлении филимоновской игрушки.
Практическая работа по изготовлению филимоновской игрушки способом вытягивания.
Визуаль-
ный
осмотр.
Фронтальный опрос.
29
Изготовление игрушек способом вытягивания
Практическая работа по изготовлению филимоновской игрушки способом вытягивания.
Визуаль-
ный
осмотр.
Фронтальный опрос.
30
Изготовление игрушек способом вытягивания
Практическая работа по изготовлению игрушки-кота способом вытягиван.
Визуаль-
ный
осмотр.
31
Знакомство с основными видами росписи
Сообщение о видах росписи глиняных изделий.
Практическая работа по росписи эскизов способом примакивания.
Визуаль-
ный
осмотр.
32
Роспись игрушек
Практическая работа по росписи готовых игрушек
Визуаль-
ный
осмотр.
33
Роспись игрушек
Практическая работа по росписи готовых игрушек
Визуаль-
ный
осмотр.
34
Изготовление посуды с использованием жгутов
Практическая работа по изготовлению посуды с помощью жгутов.
Визуаль-
ный
осмотр.
35
Изготовление горшков с использованием жгутов
Практическая работа по изготовлению горшков с помощью жгутов.
Визуаль-
ный
осмотр.
36
Изготовление кувшинов с использованием жгутов
Практическая работа по изготовлению кувшинов с помощью жгутов.
Визуаль-
ный
осмотр.
37
Роспись готовых изделий
Практическая работа по росписи готовых игрушек
Визуаль-
ный
осмотр.
Декор. пауза.
(Подарок маме)
38
Изготовление рамки для фотографии из картона. Материалы, Инструменты. ТБ.
Практическая работа по изготовление рамки для фотографии из картона.
Визуаль-
ный
осмотр.
39
Окраска рамки. Сушка
Практическая работа по окрашиванию и сушке рамки.
Визуаль-
ный
осмотр.
40
Подготовка рамки для оформления природными материалами
Практическая работа по подбору природных материалов и декори-
рованию ими рамки
Визуаль-
ный
осмотр.
41
Оформление рамки сухоцветами.
Практическая работа по оформлению рамки сухоцветами
Визуаль-
ный
осмотр.
42
Батик
Основы композиции
Сообщение об основах композиции.
Практическая работа по составлению композиции в круге, квадрате, треугольнике.
Визуаль-
ный
осмотр.
43
Основы цветоведения.
Сообщение об основах цветоведения.
Практическая работа по составлению композиции в теплом (холодном) колорите
Визуаль-
ный
осмотр.
44
Техника свободной росписи,
Сообщение об истории развития батика. Основах техники свободной росписи
Визуаль-
ный
осмотр.
45
Узелковый батик
Сообщение об основах техники узелкового батика. Практическая работа на пробниках
Визуаль-
ный
осмотр.
46
Техника выполнения холодного батика. ТБ при работе с резервом.
Сообщение об основах техники холодного батика. Инструменты и материалы. ТБ.
Визуаль-
ный
осмотр.
47
Техника выполнения холодного батика.
Использование клея ПВА в качестве резерва.
Практическая работа в технике холодного батика при использовании ПВА вместо резерва.
Визуаль-
ный
осмотр.
48
Подготовка к районной конференции
Подбор материалов по теме проекта «Шаманизм в ИЗО»
Практическая работа
по подбору литературы для проекта «Шаманизм в изобразительном искусстве хакасских художников»
49
Подготовка к районной конференции
Подбор материалов. Оформление проекта
Практическая работа
по подбору литературы для проекта «Шаманизм в изобразительном искусстве хакасских художников»
50
Подбор материалов. Оформление проекта.
Практическая работа
по подбору интернет- материалов для проекта «Шаманизм в изобразительном искусстве хакасских художников»
51
Систематизация собранного материала
Практическая работа
по систематизации собранного материала
52
Создание зрительного ряда для защиты проекта
Практическая работа
По созданию презентации к проекту.
53
Конференция
Практическая работа
по подготовке к защите проекта.
54
Батик
Техника выполнен. хол. батика.
Использ-е гуаши для заливки.
Практическая работа в технике холодного батика при использовании краски гуашь.(Пробник)
Визуаль-
ный
осмотр.
55
Виды трафаретов. ТБ при работе с ножницами.
Сообщение о росписи ткани с использ. трафарета. Практ. работа по изготов. трафарета. Изгот-ние пробника.
Визуаль-
ный
осмотр.
56
Творческая работа, в технике холодного батика с применением свободной росписи, узелкового батика, солевой техники.
Сообщение о солевой технике обработки ткани.
Практическая работа по созданию пробника с использованием известных техник.
Визуаль-
ный
осмотр.
57
Создание эскиза в графике
Практическая работа по созданию эскиза для своей творческой работы
Визуаль-
ный
осмотр.
58
Создание эскиза в цвете
Практическая работа по созданию эскиза для своей творческой работы
Визуаль-
ный
осмотр.
59
Перенос эскиза на ткань.
Практическая работа по закреплению ткани на подрамник, переносу эскиза на ткань.
Визуаль-
ный
осмотр.
60
Обработка резервом.
Практическая работа по обработке контура рисунка резервом. Проверка качества.
Визуаль-
ный
осмотр.
61
Заливка цветом.
Практическая работа по росписи ткани батиком.
Визуаль
ный
осмотр.
62
Обобщение композиции
Практическая работа по обобщению комп-и. Работа гелевыми руч., фломаст-и по ткани.
Визуаль-
ный
осмотр.
63
Оформление работы. Подготовка к выставке.
Практическая работа по изготовлению рамки из картона с последующим обтягиванием деталей самоклеющимися обоями. Изготовление петли, подпись работы.
Визуаль-
ный
осмотр.
64
Выставка в музее
Программно - методическое обеспечение программы
« Прикладной калейдоскоп»
Для достижения целей и задач, поставленных программой, в школе имеются условия: освещенный проветриваемый кабинет, достаточное количество посадочных мест. Специальные занятия могут проводится на природе , а так же в музее. В перспективе - создание своей экспозиции музея предметов декоративно - прикладного искусства.
Часть оборудования имеется в мастерских (прибор для выжигания, пробойники, молотки , деревянные подставки, шила, стамески и т.д.) .Штативы, спиртовки, оборудование для водяной бани, при работе с горячим батиком, используется из кабинета химии. Сырье, требуемое для работы, в основном природный или бывший в употреблении материал, как таковой большой ценности не имеет. В окрестностях поселка его можно заготовить в достаточном количестве. Дорогостоящими приобретениями являются краски для росписи ткани. Дети и их родители, заинтересованные в посещении кружка, не откажутся истратить небольшую сумму денег, тем более, что одного набора красок хватает на продолжительное время.
Кадры: Руководитель кружка имеет диплом соответствующего профиля, а так же пройдена курсовая подготовка по специальности.
Используемая литература - специальная и методическая указана на последней странице программы.
Программа разработана на основе личного подхода к дополнительному образованию: не столько обучение, сколько вовлечение в творческий процесс. Общение по интереса ,когда индивидуальная деятельность плавно переходит в коллективную сплачивает коллектив, отвлекая от вредных привычек подростков среднего школьного возраста. Так же происходит закрепление умений и навыков, полученных в процессе школьного обучения.
Методы осуществления контроля: наблюдение, устный опрос, выполнение творческих работ. Особое место отводится проведению выставок . Итоги работы по завершению той или иной темы подводятся в системе просмотров пробников, эскизов, записей в тетрадь, опроса по темам, основных понятий, тестирование. Подведение итогов по разделам проводится в виде выставки - просмотра. Подведение итогов работы за год проводится в виде школьной выставки.
Деятельность учащихся на занятиях кружка составляют групповые занятия с руководителем и самостоятельная работа дома. Дифференцированный подход к проведению занятий предполагает совместное обучение в группе, как детей низшего уровня, так и продвинутого.
Используемая литература
Используемая литература для учителя:
1) Кожохина С.К. « Батик. Все о картинах на ткани» - Ярославль: Академия развития:2000г
2) Сокольникова Н.М. « Основы живописи» - Обнинск: ТИТУЛ,1996г.
3) Сокольникова Н.М. « Основы композиции» - Обнинск: ТИТУЛ,1996г.
4) Балашева Е.П. « Золотой завиток бересты». // Биополе2005.
5)Никоненко Н.М « Декоративно - прикладное творчество.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2003г.
6)Федотов Г.Я Сухие травы, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999г.
7) Толмачева Н.А. Плетение из лозы. - М. АСТ - ПРЕСС, 2005г.
8) Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981г.
9) Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных класса. - М .: Сервисшкола, 2003г.
10) Герчук Ю.Я Основы художественной грамоты. - М. Учебная литература,1998г.
11) Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 - 14 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003г. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Рандеву - АМ,2000г.
12) Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры по изобразительному искусству. 1-4 классы. - М.: ВЛАДОС, 2003г.
Используемая литература для учащихся:
1)КожохинаС.К. « Батик. Все о картинах на ткани» - Ярославль: Академия развития:2000г
2) Новикова И.В. « 100 поделок из природного материала» - Ярославль: Академия развития:2000г
3) Цамуталина Е.Е.100 поделок из ненужных вещей» - Ярославль: Академия развития:2000г/
4) Финягин В.В. Изделия из бересты. - М.: ООО. Издательство АСТРЕЛЬ,2001.
5) Федотов Г.Я Послушная глина, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.
6)Федотов Г.Я Сухие травы, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999г.
7) Стецюк В.Г. Картины из сухих цветов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2002г.
8) Толмачева Н.А. Плетение из лозы. - М. АСТ - ПРЕСС, 2005г.
14