Рабочая программа кружка Прикладной калейдоскоп

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Таштыпский районный Центр Детского творчества»


«Рассмотрена» «Утверждаю»

на МО директор ЦДТ

протокол № « __» _______2015г.

от «___ »________2015г





Рабочая программа

кружка

«Прикладной

калейдоскоп»

для учащихся 1 года обучения










Педагог ДО:

Тюкпиекова Т.А.







М - Арбаты 2015г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа занятий кружка составлена на основе авторской образовательной программы « Прикладной калейдоскоп» художественной направленности. Она рассчитана на учащихся 11-15лет и разработана на 2 года. В соответствии с учебным планом, принятым МОУ ДОД Таштыпский ЦДТ, программа кружка «Прикладной калейдоскоп» рассчитана на 128 часов в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Предусмотрены резервные занятия в количестве 6 часов, которые могут быть использованы для подготовки к выставке.

Целью программы кружка « Прикладной калейдоскоп» является развитие творческих способностей учащихся, формирование представления о декоративно - прикладном искусстве, как о составной части мировой художественной культуры, Задачи программы:

- Формировать интерес к народному творчеству

- Научить детей создавать красивые вещи своими руками.

- Обучить культуре оформления и подачи своих изделий.

Теоретическая часть занятия совмещается с практической, и дается кратко. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Овладение приемами работы с материалами начинается с изготовления изделия по образцу и заканчивается изготовлением творческого изделия. В процессе занятий учащиеся получают знания не только по технологии изготовления изделий декоративно - прикладного искусства, но и их отделке, композиционной подаче, дизайне.

При реализации программы прослеживаются следующие межпредметные связи: технология, математика, черчение, история, изобразительное искусство. На занятиях дети знакомятся с композицией, различными видами техник. В содержании теоретического обучения включены вопросы, связанные с традиционной культурой хакасского народа. Практическая часть может быть выполнена как группой, так и индивидуально.

Для смены вида деятельности учащихся в программу введена декоративная пауза с использованием перьев птиц, сухоцветов и других природных материалов. Для повышения качества выполняемых работ программой предусматривается проведение индивидуальных занятий, а для тех, кто проявляет повышенный интерес, успешно справляясь с программой - дополнительные занятия.

Программа включает в себя несколько направлений ДПИ, которые сменяют друг друга, чем поддерживается постоянный интерес к узнаванию нового.

В результате работы по программе «Прикладной калейдоскоп» обучающиеся должны знать:

1) Правила ТБ на занятиях.

2) Основы композиции.

3) Оборудование рабочего стола, материалы и инструменты для работы с глиной, берестой, тканью.

4) Технологическую последовательность изготовления изделия.

5) Названия материалов и инструментов.

Должны уметь:

1) Практически выполнять работу.

2) Правильно подбирать материалы.

3) Самостоятельно украшать и дополнять изделие (если это требуется).

4) Экономно использовать материалы.

5) Работать с шаблонами

Тематическое планирование занятий

№ п/п

Наименование темы раздела

Количество часов

всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие (экс. в музей)

2

2

-


Береста

32ч



2

Художественная обработка бересты. Инструменты. ТБ.

2

2

-

3

Изготовление шаблона шкатулки. Подготовка к работе с берестой.

2

1

1

4

Изготовление шкатулки из картона

2

0,5

1,5

5

Изготовление шкатулки из картона (Украшение)

2

0, 5

1,5

6

Изготовление шкатулки из бересты (Экиз)

2

1

1

7-10

Изготовление шкатулки.

8

0,5

7,5

11-17

Изготовление картин из бересты

14

1

13


керамика

32




Вводное занятие

2

2


18

Виды изготовления изделий из глины

2

1

1

9

Декоративная пауза

8



10

Подготовка к новому году




Изготовление макетов новогодних елок из различных материалов

4

0,5

3,5


Изготовление игрушек - символов года

4

0,5

3,5

11

Методы изготовления изделий из глины

2

2

-


Изготовление игрушек конструктивным способом

6

1

5


Изготовление игрушек способом вытягивания

6

1

5

5

Знакомство с основными видами росписи

2

1,5

0,5


Роспись игрушек

4

0,5

3,5


Изготовление посуды с использованием жгутов

6

1

5


Роспись готовых изделий

2


2


Декоративная пауза (подарок маме)

8




Изготовление панно из природных материалов

8

1

7


Батик

34



12

Основы композиции.

2

1

1

13

Основы цветоведения.

2

1

1

14

Техника свободной росписи, узелковый батик.

4

1

3

15

Техника выполнения холодного батика. ТБ при работе с резервом.

6

1

5

16

Виды трафаретов. ТБ при работе с ножницами.

2

0,5

1,5

17

Творческая работа, в технике холодного батика с применением свободной росписи, узелкового батика, солевой техники.

14

1

13

18

Подготовка к районной конференции

12

1

11

19

Районная конференция

2


2

20

Выставка в школьном музее

2


2

21





22





23





24





25






итого

128

27

101


Календарно - тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела

Тема занятия

Вид деятельности

Вид контроля

дата

теория

практика

1

Береста

Вводное занятие (экскурсия в музей)

Экскурсия. Рассказ о берестяном промысле

Опрос

2


Художественная обработка бересты. Инструменты. ТБ.

Рассказ о способах обработки бересты. Знакомство с инструментами и безопасными способами его использования

опрос

3


Подготовка к работе с берестой.

Изготовление шаблона шкатулки.

Рассказ о способах изготовления объемных изделий из бересты. Видах шкатулок. Способах замкового соединения. Практическая работа по изготовлению шаблона шкатулки.

Визуальный осмотр шаблона

4


Изготовление шкатулки из картона

Практическая работа по изготовлению развертки шкатулки. Сбор развертки шкатулки.

Осмотр готовой шкатул-

ки

5


Изготовление шкатулки из картона (Украшение)

Рассказ о способах украшения шкатулки по трафарету. Практическая работа по изготовлению трафарета. Перевод рисунка на шкатулку. Роспись.

Осмотр

Украшенной шкатул-ки

6


Изготовление шкатулки из бересты. Создание эскиза шкатулки.

Повторение: виды шкатулок, виды замковых соединений.

Практическая работа по созданию эскиза шкатулки из бересты.

Фронтальный, осмотр эскизов.

7


Перенос эскиза на бересту

Рассказ о ТБ при работе с берестой. Практическая работа по переносу эскиза на бересту, с использование специальных инструментов.

Опрос по правилам ТБ. Проверка развертки шкатулки

8


Работа над орнаментом

Рассказ о видах орнаментов. Практическая работа по составлению эскиза орнамента в соответствии с формой и размерами шкатулки. Перенос на бересту.

Фронтальный опрос. Визуаль-ный осмотр.

9


Соединение элементов шкатулки в единое целое

Практическая работа по сборке готового изделия.

Фронтальный опрос. Визуаль-ный осмотр.

10


Оформление шкатулки.

Практическая работа по окончательному оформлению шкатулки.

Итоговый.

11


Изготовление картин из бересты. ТБ. Инструменты.

Рассказ о способах изготовления картин из бересты. Презентация о берестяном промысле. ТБ.

Фронталь-

ный опрос.

12


Подготовка бересты к работе

Практическая работа по подготовке бересты к работе. Обработка маслом. Расслоение на пласты

13


Создание эскиза будущей картины

Практическая работа по созданию эскиза картины из бересты.

Фронтальный опрос. Визуаль-ный осмотр.

14


Перенос эскиза на бересту

Практическая работа по переносу эскиза на подготовленный пласт бересты с использованием кальки.

Визуаль-ный осмотр

15


Работа штампиками

Практическая работа по созданию рисунка с помощью штампиков. Создание повторяющегося узора.

Проверка ТБ.

Визуаль-ный осмотр

16


Работа выжигателем

Практическая работа по созданию рисунка с помощью выжигателя. Сюжетный рисунок.

Проверка ТБ.

Визуаль-ный осмотр

17


Оформление картины в раму

Практическая работа по созданию рамки из картона. ТБ при использовании резака, клея, ножниц.

Визуаль-ный осмотр

18

Керамика

Вводное занятие

Знакомство с материалами и инструментами для работы с глиной. ТБ.

Глиняный промысел.

Фронтальный опрос

19


Способы изготовления изделий из глины

Сообщение о способе изготовления глиняных изделий из жгутов.

Практическая работа по изготовлению изделия из жгутов.

Фронтальный опрос

Декоративная пауза

Подготовка к новому году


20


Вводное занятие. ТБ. Инструменты.

Рассказ об особенностях встречи года кота (зайца), символах нового года, материалах, инструментах, ТБ.

Фронтальный опрос

21


Изготовление макетов новогодних елок из бумаги и природных материалов.

Рассказ об альтернативных видах использования материалов для создания макетов новогодних елок. ТБ при использовании режущих и колющих инструментов.

Фронтальный опрос

22


Изготовление игрушек -символов нового года из ткани

Практическая работа по созданию выкройки и игрушки из ткани.

Проверка знаний ТБ

23


Роспись по стеклу -

«Мой кот»

Практическая работа по изготовлению эскиза изображения кота и переноса его на стекло.

Визуаль

ныйосмотр

24


Способы изготовления изделий из глины

Сообщение о способе вытягивания при изготовлении изделий из глины.

Практическая работа по изготовлению изделия

Визуаль

ныйосмотр

25


Изготовление изделий конструктивным способом

Сообщение о конструктивном способе изготовления изделий из глины.

Практическая работа по изготовлению изделия.

Визуаль

ныйосмотр

26


Изготовление игрушек конструктивным способом

Сообщение о дымковской игрушке.

Практическая работа по изготовлению игрушки по мотивам дымковской.

Визуаль-

ный

осмотр

Фронтальный опрос.

27


Изготовление посуды

конструктив-

ным способом

Сообщение об изготовлении посуды.

Практическая работа по изготовлению игрушечной посуды конструктивным способом.

Визуаль-

ный

осмотр

Фронтальный опрос.

28


Изготовление изделий способом вытягивания

Сообщение об истории изготовлении филимоновской игрушки.

Практическая работа по изготовлению филимоновской игрушки способом вытягивания.

Визуаль-

ный

осмотр.

Фронтальный опрос.

29


Изготовление игрушек способом вытягивания

Практическая работа по изготовлению филимоновской игрушки способом вытягивания.

Визуаль-

ный

осмотр.

Фронтальный опрос.

30


Изготовление игрушек способом вытягивания

Практическая работа по изготовлению игрушки-кота способом вытягиван.

Визуаль-

ный

осмотр.

31


Знакомство с основными видами росписи

Сообщение о видах росписи глиняных изделий.

Практическая работа по росписи эскизов способом примакивания.

Визуаль-

ный

осмотр.

32


Роспись игрушек

Практическая работа по росписи готовых игрушек

Визуаль-

ный

осмотр.

33


Роспись игрушек

Практическая работа по росписи готовых игрушек

Визуаль-

ный

осмотр.

34


Изготовление посуды с использованием жгутов

Практическая работа по изготовлению посуды с помощью жгутов.

Визуаль-

ный

осмотр.

35


Изготовление горшков с использованием жгутов

Практическая работа по изготовлению горшков с помощью жгутов.

Визуаль-

ный

осмотр.

36


Изготовление кувшинов с использованием жгутов

Практическая работа по изготовлению кувшинов с помощью жгутов.

Визуаль-

ный

осмотр.

37


Роспись готовых изделий

Практическая работа по росписи готовых игрушек

Визуаль-

ный

осмотр.


Декор. пауза.

(Подарок маме)



38


Изготовление рамки для фотографии из картона. Материалы, Инструменты. ТБ.

Практическая работа по изготовление рамки для фотографии из картона.

Визуаль-

ный

осмотр.

39


Окраска рамки. Сушка

Практическая работа по окрашиванию и сушке рамки.

Визуаль-

ный

осмотр.

40


Подготовка рамки для оформления природными материалами

Практическая работа по подбору природных материалов и декори-

рованию ими рамки

Визуаль-

ный

осмотр.

41


Оформление рамки сухоцветами.

Практическая работа по оформлению рамки сухоцветами

Визуаль-

ный

осмотр.

42

Батик

Основы композиции

Сообщение об основах композиции.

Практическая работа по составлению композиции в круге, квадрате, треугольнике.

Визуаль-

ный

осмотр.

43


Основы цветоведения.

Сообщение об основах цветоведения.

Практическая работа по составлению композиции в теплом (холодном) колорите

Визуаль-

ный

осмотр.

44


Техника свободной росписи,

Сообщение об истории развития батика. Основах техники свободной росписи

Визуаль-

ный

осмотр.

45


Узелковый батик

Сообщение об основах техники узелкового батика. Практическая работа на пробниках

Визуаль-

ный

осмотр.

46


Техника выполнения холодного батика. ТБ при работе с резервом.

Сообщение об основах техники холодного батика. Инструменты и материалы. ТБ.

Визуаль-

ный

осмотр.

47


Техника выполнения холодного батика.

Использование клея ПВА в качестве резерва.

Практическая работа в технике холодного батика при использовании ПВА вместо резерва.

Визуаль-

ный

осмотр.

48

Подготовка к районной конференции

Подбор материалов по теме проекта «Шаманизм в ИЗО»

Практическая работа

по подбору литературы для проекта «Шаманизм в изобразительном искусстве хакасских художников»

49

Подготовка к районной конференции

Подбор материалов. Оформление проекта

Практическая работа

по подбору литературы для проекта «Шаманизм в изобразительном искусстве хакасских художников»

50


Подбор материалов. Оформление проекта.

Практическая работа

по подбору интернет- материалов для проекта «Шаманизм в изобразительном искусстве хакасских художников»

51


Систематизация собранного материала

Практическая работа

по систематизации собранного материала

52


Создание зрительного ряда для защиты проекта

Практическая работа

По созданию презентации к проекту.

53

Конференция

Практическая работа

по подготовке к защите проекта.

54

Батик

Техника выполнен. хол. батика.

Использ-е гуаши для заливки.

Практическая работа в технике холодного батика при использовании краски гуашь.(Пробник)

Визуаль-

ный

осмотр.

55


Виды трафаретов. ТБ при работе с ножницами.

Сообщение о росписи ткани с использ. трафарета. Практ. работа по изготов. трафарета. Изгот-ние пробника.

Визуаль-

ный

осмотр.

56


Творческая работа, в технике холодного батика с применением свободной росписи, узелкового батика, солевой техники.

Сообщение о солевой технике обработки ткани.

Практическая работа по созданию пробника с использованием известных техник.

Визуаль-

ный

осмотр.

57


Создание эскиза в графике

Практическая работа по созданию эскиза для своей творческой работы

Визуаль-

ный

осмотр.

58


Создание эскиза в цвете

Практическая работа по созданию эскиза для своей творческой работы

Визуаль-

ный

осмотр.

59


Перенос эскиза на ткань.

Практическая работа по закреплению ткани на подрамник, переносу эскиза на ткань.

Визуаль-

ный

осмотр.

60


Обработка резервом.

Практическая работа по обработке контура рисунка резервом. Проверка качества.

Визуаль-

ный

осмотр.

61


Заливка цветом.

Практическая работа по росписи ткани батиком.

Визуаль

ный

осмотр.

62


Обобщение композиции

Практическая работа по обобщению комп-и. Работа гелевыми руч., фломаст-и по ткани.

Визуаль-

ный

осмотр.

63


Оформление работы. Подготовка к выставке.


Практическая работа по изготовлению рамки из картона с последующим обтягиванием деталей самоклеющимися обоями. Изготовление петли, подпись работы.

Визуаль-

ный

осмотр.

64


Выставка в музее


Программно - методическое обеспечение программы

« Прикладной калейдоскоп»

Для достижения целей и задач, поставленных программой, в школе имеются условия: освещенный проветриваемый кабинет, достаточное количество посадочных мест. Специальные занятия могут проводится на природе , а так же в музее. В перспективе - создание своей экспозиции музея предметов декоративно - прикладного искусства.

Часть оборудования имеется в мастерских (прибор для выжигания, пробойники, молотки , деревянные подставки, шила, стамески и т.д.) .Штативы, спиртовки, оборудование для водяной бани, при работе с горячим батиком, используется из кабинета химии. Сырье, требуемое для работы, в основном природный или бывший в употреблении материал, как таковой большой ценности не имеет. В окрестностях поселка его можно заготовить в достаточном количестве. Дорогостоящими приобретениями являются краски для росписи ткани. Дети и их родители, заинтересованные в посещении кружка, не откажутся истратить небольшую сумму денег, тем более, что одного набора красок хватает на продолжительное время.

Кадры: Руководитель кружка имеет диплом соответствующего профиля, а так же пройдена курсовая подготовка по специальности.

Используемая литература - специальная и методическая указана на последней странице программы.

Программа разработана на основе личного подхода к дополнительному образованию: не столько обучение, сколько вовлечение в творческий процесс. Общение по интереса ,когда индивидуальная деятельность плавно переходит в коллективную сплачивает коллектив, отвлекая от вредных привычек подростков среднего школьного возраста. Так же происходит закрепление умений и навыков, полученных в процессе школьного обучения.

Методы осуществления контроля: наблюдение, устный опрос, выполнение творческих работ. Особое место отводится проведению выставок . Итоги работы по завершению той или иной темы подводятся в системе просмотров пробников, эскизов, записей в тетрадь, опроса по темам, основных понятий, тестирование. Подведение итогов по разделам проводится в виде выставки - просмотра. Подведение итогов работы за год проводится в виде школьной выставки.

Деятельность учащихся на занятиях кружка составляют групповые занятия с руководителем и самостоятельная работа дома. Дифференцированный подход к проведению занятий предполагает совместное обучение в группе, как детей низшего уровня, так и продвинутого.




Используемая литература



Используемая литература для учителя:

1) Кожохина С.К. « Батик. Все о картинах на ткани» - Ярославль: Академия развития:2000г

2) Сокольникова Н.М. « Основы живописи» - Обнинск: ТИТУЛ,1996г.

3) Сокольникова Н.М. « Основы композиции» - Обнинск: ТИТУЛ,1996г.

4) Балашева Е.П. « Золотой завиток бересты». // Биополе2005.

5)Никоненко Н.М « Декоративно - прикладное творчество.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2003г.

6)Федотов Г.Я Сухие травы, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999г.

7) Толмачева Н.А. Плетение из лозы. - М. АСТ - ПРЕСС, 2005г.

8) Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981г.

9) Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных класса. - М .: Сервисшкола, 2003г.

10) Герчук Ю.Я Основы художественной грамоты. - М. Учебная литература,1998г.

11) Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 - 14 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003г. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Рандеву - АМ,2000г.

12) Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры по изобразительному искусству. 1-4 классы. - М.: ВЛАДОС, 2003г.

Используемая литература для учащихся:

1)КожохинаС.К. « Батик. Все о картинах на ткани» - Ярославль: Академия развития:2000г

2) Новикова И.В. « 100 поделок из природного материала» - Ярославль: Академия развития:2000г

3) Цамуталина Е.Е.100 поделок из ненужных вещей» - Ярославль: Академия развития:2000г/

4) Финягин В.В. Изделия из бересты. - М.: ООО. Издательство АСТРЕЛЬ,2001.

5) Федотов Г.Я Послушная глина, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.

6)Федотов Г.Я Сухие травы, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999г.

7) Стецюк В.Г. Картины из сухих цветов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2002г.

8) Толмачева Н.А. Плетение из лозы. - М. АСТ - ПРЕСС, 2005г.

14

© 2010-2022