Открытый урок на тему Работа над штрихами на скрипке

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования г. Астаны

ГККП «Школа искусств №1»



Открытый урок на тему Работа над штрихами на скрипке





Открытый урок на тему:

«Работа над штрихами на скрипке»



Выполнила : Тунгатарова С.Д.

Преподаватель по классу скрипка







Астана 2016

Время проведения: 02.02.2016г.

Ученица : Ташметова Маликахон, 2 класс.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: развитие навыков исполнения скрипичных штрихов на примере гамм, упражнений, этюдов, пьес и крупной формы.

Задачи:

  • Выработать конкретные технические навыки исполнения штрихов.

  • Сформировать у учащегося интерес к изучению гамм и этюдов.

  • Воспитать целеустремленность и настойчивость в овладении техническими приемами. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, развитию творческого интеллекта.

  • практическое усвоение учащейся скрипичных штрихов: detache, legato, martele, sautillé, смешанные штрихи - 2 легато - 2 отдельно, 3 легато - 1 отдельно и т.д. на художественном материале.

План урока:

  1. Вступительная часть: организационный момент.

  2. Основная часть: проверка домашнего задания, работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов, закрепление выработанных навыков.

  3. Оценка. Домашнее задание.

Методы педагогической работы, применяемые на уроке:

1.Объяснительно-иллюстративный;

2. Исполнительского показа (показ педагогом на инструменте);

3. Беседа;

4. Объяснение.

Используемый на уроке учебный материал:

1. А.Григорян. Гаммы и арпеджио.

2. Г.Шрадик. Упражнения для развития беглости. I часть.

3. С.Шальман. Я буду скрипачом.

4.М.Гарлицкий. Хрестоматия для скрипки 2-3кл.

Оборудование: скрипка, смычок, фортепиано, ноты.

Ход урока: На предыдущем уроке домашним заданием была игра гаммы D-dur 2-х октавной основными штрихами. Непосредственную работу над штрихами начинаем с повторения группы штрихов, называемых «плавными» или «лежачими» - это detache, legato. Ученица исполняет упражнения 1 и 2 Г.Шрадика штрихом detache. Обращаем внимание на то, что для штриха detache характерны: плавные смены смычка и мягкое, но четкое начало каждого звука. Исполняя упражнения, добиваемся напевности звучания, следим за равномерным ведением смычка по струне в одной точке и плавными сменами. В зависимости от темпа и характера музыки detache может исполняться как всем смычком, так и различными его частями. При исполнении штрихов очень важно установить: в какой части смычка лучше звучит и легче получается данный штрих; как распределить движение смычка, чтобы все прозвучало с достаточной полнотой и выразительностью. Работа над штрихом legato ведется на упражнениях 3 и 4 Г.Шрадика. Legato в скрипичной игре есть не что иное, как уничтожение углов. Это - мягкий, округленный, непрерывный поток звуков. Основным условием выработки штриха legato является правильное распределение смычка. Работа над этим моментом ведется на исполнении 2-х октавной гаммы D-dur по 4, 6, 8, legato на смычок. Переходим к работе над следующей группой штрихов - отрывистые штрихи - martele, staccato и marcato. Играем гамму. При штрихе martele движение смычка по струне должно быть быстрым и легким, четкий акцент в начале звука должен достигаться, главным образом, при помощи внезапного и быстрого движения смычка с незначительным нажимом на струну. Штрих staccato полезно поучить на открытых струнах, начиная с 4-х стаккато на смычок (половинки - вниз, шестнадцатые - вверх), перейти к 8 стаккато (половинки - вниз, шестнадцатые - вверх. Далее играем штрих в гамме. Подобно martеle , staccato достигается относительно небольшим нажимом смычка на струну. Штрих marcato играем на целый смычок в гамме, а затем исполняем «Этюд №4» Н.Баклановой. Следующий штрих, так называемый «прыгающий» штрих - sautillé. Штрих «отрабатывается» на открытых струнах и гамме. Штрих выполняется, главным образом, движением кисти, со значительным участием предплечья, следует обратить внимание на мизинец, который регулирует ритм «падения» смычка на струну. Способ исполнения штриха sautillé имеет сходство с приемом короткого detache. Поэтому начинать его изучение следует с тренировки короткого detache на пустой струне. Закрепление навыка происходит на исполнении гаммы штрихом sautillé и пьесы «Вечное движение» Нат.Рубенштейн. Продолжаем работу над штрихами в «Концерте» О.Ридинга.

В заключение урока ученицей совместно с педагогом делается вывод о том, что различные штрихи получаются лучше всего в разных частях смычка. Это приводит к необходимости заботиться в целях достижения наибольшей выразительности о техническом удобстве их исполнения. Исходя из этих требований, задается домашнее задание, ставится оценка за урок.

Литература:

  1. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1964г.

  2. Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2, М., 1980г.

  3. Шальман С. Взаимодействие штриховых навыков в процессе формирования скрипичной техники. М., 1990г.



© 2010-2022